Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Графика ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Элементарные сведения из истории происхождения письменности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я. Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы. Морфемика (4 ч.) Морфемика как раздел лингвистики. Морфема- значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем: его предназначение, строение, содержание словарной статьи. Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. Морфемы словообразующие и формообразующие. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.
Чередование гласных и согласных в морфемах: типы чередований: а//о, е//и: беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания//оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных(к//ч//ц, г//ж//з и др.) Варианты морфем.Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Лексикология. (2+1 р.р. ч.) Лексикология как раздел лингвистики. Слово- единица языка и речи. Лингвистическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова (словообразовательное толкование: у щель е- щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография) Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей. Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные). Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Орфография (11+2 р.р. ч.) Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему одинаково»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов –слитно, реже- через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной- нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.
Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания. Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имён существительных и глаголов. Употребление ь и ъ на письме: ь для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих; -тся и –ться в глаголах; разделителные ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов. Морфология (5 ч.) Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи (имён существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые (образкют формы) и неизменяемые (не образуют форм).
Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных (1склР.п., 2 скл., 3 скл. Ж.р.) и глаголов прошедшего времени. Культура речи. (2 ч.) Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Словари грамматических трудностей русского языка. Синтаксис и пунктуация (20+3 р.р. ч.) Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний: прил.+сущ., сущ.+сущ., гл.+сущ., гл.+нар. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение/понижение голоса), темп, тон речи. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ: сущ (мест.) +глагол; сущ (мест.) +прилаг.;сущ(мест.) +сущ. Второстепенные члены предложения (определение, обстоятельства, дополнение). Словарь эпитетов? Его назначение, структура, содержание словарной статьи. Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по наличию и отсутствию второстепенных членов (распространённые и нераспространённые), по количеству грамматических основ (простые и сложные) Простое осложнённое предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты. Предложения с прямой речью. Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Обобщающее слово при однородных членах предложения. Текстоведение.(6+2 р.р. ч.) Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определённый порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь. Тема и основная мысль текста. Заголовок, отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Строение текста- повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте- повествовании. Строение текста- описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета (что- какое?), описание места(что- где?), описание состояние человека, природы (что- как?), и др. Особенности строения каждого вида описания. Строение текста- рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Микротема. Абзац: строение абзаца, средняя часть, концовка. План текста. План простой и сложный. Тезисный план. Основные разделы лингвистики. Систематический курс Словообразование (9+1 р.р. ч.) Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы: приставка, суффикс). Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка. Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов. Лексикология и фразеология. (9+ 1р.р.ч.) Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные; употреблённые в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.) Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова – синонимы, слова – антонимы, слова- омонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов.
Разные виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы(омофоны),графические омонимы(омографы), грамматические омонимы (омоформы). Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. Представления о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие<ф>, начального <а> или <э>, сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло// ла, ере//ре, ело// ле). Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова). Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.
|