Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочтите текст и выполните задания (25 баллов)





Я возвращался с охоты и шёл по аллеи сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и стала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой открытой пасти.

Он пригнул спасать, он заслонил собой своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

И всё-таки он не мог усидеть на своей, безопасной ветке…

Сила, сильнее его воли, сбросила его от туда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговения.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С. Тургенев «Воробей»).

1) Найдите в тексте фактуальную, концептуальную и имплицитную (скрытую, подтекстовую) информации (6*3-18 баллов)

2) Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия (связность текста) (7б.)?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что нужно взять с собой, отправляясь в жизненный путь»

*Постарайтесь широко представить свой круг чтения

 

Всего: 100 б.


11 класс

1-й уровень (3 задания по 4, 10, 16 баллов соответственно = 30 баллов)

1.1. Решите литературоведческую задачу (4балла).

Какую стилистическую фигуру использует М,Ю,Лермонтов в четвёртой строке фрагмента?

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты других,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснывших очей.

1.2. Выполните задание (4*2,5=10 баллов). В приведённом тексте выделите устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и объясните их значения. Подберите для них синонимы из активного словарного запаса русского языка.

«Не по честному делу приехал, - казнясь, думал посол. – После такого посольства в монастыре грехи отмаливать надоть. Безбожное дело задумал царь». …Когда посольство представлялось королю, боярин Воронцов преподнёс от себя дьяк Курган - три сорока соболей… Надеясь богатый отдарок, а вышло курам на смех. (К.С.Бадигин)

1.3. Выполните задание (4*4=16 баллов).

Прочтите стихотворение В.Хлебникова, выпишите слова-окказионализмы, установите, по каким словообразовательным и морфемным моделям они образованы (запишите эти модели для каждого случая), найдите среди слов литературного языка построенные по данной модели.

Там, где жил свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая лёгких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая лёгких времирей.

В беспорядке диком теней,

Закружились, зазвенели

Стая лёгких времирей.

Стая лёгких времирей!

Ты поюна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Слава лёгких времерей!

2-й уровень (2 задания по 20 = 40 баллов)

2.1. Прочитайте текст стихотворения М.Цветаевой, которое посвящено Б.Пастернаку, и выполните задания (7+3+10=20 баллов).

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не расс о рили – рассор и ли,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: вёрсты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж – ну который - март?!

Разбили нас как колоду карт!

24 марта 1925

1.1 Найдите в тексте стихотворение гомеологию*, выпишите все слова, относящиеся к гомеологическому ряду, выделите в них повторяющуюся морфему. (7 баллов)

1.2 Обратите внимание на слово, которое написано неправильно с точки зрения орфографии, выскажите своё предположение о причинах такого написания именно данного слова.

1.3 Определить какой общий элемент смысла нагнетается путём повтора морфемы, какие эмоции, какое психологическое состояние лирической героини создаётся употреблением гомеологии. Ответ Аргументируйте (10 баллов).

*Гомеология – морфемный повтор, состоящий в нагнетании однокоренных или одноструктурных слов: СУПЕРскидки на Супертелефон! (реклама).

2.2. Прочитайте текст и выпишите задания (3+3+3+5+3+3=20 баллов).

Не залейте об нас, ведь и мы никого не жалели. Это не правда. Это - гордыня. И поэтому, создавший эти строки, был горд. И защищался. За этими строками всё кричит: жалейте нас, сострадайте… Плачте с нами, не отпускайте… Держите нас на поверхности своей жалостью.

В.Токарева. «Телохранитель»

1. К какому типу принадлежит текст (описание, рассуждение, повествование)?

2. Что в тексте создаёт экспрессию в большей степени - лексика или синтаксис? Ответ аргументируйте.

3. Какие предложения являются самыми экспрессивными и почему?

4. Определите наклонение и время (где это возможно) глаголов.

5. Являются ли оправданными повторы слов и употребление однокоренных слов в тексте?

6. Какое значение в тексте имеет знак многоточие?

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 30 баллов)

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Что такое культурная память? Может ли существовать общество без культурной памяти?»

*Постарайтесь широко представить свой круг чтения

 

Всего: 100 б.

 

 

Date: 2015-11-13; view: 563; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию