Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






СИЛЬВАН. Римский бог лесов и дикой природы





 

Римский бог лесов и дикой природы. В период империи Сильван приобрел популярность у плебеев и рабов, стал покровителем и даже инициатором культурного земледелия, хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, защитником земельных владений, божеством растительности, животных, гор, скал, металлов, а также человеком, подобно Гераклу заслужившим апофеоз за труд на благо людей.

В вотивных (посвятительных) надписях часто упоминаются посланные Сильваном сны, видения. Этого бога благодарили за исцеление, удачу, освобождение от рабства, от него ждали награды в загробной жизни. Римские аристократы причисляли Сильвана, по Сервию, к «черни земных богов», трактовали его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю, «отброс всех элементов».

В митраизме Сильван считался душой убитого Митрой быка, поднявшейся на небо и ставшей богом стад.

 

СИЛЬВИЙ

 

В римской традиции первый царь Альба Лонги, сын Лавинии, родившей его в лесу, по другой версии, – сын Аскания.

 

СИМПЛЕГАДЫ

 

В греческой мифологии сталкивающиеся скалы, которые раздавливали проплывающие между ними корабли. Традиция располагала Симплегады в проливе Боспор Фракийский, на выходе из Пропонтиды (совр. Мраморное море) в Понт Эвксинский (совр. Черное море). После того как аргонавты смогли провести свой корабль между Симплегад, грозные скалы остановились навсегда и перестали губить мореплавателей.

 

СИРЕНЫ

 

В греческой мифологии демоны в женском обличье. По Аполлодору они родились от музы Мельпомены и Ахелоя, бога одноименной реки. Это полуженщины‑полуптицы, унаследовавшие от матери божественной красоты голос. Они обитают на острове, скалы которого усеяны костями и высохшей кожей жертв – сирены заманивают на остров своим пением моряков, а затем их убивают. Гомер рассказывает о том, как сирены пытались завлечь к себе Одиссея:

 

«Прежде всего от волшебного пенья сирен и от луга

Их цветоносного нам уклониться велела богиня.

Мне же их голос услышать позволила; прежде, однако,

К мачте меня корабельной веревкой надежною плотно

Вы привяжите, чтоб был я совсем неподвижен; когда же

Стану просить иль приказывать строго, чтоб сняли с меня вы

Узы – двойными скрутите мне узами руки и ноги».

Так говорил я, лишь нужное людям моим открывая.

Тою порой крепкозданный корабль наш, плывя, приближался

К острову страшных сирен, провождаемый легким попутным

Ветром; но вдруг успокоился ветер, и тишь воцарилась

На море…

Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же

Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали

К мачте так крепко, чтобы нельзя мне ничем шевельнуться.

Снова под сильными веслами вспенилась темная влага.

Но в расстоянье, в каком призывающий голос бывает

Внятен, Сирены увидели мимо плывущий корабль наш.

С брегом он их поравнялся; они звонкогласно запели…

Влекомый

Сердцем их слушать, товарищам подал я знак, чтоб немедля

Узы мои разрешили; они же удвоенной силой

Начали гресть; а, ко мне подошед, Перимед с Еврилохом

Узами новыми крепче мне руки и ноги стянули.

Но когда удалился корабль наш и более слышать

Мы не могли уж ни гласа, ни пенья сирен бедоносных,

Верные спутники вынули воск размягченный, которым

Уши я им заклеил, и меня отвязали от мачты.

 

Когда сирены увидели, что им не удалось завлечь Одиссея и его спутников, они настолько разгневались, что в приступе ярости лишили себя жизни.

Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» замечает: «Сирены вырезались на каменных надгробиях в виде ангелов смерти, поющих погребальные песни под звуки лиры. Кроме того, им приписывали эротические помыслы в отношении героев, которых они оплакивали. Поскольку считалось, что душа расстается с телом в образе птицы, то и сирен… изображали в виде хищных птиц, которые только и ждут, чтобы овладеть отлетевшей душой… Считалось, что они особенно опасны в безветренную погоду, в полдень.»

 

СИСИФ (СИЗИФ)

 

В греческой мифологии сын царя эолян Эола, внук Эллина, супруг плеяды Меропы, дед Беллерофонта, строитель Коринфа. Когда Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сисиф назвал отцу имя похитителя и указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду основанному Сисифом храму и городу. Разгневанный Зевс послал за Сисифом богиню смерти Танатос, но Сисиф не только не пошел за ней, но обманом сумел заковать ее в цепи и держал в плену несколько лет, поэтому люди не умирали. Только Арес сумел освободить Танатос, которая первой своей жертвой избрала Сисифа. И в аиде Сисиф сумел обмануть богов: он оказался единственным умершим, возвратившимся на землю. Чтобы возвратить его в царство мертвых, пришлось посылать за ним Гермеса.


За свои обманы Сисиф наказан тем, что должен вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так что всю работу надо начинать сначала.

В Коринфе существовали культ и святилище Сисифа.

 

СКИЛЛА (СЦИЛЛА)

 

В греческой мифологии морское чудовище. Оно обитало в пещере с одной стороны узкого пролива (с другой жила Харибда). У Скиллы было шесть собачьих голов, зубы в три ряда в каждой пасти и двенадцать ног. Впрочем, Овидий утверждает, что облик Скиллы был иным:

 

Скилла тут справа, а там беспокойная, слева, Харибда

Буйствуют: эта корабль пожрет, захватив, и извергнет;

Той же свирепые псы опоясали черное лоно, –

Девье при этом лицо у нее. Коль поэтов наследье

Все целиком не обман, то когда‑то была она девой.

Много просило ее женихов; и, всех отвергая,

К нимфам морским – ибо нимфам была она очень любезна –

Шла и рассказы вела о любви молодых несчастливцев.

 

В Скиллу влюбился морской бог Главк. Раздраженный ее отказом, он обратился за помощью к волшебнице Кирке, а та из ревности к Главку превратила Скиллу в чудовище.

Гомер рассказывает, что мимо Скиллы и Харибды удалось проплыть Одиссею, который потерял при этом шестерых спутников:

 

Мы, объятые ужасом бледным,

В трепете очи свои на грозящую гибель вперяли.

Тою порой с корабля шестерых, отличавшихся бодрой

Силой товарищей, разом схватя их, похитила Скилла;

Взор на корабль и на схваченных вдруг обративши, успел я

Только их руки и ноги вверху над своей головою

Мельком приметить: они в высоте призывающим гласом

Имя мое прокричали с последнею скорбию сердца.

 

 

СОЛ

 

Римский бог солнца. Сол отождествлялся с греческим Гелиосом, а в период империи – с восточными солнечными божествами, прежде всего с Митрой. Император Элагабал в 218 г. н. э. перевез в Рим каменный идол Сола Непобедимого (Sol Invictus); император Аврелиан в 274 г. ввел в Риме культ Sol Invictus.

 

СОТЕР

 

В античной традиции эпитет богов‑избавителей – Асклепия, Сераписа, Диоскуров, а также Зевса. В переводе с греческого Сотер означает «спаситель». Этим именем в Риме называли и Митру.

 

СПАРТЫ

 

В греческой мифологии чудесные воины, выросшие из земли, в которую герой Кадм, основатель Фив, бросал зубы убитого им дракона. Они появились на свет в полном вооружении и немедля затеяли бой друг с другом. Аполлодор говорит: «Начав бой, они перебили друг друга: одни из них вступили в схватку умышленно, другие же по недоразумению». Уцелело всего пятеро спартов, за одного из которых – Эхиона – Кадм выдал свою дочь.

 







Date: 2015-11-13; view: 579; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию