Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Итальянская модель
Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам более близка к «рейнской», чем к англо-американской модели. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.
Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительств крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы госу-
дарственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 90-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80%.
Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчались успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.
В начале 90-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет Процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели При усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС.
Экономика Италии в 2004—2005 гг. в отличие от других европейских стран практически не улучшила свои макроэкономические показатели (темпы прироста ВВП в 2005 г. находились на нулевой отметке, продолжают снижаться темпы прироста производства промышленной продукции, растут безработица и дефицит государственного бюджета). По прогнозам аналитиков, в 2006 г. ожидается увеличение темпов прироста ВВП до 1,4% и снижение инфляции до 2%. Экономика Италии характеризуется высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса в стране. Около 70% рабочих мест в Италии обеспечивают компании с численностью персонала менее 50 чел. Индивидуальные предприниматели, развивающие семейный бизнес, составляют 30% всех занятых в экономике страны. Итальянские законы наиболее благоприятствуют созданию небольших молодежных фирм. Экспорт продукции итальянских малых и средних фирм в 2 раза превышает показатели по аналогичным предприятиям во Франции. На базе высокой концентрации небольших компаний, функционирующих в одном сегменте бизнеса, возникают кластеры — специализированные производственные зоны. Например, сотни компаний - производителей чулок и колготок, в том числе «Nerino Grassi», которая известна в России под маркой «Golden Lady», сосредоточены в зоне Castelgofredo et Casglione delle Stivere. Co второй половины 90-х гг. итальянская экономика переживает ряд глубоких структурных преобразований, которые осуществляются пол влиянием двух диаметрально противоположных тенденции. С одной стороны, страна все глубже вовлекается в процесс европейской интеграции, что предполагает конвергенцию экономических структур и методов хозяйственного управления согласно указаниям ЕС. С другой стороны. Италии приходится адаптироваться к требованиям рынка «XXI века», которые трактуются с позиции поддержки американской стратегии роста. Европейская и американская модели экономического роста различаются методами управления корпоративной собственностью и приоритетами социальной политики. Европейская модель экономического роста обусловлена следующими факторами: • наличием мощного кооперативного сектора, обладающего особым хозяйственно-правовым статусом, который играет ведущую роль в продвижении итальянских товаров на мировые рынки. Экономика ряда районов страны построена как кооперативная сеть «индустриальных округов»; • наличием сильной социальной составляющей в системе мер государственного регулирования экономики, что связано, во-первых, с проблемой безработицы (свыше 9% активного населения), во-вторых, с проблемой отставания в экономическом развитии Юга Италии от северных провинций страны; • влиянием социальной доктрины и католической церкви на моральные принципы предпринимательской деятельности. В пользу американской модели развития экономики свидетельствуют следующие факторы: • глобализация мировой экономики; • американизация хозяйственного мышления (частная инициатива, предприимчивость, инновационные наработки и др.): • политика по перестройке национальных систем государственного регулирования (ослабление роли государства в регулировании экономики). Наличие двух групп факторов экономического роста обусловливает необходимость поиска оптимального пути развития, что прослеживается по всем основным направлениям экономических реформ: 1) реформа хозяйственного управления. Одним из основных направлений реформы является либерализация управления корпоративной собственностью. Италия характеризуется высокой степенью концентрации капитала у семейных групп, имеющих пирамидальную структуру и контролирующих значительную часть национальной экономики через финансовые холдинги. Ведущие позиции занимают семейные группы Аньелли, Пирелли, Пезенти, Танци, контролирующие монополии «Фиат», «Пирелли», «Италчементи» др. В ряде ведущих монополистических групп происходит процесс передачи управления компании профессионалам: на руководящие должности приглашаются высококвалифицированные специалисты, не связанные родственными отношениями с собственниками компании. Другим направлением реформы хозяйственного управления является дерегулирование итальянского рынка (в начале 90-х гг. государственные предприятия производили 1/3 ВВП). Неэффективность системы госуправления, выразившаяся в росте дефицита бюджета и государственного долга, подстегнула процесс приватизации. В настоящее время полной или частичной приватизации подверглись более 30 крупных предприятий госсектора, в том числе «Телеком» (1,5 млн акционеров), энергетические группы ЭНИ и ЭНЭЛ, страховая компания ИНА и др. Акционирована и выведена за рамки госсектора национальная сеть железных дорог; 2) административная реформа регионального управления ставит целью реализацию бюджетного федерализма, что дает больше прав региональным и местным органам власти и усиливает их ответственность за пополнение и расходование бюджета. Это делается с целью сокращения дефицита государственного бюджета до уровня 3% ВВП; 3) финансовая реформа. Изменения в банковской системе опираются на разработанное в соответствии с рекомендациями ЕС новое банковское законодательство, которое создало основу для введения в практику заимствования модели универсального банка и инвестиционной компании, новые финансовые инструменты. Реформа заметно оживила рынок капитала. Этому также способствовала биржевая активность малых и средних предприятий; 4) налоговая реформа направлена на упрощение действующей системы налогообложения и поощрение инвестиционной деятельности; 5) реформирование рынка труда связано с реализацией комплекса структурных преобразований, которые включают дифференциацию ставок заработной платы, использование «местных» контрактов на Юге, введение новой трехлетней системы налоговых льгот, увеличение вложений в человеческий капитал за счет удлинения сроков школьного обучения и др.: 6) земельная реформа в Италии способствует концентрации земельного фонда и повышению его эффективности. Она включает следующие направления: продажу земли на основе небольшого выкупа с 30-летней отсрочкой платежа при уплате 3,5% годовых: конфискацию излишков земли у крупных собственников с компенсацией в виде 5%-ных ценных бумаг сроком на 25 лет; поощрение создания крупных рентабельных хозяйств и кооперативов по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Таким образом, реформирование экономики Италии направлено на поддержание стабильного экономического роста и решение социальных и региональных проблем. Однако для Италии актуальными по-прежнему остаются такие проблемы, как сохранение единства страны за счет преодоления экономического разрыва между Севером, Центром и Югом, организованная преступность и коррупция. Проблема «Север-Юг»: история вопроса и направления решения В Италии существует проблема, связанная с дифференциацией экономического развития, с одной стороны, промышленных областей Севера и Центра страны, а с другой - аграрного Юга. Проблема «Север — Юг» возникла во второй половине XIX в., когда Италия была раздроблена на отдельные княжества. Север и Центр Италии находились на стадии индустриализации и характеризовались как промышленные районы, тогда как Юг оставался во власти феодального строя и отставал в своем развитии от Севера. Разрыв между регионами по уровню экономического развития в XX в характеризуется следующими причинами: 1) процессы первоначального накопления капитала и индустриализации Юга тормозились из-за сохранения феодальных отношений в сельском хозяйстве, в то время как на Севере они шли достаточно быстрыми темпами. Таким образом, хотя объединение страны и ускорило развитие капитализма в Италии, но происходило оно на Севере и на Юге страны по-разному; 2) слабая индустриализация Юга способствовала превращению его в поставщика дешевой рабочей силы на промышленные предприятия Севера. Юг являлся также рынком сбыта товаров, произведенных в северных районах. Замедленное развитие капиталистических отношений Юга Италии привело к тому, что его хозяйственная система стала еще более отсталой; 3) Вторая мировая война еще больше обострила региональную проблему Италии. Национальное богатство страны сократилось на треть, морской флот был практически уничтожен, разрушены жилые и общественные здания, мосты, порты. Большие убытки понесло сельское хозяйство. Тем не менее на Севере Италии сохранилось производство, тогда как хозяйственная жизнь Юга Италии была полностью парализована. По всем экономическим показателям наблюдалось значительное отставание южного региона от северного; 4) земли южного региона по большей части неплодородные, практически не пригодные для сельского хозяйства; 5) сложная демографическая ситуация: рождаемость на Юге Италии примерно в 1,5 раза выше, чем на Севере; 6) углубление европейской интеграции еще более усиливает разрыв между двумя экономическими регионами. Если Север Италии может рассчитывать на дальнейшее процветание в едином европейском рынке, то Юг, живущий на субсидии, может оказаться в еще более тяжелом положении. Активизация процесса разрешения проблемы «Север — Юг» началась в 50—60-е гг. XX в. В этот период был разработан «план Ванони», который включал следующие направления: • активизацию роли государства в проведении индустриализации Юга; • создание в определенных районах Юга дополнительных промышленных мощностей, которые обеспечили бы привлечение, частного капитала; • организацию «кассы Юга», в которую отчислялись бы средства предприятиями Северной Италии, а направлялись на развитие частного предпринимательства. Однако полностью реализовать «план Ванони» не удалось из-за частой смены правительства и изменений экономических приоритетов. Разрыв в экономическом развитии между Севером и Югом продолжает увеличиваться. Если в 1980 г. уровень доходов на Юге составлял 59% уровня доходов Севера, то в 90-е гг. этот показатель снизился до 50%. Доля безработных экономически активного населения в конце 90-х гг. составляла на Севере 9%, на Юге- 19.5%. Для сокращения разрыва между Севером и Югом Италии необходимо решить ряд взаимосвязанных проблем: 1) укрепление и развитие производства на Юге страны. Хотя правительство инвестирует строительство новых крупных предприятий, но средств явно недостаточно: 2) безработица и миграция населения из южных районов. Отсутствие необходимого количества рабочих мест в промышленности и сфере услуг способствует эмиграции семей безработных в северные районы Италии и страны Западной Европы; 3) развитие малого и среднего бизнеса. Большинство малых предприятий Юга обладают слабой конкурентоспособностью, крупные же государственные предприятия Юга еще не сумели выйти на мировые рынки. Итальянские и иностранные ТНК не склонны вкладывать капитал в производственную и научно-техническую деятельность на Юге из-за отсутствия там надежных партнеров, неразвитости инфраструктуры, а также острой криминальной ситуации. Поэтому деловые крути страны делают ставку на развитие рекреационного бизнеса, так как индустрия такого рода является наименее капиталоемкой и наиболее прибыльной, следовательно, ее развитие должно привлечь на Юг иностранные капиталы, туристов из Западной Европы, США. и других стран; 4) поиск эффективных путей использования сельскохозяйственных угодий и сокращение частного землевладения; 5) проблема теневой экономики и криминальной деятельности Юга Италии. Реализуется установка малого бизнеса на «прозрачность» как атрибут делового имиджа фирмы. В борьбе с криминальной деятельностью проводятся операции с целью снижения влияния мафии на политическую и экономическую жизнь страны; 6) привлечение финансовых, индустриальных, научно-технических и других ресурсов западноевропейских стран, и прежде всего членов ЕС, к решению региональной проблемы Италии.
Date: 2015-11-13; view: 4048; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|