Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знаки препинания при прямой речи
1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и. П р и м е р. «Что, слепой? — сказал женский голос,— буря сильна; Янко не будет». — «Янко не боится бури»,— отвечал тот.— «Туман густеет»,— возразил опять женский голос с выражением печали. (Л.) 2. После слов автора перед началом прямой речи ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы. Пример. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!» (Л.) П р и м е ч а н и е. В печати прямая речь, стоящая после слов автора, иногда начинается с абзаца. В этом случае перед прямой речью ставится тире. Пример. Казбич нетерпеливо прервал его: — Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне! (Л.) 3. После прямой речи перед словами автора ставится либо з а п я т а я, либо з н а к в о с к -л и ц а т е л ь н ы й, либо з н а к в о п р о с и т е л ь н ы й, либо м н о г о т о ч и е и после любого из этих знаков — т и р е. Слова автора после прямой речи начинают писать с маленькой буквы. П р и м е р ы. 1) «Это лошадь отца моего»,— сказала Бэла. (Л.) 2) «Трогайтесь!» — закричал он ямщикам. (Л.) 3) «Что ты здесь притаился?» — спросил Дубровский кузнеца. (П.) 4) «Ветру бы теперь дунуть...» — говорит Сергей. (М. Г.) 4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то при выделении их возможны следующие случаи. Если на месте разрыва прямой речи не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с о б е и х с т о р о н з а п я т ы м и и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пише-тся с маленькой буквы. П р и м е р ы. 1) «Я говорил вам, что нынче «Я говорил вам,— воскликнул будет погода» Максим Максимыч,— что нынче будет погода». (Л.) 2) «Недаром на нём эта коль- «Недаром на нём эта кольчу- чуга: уж, верно, он что-ни- га,— подумал я,— уж, верно, будь замышляет», он что-нибудь замышляет». (Л.) П р и м е ч а н и е. На месте разрыва прямой речи ни после первого отрезка, ни перед вторым отрезком кавычек не ставят. Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится з а п я т а я и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е. Первое слово второй части прямой речи в этом случае начинается с большой буквы. Пример. «Суда на пристани есть. Завт- «Суда на пристани есть,— по- ра отправлюсь в Геленд- думал я.— Завтра отправ- жик». люсь в Геленджик». (Л.)
Если на месте разрыва прямой речи должен был бы стоять знак в о п р о с и т е л ь н ы й или в о с к л и ц а т е л ь н ы й, то после прямой речи перед словами автора ставится э т о т з н а к и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е. Первое слово второй части прямой речи начинается с большой буквы. П р и м е р ы. 1) «Ой, не воротиться ли? «Ой, не воротиться ли?—го- К чему упрямиться?» варил я.— К чему упрямиться?» (Л.) 2) «Славная у тебя лошадь! «Славная у тебя лошадь! — го- Если бы я был хозяин в до ворил Азамат.— Если бы я ме и имел табун в триста был хозяин в доме и имел кобыл, то отдал бы поло- табун в триста кобыл, то вину за твоего скакуна, отдал бы половину за тво- Казбич!» его скакуна, Казбич!» (Л.) П р и м е ч а н и е. Если на месте разрыва стояло многоточие, то оно остаётся перед тире. После слов автора ставится или запятая и тире, или точка и тире. После запятой и тире первое слово второй части прямой речи пишется с маленькой буквы, а после точки и тире — с большой. П р и м е р ы. 1) — А где же... ваш това- — А где же...—спросил я,—- рищ? ваш товарищ? 2) — Да нет... Не переберёт- — Да нет...— в тоске сказала ся он через речку, женщина.— Не переберётся он через речку. 5. Если первая половина слов автора относится к первой части прямой речи, а вторая — ко второй, стоящей после разрыва, то перед словами автора знаки препинания ставятся согласно правилам, изложенным в п. 3, а после слов автора ставится д в о е т о ч и е и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы. Пример. «Идём, холодно,— сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?» (М. Г.) 6. Отдельные подлинные слова другого лица, включённые в текст в качестве членов предложения, выделяются только кавычками. Пример. Мороз веселил нашего бойца. Он только находил. что мороз был «лёгонький». (И. Э р е н б у р г.) 7. При записи диалога в строку речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи другого лица посредством тире. П р и м е р.— «Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» — «Уж больно ты. грозен, как я погляжу. Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». (Н.) 8. Если же речь каждого собеседника начинается с абзаца, то перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся: — Здорово, кум Фаддей! — Здорово, кум Егор! — Ну, каково, приятель, поживаешь? — Ох. кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь! (Кр.)
Упражнение 181. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи. 1. «Зачем вы повяза..ы платком? — спросил я охотника Владимира.— Зубы болят?» «Нет-с,— возразил он,— это более пагубное следствие н... осторожности». 2. Босоногий, оборва...ый и вз…ерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым, лет шестидесяти. «Есть у тебя лодка?» — спросил я. «Лодка есть,— отвечал он глухим и разбитым голосом,— да больно плоха». 3. Раз как-то у Овсяникова дом заг...релся. Работник впопыхах вбежал к нему с криком: «Пожар! Пожар!» «Ну, чего же ты кричишь? — спокойно сказал Овсяников.— Подай мне шапку и костыль...» 4. Овсяников оглянулся, пр...двинулся ко мне поближе и продолжал вполголоса: «А слыхали про Василья Николаича Любозвонова?» — «Нет, не слыхал». 5. Без хворостинки в руке, ночью Павлуша, нимало не колеблясь, поск..кал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него. «А видали их, что ли, волков-то?» — спросил трусишка Костя. «Их всегда здесь много,— отвечал Павел,— да они бе...покойны только зимой». 6. «Ты разве одна здесь?» — спросил я девочку. «Одна»,— произнесла она едва внятно.— «Ты лесникова дочь?» — «Лесникова», — прошептала она. 7. Я ра...тянулся на сене и уже вздремнул было... да вспомнил о «неладном месте» — и встрепенулся. «А что, Филофей? До брода далеко?» — «До броду-то? Вёрст восемь будет». «Восемь вёрст,— подумалось мне.— Раньше часу не доед...м. Соснуть пока можно».— «Ты, Филофей, дорогу хорошо зна...шь?» — спросил я опять.— «Да как её не знать-то, дорогу-то? Не впервой ед...м». (И. С. Т у р г е н е в.) 182. Спишите, расставляя знаки препинания. Прямая речь выделена разрядкой. Вот вызывают Войницына. Войницын встаёт и твёрдым шагом приближается к столу. П р о ч т и т е б и л е т говорят ему. Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу медленно читает и медленно опускает руки. Н у - с и з в о л ь т е о т в е ч а т ь лениво произносит профессор закидывая туловище назад и скрещивая на груди руки. Воцаряется гробовое молчание. Ч т о ж е в ы В о й н и ц ы н м о л ч и т е. О д н а к о ж э т о с т р а н н о замечает другой экзаменатор. Ч т о ж е в ы к а к н е м о й с т о и т е. Н у н е з н а е т е ч т о л и т а к т а к и с к а ж и т е. П о з в о л ь т е д р у г о й б и л - е т в з я т ь глухо произносит несчастный. Профессора переглядываются. Н у и з в о л ь т е махнув рукой отвечает главный экзаменатор. Войницын снова берёт билет снова идёт к окну снова возвращается к столу и снова молчит как убитый. Наконец его прогоняют и ставят нуль. Он возвращается на своё место так же неподвижно сидит до конца экзамена а уходя восклицает Н у б а н я э к а я з а д а ч а. И ходит он целый тот день по Москве изредка хватаясь за голову и горько проклиная свою бесталанную участь. За книгу он разумеется не берётся и на другое утро та же повторяется история. (И. С. Т у р г е н е в.) Date: 2015-11-13; view: 1881; Нарушение авторских прав |