Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Говорение и письмо





· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов;

самостоятельной работы обучающегося 99 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 18
в том числе:  
практические занятия 18
контрольные работы  
Самостоятельная работа студента (всего) 99
в том числе: подготовка реферата внеаудиторная самостоятельная работа 3
96
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Введение        
  Содержание учебного материала  
  Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.  
Самостоятельная работа обучающихся: отбор материала для работы над рефератом    
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.    
Тема 1.1. Сущность языка и речи Содержание учебного материала  
  Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.    
Самостоятельная работа обучающихся: отбор материала для работы над рефератом    
Тема 1.2. Функциональные стили речи Содержание учебного материала  
  Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера его использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, автобиография и др.    
Самостоятельная работа обучающихся: написание автобиографии, резюме    
Содержание учебного материала  

 

    Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.      
Самостоятельная работа обучающихся: подбор и анализ текстов, свойственных публицистическому и художественному стилям речи    
Тема 1.3. Текст и его структура Содержание учебного материала  
  Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.    
Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата по выбранной теме    
Тема 1.4. Функционально-смысловые типы речи Содержание учебного материала  
  Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.    
Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата по выбранной теме    
Раздел 2. Лексика и фразеология.    
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка Содержание учебного материала  
  Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.    
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров выразительных средств языка    
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления Содержание учебного материала  

 

    Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.      
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров профессионализмов, подбор примеров лексики, обозначающей предметы и явления традиционного русского быта    
Тема 2.3. Фразеологизмы Содержание учебного материала  
  Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.    
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров русских пословиц и поговорок по различным темам    
Тема 2.4. Лексические нормы Содержание учебного материала  
  Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.  
Самостоятельная работа обучающихся: редактирование предложений с лексическими ошибками и ошибками в употреблении фразеологических единиц    
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.    
Тема 3.1. Фонетические единицы языка Содержание учебного материала  
  Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.    

 

  Самостоятельная работа обучающихся: определение ударения в словах по орфоэпическому словарю.    
Тема 3.2. Орфография Содержание учебного материала  
  Правописание безударных гласных. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.  
Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста -  
Содержание учебного материала -
  Правописание звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.  
Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста -  
Содержание учебного материала -
  Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок.  
Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста    
Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.    
Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова Содержание учебного материала  
  Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.      
Самостоятельная работа обучающихся: морфемный и словообразовательный анализ слов    
Тема 4.2. Орфография Содержание учебного материала    
  Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -. Правописание сложных слов.  
Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста.    
Раздел 5. Морфология и орфография.    
Тема 5.1. Имя существительное Содержание учебного материала  
  Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.    
Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор существительных    
Тема 5.2. Имя прилагательное Содержание учебного материала  
  Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.    
Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор прилагательных    
Тема 5.3. Имя числительное Содержание учебного материала  
  Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.  
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров по употреблению числительных в речи    
Тема 5.4. Местоимение Содержание учебного материала  
  Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.    
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров с местоимениями в качестве средства связи в предложении.    
Тема 5.5. Глагол Содержание учебного материала  
  Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.    

 

  Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста    
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола Содержание учебного материала  
  Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.    
Самостоятельная работа обучающихся: орфографический и пунктуационный анализ текста    
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола Содержание учебного материала  
  Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.    
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Тема 5.8. Наречие Содержание учебного материала  
  Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.    
Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.    
Тема 5.9. Слова категории состояния Содержание учебного материала  
  Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.    
Самостоятельная работа обучающихся:нахождение в тексте слов категории состояния.    
Раздел 6. Служебные части речи.    
Тема 6.1. Предлог как часть речи. Содержание учебного материала  
    Предлог как часть речи.Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.  
  Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.      
Тема 6.2 Союз как часть речи Содержание учебного материала  
  Союз как часть речи.Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.  
Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.    
Тема 6.3. Частица как часть речи Содержание учебного материала  
  Частица как часть речи.Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.  
Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.    
Тема 6.4. Междометия и звукоподражательные слова Содержание учебного материала  
  Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.  
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров с междометиями в различных литературных источниках.    
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.    
Тема 7.1. Словосочетание Содержание учебного материала  
  Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.  
Самостоятельная работа обучающихся: синтаксический разбор словосочетаний.    
Тема 7.2. Простое предложение Содержание учебного материала  
  Виды предложений по цели высказывания: восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.  
  Самостоятельная работа обучающихся: синтаксический разбор предложений.    
Тема 7.3. Осложненное простое предложение Содержание учебного материала  
  Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.  
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Содержание учебного материала  
  Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление приложений Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.  
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Содержание учебного материала  
  Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии.  
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Содержание учебного материала  
  Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.  
Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров и оформление цитат.    
Тема 7.4. Сложное предложение Содержание учебного материала  
  Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.  
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Содержание учебного материала  
  Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.  
Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.    
Содержание учебного материала  
      Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.    
  Контрольная работа по разделам рабочей программы    
  Самостоятельная работа обучающихся: определение видов связи в предложении, анализ структуры текста.  
    Всего:    

 


Date: 2015-11-13; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию