Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаки препинания в сложном предложении с сочинитель­ными союзами





Между частями предложения, связанными со­чинительными союзами, ставится з а п я т а я.

П р и м е р ы. 1) Море глухо роптало, и волны бились о бе­рег бешено и гневно. (М. Г.) 2) Нежданов спал, а Марианна сидела под окном и глядела в сад. (Т.) 3) Трудишься много ты, да пользы в этом нет. (Кр.) 4) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л.) 5) Раздался сильный взрыв, однако ре­бята не растерялись. Если слово однако находится в середине предложения, то оно как вводное слово выделяется запятыми, например: Раздался сильный взрыв, ребята, однако, не расте­рялись.

Если соединяемые части являются значительно распростра­нёнными, уже имеют внутри себя запятые, то между ними ста­вится т о ч к а с з а п я т о й; точка с запятой ставится и перед таким предложением, которое хотя и не является сильно рас­пространённым, но имеет добавочный характер, менее связано с предыдущим по смыслу. В этих случаях между предложения­ми голос понижается и бывает пауза.

П р и м е р ы. 1) Почти каждый вечер они уезжали куда-ни­будь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удава­лась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, вели­чавы. (Ч.) 2) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.) 3) Ирина опять гля­дела ему прямо в лицо; но на этот раз она улыбалась. (Т.)

Когда содержание второй части предложения представляет­ся или чем-то неожиданным, или резким противопоставлением, или быстрым следствием того, что высказано в первой части, меж­ду частями сложного предложения ставится т и р е. В произ­ношении в этих случаях делается резкая остановка и вторая часть читается особым тоном.

П р и м е р ы. 1) Стрела выходит из колчана, взвилась—и падает казак. (П.) 2) Я перешёл во вторую избу — и во вто­рой избе ни души. (Т.) 3) Я спешу туда ж — а там уже весь

город. (П.)

П р и м е ч а н и е. Запятая не ставится перед соединительными и разде­лительными союзами, если соединяемые ими предложения имеют общий вто­ростепенный член или общее придаточное предложение, чем обусловливается тесное смысловое единство этих предложений, например:

1) По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые авто­мобили. 2) Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъ­ехала к крыльцу домика в Васильевском. (Т.)

Упражнение 115. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите со­юзы, соединяющие части сложного предложения, и отношения между этими частями; объясните расстановку знаков препинания.

1. Воздух дыш...т весенним ар...матом, и вся природа ожив­ляе...ся. (Л.) 2} Год проход...т, и Феодор воротился на свою сторонку. (П.) 3) И батареи замолчали, и барабаны застучали. (Л.) 4) Вот затр...щали барабаны — и отступили басурманы. (Л.) 5) Только кое-где м...рцали, растягив…лись и тотчас же и...чезали на бегущих струях дрожащие отражения звёзд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам. (Кор.) 6) Соловей допел свои последние песни, да и другие пев­чие птицы все перестали петь. (А.) 7) Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча. (М. Г.) 8) Было темно, но я все-таки вид...л и деревья, и воду, и людей. (Ч.) 9) Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влев.... (Ч.) 10) Он шутил, а я злобствовал. (П.) 11) Пугачёв дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили. (П.) 12) Отец пож...лал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. (П.) 13) Прия­тели его советовали ему жалова...ся; но смотритель подумал, махнул рукой и решился отступи...ся. (П.) 14) Зала...т пёс домовый, иль ветерок заш...лестит в листах темнеющей дубро­вы, иль птица робко пролетит. (Яз.) 15) То истиной дыш...т всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. Понять н...возможно её, зато н... любить н...возможно. (Л.) 16) Она была воспита...а по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, под­ружками и сенными девушками, шила золотом и н... знала гра­моты. (П.) 17) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрится в солнечном луче, а за ним поднимаются с земли кусты. (М. Г.) 18) Все её (Лизавету Ивановну) знали, и н...кто н... заме­чал. (П.)

116. Прочитайте и озаглавьте текст, укажите сложносочинённые предло­жения с союзами и значение этих предложений; спишите, расставляя недоста­ющие знаки препинания.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды и по соседству в болоте что-то живое жалобно гудело точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стем­нело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизыва­ющий ветер всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

(А. П. Ч е х о в.)







Date: 2015-11-13; view: 1347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию