Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хроника важнейших событий оао «копейский

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

***

Нарком угольной промышленности СССР В.В.Вахрушев подписал приказ № 304: «Копейский рудоремонтный завод комбината «Уралуголь» именовать «Государственный Союзный машиностроительный завод имени С.М.Кирова в городе Копейске», передав его из комбината «Уралуголь» в ведение Главуглемаша. Назначить Катеринича Ивана Трофимовича директором машиностроительного завода имени С.М. Кирова в г. Копейске». А уже через месяц был пущен первый токарный станок – и кадровый рабочий Горловского машзавода Н.И.Киреев дал первую продукцию на этом станке.

КАТЕРИНИЧ Иван Трофимович (1906 – 1962, г. Донецк). Директор Копейского машиностроительного завода. Окончил Киевский политехнический институт (1930). Работал на Горловском машиностроительном заводе: инженер, гл. инженер, с 1939 – директор завода. Под его руководством завод стал одним из передовых предприятий по производству очистных комбайнов для угольной промышленности. После эвакуации завода в 1941 на Урал возглавил строительство и работу Копейского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. Коллектив завода под его руководством освоил выпуск оборонной продукции (1941), горношахтного оборудования (1942), неоднократно занимал призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. На заводе была создана новая врубовая машина «КМП», пришедшая на смену родившейся ещё в 1936 в Горловке «ГТК-3» (1943). За время его работы на Урале выстроены новые цехи и освоен выпуск горной техники и запчастей к ней. В 1943 направлен на восстановление разрушенного фашистами Горловского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. В 1949 возглавил работу Ново-Краматорского машиностроительного завода. В 1954 переведён на работу в Министерство тяжёлого транспортного и энергетического машиностроения. В 1958 – заместитель председателя Донецкого совнархоза. Участник внедрения в серийное производство угледобывающего комбайна «Донбасс». Лауреат Сталинской премии (1949). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1943, 1947), «Знак Почёта» (1939), медалями.

***

Выпускали по заказам НКУП военную продукцию: мины М120 и запальные стаканчики к ним, снаряды, цилиндры для «Катюш» и многое другое. Программа по изготовлению мин для цеха составляла 15000 комплектов в месяц.

***

Производственную деятельность завода можно разбить на два периода. В первом полугодии изготовление оборонной продукции занимало в общем выпуске 95 %, во втором полугодии завод перешёл на изготовление горношахтного оборудования с удельным весом последнего 67 %. Переключение завода на новый профиль работ потребовало полной перестройки производства и освоения рабочими новых технологических процессов. Изготовлено и отгружено 114 штук врубовых машин ГТК-3, 24 насоса, 5 вентиляторов. Численность работников увеличилась с 385 в 1941 году до 1973 в 1942-м. В соответствии с распоряжением народного комиссара угольной промышленности СССР В.В.Вахрушева об организации ремонта горношахтного оборудования от трестов «Коркинуголь», «Копейскуголь» и «Челябинскуголь» были приняты для ремонта отбойные молотки (200 штук), вагонетки разные (300 штук), а также заказы на литьё и обработку деталей для ремонта четырёх экскаваторов «Воткинец» и четырёх экскаваторов «ШГ». Со второй половины 1942 года завод перешёл в основном на серийный выпуск горношахтного оборудования. Был освоен выпуск врубовых машин и насосов «Комсомолец», завод выпустил новую усиленную конструкцию ленточного транспортёра РТ-60.

***

Был закончен монтаж механического цеха № 1. Начальником цеха назначен Ю.И.Ломбард. В целях повышения качества изготовления и упрощения промежуточных операций по изготовлению продукции цех № 3 и цех № 6 объединены в один цех, получивший название «механосборочный цех № 3». Начальником его назначен В.В.Гриднев. В целях обеспечения бесперебойного выполнения заводом заданной программы при полном сохранении оборудования пущен в эксплуатацию ремонтно-механический цех. Начальником его назначен А.Я.Добрунов. В связи с возросшим объёмом работ по металлоконструкциям и определившейся номенклатурой изделий цеха № 3 из его состава был выделен в самостоятельную единицу цех металлоконструкций, которому был присвоен индекс «цех № 5». Начальником цеха № 5 назначен Ф.А.Панченко. Был образован механический цех №4, в состав которого вошли сборочный цех №4 и выделенный в самостоятельную единицу из состава механического цеха №1 пролёт №1. Начальником нового цеха был назначен И.П.Гаврилин. Пущена первая очередь нового термического цеха. В литейном цехе начал действовать Бессемеровский конвертор. Начала работу вновь перестроенная компрессорная станция.

В связи с увеличивающимся объёмом работ технический отдел завода был реорганизован в отделы главного конструктора, главного технолога и главного металлурга, подчинённые непосредственно главному инженеру завода. Главным конструктором назначен П.Ф.Горохов, главным технологом – А.Г.Неизмайлов, и.о. главного металлурга – В.В.Чернецкий. В соответствии с приказом Главуглемаша на заводе был организован отдел труда и зарплаты в составе тарифно-экономического сектора и тарифно-нормировочного бюро. Начальником нового отдела был назначен М.З.Войтенко. В связи с особой важностью учёта военнообязанных при отделе кадров завода был организован военно-учётный стол, начальником которого был назначен Н.А.Самошкин. В связи с увеличением номенклатуры выпускаемых изделий и связанной с этим необходимостью своевременной подготовки высококвалифицированных кадров на заводе создан производственно-учебный комбинат, начальником которого стал Г.В.Горелик.

***

Завод внедрил новые формы социалистического соревнования и ударничества (звание фронтовых бригад, мастера и стахановца Великой Отечественной войны). Токарь цеха № 2 С.Х.Кравченко, работающий без брака и дающий не менее трёх норм в смену, попросил разрешение ставить на деталях клеймо без контроля ОТК. Предложение поддержали – и т. Кравченко в торжественной обстановке было вручено личное клеймо. Спустя несколько дней личное клеймо получили ещё несколько рабочих в разных цехах завода. Восстанавливая завод в условиях военного времени, многие рабочие, не считаясь со временем, неоднократно по несколько суток не выходили с завода: монтировали оборудование, изготавливали оборонную продукцию, перевыполняя задание на 200-250%.

Включившись во всесоюзное социалистическое соревнование, коллектив завода вышел победителем среди заводов Копейска и получил переходящее Красное знамя ГК ВКП (б) и горисполкома. В ходе соревнования многие рабочие и бригады добились высоких производственных показателей, в результате чего звание «фронтовая бригада» получили семь бригад, тринадцати мастерам присвоено звание «Стахановец Великой Отечественной войны».

По решению партийных, профсоюзных и общественных организаций города Копейска в воскресенье, 15 февраля 1942 года, был проведён городской воскресник, полученные средства были направлены на создание танковой колонны.

На заводе на каждого рабочего, перевыполнившего норму, стали заводить «лицевые счета», на основании которых цеховые собрания подводили итоги соревнования и присваивали рабочим звания «двухсотник», «трёхсотник», «пятисотник» и «тысячник». Вскоре такие счета стали применять партийные организации других предприятий Копейска.

***

На заводе был организован врачебный круглосуточный здравпункт. Располагался он в небольшом деревянном домике (позднее – кислородный цех) в трёх комнатках. Одна служила кабинетом терапевта для приёма, вторая – перевязочной, тут же был и физиотерапевтический кабинет, в котором были аппараты солюкс и кварц, третья комнатка, очень маленькая, была хозяйственной. В коридоре была расположена регистратура. Штат здравпункта состоял из семи человек: заведующего, зубного врача, четырёх медсестёр и санитарки.

