Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Военные походы в Европе
Следствием упадка и падения Византийской империи было вступление турок‑османов в Европу. В 1354 г. армия под командованием сына Орхана, Сулеймана, переправилась через Дарданеллы на Галлипольский полуостров и, воспользовавшись войной между католиками и православными, быстро захватила большую часть Балкан. Завоевание Балкан завершилось в 1356 г. Новые территории образовали провинцию Румелию. Интересы Османов сосредоточились на Европе – столица из Бурсы была перенесена в Эдирне (Адрианополь). Орхан умер в 1359 г. Его старший сын, Сулейман, погиб годом раньше, упав с лошади во время соколиной охоты на Галлипольском полуострове. Его младший сын наследовал Орхану под именем Мурада I (1359–1389 гг.). Задачей для Мурада I было расширить сферу завоеваний Османской империи, покорить остатки Византийской империи и балканских христианских государств. Мураду было предназначено, очевидно судьбой, превзойти двух своих предшественников и в качестве военного лидера и в качестве государственного деятеля. И он осуществил это, превратив государство в империю. Век османской экспансии в Восточной Европе совпал со временем упадка на Западе. С окончательной потерей Иерусалима в середине XIII в. и вторжением тюрко‑монголов в Малую Азию феодальный христианский мир уже никогда больше не смог продвинуть свои границы на Восток. Порыв крестоносцев обернулся против них самих, поскольку христиане‑латиняне ссорились и воевали друг с другом. Один за другим разорялись банковские дома Италии, наладившие прибыльную торговлю с Востоком и финансировавшие крестоносцев. Финансовый и экономический спад привел ко всеобщему и продолжительному социальному кризису. Европейское общество, негибкое и лишенное жизнеспособности, достигло низшей точки в своем упадке. Крестьянские восстания против землевладельцев, как феодальных, так и монастырских, восстания ремесленников против торговцев стали обыденными явлениями. Бубонная чума, «черная смерть», занесенная с Востока, опустошила Средиземноморье и Западную Европу. Таким был этот критический период Средних веков, кризис, который пошел только на пользу новой империи турок‑османов, вступившей в эпоху расцвета. Итак, после смерти Сулеймана военные походы на Балканах возглавил его брат, который, получив от халифа титул султана, остался в истории под именем Мурада I. Османский султанат, будущая Османская империя, по своей административной структуре ничем не отличался от подобных ему провинций халифата. Только влияние тюркского языка сказывалось в наименованиях населенных пунктов, деловой переписке и титулах. Формирование государственных и военных структур в Османской империи завершилось при Мураде I. К этому следует добавить, что наименование «империя» было не более чем условность, поскольку османские султаны находились в подчинении у халифа, а управляемые ими земли входили в единый Каирский халифат, который получил это название после того, как Багдад был захвачен тюрко‑монголами. Исламское государство понесло значительный ущерб и разорение от нашествия тюрко‑монголов, но своих характерных признаков, выражающих его сущность, не утратило. Исторически Османская империя стала правопреемницей халифата. Завоеватели‑османы были сравнительно малочисленны. В Европе им противостояло население более многочисленное, чем в любой из покоренных стран Азии, и более сложное по своему национальному, религиозному и политическому характеру. И Мурад проводил по отношению к ним политику определенной терпимости. Он использовал в войнах тысячи воинов христианского происхождения, нередко под командованием их собственных князей и правителей. В качестве платы за службу им гарантировались освобождение от налогов и право пользования выделенными государственными землями и получаемым с них доходом. Также проблема ассимиляции решалась и при обращении в рабство. В большинстве случаев христиане предпочитали смену религии утрате своей свободы. Женщины обращались в рабынь и становились женами и наложницами завоевателей, которые не везли за собой своих собственных женщин. Мурад набирал в свою армию из числа христиан особую, отборную пехоту, которая должна была служить лично султану. Это был корпус янычар («новые войска»). Туда отбирали мальчиков из христианских семей и воспитывали их в мусульманской вере. Воины были подобно монахам лишены права жениться, владеть собственностью, заниматься каким‑либо другим делом. Их жизни были посвящены воинской службе под руководством султана. Во времена Мурада I янычар было немногим более тысячи человек. Эта система военного рабства шокировала христианский мир. Но она была достаточно давно известна и распространена в исламском мире, особенно среди тюрок. Они на самом деле извлекли из нее пользу в период собственного порабощения на ранних стадиях своей истории. Тюрки, подобным образом превращенные в рабов, нередко имели возможность подняться благодаря системе поощрений до высоких военных и чиновничьих постов. Мурад I открыл со своими янычарами дорогу институту управления Османской империей. Небольшой корпус янычар играл активную роль в продолжавшейся на Балканах кампании Мурада и его военачальников. Покорение Фракии открыло армиям османов путь в Болгарию, а оттуда – в Македонию. В Болгарии в это время шел ее раздел между братьями, и страна даже была известна как «Три Болгарии». На протяжении трех лет, начиная с 1366 г. и далее, османы смогли овладеть всей долиной реки Марица и тем самым аннексировать большую часть Южной Болгарии. На западе султан дошел до болгарского города Филиппополя (Пловдив). Болгарский царь Шишман стал данником османов. Его дочь присоединилась к гарему султана с обещанием, что она не будет обращена в мусульманскую веру. Македонию и Сербию, даже сильнее, чем Болгарию, раздирали внутренние противоречия. В 1371 г. сербская армия под Черноменом потерпела от османов полное поражение. Восточная Македония была завоевана столь же быстро, как и Фракия. Ее города Драма и Серес были колонизированы турками, а церкви переделаны под мечети. В 1372 г. армии турок достигли реки Вардар и форсировали ее. Они отуречивали население восточной части долины, а северную низвели до положения вассальности. Таков был конец Македонской империи. После этой успешной кампании Мурад выдержал десятилетнюю паузу перед вторжением в Венгрию. В этот период он сосредоточил свое внимание на Анатолии: на востоке еще оставались небольшие независимые государства, но они вскоре также были покорены. Таким образом, в Малой Азии он расширил свое родовое владение за счет владений других тюркских князей. Именно тогда Мурад узнал о внутренней измене. Его сын Савджи сговорился с сыном византийского императора Иоанна V Андроником и организовал мятеж против отца. Савджи и Андроник подняли во Фракии восстание. Но они вынуждены были сдаться, и возмездие Мурада было жестоким. Мурад повелел выколоть глаза своему сыну, затем обезглавить его. Отцы молодых турок, участвовавших в мятеже, последовали примеру своего султана. Греческие повстанцы были привязаны друг к другу и сброшены с городских стен в воды Марицы. Император также велел ослепить кипящим уксусом своего сына Андроника. Для полного укрепления своих позиций на Балканах Мураду нужны были еще три города: София – чтобы распространить собственную власть на Северную Болгарию вплоть до Дуная; Ниш – в качестве ключа от Сербии; Монастир – чтобы установить господство османов на территории к западу от Вардара. Военачальники султана в 1380 г. сделали Монастир пограничной крепостью Османской империи. София пала без сопротивления в 1385 г. Дорога на сербский город Ниш была теперь свободна. Ниш пал после борьбы на следующий год. Теперь Мурад I в качестве властителя шести ключевых балканских городов контролировал в Европе четыре пятых бывшей римской дороги из Константинополя в Белград и участок дороги от Белграда к Солоникам. Практически весь путь от Босфора до Адриатики проходил по территории османов. Однако, чтобы чувствовать себя в полной безопасности, Мурад решил перебросить силы из Европы в Азию, хотя он мог достичь своих целей в Малой Азии и без военных действий; большая часть эмирата Гермияна была ему гарантирована женитьбой его сына Баязеда на дочери эмира; территорию между Гермияном и государством Караман он купил у тамошнего эмира; за земли Теке, находящиеся к югу от османской территории, пришлось воевать. В своих походах в Азии Мурад приказал войскам воздерживаться от грабежей и насилий. И этот приказ косвенным образом втянул османов в другую кампанию на Балканах. Дело в том, что сербский контингент армии Мурада был возмущен тем, что им запрещалось брать военные трофеи за службу. Большинство сербских воинов, кипя от возмущения, покинули османскую армию и присоединились к войску князя Сербии Лазарю. Лазарь создал Общесербский союз, заручившись поддержкой князя Боснии. В ответ османы вторглись в Боснию и, значительно уступая в численности, потерпели поражение под Плочником. Тогда сербы, боснийцы, албанцы, болгары, валахи и венгры воспряли духом и сплотились вокруг Лазаря в своей решимости изгнать турок из Европы. Но Мурад, находясь в Малой Азии, держал паузу, так как хорошо знал, что солидарность среди славянских народов зачастую была эфемерной. Прежде чем направить оружие против сербов, Мурад возобновил кампанию по полному завоеванию Болгарии. В 1389 г. турки вторглись в Болгарию и осадили Никополь, где укрылся царь Шишман. После недолгой осады он сдался и вновь подписал мирный договор с османами, признав себя их данником. Таким образом, османы утвердили свое господство в Северной и Центральной Болгарии вплоть до Дуная. Разделавшись с Болгарией, Мурад, которому было уже семьдесят лет, повел свою армию на заключительную битву против сербов. В это время сербский князь Лазарь собрал большое войско. В июне 1389 г. армия Мурада I вторглась в Сербию. Пройдя трудными тропами Ихтиманского ущелья, она достигла реки Моравы, перешла ее вброд и заняла позиции на Косовом поле – равнине, находящейся в границах Боснии, Сербии и Албании. Эта равнина имела еще одно название – Дроздовая долина. Туркам противостояла союзная армия, главную силу которой составляли отряды сербов, боснийцев и албанцев при поддержке поляков, венгров и герцеговинцев. Сражение началось 16 июня 1389 г. Первыми пошли в атаку янычары. Битва завязалась не на жизнь, а на смерть. Но Мурад был настолько уверен в победе, что приказал своим воинам в ходе сражения не разрушать замки, города и деревни. Христианские воины стали дезертировать к османам. Мурад оказался прав в своей оценке касательно единства славян. Однако зять князя Лазаря, Милош, желая доказать свою верность, сымитировал переход на сторону турков. Согласно рангу Милоша его принял Мурад, и «перебезчик» сумел дважды пронзить кинжалом грудь султана. Но эта трагедия не повлияла на исход сражения. Победа турок была полной. Лазарь попал в плен и был казнен. Успех обеспечило то, что на вооружении турок находились пушки и мушкеты – огнестрельное оружие, впервые примененное мусульманами в этом сражении. После смерти Мурада I его преемником стал старший сын Баязед I (1389–1402 гг.). Cербия признала себя данницей Османской империи, а в середине XV в. вошла в ее состав. За время правления Мурад I возвысил государство своих предков до уровня империи, которой суждено стать мощной мировой державой. Он разумно сеял семена многонационального, поликонфессионного и многоязычного общества, которое должно было эффективно функционировать под управлением его преемников в будущие века. По своей сути составленная из разных частей Османская империя должна была в действительности стать, благодаря своей эклектичной политике, истинным преемником Римской империи. Ибо она позаимствовала римскую традицию представления гражданства представителям других народностей и вероисповеданий, тем самым дала им возможность использовать свои способности как к собственной выгоде, так и к выгоде империи. В этой связи следует вспомнить, что во имя «Пакс Романа» римляне внутри своих собственных границ практиковали терпимость по отношению к иностранцам, нередко давая им римское гражданство и поощряя их использовать свои способности во имя империи и собственного блага. В рамках отношений между мусульманами и христианами существовал «Пакс Оттоманика», принципы устройства которого обнаруживали сходство между Османской и Римской империями. Тойнби утверждает, что османы «были способны построить империю, которая действительно была пятым возрождением Римской империи на Ближнем и Среднем Востоке».
Date: 2015-11-13; view: 329; Нарушение авторских прав |