Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бухгалтерский баланс

Тема 3. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РФ.

1. Определение и состав финансовой отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ФЗ № 402 «О БУ»).

Все экономические субъекты должны составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетный год.

В РФ отчетный год совпадает с календарным годом, т. е. с 1 января по 31 де­кабря включительно.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Промежуточную отчетность (за период менее отчетного года) составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Как правило, это квартальная отчетность.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (требование полноты информации).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации включает:

· бухгалтерский баланс;

· отчет о финансовых результатах;

· приложения к ним (бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Бухгалтерская отчетность в РФ должна составляться на русском языке, в валюте РФ.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

2. Бухгалтерский баланс (bis — «дважды» и lans — «чаша весов»). Содержание актива и пассива баланса.

Бухгалтерский баланс — это система обобщенных и сгруппирован­ных данных об имуществе организации и источниках его формирова­ния в денежном выражении на определенную (отчетную) дату.

По своему строению баланс имеет вид двусторонней таблицы. В ле­вой части отражаются различные виды экономических ресурсов органи­зации, и эта часть называется актив. Правая часть баланса показывает величину собственных и заемных средств, вложенных в хозяйственную деятельность, и данная часть называется пассив.

Левая и правая части баланса должны быть абсолютно равны, так как показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по раз­ным признакам:

ü в левой части — по вещественному составу и функ­циональной роли,

ü в правой части — по источникам его образования, т. е. от кого и сколько получено средств.

Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника.

 

Основное балансовое уравнение:

v АКТИВЫ (экономические ресурсы) = КАПИТАЛ (собственный капитал + обязательства, т.е. заемный капитал)

 

Балансовое уравнение характеризует финансовое положение орга­низации.

Под финансовым положением понимается наличие у предприятия экономических ресурсов и противопоставленные им капитал и обяза­тельства на определенный момент времени.

Итог по правой и левой части баланса называют валютой бухгал­терского баланса.

Пример. Было учреждено предприятие с уставным капиталом 700 000 руб. В качестве вклада в уставный капитал учредителями было передано оборудование для использования в производственной деятельности — 400 000 руб. и денежные средства — 300 000 руб. Составим баланс:

 

Актив Пассив
Оборудование 400 000 Уставный капитал 700 000
Денежные средства 300 000  
БАЛАНС 700 000 БАЛАНС 700 000

 

Активы — это экономические ресурсы, находящиеся в собственно­сти и (или) распоряжении организации и использование которых может принести ей в будущем экономические выгоды.

Капитал — это совокупная величина вложений собственников ор­ганизации и резервов, накопленных самой организацией.

Обязательства — это общая сумма задолженности организации поставщикам экономических ресурсов. Кредиторы имеют преимуще­ственное право перед собственниками.

 

В результате осуществления хозяйственной деятельности органи­зации происходит непрерывное движение капитала, т. е. его кругообо­рот, в процессе которого экономические ресурсы меняют свою форму и величину.

В зависимости от стадии кругооборота меняются объекты бухгалтерского учета:

 

Стадии хозяйственной деятельности (кругооборота капитала) Объекты бухгалтерского учета
Приобретение - денежные средства, вкладываемые в средства производства; - материа­лы; - расчеты с поставщиками и другими контрагентами
Производство - израсходованные средства и предметы труда; - расчеты с персоналом по оплате труда; - рас­четы по налогам и сборам; - прочие расчеты
Продажа - готовая продукция; - денежные средства

 

Каждая часть баланса состоит из разделов. Каждый раздел включа­ет в себя определенные статьи.

Статья баланса – это экономически однородный вид имущества в активе или источники формирования имущества в пассиве.

 

Актив бухгалтерского баланса обычно подразделяется на следую­щие разделы:

• внеоборотные активы;

• оборотные активы.

Внеоборотные активы — активы со сроком полезного использова­ния более 1 года. В состав внеоборотных активов входят:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• долгосрочные финансовые вложения;

• прочие внеоборотные активы.

Основные средства — здания, сооружения, машины и оборудование, инструменты, вычислительная техника, транспортные средства, зе­мельные участки и другие средства.

Нематериальные активы — исключительные права, связанные с объектами интеллектуальной собственности (промышленные образ­цы, произведения искусства, товарные знаки, фирменные наименова­ния, программы для ЭВМ, базы данных, литературные произведения, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты - НИОКР).

Долгосрочные финансовые вложения — это вложения организации своих денежных средств в активы, не связанные с основной деятель­ностью, сроком более 1 года (долевые и долговые ценные бумаги, де­позитные вклады в коммерческих банках, займы, предоставленные другим организациям).

Оборотные активы — денежные средства и прочие активы, которые будут обращены в деньги в течение 1 года или обычного операцион­ного цикла, если его продолжительность превышает 12 мес. В состав оборотных активов входят:

• запасы;

• дебиторская задолженность;

• краткосрочные финансовые вложения;

• денежные средства;

• расходы будущих периодов;

• прочие оборотные активы.

Запасы — это сырье, материалы, незавершенное производство, гото­вая продукция, товары.

Дебиторская задолженность — это задолженность физических и юридических лиц перед организацией. В частности, задолженность по­купателей за отгруженные им товары, оказанные услуги; задолженность работников, получивших авансом наличные суммы на определенные цели; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал; век­селя к получению, авансы выданные.

Краткосрочные финансовые вложения — это вложения организацией своих денежных средств в активы, не связанные с основной деятельно­стью, сроком до 1 года.

Расходы будущих периодов — расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (предоплата за использование лицензированных компьютерных про­грамм, за обучение и др.).

Денежные средства — наличные деньги и денежные документы в кас­се организации, безналичные деньги на счетах в банке.

 

Пассив бухгалтерского баланса обычно подразделяется на следую­щие разделы:

• капитал и резервы;

• долгосрочные обязательства;

• краткосрочные обязательства.

Капитал организации сложная величина, включающая ряд со­ставляющих:

• вложения учредителей;

• резервы, накопленные организацией в процессе деятельности.

Уставный капитал — показываемая в соответствии с учредитель­ными документами сумма средств, вложенная учредителями для обеспечения уставной деятельности. Как правило, уставный капитал представляет собой постоянную часть капитала, величина которого остается неизменной на протяжении длительного времени.

Резервы включают:

• добавочный капитал;

• резервный капитал;

• нераспределенную прибыль.

Резервы изменяются из года в год, что делает их переменной частью капитала. Их величина в основном зависит от полученного организа­цией финансового результата, а также от решения собственников о его распределении.

Добавочный капитал — эмиссионный доход акционерных компа­ний, дооценка основных средств.

Резервный капитал — часть нераспределенной прибыли, направляе­мая на определенные цели: например, на покрытие убытков, на пога­шение облигаций, на выкуп собственных акций.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) — накопленная величина чистой прибыли (убытка) за вычетом любых распределений, сделанных из нее.

Долгосрочные обязательства — все обязательства, которые не от­носятся к краткосрочным обязательствам. В состав долгосрочных обя­зательств входят:

• кредиты и займы;

• прочие долгосрочные обязательства.

Долгосрочные кредиты и займы — выданные векселя, полученные кредиты банков, выпущенные облигации на срок более 12 мес. с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате про­центов.

Краткосрочные обязательства это обязательства, срок погашения которых не более 12 мес. после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 мес. В состав краткосроч­ных обязательств входят:

• кредиты и займы;

• кредиторская задолженность;

• доходы будущих периодов;

• резервы предстоящих расходов;

• прочие краткосрочные обязательства.

Краткосрочные кредиты и займы — выданные векселя, полученные кредиты банков на срок менее 12 мес. с учетом причитающихся на ко­нец отчетного периода к уплате процентов.

Кредиторская задолженность — задолженность перед поставщика­ми и подрядчиками, задолженность перед персоналом организации, задолженность по налогам и сборам, авансы полученные, задолжен­ность перед прочими кредиторами.

Доходы будущих периодов — доходы, полученные в текущем отчет­ном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Резервы предстоящих расходов — на оплату отпусков работников, на ремонт основных средств, на гарантийное обслуживание, на оплату вознаграждений за выслугу лет, на осуществление природоохранных мероприятий, на покрытие иных затрат.

Пример. Создано предприятие с уставным капиталом 500 000 руб. В ка­честве вклада в уставный капитал учредителями было передано обору­дование для использования в производственной деятельности на сумму 200 000 руб. и денежные средства в размере 300 000 руб. Руководством предприятия был взят кредит в банке на сумму 100 000 руб. на 9 мес. Составим баланс:

 

Актив Пассив
Внеоборотные активы: Основные средства   200 000 Капитал: Уставный капитал   500 000
Оборотные активы: Денежные средства   400 000 Краткосрочные обязательства: Займы и кредиты   100 000
ИТОГО 600 000 ИТОГО 600 000

 

После получения кредита организация получила от постав­щика и оплатила различные материалы на сумму 150 000 руб. Теперь баланс имеет вид:

 

Актив Пассив
Внеоборотные активы: Основные средства   200 000 Капитал: Уставный капитал   500 000
Оборотные активы: Материалы Денежные средства   150 000 250 000 Краткосрочные обязательства: Займы и кредиты   100 000
ИТОГО 600 000 ИТОГО 600 000

 

В РФ все активы и пассивы организации пред­ставлены в балансе в сгруппированном виде.

Активы сведены в два раздела, расположенные в порядке возрастания ликвидности:

– в разде­ле I (внеоборотные активы) представлены наименее ликвидные активы,

– в разделе II (оборотные активы) — активы с высокой ликвидностью.

В пассиве баланса три раздела:

– в разделе III пассива представлены собственные источники образования имуще­ства — капитал и резервы,

– в разделе IV — долгосрочные обязательства,

– в разделе V — краткосрочные обязательства.

 

Классификация бухгалтерских балансов:

По времени составления бухгалтерские балансы можно разделить на:

вступительный баланс — первый баланс, составляемый в начале
деятельности хозяйствующего субъекта;

начальный и отчетный балансы — отчеты о финансовом состоя­нии организации на начало и конец каждого отчетного года. Они
составляются на основе проверенных бухгалтерских данных;

промежуточный (квартальный) баланс — баланс, который состав­ляется за отчетные периоды нарастающим итогом;

ликвидационный баланс — баланс для характеристики имуществен­ного состояния организации, который составляется на дату пре­кращения ее деятельности как юридического лица.

 

По объему данных бухгалтерские балансы подразделяются на:

индивидуальный баланс, отражающий финансовое состояние отдель­но взятого юридического лица на определенный момент времени;

консолидированный (сводный) баланс, характеризующий финан­совое состояние группы юридических лиц (рассматриваются как
один хозяйствующий субъект).

3. Отчет о финансовых результатах (о прибылях и убытках).

Отчет о прибылях и убыткахпоказывает финансовый результат дея­тельности организации за отчетный период.

Финансовый результат (прибыль или убыток) определяется как разница между доходами и расходами отчетного периода.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы разделены на две основные группы:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие доходы и расходы.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности включают:

• выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за
минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогич­ных обязательных платежей);

• себестоимость проданных товаров, продукции, работ;

• коммерческие;

• управленческие расходы.

Прочие доходы и расходы включают:

· проценты (к получению, к уплате) по кредитам, зай­мам, депозитам, облигациям ;

· прочие доходы и расходы (результаты от покупки (продажи) имущества организа­ции; арендные платежи; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; курсовые разницы; суммы переоценки акти­вов; результаты последствий чрезвычайных обстоятельств (сти­хийные бедствия, аварии, пожар, страховые возмещения) и др.

Виды прибыли и убытков, показываемые в отчете:

валовая прибыль — разность между выручкой от продаж и себе­стоимостью продаж;

прибыль (убыток) от продаж — разность между выручкой от про­даж и суммой себестоимости, коммерческих и управленческих
расходов;

прибыль (убыток) до налогообложения — прибыль (убыток) от про­даж ± прочие доходы и расходы;

чистая прибыль (убыток) — разность между прибылью (убыт­ком) до налогообложения и величиной налога на прибыль в теку­щем отчетном периоде.


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 21. Русский язык начала ххi в | Завдання 2. Згрупувати засоби підприємства та джерела їх утворення за класифікаційними групами та скласти пробний баланс підприємства „Консервна фабрика”. Об’єкти

Date: 2015-11-13; view: 451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию