Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевая деятельность в условиях речевого взаимодействия
Речевая деятельность – это активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения (Зимняя, 1985). Речевая деятельность – это процесс реализации мысли в слове. Однако речевая деятельность, помимо собственно лингвистических особенностей, имеет характеристики, присущие любой деятельности, что важно для нее в условиях взаимодействия. Речевая деятельность носит социальный характер, поскольку она является частью общественной деятельности человека. Социальный характер речевой деятельности проявляется и в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). Значит, реально процесс речевой деятельности является всегда одной из составляющих двустороннего процесса речевого взаимодействия. А речевая деятельность одного человека в условиях взаимодействия осуществляется в связи с речевой деятельностью другого и при участии их совместного мышления, воли, эмоций, знаний, памяти. В речевом взаимодействии, помимо непосредственных участников – говорящего (S-субъект) и слушающего (А- адресат), обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией (обозначим его символом D -действительность, поскольку этот компонент связан со знаниями о реальной действительности). Для речевой коммуникации необходимо еще знание языка (L- язык). И, наконец, необходима сама речевая деятельность (V) как та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (D) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим. Речевая деятельность оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные его участники. Представим это наглядно:
L (язык)
V (речевая деятельность) (субъект)S -------------------------------------------------------------------- A(адресат)
D (предмет речи, объект действительности)
Данная схема отражает механизм речевого взаимодействия, но отражает его на уровне так называемого речевого акта. Принято выделять следующие акты в речевой деятельности субъекта и адресата: · (субъект) (адресат) · порождение прогнозирование · говорение (письмо) аудирование · как восприятие и понимание · аудирование реагирование как говорение · как восприятие и понимание (письмо)
Последовательность и набор речевых актов зависят от речевого события и включенной с него речевой ситуации, в которой будет происходить речевое взаимодействие. Рассмотрим, например, несколько различных ситуаций: устройство на работу, реализация изготовленной продукции, участие в конференции. В первом случае речевая деятельность будет представлена набором речевых актов, характерных для ответных реплик в официальном (устном) диалоге, во втором – монолог (или развернутая инициирующая реплика в диалоге) агитационного характера, в третьем –это письменный (или устный) монолог в виде текста научного характера. Различная комбинация речевых актов создает все многообразие видов речевой деятельности и, естественно, речевого взаимоотношения.
Речевая деятельность, как любая другая деятельность, представляет собой процесс, а значит, имеет этапы. Этапы речевой деятельности не зависят от набора речевых актов и в основном остаются одними и теми же, как в речи субъекта, так и в речи адресата. К числу таких этапов речевой деятельности относят: · первый этап - внутренний план; · второй этап - структурирование вербального взаимодействия; · третий этап - обратная связь, или реагирование На первом этапе внутреннего планирования происходит обдумывание речевой деятельности. Человек, если он хочет добиться успеха, должен прежде всего сориентироваться в сложившихся жизненных обстоятельствах, осознать, что может привести к успеху, чем следует руководствоваться. На втором этапе происходит структурирование, формирование словесного (вербального) взаимодействия: из памяти извлекаются нужные слова, грамматические формы, синтаксические модели. Механизм порождения речи, к сожалению, еще недостаточно изучен, однако существует много правил и рекомендаций того, как правильно организовать вербальное взаимодействие. Речевая деятельность в условиях взаимодействия чаще всего преследует какую-либо цель, поэтому важен результат. О результате судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное (написанное) и реагируют на него. В качестве обратной связи может быть речь адресата (вербальная реакция), а может быть и невербальная реакция: мимика, жест, кивок головы, выражение лица. Обратная связь очень важна при взаимодействии, т.к. она служит оценкой речи говорящего, а также стимулом для дальнейшей коммуникации.
Date: 2015-11-13; view: 1386; Нарушение авторских прав |