Весной завод получил 100 га земли для организации подсобного хозяйства: построены свинарник, коровник, перерабатывающий овощной пункт. Также в этом году был построен жилой дом.

Создан партком завода, а 11 цеховых партийных организаций получили права первичных. Парторгом ЦК ВКП (б) на заводе был назначен М.Т.Моргунов.

***

Завод завершил работу по полному переводу всего производства на серийный выпуск горношахтного оборудования: врубовых машин, насосов, транспортёров, вентиляторов и др. Закончен проект новой врубовой машины – КМП-43 (Копейская мощная пульсирующая), которая должна прийти на смену ГТК-3 (Горловской тяжёлой канатной).

***

Для выполнения приказа народного комиссара угольной промышленности СССР № 128 об освоении новых механизмов для угольной промышленности, а также в связи с увеличением выпуска основной номенклатуры горношахтного оборудования (врубовых машин, насосов, компрессоров, вентиляторов и запчастей к ним) и освоением новой номенклатуры бурового оборудования для строительства шахт на заводе была проведена реорганизация. Механический цех № 1 стал именоваться «врубовый цех», механический цех № 3 – «насосный цех», механический цех № 2 – «компрессорный цех», а вновь организованный термический цех завода стали считать основным, подчинив ему гальванический участок и центральное пескоструйное отделение. С целью лучшей организации работы обрубной участок литейного цеха был выделен в самостоятельное подразделение завода. В состав нового цеха входили отделения: обрубное, пескоструйное, барабанное, заточное и термическое. Начальником цеха назначен П.Ф.Богачёв.

***

Была открыта школа для взрослых. Рабочий день для рабочих-учеников был сокращён на два часа. Неизмеримо возросла роль женщины в общественной и производственной жизни завода. Десятки и сотни женщин, овладев сложными профессиями, заменили ушедших на фронт мужчин. В последние месяцы 1943 года на заводе были организованы первые комсомольско-молодёжные фронтовые бригады.

***

Состоялось торжественное открытие заводского однодневного Дома отдыха. Коллектив завода приготовил подарки жителям освобождённых районов Курской области. Кроме предметов быта завод выделил 15 тонн сортового металла.

После освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков номер заводской многотиражной газеты вышел под лозунгом «Родной Донбасс ждёт врубмашины и горное оборудование».

Директор завода И.Т.Катеринич направлен на Украину для восстановления Горловского машиностроительного завода им.С.М.Кирова. Новым директором завода был назначен И.А.Элькинд.

ЭЛЬКИНД Иегуда Абрамович (12 (25) ноября 1896, г. Пинск бывшей Минской губернии). Директор Копейского машиностроительного завода (1943-1945). Окончил ремесленное училище в г. Орше и поступил в Ново-Александрийский сельскохозяйственный институт в г. Харькове (1915). Служил рядовым в составе 2-го подготовительного учебного батальона в г. Царицыне (1916-1917). После февральской революции окончил 2-ую Московскую школу прапорщиков, юнкер (1917). Член РСДРП (б) (июнь, 1917). Служил младшим офицером роты 37-го Сибирского стрелкового запасного полка в г. Кургане (1917-1918). Исполнял обязанности члена коллегии уездного чрезвычайного комитета в г. Орше и одновременно был членом райкома ВКП (б) и исполкома (1918-1919). Начальник ГубЧК в г. Гомеле, руководитель отряда по подавлению контрреволюционного восстания. (1919-1920). Заместитель председателя исполкома г. Горьки (1921-1921). Направлен на работу в ВЧК, был членом Московского Губкома РКП (б) и губиспополкома (1921). Окончил Московское высшее техническое училище и получил специальность инженера-механика холодной обработки (1930). Ещё во время учебы избирался членом президиума факультета, секретарем курсовой партийной ячейки, проходил практику на заводах «Серп и Молот», «Красный пролетарий», АМО, автозаводе им. Сталина, после чего был командирован в Научно-автомоторный институт (НАМИ), потом – в НАТИ (1934), где работал практикантом, лаборантом, инженером, управляющим опытного завода, старшим инженером. Октябрьским райкомом партии был направлен на работу на завод № 33: начальник инструментального цеха, начальник технологического отдела, начальник механического цеха, главный технолог завода. Ведущий технолог Московского завода шлифовальных станков (1938). Находился под арестом (1938-1939). Потом был полностью реабилитирован органами НКВД, назначен главным технологом, потом начальником технического отдела Главуглемаша (1940). Главный инженер завода им. Пархоменко в г. Ворошиловграде, вместе с которым был эвакуирован в г. Караганду (1941 1943). За время его работы на Урале были успешно проведены испытания созданной на заводе врубовой машины КМП-43, выпущена тысячная врубовая машина ГТК-3М (1944). На заводе созданы по примеру г. Москвы ударные фронтовые и комсомольско-молодёжные бригады. Завод неоднократно выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании и впервые завоевал переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. За свой труд был награждён: орденом Трудового Красного Знамени (1942), за выполнение заданий по увеличению добычи угля – орденом «Знак Почёта» (1943), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

***

На шахте им. В.Чкалова треста «Андреевуголь» в 203 лаве пласта № 2 проведены промышленные испытания новой мощной врубовой машины КМП-43. В труднейших условиях военного времени коллектив завода выпустил опытный образец мощной врубовой машины КМП-1 с пульсирующим механизмом, создание которой позволило решить проблему зарубки в крепких пластах и подвести прочную базу для создания комбинированных высокопроизводительных механизмов.

***

Вступил в строй действующих кузнечный цех. Старая кузница была передана для расширения литейного цеха.

***

Комсомольцы завода подхватили патриотическое движение комсомольцев Москвы за поднятие производительности труда и высвобождение рабочих. Открыт счёт № 160316 в фонд помощи детям фронтовиков. Партийная организация завода насчитывала 438 человек (для сравнения: в 1942 году было 250 коммунистов).

***

В связи с переводом директора завода И.А.Элькинда в Главуглемаш (г. Москва) новым директором назначен М.Т.Моргунов.

В соответствии с приказом по Главному управлению угольного машиностроения Востока Наркомугля СССР в целях ускорения ввода новых мощностей на заводе создан монтажный цех. Начальником его назначен Г.Д.Лавров.

МОРГУНОВ Михаил Тимофеевич (1908, г. Воронеж – 06.1983, г. Москва). Организатор производства, государственный деятель. Окончил Харьковскую промышленную академию, инженер-технолог (1940). С 1925 работал разметчиком на заводе. Работал начальником цеха Горловского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. Эвакуирован на Урал. Назначен начальником ОТК Копейского машиностроительного завода, в 1942 – зам. гл. инженера по производству. С 1942 по 1945 – парторг ЦК ВКП (б) на заводе. Под его руководством на заводе создана совершенно новая врубовая машина КМП-43 (1943), выпущена 1000-я врубовая машина ГТК-ЗМ (1944). В 1945-1951 – директор Копейского машиностроительного завода. За это время заводом освоен серийный выпуск машины КМП, собраны первые угольные комбайны Макарова и Абакумова, первый в стране шагающий экскаватор ЭШ-1, первые машины на экспорт, первая заводская продукция стала участницей Международных выставок. Директор Горловского машиностроительного завода им. С.М.Кирова (1951). Возглавлял Донецкий совнархоз, работал зам. министра тяжелого энергетического и транспортного машиностроения СССР. Награждён орденом Ленина (1957), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За восстановление шахт Донбасса», «За успешное выполнение заданий пятой пятилетки».

 

За работу в феврале заводу присуждены переходящие Красные знамена горкома ВКП (б) и горисполкома, а также Сталинского райкома ВКП (б). Решением ВЦСПС и Наркомугля по итогам соревнования за февраль заводу оставлено знамя ВЦСПС и Наркомугля, присуждена первая премия. По итогам социалистического соревнования машиностроительных и рудоремонтных заводов Наркомугля СССР завод был признан победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. Заводу присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Завод восемь раз завоевывал первенство во Всесоюзном социалистическом соревновании, семь раз получал за свой ударный и самоотверженный труд знамя Государственного Комитета Обороны.

***

В селе Глубокое заводским комитетом профсоюза открыт пионерский лагерь. В первую смену отправилось 200 детей. В годы войны индивидуальное огородничество приобрело громадное народно-хозяйственное значение. Количество рабочих, желающих заниматься индивидуальным огородничеством составило 1640 человек с потребностью земельной площади в 127 га (в 1942 году – 361 огородник с потребностью земельной площади всего 29 га). Прошёл заводской лыжный кросс, в котором приняли участие 1148 человек. Призёрами стали лыжники цехов № 1, инструментального и электроцеха. Продолжался набор на одногодичные курсы техников узкой специальности – курсовая сеть Свердловского горного института.

***

За достигнутые успехи в январе решением ВЦСПС и Коллегии Наркомата угольной промышленности СССР заводу было присуждено первое место во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Комсомольцы завода во внеурочное время отработали около 1500 нормо-станко-часов на изготовлении врубовой машины в подарок горнякам Краснодона шахты «Молодая гвардия». Секретарь райкома ВЛКСМ т. Земнухов прислал на имя заводского комитета комсомола Благодарственное письмо.

Согласно приказу Министерства угольной промышленности восточных районов СССР, в стране организовывалась сеть школ ФЗО. Завод готовился открыть школу ФЗО, здание которой строилось на ул. Ленина.

***

Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. предусматривал довести добычу угля до 250 млн. тонн. Перед машиностроителями поставлена задача: дать шахтёрам новый усовершенствованный угольный комбайн. По инициативе главного инженера завода Я.И.Альшица старшему конструктору И.М.Жданову было предложено заняться проектированием нового угольного комбайна имени нашего завода – «Кировец». Эта машина должна была проводить сразу три операции: подрубку, отбойку и навалку угля. Производство комбайна «Кировец» не требовало большой перестройки оборудования завода, так как выпуск комбайна предусматривался на базе КМП-1. Копейчане приняли участие в промышленном испытании первого опытного образца комбайна ПК-2.

***

Организован самостоятельный участок высоковольтного хозяйства, начальником которого назначен М.А.Токарев. Бригада слесарей-монтажников под руководством заместителя главного энергетика завода т. Жуковского завершила монтажные работы кислородной станции, смонтировав новую дуговую электропечь для плавки цветных металлов. Новая печь должна была полностью обеспечить потребности завода в бронзовых отливках.

***

В планах завода по капитальному строительству – приступить к сборке и установке 14 финских домов на вновь отведённом участке, сдать в эксплуатацию 8 индивидуальных домов на Афоне, общежитие № 2 и 3 и два каркасно-засыпных барака, закончить переселение жильцов и снести дома на площадке строящегося литейного цеха, отгрузить из Тюмени 150 стандартных домов (по 1 квартире) и с Укмерского лесозавода – три дома (по 8 квартир).

***

Важнейшее задание заводу на этот год – выпуск первого в СССР шагающего экскаватора ЭШ-1. Создан постоянно действующий цех по сборке экскаваторов ЭШ-1. Начальником назначен М.Я.Андриенко. Коллектив экскаваторного цеха досрочно ко Дню шахтёра выпустил второй шагающий экскаватор.

Подготовлен к заводским испытаниям опытный образец погрузочной машины О-5. После успешных шахтных испытаний заводу было поручено выпустить первые серии углепогрузочной машины, которой после корректировки было присвоено название О-5С.

***

В живописном месте, недалеко от села Еткуль, был открыт пионерский лагерь «Орлёнок».

***

По заданию Министерства завод приступил к производству проходческих комбайнов ПК-2. Поставлена задача довести выпуск комбайнов до 30 штук в год. Все работы по шагающим экскаваторам по решению Совета Министров СССР были переданы на Новокраматорский завод, затем на «Уралмаш» (г. Свердловск). Прошли испытания насоса ГИМ. Насос был установлен в насосной камере центрального водоотлива шахты № 204 на горизонте 110 метров. Испытания дали отличные результаты.

***

Важнейшей стройкой на заводе являлось строительство нового литейного цеха. Пущена в эксплуатацию хорошо оборудованная лесосушилка. Пропускная способность её 100 куб. метров в месяц.

***

Открыта заводская библиотека-читальня, в которой насчитывалось более пяти тысяч книг художественной и политической литературы. Почти тысяча заводчан были читателями заводской библиотеки.

Отдел капитального строительства выстроил 36 индивидуальных домов площадью 1412 кв. метров. Там, где два года назад был пустырь, ныне раскинулся новый посёлок «Кировец». Посёлок благоустроен, проложены тротуары 650 погонных метров, высажено более пяти тысяч штук деревьев. На улицах установлены электросветильники-колонны.

***

Коллектив завода приступил к освоению производства усовершенствованной горнопроходческой машины О-5С.

***

Приказом министра директор завода М.Т.Моргунов переведён на Горловский машиностроительный завод им С.М.Кирова. Новым директором назначен А.А.Рафалович.

РАФАЛОВИЧ Александр Александрович (род. 16 (19).12.1908, с. Дарегино Слонимского уезда Гродненской губ. – 1959, Москва). Директор Копейского машиностроительного завода. Окончил Донецкий индустриальный институт (1931). С 1937 работал на Горловском машиностроительном заводе им. С.М.Кирова зам. начальника цеха, зам. начальника врубового цеха (1942), начальником врубового цеха (1943), гл. конструктором (1946), гл. инженером завода (1948). Под его руководством начато производство мирной продукции – врубовых машин ГТК-3 (количество ремонтируемых и изготавливаемых машин ежемесячно увеличивалось), начато оснащение шахт и разрезов новой добычной техникой, собраны первые в СССР шагающие экскаваторы ЭШ-1, насосы ГИМ. 1951-1957 – директор Копейского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. Под его руководством построено несколько новых цехов (литейный, механический по производству проходческих комбайнов, термический), завод перепрофилирован на выпуск проходческих комбайнов, врубовых и погрузочных машин, вентиляторов, насосов для угольной промышленности. Внёс вклад в создание и внедрение врубовой машины КМП-1. Лауреат Государственной премии СССР (1949).

***

Завод получил важное правительственное задание – изготовить партию насосов «Комсомолец» малой кубатуры для Куйбышевской гидроэлектростанции. Задание было выполнено в кратчайшие сроки – всего за несколько дней в цехах завода было собрано девять насосов.

***

Литейный цех первым на заводе завоевал высокое звание «Цех коллективного стахановского труда» Вместе со всем советским народом коллектив завода добился значительных успехов. Он с честью справился со взятыми обязательствами. Пятилетний план был выполнен досрочно – к 15 ноября. В заводском клубе состоялось организационное собрание инженерно-технических работников и рабочих-стахановцев, обсудивших вопрос о создании на заводе отделения Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроителей – ВНИТОМАШ.

***

Заложен коллективный сад «Кировец». Его площадь по генеральному плану города составляет 50 га. В этом году было освоено 7,5 га.

***

Освоена и выпущена опытная партия проходческих комбайнов ШБМ. Такой комбайн был выпущен заводом впервые в мире. Испытания комбайна проходили на шахтах Донбасса. Была проведена большая подготовительная работа – достаточно сказать, что машина состояла из 2500 деталей. Чтобы выполнить задание, необходимо было выработать столько нормо-часов, сколько весь завод в то время давал в течение месяца.

***

Состоялась первая заводская конференция изобретателей и рационализаторов рабочих-стахановцев, инженеров и техников совместно с руководителями цехов и общественных организаций.

***

Вновь построенный двухэтажный дом по ул. Ленина, напротив завода «Строммашина», передан для Школы рабочей молодёжи. В посёлке Афон велось строительство нового заводского клуба.

***

Организована первая пробная плавка в новом литейном цехе. В соответствии с указанием Главуглемаша на заводе прошла межзаводская стахановская школа токарей и фрезеровщиков.

***

Хорошая традиция зародилась у заводских спортсменов – проведение весенней эстафеты на приз многотиражной заводской газеты «Механизатор».

***

В соответствии с приказом Министра угольной промышленности СССР и штатным расписанием, а также в целях перестройки работы конструкторских бюро завода в связи с новыми задачами, стоящими перед заводом, было организовано Специальное конструкторское бюро, подчинённое главному инженеру завода. Начальником СКБ был назначен Ю.В.Билявец. Завод выполнял заказы для Всесоюзных ударных строек: Куйбышевской ГЭС, Сталинградской ГЭС и Туркменского канала, куда были поставлены насосы «Комсомолец» и бары с цепями.

***

Сдан в эксплуатацию специальный лабораторный корпус (ЦЗЛ) полезной площадью 1000 кв. метров.

***

Коттеджи, строительство которых было начато в 1952 году приняли своих первых новосёлов.

Состоялся первый заводской чемпионат по шахматам. Первым его призёром стал Я.М.Козьменко (цех М-11).

***

Проведены заводские испытания экспериментального комбайна КП, спроектированного Донецким филиалом Гипроуглемаша. В адрес строительства Братской ГЭС отгружены 10 насосов «Комсомолец». Завод представил свою продукцию – врубовую машину КМП-2 – на международных выставках в Польше, Швеции и Индии.

***

При электроцехе организован электрокарный участок с размещением оборудования и электрокар в помещении пристройки цеха № 2. Начальником электрокарного участка назначен Г.А.Шелехов. В целях улучшения работы термического и литейного цехов, широкого внедрения новой техники и непрерывного совершенствования технологии производства создан отдел главного металлурга. Главным металлургом завода назначен В.В.Чернецкий.

Приступила к работе заводская школа токарей высокой квалификации. В работе школы принимали участие всего 25 человек. Заводчане, окончившие школу, становились инструкторами по производственному обучению других рабочих.

***

Построено новое современное здание школы рабочей молодёжи по ул. Борьбы. В его строительстве активное участие принимали заводчане. Среди учеников этой школы немало работников предприятия.

На стадионе «Шахтёр» состоялся общегородской праздник песни, в котором участвовал сводный хор заводчан в количестве 1000 человек.

***

Изготовлена опытная партия врубовых машин КМП-3. В соответствии с приказом министра угольной промышленности СССР заводу было поручено изготовить новую модель комбайна Я.Я.Гуменника ПКГ-3 по чертежам Гипроуглемаша – комбайн КПГ-3. Специалисты СКБ разработали эскизно-технический проект погрузочной машины УП-2. Эта машина предназначена для механизации погрузки в вагонетки угля и породы средней крепости. Для передвижения по выработке в процессе работы машина снабжена самоходным гусеничным ходом, имеющим маневренную и рабочую скорости. Изготовлена опытная партия врубовых машин КМП-3.

В соревновании горнопроходческих бригад комбината «Тулауголь» невиданной ранее скорости нарезки штрека добилась бригада В.Кочетова с шахты № 66 треста «Калининуголь». Эта бригада прошла в апреле с помощью комбайна ПК-2М 772 метра горных выработок.

На заводе побывала делегация Ланкаширского отделения Национального профсоюза горняков Великобритании. При встрече делегацию тепло приветствовали сотни людей, выражая искренние чувства дружбы советского народа к английскому народу. Машиностроители подарили английским горнякам действующую модель врубовой машины.

***

При учебно-курсовом комбинате организованы курсы по изучению иностранных языков: английского и немецкого. На курсы записались 80 человек.

***

Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О сокращении продолжительности рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни» – волнующее и радостное событие в жизни заводчан. В субботу, 10 марта, трудящиеся впервые работали 6 часов.

Состоялись соревнования на первенство облсовета ДСО «Шахтёр» по волейболу. Заводская команда впервые участвовала в подобном чемпионате и заняла второе место. На стадионе «Шахтёр» был проведен первый заводской фестиваль. Большой колонной рабочие и работницы с детьми и членами семей прошли от заводского клуба до стадиона. После торжественного открытия прошёл парад физкультурников, в котором участвовало 200 спортсменов. Затем были проведены соревнования легкоатлетов и большой праздничный концерт. Закончился праздник показательными выступлениями боксёров, массовыми играми.

***

Копейский машиностроительный завод имени С.М.Кирова объединён с эвакуированным в 1941 году из г. Бердянска (Украина) Азово-Черноморским заводом (заводом «Строммашина») с общим названием – «Копейский машиностроительный завод имени С.М.Кирова с подчинением Управлению машиностроения Челябинского Совнархоза. Директором назначен Е.И.Уланов.

УЛАНОВ Евграф Иванович (24.12.1906, г. Горловка Донецкой обл. – 07.03.1992, г. Копейск Челябинской обл.). Директор Копейского машиностроительного завода. Окончил Московскую промышленную академию (1941), Свердловский горный институт (1957). Работал нагревальщиком заклепок Енакиевского завода, монтажником химического завода Горловского рудоуправления, слесарем-инструментальщиком Горловского машиностроительного завода, начальником участка. Руководил выпуском горношахтного оборудования – врубовых машин марки ГТК для очистных забоев. С 1941 – зам. начальника минометного цеха Горловского машзавода. Вместе с предприятием эвакуировался на Урал, работал начальником цеха Копейского машиностроительного завода им. С.М.Кирова, начальником производства (1942-1954). После объединения Копейского машиностроительного завода им. С.М.Кирова и завода «Строммашина» назначен директором нового предприятия, руководил им до 1968. Завод за эти годы успешно развивался, освоил производство новых машин, выполнил большую социальную программу; построены обрубной, модельный и 4-й механический цеха, реконструированы все цеха бывшего завода «Строммашина», построены инженерный корпус, заводской профилакторий, шесть детских учреждений. Награждён орденами Трудового Красного знамени (1966), «Знак Почёта» (1942), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970).

***

Участок строительных машин завода отправил в Индию на строительство металлургического комбината полуавтомат для резки кирпича. Завод изготовил по чертежам своего конструкторского бюро опытные образцы нового комбайна «Урал-2» для разработки пологопадающих пластов средней мощности, они переданы для промышленных испытаний на шахты треста «Копейскуголь», комбината «Воркутауголь».

Досрочно (на два месяца раньше срока) была изготовлена погрузочная машина УП-2. Изготовлены опытные образцы машины УП-3, которые успешно прошли заводские испытания. Промышленные испытания были проведены на шахте №50 треста «Копейскуголь». Машина УП-3 показала себя работоспособной и надёжной, очень простой в управлении, получила положительные отзывы шахтёров, которые назвали её «подземным танком».

Коллектив СКБ спроектировал новый проходческий комбайн ПК-4 для механизированной проходки двухпутевых выработок сечением до 16 кв. метров.

***

При цехе М-3 был организован участок по производству прокладок, колец и других изделий из резины.

***

Техническая библиотека завода обслуживала 900 читателей. К их услугам было 17,5 тысяч книг, большое количество журналов по различным отраслям знаний. Библиотека располагала большим справочным материалом. На территории завода было посажено 300 деревьев и кустарников. Введены в строй столовая №3 и здание заводоуправления. Открыт Дворец культуры завода имени С.М.Кирова, располагающий зрительным залом на 530 мест, лекционным залом на 250 мест. Во Дворце имелось одинадцать комнат для занятий заводчан в кружках художественной самодеятельности, 3 комнаты детского сектора, спортивный зал с душевой установкой и раздевалками, комната отдыха, две гостиных, кафе, библиотека с читальным залом. Директором Дворца назначена В.И.Мирошниченко. В 1957 году трудящиеся завода получили 5314 кв. метров жилья, в том числе дом (35 квартир) по ул. Гастелло в посёлке «Кировец». Заводчане приняли участие в шестом Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.

***

Завод приступил к серийному выпуску врубовой машины КМП-3. Работа эта поручена цеху М-1. На Синеглазовском заводе силикатного кирпича проводились испытания автомата для укладки силикатного кирпича. Машиностроители взяли обязательство – закончить доводку и провести испытания автомата СМ-569 для резки, съёма и укладки керамических блоков. Большую работу по проектированию отдельных узлов опытной машины провели конструкторы строительной группы СКБ совместно с конструкторами Харьковского Центрального конструкторского бюро. Закончились заводские испытания комбайна ПК-4 – первого в Советском Союзе проходческого комбайна, способного проходить выработки до 16 кв. метров. Главный конструктор проекта – А.Н.Сандлер. Производственные испытания прошли на шахте № 4-6. Закончена разработка комбайна К-56, промышленные испытания которого проходили на шахтах треста «Калачёвуголь». Завод принял участие в пятой международной выставке в г. Дамаске (Сирия), представив автомат для резки кирпича ЧА-1, во Всемирной промышленной выставке в Брюсселе (Бельгия), представив комбайны ПКГ-3 и ПК-3, который был удостоен Почётного диплома и большой золотой медали.

Во второй половине года СКБ завода приступило к проектированию врубовой машины «Урал-33», предназначенной для зарубки угля и других полезных ископаемых в пластах мощностью не менее 0,6 метров. Изготовлен опытный образец комбайна К-56, который экспонировался во многих странах мира, был представлен на ВДНХ СССР и международной ярмарке в Лейпциге.

***

Прошёл второй фестиваль молодёжи завода имени С.М.Кирова, к которому комсомольцы и молодёжь хорошо подготовились: перевыполняли производственные нормы, отработали на строительстве и благоустройстве жилья 25 тыс. часов, а в свободное от работы время собрали свыше 300 тонн металлического лома и макулатуры. В день фестиваля они демонстрировали свои спортивные достижения, таланты. По традиции фестиваль открыли спортсмены. Затем на эстраде городского сада прошёл конкурс художественной самодеятельности, также были проведены турнир шахматистов, различные конкурсы, мини-турнир по футболу.

Начала работу по лечению и оздоровлению трудящихся заводская поликлиника. Начала выходить радиогазета: два раза в неделю в обеденный перерыв в цехах завода звучало: «Говорит заводской радиоузел…»

***

СКБ передал чертежи УП-3 отделу главного конструктора. Всего за один год машина прошла путь от начала проектирования до серийного выпуска. Закончена разработка рабочих чертежей новой врубовой машины «Урал-33» с гидравлическим приводом, которая находилась на уровне лучших зарубежных образцов. Коллективы СКБ и экспериментального участка взяли обязательство собрать «Урал-33». Первые опытные образцы прошли испытания на шахтах Кузбасса. Семь комбайнов ПК-3 отправлены в Китай. В Москву отгружены полуавтоматы для резки кирпича. Завод принял участие в XV международной выставке в Касабланке (Марокко). Экспонировалась врубовая машина КМП-3. Завод принял участие в международной выставке в Познани (Польша), представив комбайн ПК-3 и полуавтомат для резки кирпича. На Лейпцигскую ярмарку был представлен комбайн ПК-3. Завершена разработка очистного комбайна «Урал-2М», предназначенного для работы в сложных горно-геологических условиях.

***

Отделом главного технолога начата работа по внедрению типовой технологии, в дальнейшем обеспечивающей механизацию и автоматизацию производственных процессов. На заводе создана машино-счётная станция. Было подготовлено 25 специалистов из числа бухгалтеров. В цехе М-1 на экспериментальном участке была создана первая на заводе автоматическая линия. Она состояла из двух токарно-револьверных автоматов и одного фрезерного, связанных в линию, на которой работали всего три человека, вместо четырнадцати. На базе отдела технической информации на заводе был создан патентный отдел. В помещении цеха М-11 состоялась открытие школьного цеха – учебных мастерских, оснащённых токарными, фрезерными и строгальными станками для обучения учащихся подшефной школы № 6. В кузнечном цехе вступила в строй полуавтоматическая установка нагрева заготовок токами высокой частоты.

***

На заводе был создан женсовет, состоящий из четырёх секций: производственной, детской, культурно-бытовой и домоводства. Построено новое здание для центрального склада. Объявлен месячник здоровья. Создан штаб «В поход за культуру». Цель месячника улучшить условия труда, быта трудящихся, создать уют в цехах, на рабочих местах; повысить санитарное состояние цехов, бытовых помещений, водного хозяйства, улучшить работу санитарных постов, озеленить территорию своего цеха, дома.

В городе Нальчике проходили соревнования по велоспорту на первенство центрального совета ДСО «Труд», в котором приняли участие 42 команды (60 мастеров спорта СССР) со всех районов страны. В состав команды Челябинской области вошли три лучших велосипедистки нашего завода. Лаборант ЦЗЛ Анна Жиганова стала чемпионкой ДСО «Труд». Был открыт Копейский филиал Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола.

***

Чертежи автомата СМ-573, созданного в прошлом году и успешно прошедшего промышленные испытания, переданы в серийное производство. На международной выставке в г. Аддис-Абебе (Эфиопия) завод представил автомат для резки кирпича ЧА-1. На международной выставке в г. Пхеньяне (Корея) завод представил комбайн ПК-3, который также экспонировался на международных выставках в Болгарии, Венгрии и Дании.

***

На заводе стала выходить световая газета «Механизатор». Коллектив УКСа приступил к строительству заводского профилактория.

***

Изготовлен в экспериментальном цехе завода опытный образец самоходного скреперного грузчика ГСС-1, предназначенного для погрузки руды в откаточные средства. Изготовлена опытная партия (3 шт.) погрузочных машин ПНБ-3, проведены государственные испытания, подтвердившие работоспособность машины.

В Японию был отгружен проходческий комбайн ПК-3. Такой же комбайн был отправлен на международную выставку в Англию. Эта горная машина имела мировое признание. Завод принял участие в традиционной весенней Лейпцигской ярмарке (ГДР), представив врубовую машину «Урал-33» и комбайн ПК-3М. Представленный на ярмарке образец комбайна был куплен одной из фирм Англии. На международной выставке в Лондоне (Англия) завод представил комбайн ПК-3М. Освоен серийный выпуск угольного комбайна К-56М.

***

Начала работать заводская турбаза, расположенная на берегу озера Сугояк.

***

В Джезказганском рудоуправлении Карагандинской области закончились промышленные испытания самоходного скреперного грузчика ГСС-1.

Создан опытный образец угольного комбайна «Урал-2М», предназначенный для механизированной выемки угля в лавах полого падения с пластами средней мощности. Он прошёл промышленные испытания на шахте № 32 комбината «Воркутауголь» и был рекомендован к серийному производству. В экспериментальном цехе изготовлен и прошёл заводские испытания автомат СМ-860, предназначенный для непрерывной упаковки керамических плиток. Проходческий комбайн ПК-3М был представлен на международной выставке в Бразилии.

Совместно со специалистами Гипроуглемаша был разработан проект малогабаритного проходческого комбайна ПК-7, предназначенного для механизированной проходки горизонтальных подготовительных выработок малого сечения по углю, породе и смешанным забоям.

***

Государственная комиссия приняла в эксплуатацию законченное строительство модельного цеха площадью 1086 кв. метров. Это самый красивый и благоустроенный цех завода. Здесь же разместились лечебные кабинеты второго заводского здравпункта.

***

Исполнился год, как новый состав редколлегии начал выпускать на заводе «Крокодил», который за это время стал очень популярным среди тружеников завода. За истекший год «Крокодил» выпустил более 30 номеров – это 30 метких «выстрелов» по прогульщикам и хулиганам, по любителям «Белой головки» и пр.

***

Коллектив СКБ завода трудился над созданием надёжных погрузочных машин 1ПНБ2 и 2ПНБ2, а также ПНБ-3М, предназначенной для работы в тяжёлых горно-геологических условиях медных, свинцово-цинковых и полиметаллических рудников. Другая группа конструкторов работала над созданием проходческого комбайна ПК-9. Изготовлена партия (10 шт.) опытных образцов нарезного комбайна ПК-7. Завод выполнил почётный заказ для строящегося газопровода Бухара-Урал. Трудящиеся цеха М-1 выполнили ответственный заказ для угольной промышленности Кубы – изготовили две машины УП-3. По заказу Ленинградского совнархоза инженеры СКБ спроектировали врубовую машину «Урал-36». Она предназначена для верхней подрубки пласта. В экспериментальном цехе всего за один месяц были изготовлены два опытных образца, которые были отправлены на промышленные испытания в объединение «Ленинградсланец».

На международную весеннюю Лейпцигскую ярмарку завод представил комбайны ПК-3М, ПК-7 и К-56М. Проходческий комбайн ПК-3М был отмечен золотой медалью ярмарки и Почётным дипломом. На международной ярмарке в Будапеште (Венгрия) завод представил врубовую машину «Урал-33» и проходческий комбайн К-56М.

Изготовлены первые опытные образцы комбайна К-56МГ, которые прошли испытания в Кузбассе.

Начали изготавливать комбайн с гидротранспортом «Урал-38».

***

По опыту Новочеркасского электровозостроительного завода в литейном цехе совместно с работниками производственного отдела проводилась подготовка к переходу на непрерывное оперативно-производственное планирование.

***

Государственная комиссия приняла с оценкой «хорошо» инженерный корпус. Это первое в нашем городе большое, современное по своему архитектурному оформлению здание объёмом 2400 куб. метров и площадью 4500 кв. метров. В третьей части этого здания разместился филиал вечернего отделения ЧПИ, большинство студентов которого – работники нашего завода. Впервые в практике строительства на заводе для центрального отопления инженерного корпуса использован газ, поступающий к двум котлам из газогенераторной станции.

***

Этот год можно считать началом работы завода над созданием и внедрением комбайнов для добычи калийной руды и каменной соли. СКБ завода совместно с институтом «Гипроуглемаш» разработаны рабочие чертежи комбайна ПК-10, предназначенного для работы в рудниках калийных месторождений. Получено техническое задание на проектирование погрузочной машины 1ПНБ2. Конструкторы предприятия завершили разработку чертежей комбайна ПК-9, предназначенного для механизированного проведения подготовительных выработок по углю и породе, а также смешанным забоям с раздельной выемкой угля и породы.

***

Завод посетила группа специалистов из Чехословакии. Они побывали в цехах завода М-1, М-6 и М-11 и познакомились с производством горношахтного оборудования, с помощью которого было установлено немало шахтёрских рекордов. Только в этом году комбайном ПК-3 была достигнута рекордная выработка – 864 погонных метра за 31 рабочий день. Чешские гости побывали и на шахте № 42-капитальная, где познакомились с работой комбайна К-56М. Они изучили возможность применения этого комбайна на своих шахтах.

***

На заводе созданы две лаборатории – лаборатория электрохимической обработки и лаборатория пластмасс (начальник Н.А.Воротников). Начато освоение производства деталей из полимерных материалов. На заводе внедрена саратовская система бездефектного изготовления продукции.

***

Завод принял участие в осенней международной ярмарке в г. Загребе (Югославия), представив машины К-56М, УП-3 и ВНМГТ, а также в Чехословацкой промышленной выставке.

Изготовлен опытный образец проходческого комбайна ПК-9, проведены его промышленные испытания. Разработан рабочий проект погрузочной машины ПНБ-4. Разработан рабочий проект проходческо-очистного комбайна «Урал-38».

***

Заводчане начали использовать алмазный инструмент в цехах завода. Создан участок порошковой металлургии. Освоены процессы фосфорирования, меднения и кадмирования на гальваническом участке.

***

Коллектив цеха М-1 выпустил тысячный гидропривод для гидравлической подающей части. По предварительному решению Главуглемаша с будущего года гидравлические подающие части такого типа должны стать основными для всех угольных комбайнов. Конструкторы завода разработали проект врубовой машины «Урал-37».

На выставку в Польшу отправлен проходческий комбайн ПК-7. В Югославию отгружено два комбайна ПК-3М. Столько же их отправлено во Вьетнам. Кроме того, во Вьетнам отправлены три углепогрузочные машины УП-3. Пять таких машин получили шахтёры ГДР. Горнякам ГДР, Вьетнама и Югославии отправлены углепогрузочные машины УП-3 и проходческие комбайны ПК-3М. В цехах завода шла сборка проходческих комбайнов для шахтёров Чехословакии.

***

Вступила в строй новая автоматическая телефонная станция на 300 номеров. Вместе со старой АТС теперь станция имела 400 номеров. При отделе главного технолога создано бюро универсально-сборных приспособлений.

***

За развитие спортивно-массовой работы на заводе и за успешное выступление на финальных соревнованиях летней спартакиады центральный совет ДСО «Труд» наградил коллектив физкультурников завода малой золотой медалью. На заводе культивировалось 20 видов спорта, было охвачено физкультурной работой свыше 1200 человек. Заводчане впервые отправились на отдых к голубым озерам Урала на «Поезде здоровья».

Состоялась XV заводская эстафета на приз газеты «Механизатор». В ней приняла участие 61 команда – это самая массовая эстафета из всех прошедших. В первой группе первое место завоевали спортсмены СКБ, второе – цеха М-1, на третьем месте инструментальщики.

***

Коллективы СКБ, отделов главного конструктора, главного технолога и главного металлурга продолжали разработку рабочих проектов и подготовку производства проходческих комбайнов 5ПУ, ПРК-52, ПК-10, врубовой машины «Урал-33», погрузочной машины 1ПНБ2, гидроподающей части «Урал-37», «Урал-30» и других. Изготовлены опытные образцы очистного комбайна 1К58М. Подготовлено производство и выпущена первая промышленная серия проходческого комбайна 4ПУ.

Завод принял участие в международной выставке горного оборудования «Интергормаш» (Москва), представив машины ПК-10, 4ПУ (ПК-7) и комбайн «Караганда 7/15». Продукция завода была отмечена золотой медалью выставки.

Бригада т. Кочеткова с Прокопьевской шахты № 3-бис установила два всесоюзных рекорда по проходке. С помощью углепогрузочной машины УП-3, изготовленной на нашем заводе, она за месяц прошла 1172 погонных метра двухпутевого штрека. В городе Прокопьевске открыт обелиск «Слава шахтёрскому труду»: на четырёхметровом постаменте установлена машина УП-3, с помощью которой были достигнуты высшие достижения производительности труда.

Горняки шахты № 121 треста «Чараньуголь» (Караганда) выдали на-гора с начала года свыше 30 тыс. тонн угля сверх плана. В своей работе они использовали новейшую отечественную технику, в том числе знаменитый проходческий комбайн «Караганда 7/15». Эту машину горняки по праву назвали «подземной ракетой». Комбайн изменил старые представления о скорости проходки выработки. Никогда прежде не готовился так быстро фронт работ для очистных участков. Освоив новый комбайн, бригада Г.Э.Кречмана установила Всеказахстанский рекорд проходки, за 31 день пройдя 1321 погонный метр. На завод пришло Благодарственное письмо от Мараликского комбината стройматериалов и изделий – они благодарили заводчан за врубовую машину «Урал-33» (заводской номер 91). Средняя сменная выработка машины составила 100 погонных метров.

***

Государственная комиссия приняла новый цех, которому присвоен индекс «цех № 4». Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Внедрён метод сварки деталей в среде углекислого газа.

***

С января начались регулярные передачи заводского радио. В гостях у заводчан побывали представители городов, награждённых орденом Красного Знамени, которые приехали в Копейск на свой первый слёт. Всего в стране шесть городов, на знамени которых первая и самая высокая награда страны.

В канун 50-летия Октября, незадолго до 90-летия со дня рождения М.И.Калинина, на территории завода был открыт памятник М.И.Калинину, на постаменте которого высечены слова: «Михаилу Ивановичу Калинину от трудящихся завода. Установлен в юбилейном 1967 году в память выступления здесь 19 ноября 1920 г.» Авторы памятника челябинский скульптор В.Авакян и копейский архитектор М.Г.Семёнов.

 

***

Директором завода назначен В.И.Крутилин, сменивший на этом посту ушедшего на заслуженный отдых Е.И.Уланова.

КРУТИЛИН Владимир Иванович (род. 15.09.1931, ст. Павелец-1 Горловского р-на Рязанской обл.). Горный инженер. Окончил Тульский политехнический институт (1954). К.т.н. С 1954 работал на Копейском машиностроительном заводе им. С.М.Кирова инженером-конструктором, гл. конструктором проекта, гл. инженером СКБ, директором завода (1968-1978). При его участии создавалось семейство горнопроходческих комбайнов, погрузочные, буропогрузочные машины и самоходные бурильные установки для угольных шахт, проходческо-очистные комбайны «Урал» для добычи калийной руды, резцы типа РКС, пылеулавливающие установки типа АПУ. Под его руководством осуществлялась реконструкция завода, направленная на увеличение производственных мощностей. В 1978-1983 возглавлял Всесоюзное объединение угольного машиностроения «Союзуглемаш», г. Москва. В период руководства Всесоюзным объединением «Союзуглемаш» сосредоточил свои усилия на создании и освоении производства новых видов продукции: комплексов для тонких пластов Донбасса и мощных пластов в восточных районах страны, угольных очистных комбайнов, проходческой и буровой техники, на расширении производственных площадей заводов, институтов и экспериментальных производств. С 1983 по 1989 – директор института ЦНИИПодземмаш. Руководил разработкой новых проходческих комбайнов по породам повышенной прочности, погрузочных машин и бурильных установок, комплекса для бурения шахтных стволов. Впервые были разработаны и изготовлены комплексы для проходки эскалаторных тоннелей метро. Автор 38 изобретений и ряда печатных работ. Внёс вклад в создание комбайнов типа «ПК» и «Караганда». Лауреат Государственной премии СССР (1967). Награждён орденами «Знак Почета» (1966), Трудового Красного Знамени (1974).

***

Завод принял участие в весенней международной Лейпцигской ярмарке (ГДР), где были представлены ПК-10 и «Караганда 7/15».

***

Техническим советом завода одобрено и принято новое направление в механической обработке корпусных деталей машин. Для расточки отверстий каждого корпуса использовать специальные агрегатные станки собственного производства.

***

Кузбасские горняки установили новый мировой рекорд: за 26 дней бригада проходчиков Г.Н.Смирнова с шахты «Байдаевская Северная» комбайном К-56МГ прошла 3136 погонных метров штреков. Изготовлен экспериментальный образец врубовой машины «Урал-39». В цехе М-6 был собран тысячный комбайн ПК-3М. Изготовлена опытно-промышленная партия комбайна «Урал-38».

***

Высокие обязательства принял на себя коллектив завода: изготовить ко дню открытия XXIV съезда КПСС опытный образец комбайна «Урал-20КС» для добычи калийных солей. Своё обязательство заводчане с честью выполнили.

Инженеры завода: руководитель группы проходческих комбайнов СКБ Ю.Тверёзый и инженер-конструктор И.Гуськов – в течение нескольких месяцев находились в служебной командировке в Тунисе. Они выполняли сложную задачу по внедрению комбайнов 4ПУ, которые никогда раньше не применялись на фосфатных шахтах. Испытания прошли успешно, и наши комбайны с успехом стали работать на шахте в г. Метлаун (Тунис).

Горняки шахты Явожно (Польша) с помощью комбайна 4ПУ, изготовленного нашими машиностроителями, прошли 660 метров штрека сечением 8,28 метра. Этот результат являлся новым рекордом Польши.

Завод представил свою продукцию – проходческий комбайн ПК-10 и погрузочную машину 2ПНБ2 – на международной промышленной выставке в Барселоне (Испания). В цехе М-6 закончена сборка юбилейного тысячного комбайна ПК-3М. Буропогрузочная машина 1ПНБ2Б экспонирована на международных промышленных выставках в Мадриде и Барселоне (Испания).

***

На всесоюзный коммунистический субботник вышли около пяти тысяч заводчан.

Год

***

На заводе начато изготовление опытного образца комбайна 2ПП, предназначенного для проведения горных выработок в условиях Карагандинского угольного бассейна. В отличие от других машин он работал не только по углю, но и с присечкой породы. Комбайн 2ПП не первая машина, которой заводчане дали путёвку в жизнь в новой пятилетке.

Завод приступил к выпуску новой врубо-навалочной машины ВН-2, предназначенной для механизированной подрубки и навалки угля в комплексе с забойным конвейером на пластах пологого падения. Выпущен «Урал-20КС».

***

Создан участок изготовления магнитных станций управления.

***

На заводе прошёл Всесоюзный конкурс токарей – мастеров высокой квалификации, прибывших из пятнадцати союзных республик.

Год

***

Накануне профессионального праздника – Дня машиностроителя – в цехе М-4 была собрана, испытана и готова к отправке горнякам юбилейная сотая машина «Караганда 7/15» – один из лучших проходческих комбайнов, на котором был установлен не один всесоюзный и мировой рекорд проходки горных выработок. Эта машина использовалась не только в угольной промышленности, она пришлась по душе и химикам – её активно применяли на добыче минеральных удобрений различные химические комбинаты страны.

Коллектив экспериментального участка завершил важную и ответственную для всего коллектива завода работу – закончена сборка новой машины «Урал-10КС». Проведены заводские испытания. Конструкторы предприятия начали проектирование комбайна ГПК.

***

Система теплоснабжения завода подключена к природному газу, благодаря чему на газ переведены котельные и технологическое оборудование «горячих» цехов.

Год

***

Коллектив комплексной бригады шахтоуправления «Юбилейное» комбината «Южкузбассуголь» во главе с бригадиром Г.Смирновым досрочно выполнил годовой план 1973 года. Такого ещё не было в угольной промышленности страны – одна бригада за неполные 10 месяцев добыла 1 млн. тонн коксующегося угля. Этот рекорд был поставлен благодаря использованию комбайна К-56МГ. Завод совместно со специалистами Автоматгормаша и ЦНИИПодземмаша начал разработку погрузочной машины с дистанционным управлением 1ПНБ2Д, предназначенную для погрузки горной массы, разрыхлённой буровзрывным или иным способом, при проходке горизонтальных и наклонных выработок.

***

В ОГТ организовано бюро станков с числовым программным управлением. Внедрён первый на заводе копировально-фрезерный станок с ЧПУ. В литейном цехе завода ликвидированы последние четыре вагранки и два бессемеровских конвертора. Вместо них установлена дуговая сталеплавильная печь ДСП-3М ёмкостью до 4 тонн металла. На заводе начал функционировать телетайп.

***

Заканчивалось строительство пристроя к цеху М-4, где были размещены столовая, бытовые помещения, отдел технического обучения и др.

Год

***

В цехе М-11 собраны двухтысячная погрузочная машина 1ПНБ2 и пятитысячная самоходная тележка к буровой установке СБМКБ.

Комбайн ГПК отмечен дипломом первой степени и золотой медалью ВДНХ СССР.

Год

***

На заводе начаты работы по созданию тяжёлого проходческого комбайна ГПК-2 для проведения выработок большого сечения по породным забоям. Разработаны рабочие чертежи и изготовлен опытный образец комбайна ГПКГ. Прошли испытания буропогрузочной машины 2ПНБ2.

Создан опорный пункт завода в городе Березники Пермской области для проведения испытаний и внедрения проходческо-очистных комбайнов «Урал» на Верхнекамском месторождении калийных солей. Начальником опорного пункта назначен В.П.Петров.

Год

***

Новый рекорд производительности комбайна «Урал-20КС» поставлен бригадой Г.А.Березняцкого из 2-го Березняковского рудоуправления комбината «Уралкалий»: за 31 рабочий день было добыто 100 тыс. тонн руды. Изготовлены экспериментальные образцы пылеулавливающих установок АПУ-530. На заводе начат выпуск установочной партии комбайнов серии «Урал-10КС» и «Урал-20КС» для добычи калийных солей в объединениях «Уралкалий» и «Беларуськалий». Выпущены два опытных образца проходческо-очистного комбайна «Урал-20КСА». Разработан проходческий комбайновый комплекс КН-5Н.

В совхозе «Вперёд» состоялось первое испытание нового стационарного картофелесортировочного пункта, разработанного специалистами завода.

***

Вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении завода орденом Трудового Красного Знамени «за досрочное выполнение коллективом завода 9-го пятилетнего плана, успешное освоение производства новой горной техники и достижение высоких технико-экономических показателей в работе».

В Москве начал работу XXV съезд КПСС. Участником съезда от завода стал токарь цеха М-3 Н.И.Доброносов.

Год

***

Впервые в СССР освоено серийное производство резцов с круглым стержнем РКС-1 для оснащения исполнительных органов проходческих и очистных комбайнов.

В короткий срок на заводе был разработан проект и изготовлен опытный образец проходческого комплекса КН-5Н, предназначенного для дальнейшей механизации трудоёмких процессов при прохождении горизонтальных и восстающих горных выработок.

Проходчики бригады В.Вендитловича с донецкой шахты им. В.Абакумова с помощью комбайна ГПК прошли за месяц 1530 метров горных выработок, обеспечив рекордную проходку.

Комплексная бригада А.П.Кустарёва третьего рудоуправления «Уралкалий» добыла за 31 день трудовой вахты 114063 тонны сильвинитовой руды, установив тем самым всесоюзный рекорд.

Бригада Г.А.Березняцкого третьего рудоуправления «Уралкалий» выдала миллионную тонну руды с помощью комбайна «Урал-20КС» (№ 8). Бригада получила этот комбайн в 1974 году. Миллион тонн было добыто всего за три года.

***

На заводе введена в строй первая очередь автоматизированной системы управления производством. Она работала на базе электронно-вычислительной машины «Минск-32».

Поддерживая почин передовых шахтёрских коллективов-«тысячников», трудящиеся завода взяли новые высокие социалистические обязательства. В движение «тысячников» уже включилось более 400 человек.

Заводу присуждено переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение народнохозяйственного плана.

Впервые в отрасли завод ввёл систему фирменного технического обслуживания и ремонта горно-шахтного оборудования. Утверждена структура новой службы, определены её конкретные цели и задачи. В частности, на заводе созданы бюро испытания и исследования надёжности машин, бюро разработки технической документации, а в производственных объединениях – районные бюро технического обслуживания горной техники, выпускаемой заводом.

ОВСЯННИКОВ Павел Алексеевич (03.09.1928, с. Старо-Хмелевское ныне Чернянского р-на Белгородской обл. – 26.08.1998, г. Копейск). Горный инженер, директор Копейского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. Окончил Донецкий индустриальный институт. С 1956 работал на Копейском машиностроительном заводе инженером-конструктором, вед. инженером-конструктором, гл. конструктором проекта, гл. инженером СКБ, гл. инженером завода (1972-1978), директором завода (1978-1987). С 1970 по 1972 возглавлял партком завода. Внес вклад в создание новой прогрессивной техники для угольной и горно-химической промышленности. Имеет 52 изобретения. Под его руководством осуществлялась реконструкция завода, освоены новые цеха. Уделял внимание решению социальных вопросов как на предприятии, так и в городе. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1981), «Знак Почета», 3 серебряными и 4 бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

Год

***

Завод приступил к изготовлению комплекса КСВ-1, являющегося принципиально новой техникой, призванной не только добывать уголь, но и вести проходку. При этом породу не надо было поднимать на поверхность, она дробилась специальными установками и закладывалась в выработанное пространство. В создании комплекса принимали участие более ста институтов и заводов.

В адрес предприятий производственного объединения «Эстонсланец» отправлены опытные образцы бурильной установки БУА-3С на гусеничном ходу. Эта техника в паре с погрузочной машиной 1ПНБ2, тоже изготовленной на заводе, призвана была обеспечить комплексную механизацию добычи сланцев. Освоено производство буропогрузочных машин 1ПНБ2Б.

Комбайны для добычи калийных солей «Урал-10КС» и «Урал-20КС» отлично зарекомендовали себя на рудниках «Уралкалий» и «Беларуськалий», а также в ГДР. Разработана техническая документация на бурошнековую установку БШУ.

***

Приказом министра В.И.Крутилин назначен начальником Всесоюзного производственного объединения «Союзуглемаш» Минуглепрома СССР. Директором завода назначен П.А.Овсянников.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования в 1977 году в числе восемнадцати промышленных предприятий области коллективу нашего завода было присвоено первое место, переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и диплом о занесении имени завода на Всесоюзную Доску почёта на ВДНХ СССР.

За достижение наилучших результатов в выпуске продукции с Государственным Знаком качества коллектив завода награждён дипломом ВЦСПС и Государственного Комитета стандартов Совета Министров СССР. На заводе проходила XIV техническая конференция по качеству.

***


<== предыдущая | следующая ==>
На коленях 5 page | 

Date: 2015-11-13; view: 1519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию