Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гермес Трисмегист. Иначе – Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или гермес‑тот
Иначе – Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес‑Тот. Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории – божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый – от лета, тяжелый – от зимы и средний – от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом [священным писцом], обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он – автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений). Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» – греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения. В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он – обладатель чудесного жезла‑кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения. С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят: – «Поймандр Гермеса Трисмегиста»; – «Вселенская речь»; – «Священное слово Гермеса»; – «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»; – «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»; – «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»; – «О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»; – «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»; – «О мышлении и ощущении»; – «Ключ Гермеса Трисмегиста»; – «Ум к Гермесу»; – «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»; – «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»; – «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»; – «Определения Асклепия царю Аммону»; – «О волнениях тела, сковывающих душу». Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека – небо, глаза – Солнце и Луна, грудь – воздух, живот – земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно – вплоть до Ньютона).
ГЕРОЙ
Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой‑архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя – ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан. В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно – вместе с божествами – или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума). Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»: – собственно герой (Ахилл); – культурный герой (Прометей); – герой‑творец (демиург – Ильмаринен). Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой – Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» – искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических – «принадлежащих земле» – чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом. Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего – неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать – «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом. С «превращением» мифа в эпос мифологические герои становятся королями и князьями, хтонические чудовища и демоны – иноплеменниками, иноверцами. А в сказке, которая также «наследует» мифу, образ героя как бы обезличивается: возникают условные фигуры царевичей, принцев, крестьянских сыновей, объединяющие в себе черты как собственно героя, так и героя культурного. Например, Иванушка‑дурачок из русских народных сказок отправляется «не знаю куда», чтобы добыть «не знаю что», попадает во множество переделок, но в итоге добивается своего – когда силой, когда хитростью, а когда и при содействии чудесного помощника (Серого волка). Герой‑символ связан с эстетической категорией «героического», которая представляет собой «проявление прекрасного и возвышенного в их единстве». Героическое как категория подразумевает совершение выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. «Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности» (Ю. Борев).
ГЕСПЕР
Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера.
Date: 2015-11-13; view: 333; Нарушение авторских прав |