Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бонжур, Саратов.

(Синопсис моей концертной программы о французском и современном Саратове)

 

 

Если, кто-то, что-то запамятовал о нас - французах Поволжья, напомню, что вся наша цветущая эпопея началась чуть более двухсот лет назад (если не считать до времен Пугачева), как раз в то время, когда правил в Саратове губернатор Алексей Давидович Панчулидзев. Хороший был губернатор, 18 лет правил!

А после войны 1812 года именно сюда были сосланы пленные из французской армии. Многие из них, как мои предки, пожелали остаться и приняли русское подданство. Потом к ним не только жены приехали… И такое тут началось! Вот тогда-то все и развернулись!

Все помчалось вперед с французской неугомонностью! Панчулидзев с моими предками и первый деревянный театр построил, и труппу французских артистов сюда привез, оркестр создал и к театру добавил, винокуренный заводик возвел, когда мы тут сорта эльзасского винограда привили да вырастил, типографию открыл, газеты и даже журналы здесь начали издавать…

Ведь в переводе с французского, журнал – это и есть самая обыкновенная газета, но все мы тогда уже перемешались в своих нравах да языках, и решили в Саратове сразу две формы изданий делать: и газету и журнал. А пусть Петербург с Москвой завидуют! И, ведь, завидовали. То, что в Питере было булкой, то в Саратове, с французами, уже – батон!

И при Алексее Давидовиче веселилась, плясала, вольничала и славились своею дружелюбностью Саратовская губерния. И мчались сюда, в поисках приключений, отдыха, изысков французской кухни, за модой и прочими удовольствиями - из Санкт-Петербурга, из Москвы, Европы и Азии.

Вот и разбили здесь наши французы с Панчулидзевым ландшафтный Французский сад (ныне – городской парк), каштаны из самого Парижа привезли, а место вокруг стало называться Французской слободой или – Жарден. Настоящий рай для бомонда - знати, аристократии и высшего света, катившей сюда в каретах и ландо из центра города, кто на весь день, а кто и на всю ночь.

И гуляли здесь все на широкую ногу, с большим комфортом, с обедами, балами, пирами, театральными премьерами, презентациями, ресторациями да фейерверками.

А потом мы все вместе и Липки слепили в 1824 году...

И виноград выращивали, и вина, и сочные напитки делали, как у себя на родине, славящиеся на весь мир, да вне конкуренции. И даже трюфели выращивать приноровились...

Ну, а мои-то предки были трезвенниками, что у нас по наследству передается, да и трюфели им особо не нравились, вот и открыли они здесь шляпное ателье. Аж до самого 1918 года ездили к ним дамы и кавалеры из стольных городов за их моднючей продукцией.

Саратов, одним словом! С большой буквы.

*

Вам знакомо слово и чувство «дежа вю»? То есть, ощущение «уже виденного», того, что в точно такой же ситуации вы оказывались в прошлом? Этот феномен объясняется результатом спонтанного воскрешения в памяти человека подсознательных фантазий.

Давайте, сделаем маленькую фантастическую паузу и мысленно отправимся в виртуальное путешествие по временам и пространствам нашего Саратова…

Вот уже я вижу, как летят фантазии, и мы переносимся в те знаменитые франко-саратовские времена.

*

И так… Мы идем не спеша «Вокруг и около смеха» по «Променад дэ Рюс». Так во французском «простонародье» тогда называли Проспект Кирова, или до него – Немецкую улицу.

Дамы кивают встречным своими головками в очаровательных моднейших шляпках от салона «Виконта дэ Шамнэ». Кавалеры элегантно приподнимают свои треуголки…

- Ах, вы куда сегодня?

- В Жарден, естественно…

Это «естественно», произносится с такой интонацией, в которой – счастье всей жизни, со всем перечисленным выше и неким намеком в подсознании, этакой «магией таинственности», что и вы «не лыком шиты», и ваша дальнейшая поступь по ступеням деловой жизни мира – обеспечена. Вы же не раз побывали в Липках и Жардене! Вас давно заметили и признали. Вас приняли в свой круг, хотя бы в качестве «счастливчиков» и «удачников».

В конце «променада» богатые жители города и приезжие гости садятся в фиакры, и с русско-татарской удалью, под свист и крики ямщиков несутся во Французскую слободу Саратова, там спускаются на землю: в роскошный отдых, в ресторации и кафе, селятся в отели-дворцы с «нумерами», окунаются в азарт казино, и наслаждаются изысканными блюдами, дорогими и редкими напитками.

Мы едем… Мы мчим в своих фантазиях из центра, под гору, к Волге, в Жарден…

*

Мы уже приехали… И так, Французская слобода, Французский сад, Жарден… Маскарады, балы, приемы…

«Павильоны, рестораны и фонтаны сверкали и били в глаза; на прудах плавали лодки и лебеди, играл оркестр, красота певиц, изящная осанка певцов пленяли сердце, море огней ошеломляло рассудок, все кружило голову...» - вот как описывали эту слободу в Саратове писатели и путешественники того времени.

