Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вегетарианский обет у древних славянСтр 1 из 2Следующая ⇒ Учение о вегетарианстве, как о гуманном питании, древне, как человечество. Как известно нам, литературные памятники этого гуманитарного учения, можно отметить учение Пифагора, Будды, провозгласившего свою религию милосердия ко всем живым существам человеческого и нечеловеческого рода, труды Платона, Сенеки, Овидия, Эпикура и пр. и пр. Вегетарианство также древне как растительное царство на земле. К числу таких интересных памятников древности вегетарианства привожу здесь интересный вегетарианский пенталог, открытый у древних славян Моесом-Оскрагелло. Автор многих сочинений на польском языке по вегетарианству и природолечению, одна из работ которой "Природная пища человека" издана у нас "Посредником". Моес Оскрагелло в своей книге "Iarstwo I welniarstwo w dziejach slowianszczyzny" (вегетарианство и шерстяная одежда в истории славянских народностей), на первой странице этого сочинения пишет: "Древнейшие греческие писатели вспоминают о "Гиперборейцах". Единогласие между этими писателями и позднейшими летописцами, писавшими о славянах, поразительно. Это обстоятельство дает мне полное основание, не колеблясь, считать их за первобытных славян. "Гиберборейцы" известны были еще Гомеру, а Орфей называет их Микробияии (Страбок кн.VII) или долгоживущими. Плиний о них говорит: земля их урожайна, воздух чистейший и здоровый, живут очень долго, ибо не знают злобы, болезней и войны; проводят жизнь в беспрерывном и беспечном веселье и в нерушимом мире. Прекрасные леса и рощи служат для них жилищем, плоды деревьев пищей, мяса не едят, умирают спокойно и т. д. счастливая жизнь, которую вели Гиперборейцы, и которой завидовали древние, не было явлением случайным; оно было последствием хорошо обдуманных правил жизни, правил, которыми они, как свидетельствуют упомянутые древние писатели, взаимообязывались к чистой жизни; правил, облеченных в форму клятвы - обета согласия. Содержание этого соглашения до нас не дошло; но существует совершенно аналогичное, полагаю, даже идентичное славянское узаконение, сохранившееся и дошедшее до нас в номенклатуре букв первой славянской (глаголицкой) азбуки следующего всем известного содержания: А-з б-уки в-еди г-лаголь; д-обро е-сть-ж-ивете з-ело з-емля, i и-же к-ако л-юди м-ыслите, - н-аш о-н; п-окой р-цы с-лово т-вердо; у-к ф-ерт х-ер ц-ы ч-ервь; ш-а е-р е-ры е-рь я-ть (ент - по-польски jat) ю-с (i-онс - по-польски jas). Что в более русской транскрипции означает: я буквы (письмена - письменно) веди (знаю) глагол (закон); Добро есть живите (Живиться польское zywi? sie - питаться) зельем земли; и иже како люди (по-человечески) мыслите - наш он; покой (мир) рцы словом твердым; не убивай (по-гречески) даже червя; ежели задорный задирается с задирами - связать его. Этот письменный памятник представляет собою основное правило поведения у древних славян, изложенное в пяти параграфах - своего рода пенталог: § 1. Добро есть питаться зельем (делом) земли, т. е. указывается, что хорошо питаться плодами земли. § 2. Кто как человек мыслит (т. е. по-человечески, а не по-звериному) - наш он, т. е. единомышленник. § 3. Мир храни твердо. § 4. Не поднимай руки даже на червя. § 5. Если бы задорный задирался с задорливым, пусть будет схвачен и связан; больших преступлений и больших наказаний видно не было. Теперь сравним смысл этого рукописного закона с тем, что пишут о гиперборейцах древние греческие писатели: плоды деревьев составляют их пищу, - хорошо питаться зельем (делом - плодами) земли; проводят жизнь в постоянном мире - покой рцы словом твердым; мяса не едят - не подымай руки даже на червя; не знают злобы и войны - задорливого схватить и связать. Разве не красноречиво говорит это сравнение? Приведенный выше славянский пенталог, запрещающий проливать кровь, обязывающий к гуманности, благородству, одним словом, к любви, составляет кульминационный пункт в развитии духа человеческого. Я глубоко убежден, что не заблуждаюсь, пишет г. Моес-Оскрагелло, признавая идентичными отзывы древних писателей о вегетарианской натуре гиперборейцев и пять пунктов древнеславянского законоположения, тем более что древние гиперборейцы селились в тех же странах, которые теперь заселяют славяне. Если существовало разногласие о местах заселения древних гиперборейцев, зато почти единогласны были отзывы об их образе жизни. Высоко развитая нравственная жизнь гиперборейцев, как результат высоконравственных законов и учреждений, были предметом удивления всех древних писателей, и относительно религиозно-этических взглядов их на жизнь не было разногласия. Международный спор относительно чести вести свое происхождение от гиперборейцев решается, несомненно, в пользу славян. Что славяне жили долго, при своей чистой диете и здоровой (шерстяной) одежде, может служить доказательством слово "век", т. е. средняя продолжительность жизни человека (на наш век хватит), - на нашем языке равнозначаще понятию "столетие". И в польском языке сохранилось выражение "wiekowy", т. е. старик, которое в прежние времена и сейчас означает человека столетнего возраста.
|