Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Говорение и письмо
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 99 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 18
| в том числе:
|
| практические занятия
| 18
| контрольные работы
|
| Самостоятельная работа студента (всего)
| 99
| в том числе:
подготовка реферата
внеаудиторная самостоятельная работа
| 3
| 96
| Итоговая аттестация в форме экзамена
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование
разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
| Введение
|
|
|
| | Содержание учебного материала
|
|
| Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: отбор материала для работы над рефератом
|
|
| Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.
| |
| Тема 1.1. Сущность языка и речи
| Содержание учебного материала
|
|
| Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: отбор материала для работы над рефератом
|
|
| Тема 1.2. Функциональные стили речи
| Содержание учебного материала
|
|
| Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера его использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, автобиография и др.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: написание автобиографии, резюме
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор и анализ текстов, свойственных публицистическому и художественному стилям речи
|
|
| Тема 1.3. Текст и его структура
| Содержание учебного материала
|
|
| Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата по выбранной теме
|
|
| Тема 1.4. Функционально-смысловые типы речи
| Содержание учебного материала
|
|
| Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: написание реферата по выбранной теме
|
|
| Раздел 2. Лексика и фразеология.
|
|
| Тема 2.1. Слово в лексической системе языка
| Содержание учебного материала
|
|
| Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров выразительных средств языка
|
|
| Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров профессионализмов, подбор примеров лексики, обозначающей предметы и явления традиционного русского быта
|
|
| Тема 2.3. Фразеологизмы
| Содержание учебного материала
|
|
| Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров русских пословиц и поговорок по различным темам
|
|
| Тема 2.4. Лексические нормы
| Содержание учебного материала
|
|
| Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: редактирование предложений с лексическими ошибками и ошибками в употреблении фразеологических единиц
|
|
| Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
| |
| Тема 3.1. Фонетические единицы языка
| Содержание учебного материала
|
|
| Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: определение ударения в словах по орфоэпическому словарю.
|
|
| Тема 3.2. Орфография
| Содержание учебного материала
|
|
| Правописание безударных гласных. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста
| -
|
| Содержание учебного материала
| -
|
| Правописание звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста
| -
|
| Содержание учебного материала
| -
|
| Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста
|
|
| Раздел 4. Морфемика. Словообразование. Орфография.
| |
| Тема 4.1. Морфема как значимая часть слова
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: морфемный и словообразовательный анализ слов
|
|
| Тема 4.2. Орфография
| Содержание учебного материала
|
|
| Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -. Правописание сложных слов.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: офографический анализ текста.
|
|
| Раздел 5. Морфология и орфография.
| |
| Тема 5.1. Имя существительное
| Содержание учебного материала
|
|
| Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор существительных
|
|
| Тема 5.2. Имя прилагательное
| Содержание учебного материала
|
|
| Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: морфологический разбор прилагательных
|
|
| Тема 5.3. Имя числительное
| Содержание учебного материала
|
|
| Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров по употреблению числительных в речи
|
|
| Тема 5.4. Местоимение
| Содержание учебного материала
|
|
| Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров с местоимениями в качестве средства связи в предложении.
|
|
| Тема 5.5. Глагол
| Содержание учебного материала
|
|
| Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста
|
|
| Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола
| Содержание учебного материала
|
|
| Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический и пунктуационный анализ текста
|
|
| Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола
| Содержание учебного материала
|
|
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Тема 5.8. Наречие
| Содержание учебного материала
|
|
| Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.
|
|
| Тема 5.9. Слова категории состояния
| Содержание учебного материала
|
|
| Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся:нахождение в тексте слов категории состояния.
|
|
| Раздел 6. Служебные части речи.
| |
| Тема 6.1. Предлог как часть речи.
| Содержание учебного материала
|
| |
| Предлог как часть речи.Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.
|
|
| Тема 6.2 Союз как часть речи
| Содержание учебного материала
|
|
| Союз как часть речи.Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.
|
|
| Тема 6.3. Частица как часть речи
| Содержание учебного материала
|
|
| Частица как часть речи.Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: орфографический анализ текста.
|
|
| Тема 6.4.
Междометия и звукоподражательные слова
| Содержание учебного материала
|
|
| Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров с междометиями в различных литературных источниках.
|
|
| Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.
| |
| Тема 7.1. Словосочетание
| Содержание учебного материала
|
|
| Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: синтаксический разбор словосочетаний.
|
|
| Тема 7.2. Простое предложение
| Содержание учебного материала
|
|
| Виды предложений по цели высказывания: восклицательные предложения.
Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: синтаксический разбор предложений.
|
|
| Тема 7.3. Осложненное простое предложение
| Содержание учебного материала
|
|
| Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Обособление приложений Обособление дополнений. Обособление обстоятельств.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при междометии.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подбор примеров и оформление цитат.
|
|
| Тема 7.4. Сложное предложение
| Содержание учебного материала
|
|
| Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
| Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
|
| Самостоятельная работа обучающихся: пунктуационный анализ текста.
|
|
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
|
|
|
| Контрольная работа по разделам рабочей программы
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: определение видов связи в предложении, анализ структуры текста.
|
|
|
| Всего:
|
|
|
Date: 2015-11-13; view: 833; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|