Отовсюду несется: «Мадам, месье! Силь ву пле! Ах, гран мерси! Мерси боку»…

Вы, конечно, понимаете по-французски, ведь вы сейчас – бомонд, который тогда говорил на этом языке.

- Пардон, Парле ву франсе? Ах, мон шер, вы не парлекаете и даже не франсискаетесь? Тогда скажу вам тет-а-тет - шерше ля фам!

И в ответ:

- Пуркуа па? Почему бы и нет?

И пока все смотрят вслед дамским походочкам в поисках «ля фам», тут же, в ответ, певица, выдает:

*

Жарден, жарден, жарден…

В нежных вальсах кружИтся земля.

Жарден, жарден, жарден…

Сад мечты, сад любви, ву а ля…

*

«Вот так вот» – переводится слово «ву а ля».

У нас, саратовцев, непритязательный вкус. Нам вполне достаточно самого лучшего. И везде звучит французское, но, чем-то, кошачье, милое, мягкое – Лямур, лямур…

Лямур тужур – любовь навсегда!

И все по-французски.

И сразу вокруг милые красавицы Поволжья:

- Ах, шарман, шер ами (дорогой друг).

А мы, действительно, мои дорогие, во Французской слободе…

Даже наш ужин в прудах орет по-парижски: «Куа, Куа»? Мол, что, что? Что это? Кес ке се?

И народ, наблатыкавшийся по-французски, переводит:

Что такое КЕС КЕ СЕ?

Кошка мышку укусэ,

Мышка лапкой потрясэ,

Вот что значит КЕС КЕ СЕ!

*

И снова: Вуаля, Силь ву пле, О ревуар, Карт бланш, Визави…

А по французским аллеям и бульварам – променаж, дефиле, рандеву, антураж и кураж.

Кавалеры, пижоны, шевелюры, жаргон, капризы, фасоны, фаворитки.

Все куртуазные, учтивые. Все от французов.

Шедевры, концерты, симпатии, балы, балет, ложа, маскарад, мораль, туалет, варьете, водевиль, фанфары, портмоне…

Дамы в шифоне, крепдешине, под вуалями, в макияже, брошках, мушках, корсетах, плиссе и гофре, манто, воланах…

«И грудь открытая, и эти кружева,

И на одно плечо накинутая шаль».

Это уже Александр Сергеевич Пушкин. Многие искусствоведы и историки спорят до сих пор: а бывал ли Пушкин в Саратове, когда собирал материалы для своей «Истории пугачевского бунта»? Утверждают, что только в Слободе Мечетной (ныне город Пугачев) останавливался. В ней тогда, по переписи, числилось 486 душ мужского пола.

Пушкин? Любимец бомонда, сидел с мужиками в Мечетной, когда под боком был Вольный Саратов с его развлечениями и возможностями? Не поверю! И он мчался сюда, хотя бы на один бал, на один танец с милой саратовской красавицей…

Кстати, история флирта и любовных отношений в Саратове и Поволжье - очень интересна, разнообразна и во многом - самобытна. Она складывалась под влиянием Сарматии, Скифии, Хазарии, Булгарии, Готии, Итилии, Золотой Орды, Дикого или Вольного поля... И все эти люди, жившие здесь до нас, были – нашими предками, благодаря которым стоит наш родной Саратов и мы здесь живем. Наш город всегда отличался некой свободой нравов. Сюда, по делам, за отдыхом, лечением в Волжской здравнице, за развлечениями и удовольствиями ездили из столицы – Санкт-Петербурга, из Европы и Азии. Даже во времена СССР Саратов всегда был привлекательным.

*

А у нас – дежа вю. Мы снова во Французской слободе - месье во фраках с манжетами, жилетах, кашне, жабо, пальто, сюртуках, ливреях, панталонах…

И опять Пушкин: мол, «панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет»!

*

Но мы - в старинном Жардене! И несут нам по ресторациям французские блюда: бульон, жульен, винегрет, салат Оливье, желе, мармелад, рагу, десерт, томат, шампиньоны, суп, пюре, компот, торт, желе, крем, майонез, соус, гарнир, конфеты, драже, рафинад, канапе, консоме, карбонат.

Шампанское льется в завезенные бокалы!

Но слюни-то текут по-русски!

Все смешалось во Французском саду Саратова! Русские говорят по-французски:

Французы освоили русский. Они даже знают от саратовских купчих слово – причупыриваться! Попробуйте сегодня выговорить это слово с первого раза!

Но всё равно, все радуются, как фейерверки.

Веселятся, празднуют волжане, как и по сей день!

А тут еще в экипаже подъезжает сам Губернатор - Алексей Давидович Панчулидзев. Господа подтягиваются, дамы шлют ему воздушные безе, все - в реверансе, кто-то в трансе… И начинается бал… Не хуже, чем потом, в Кремле…

*

Примечание: Развлекательная авторская концертная программа – на полтора-два часа.

© Yuri SHAMNE

 


<== предыдущая | следующая ==>
Избранная фильмография | 

Date: 2015-11-13; view: 228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию