Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психические состояния ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Действия работающих обусловлены не только устойчивыми качествами, но и временными психофизиологическими и эмоциональными состояниями. Среди таких состояний в первую очередь выделяют утомление – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Для разрешения этого конфликта организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования. Это переживается людьми как состояние усталости, развитие которого в значительной мере обусловлено потребностью в работе, мотивацией, интересами и т.д. О влиянии усталости на подверженность несчастным случаям около 70 лет назад хорошо сказал Б. Мессио: «Несчастный случай, вызванный усталостью, отличается не большей случайностью, чем случай тифозной горячки, вызванный питьем плохой воды». Подверженность несчастным случаям существенно повышается с ухудшением состояния здоровья работающих. Значительное влияние на нее оказывает также состояние стресса. Стресс положительно, мобилизующе влияет на трудовую деятельность до тех пор, пока он не превысил критического уровня. При превышении этого уровня нарушаются механизмы саморегуляции организма вплоть до срыва деятельности (из древнерусской летописи:«Дело было окончательно загублено по причине излишнего рвения»). Стресс, превышающий критический уровень, называют дистрессом. В состоянии дистресса прежде всего понижается точность движений, неверно оцениваются сигналы окружающей среды, нарушается контроль за процессом труда. С ростом неудач ослабляются волевые функции, снижаются возможности преодоления трудностей. Это, естественно, повышает вероятность возникновения несчастных случаев. Люди обладают различными способностями противостоять дистрессу, которые могут быть выявлены заблаговременно. Выделяют 6 групп факторов (стрессоров), порождающих состояние дисстресса в труде: 1) неопределенность роли работника, когда ему не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в результате работы; 2) недостаточное использование или недооценка возможностей работника, когда ему поручается выполнение задач, которые по сложности существенно ниже способностей; 3) перегрузка, когда работа слишком сложная или ставит перед рабочим слишком много задач; 4) недостаточность ресурсов или данных для их использования в работе; 5) небезопасность дальнейшего продолжения работы; 6) неучастие, когда у работника нет возможности для самопроявления в труде, выражения своего мнения. Большинство из перечисленных стрессов относятся к организационным и социально-психологическим. Их можно устранить путем формирования благоприятного психологического климата, что является одной из важнейших задач руководителя в деле повышения безопасности труда.
5. Социально-психологические предпосылки несчастных случаев
Всесторонний анализ обстоятельств несчастных случаев показывает, что значительное их число так или иначе связано с неправильными действиями работающих. Неправильные действия разделяют на ошибки – непреднамеренные действия, вызванные психофизиологическими и ситуационными факторами (неблагоприятные условия труда, недостатки в конструкции оборудования и т.д.) и сознательные нарушения. Хорошо известно, что далеко не все неправильные действия приводят к травмированию. Именно поэтому их часто и допускают, надеясь на «авось». Но необходимо иметь в виду, что такие действия всегда создают травмоопасные ситуации, резко повышая вероятность возникновения несчастного случая. При анализе несчастных случаев выделяют их причины и предпосылки. Причина – это то, что непосредственно вызвало несчастный случай. Предпосылка – это предварительное условие, «благоприятный фон», на котором развертывается действие причины. Профилактика несчастных случаев – это устранение их причин и предпосылок. Социально-психологические факторы: взаимоотношения в коллективе и групповые нормы, коллективная позиция по отношению к опасности и мерам ее предотвращения – влияют на подверженность работников несчастным случаям. Профилактика травматизма заключается в следующем: 1) необходимо соблюдение правил безопасности; 2) проведение интересного инструктажа по технике безопасности; 3) разработка системы санкций – поощрений и наказаний за отношение к технике безопасности; 4) преобладание позитивных санкций, поощрения. Позитивные санкции, поощрения часто оказываются более эффективными, чем негативные, сколь строгими ни были бы последние.
6. Возраст, усталость, бдительность и несчастные случаи работоспособность несчастный случай психологический С возрастом наблюдается общее снижение эффективности органов чувств. Эластичность хрусталика глаза начинает уменьшаться с самого раннего детства, но изменения остроты зрения, ширины зрительного поля, восприятия глубины и цвета приобретают значение для выполнения большинства производственных операций после 40 лет. Тем не менее, становится все больше таких видов работ, как, например, микросборка, для выполнения которых требуется очень острое зрение, так что только люди в возрасте до 30 лет способны выполнять их правильно. Один из наиболее характерных признаков старения ~ снижение способности адаптироваться к темноте; это означает, что чем старше рабочий, тем выше должен быть уровень освещенности. Возрастное снижение слуха чаще всего обнаруживается на более высоких частотах. Однако заметная потеря слуха на частотах выше 15000 герц не имеет значения для работы. Хотя абсолютный предел слуха значительно меняется, общение в известной мере компенсируется за счет избирательной способности слуха, которая страдает меньше. Прямые данные о возрастных изменениях чувствительности при осязании и движении очень скудны, однако влияние этих изменений, вероятно, значительно, так как замечено, что старые люди больше полагаются на визуальные сигналы, чем на кинестетические. Физическая работоспособность с возрастом снижается меньше, чем можно было бы ожидать: исключение составляют интенсивные усилия, которые лимитируются как снижением частоты сердечных сокращений, так и уменьшением мышечной силы, если судить по показаниям ручного и станового динамометра. Тем не менее нет данных о том, что люди отказываются от работы только из-за того, что она тяжелая, но есть некоторые сведения о том, что выносливость при выполнении требующих большого напряжения действий, таких, как мощное сгибание, снижается. Влияние тяжелой работы может быть неправильно истолковано 1 из-за того, что легкая работа часто требует высокой скорости, а это более утомительно для пожилых людей. В широком смысле в возрасте от 20 до 60 лет мышечная сила снижается примерно на 25%, а функция сенсорно-моторной системы снижается примерно на 60% по отношению к максимальной способности. С возрастом отмечается небольшое снижение способности к немедленному запоминанию, но информация задерживается все более и более короткое время, а временно сохраняющиеся в памяти знания легче теряются. Крайний случай такого состояния проявляется при старческой сенильности, когда очень старый человек не может запомнить отдельные сведения на время, достаточное для того, чтобы сложить их в некоторое сложное представление, и иногда забывает цель действия во время его выполнения. Менее очевидные проявления аналогичных изменений могут иметь серьезные последствия для выполнения работы, требующей высокой квалификации. Пожилые люди, конечно, накапливают опыт, а кроме того, вырабатывают приспособительную стратегию, которая помогает преодолевать возрастные ограничения, но в зависимости от обстоятельств может и не быть успешной. Например, общее снижение способности к переработке информации усиливает тенденцию игнорировать события, суживает интересы и ограничивает деятельность; в результате может увеличиться надежность и концентрация внимания, но снизиться универсальность. Пожилые люди могут пытаться поддерживать ту же скорость выполнения работы, что и молодые, однако это приведет к большему числу ошибок, или они могут снижать скорость выполнения операций в большей степени, чем это необходимо, и, такт' образом, уменьшать число ошибок. Выполняя работу, они расчленяют ее на более мелкие задачи, что, с одной стороны, может помешать справиться с ней или, напротив, придаст всему процессу ровный, плавный темп. Такая картина могла бы вызвать уныние, но здесь имеется много компенсирующих факторов. С возрастом объем знаний и опыт увеличиваются и, как уже отмечалось, одни люди стареют быстрее, другие — медленнее. Следует сказать, что возраст — лишь один и к тому же недоминирующий фактор в индивидуальных различиях людей, например, несмотря на снижение мышечной силы с возрастом, некоторые шестидесятилетние люди сильнее, чем двадцатилетние. Кроме того, физическая активность играет очень благоприятную роль в поддержании физических, психических и умственных способностей человека. Влияние возраста весьма сходно с последствиями кислородного голодания и во многих отношениях напоминает воздействие усталости. Понятие «усталость» охватывает широкий диапазон явлений и еще не имеет точного определения. Усталость может быть физиологической (т. е. физической или химической) или психологической (умственной или функциональной); она может быть объективной, и тогда приводит к изменению производительности, или субъективной, что выражается в изменении ощущений и восприятий. Психологическая усталость, проявляющаяся в изменении ощущений и оценок, крайне непостоянна и подвержена чрезвычайно резким колебаниям даже при незначительном изменении условий, а особенно при изменении морального состояния. Примером может служить очевидное различие в проявлениях усталости победителей и потерпевших поражение в любом соревновании. Имеются и другие субъективные симптомы утомления, которые не ощущаются и не проявляются' просто как усталость, например такие, как повышенная раздражительность или неоправданный уход в себя, повышенная реакция на такие незначительные раздражители, как голод, неудобная поза и т. д. Таким образом, очевидно, что возникновение этого вида усталости неразрывно связано с моральным состоянием, побудительными стимулами, монотонностью производственного процесса, общим состоянием здоровья и т. д., а также непосредственно зависит от количества произведенной работы и скорости ее выполнения. К сожалению, это так же верно, хотя и менее очевидно, и для усталости в плане снижения производительности. Фактически простое снижение производительности есть одно из более поздних проявлений усталости и обнаруживается только при выполнении последовательных операций, когда скорость и точность относительно независимы. В более общем случае имеет место какая-то комплексная потеря скорости и точности, при которой количество ошибок возрастает внезапно или хаотично, в то время как скорость остается постоянной, или количество ошибок остается постоянным, а скорость подвержена случайным колебаниям, Даже до того, как это происходит, можно обнаружить и менее уловимые проявления усталости, например такие, как нарастающая неустойчивость уровня производительности (хотя в среднем изменения скорости не происходит) и беспорядочность при выполнении более мелких звеньев задания. Сложность вопроса усталости хорошо раскрывается на примере проблем бдительности. При типичной ситуации, когда функцией оператора является бдительность и контроль, он не занят физической деятельностью (и даже как бы расслаблен), в течение длительного времени ничего не происходит, он изолирован от внешних помех, и вся его деятельность состоит в том, что он должен увидеть или услышать что-то, что нелегко обнаружить. Однако оказывается, что работоспособность в этой ситуации подвержена снижению больше, чем при любой другой физически активной работе, даже при большой нагрузке. Уровень эффективности работы снижается при неоптимальных условиях окружающей среды: освещении, шуме, температурном режиме. Восстановить работоспособность могут короткие перерывы для отдыха, а также неожиданные происшествия, связанные с выполняемым заданием, или какие-то события. Если работник знает результаты своей деятельности, его работоспособность падает меньше. Существуют, однако, значительные индивидуальные различия, и на производительности некоторых работников влияние такого рода не сказывается. Снижение производительности в таких случаях несомненно имеет психологическое, а не физиологическое происхождение. Работоспособность может быть резко повышена с помощью психологических приемов, таких, как информирование работника об ошибках, изменение его задания, предоставление ему непредусмотренных перерывов для отдыха или выдвижение новых стимулов. Как правило, чем монотоннее работа и чем труднее или субъективнее суждение о ходе ее выполнения, тем больший спад наблюдается в производительности. К рассмотрению общих проблем безопасности и возникновения несчастных случаев эргономисты подходят нетрадиционным путем. Например, эргонимист будет обвинять ситуацию, а не работника, даже тогда, когда ясно, что причиной возникновения несчастного случая является ошибка работающего. Ошибки работника — важный источник информации о дефектах конструкции оборудования. Принято считать, что если задача правильно сформулирована и спроектирована с эргономической точки зрения, то решение проблем ошибок и безопасности становится естественным следствием процесса, как бы его побочным продуктом. Исследование несчастных случаев как таковых обычно не приносит пользы по ряду причин. Несчастные случаи редки, и поэтому для их изучения надо делать очень обширные выборки, чтобы, получить статистически значимые результаты. Когда же такая выборка определена, приходится учитывать так много переменных, что невозможно установить связь между причинами и следствиями. Несчастные случаи обычно в буквальном смысле бывают случайными, если не по причинам их возникновения, то по их последствиям. Так, одна и та же ошибка, повторяемая человеком многократно, может не иметь отрицательных последствий, а затем, будучи совершена еще раз, может привести к смертельному исходу. И далее: статистические данные имеются только в сообщаемых несчастных случаях, а тенденция возникновения несчастных случаев и тенденция сообщать о них отнюдь не обязательно связаны между собой. Изменение нашего мнения о квалификации какого-то работника на основании отчета о происшедшем с ним несчастном случае часто может быть неадекватным, поскольку подверженность риску очень различна. Как правило, эргономист предпочитает подходить к решению проблемы, беря за исходную позицию человека, а не инцидент. Были разработаны различные концепции о подверженности несчастным случаям, однако некоторые данные указывают на то, что концепция может оказаться и не столь простой, как это кажется на первый взгляд. Статистические различия, установленные для частоты возникновения отдельных несчастных случаев при одинаковой подверженности им, могут быть обусловлены, по крайней мере при некоторых ситуациях, тем, что у каждого человека бывают периоды, когда с большей степенью вероятности с ним может произойти несчастный случай, а не тем, что для некоторых людей вероятность возникновения несчастного случая постоянно выше, чем для других. Этим объясняются трудности разработки отборочных тестов для определения лиц, подверженных несчастным случаям. На первый взгляд, этот путь кажется вполне очевидным для снижения частоты несчастных случаев, но практически реальнее путь уменьшения фактически существующего или предполагаемого риска. Снижение реального риска путем создания более совершенного оборудования и тщательного проектирования задачи безусловно очень важно, но число несчастных случаев при этом может и не измениться. Например, более совершенные системы ускорения и торможения в автомобилях улучшают их общую конструкцию, но, к сожалению, водитель часто приспосабливает допускаемые им пределы погрешности таким образом, что частота возникновения несчастных случаев не меняется. Это один из примеров, иллюстрирующий общее положение: несчастные случаи чаще связаны с отношением, чем с квалификацией или конструкцией оборудования. Большинство людей имеют печальную тенденцию считать, что опасность возникновения несчастных случаев существует не для них, а для других людей. Это одна из причин, по которой трудно заставить работников пользоваться средствами техники безопасности. В любом случае при осмыслении причин несчастных случаев следует учитывать ряд факторов. Чем выше скорость, чем сложнее и труднее задание, тем сильнее сказывается влияние возраста на производительность, но для многих производственных процессов, требующих высокой квалификации, опыт пожилого рабочего является компенсирующим фактором. Для уменьшения влияния возраста на выполнение конкретной задачи следует: 1) снижать требуемую скорость работы; 2) увеличивать уровень освещенности; 3) совершенствовать форму представления информации с тем, чтобы меньше данных нужно было хранить в памяти; 4) конструировать рабочее пространство так, чтобы можно было избегать требующих больших усилий движений или резкого изменения позы. При проектировании схем обучения для пожилых людей сокращать срок обучения. Не следует ожидать, что пожилые люди будут приобретать навыки, которые в любом смысле обратны уже установившимся. Для предотвращения и снижения усталости обычно эффективнее частые короткие паузы для отдыха, чем редкие длительные перерывы. При выполнении большинства производственных процессов все виды усталости снижаются, если вносить больше разнообразия в работу и методы ее выполнения. При выполнении производственных заданий отдых должен быть только изменением, а не прекращением активности. Так, если в коллективе регулярно происходит взаимный обмен заданиями, то влияние усталости будет меньше, чем если бы все работники выполняли только свои частные задания. Между субъективным чувством усталости и уровнем производительности существует лишь незначительная корреляция: работник может чувствовать себя очень усталым, а его производительность остается неизменно высокой, и, наоборот, он может чувствовать себя вполне бодрым даже на фоне снижения производительности труда. Работники с различными типами нервной деятельности по-разному реагируют на усталость: при определенных ситуациях одни из них становятся агрессивными и излишне деятельными, в то время как другие уходят в себя и становятся все менее активными. Несчастные случаи или близкие к ним ситуации — полезный источник информации, свидетельствующей о плохом конструировании задания. Ситуации, при которых повышается вероятность возникновения несчастных случаев, легче поддаются обнаружению, пониманию и исправлению, чем люди, склонные попадать в ситуации, приводящие к несчастным случаям. Особенно опасны ситуации, при которых реальный риск несчастного случая больше, чем кажущийся. Уровень освещенности, необходимый для выполнения данной работы, должен с возрастом удваиваться, видимо, каждые 13 лет. Желание пожилых людей изменить характер работы в пределах предприятия или компании обычно наталкивается на препятствия, связанные с возрастом. Когда работник делает ошибки из-за усталости, он зачастую честно верит, что совершает ошибку не он, а машина. Призывать людей к тому, чтобы они были более осторожны, обычно бессмысленно и может принести лишь временный эффект.
Заключение
Неблагоприятные факторы трудовой деятельности не всегда удается предотвратить, и работник может получить травму, приобрести профессиональное заболевание, стать инвалидом труда. В этом случае возникает необходимость в социально-трудовой реабилитации.Таким образом, социально – трудовая реабилитация является частью психологического обеспечения профессиональной деятельности работника. Она представляет собой комплекс мер, нацеленных на восстановление психологических и трудовых возможностей человека, позволяющих ему осуществлять жизнедеятельность в новой жизненной ситуации, связанной с травмой, ранением, заболеванием, инвалидностью.
Список литературы
1) Щербатых Ю.В. Биология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ. 1993.-240 с. (в соавторстве с П.Н.Ермаковым). 2) Щербатых Ю.В. Биология в схемах и таблицах. — М.: ЭКСМО, 2006. — 256 с. Пособие для поступающих в ВУЗы по биологии. 3) Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с. 4) Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Анатомия центральной нервной системы для психологов. СПб.: Питер, 2006. — 124 с. (мягкая обложка). 5) Щербатых Ю.В., Туровский А.Я. Физиология центральной нервной системы для психологов. - СПб.: Питер, 2007. — 256 с. 6) Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса.. - СПб.: Питер, 2007. — 304 с. 7) Щербатых Ю.В. Общая психология в схемах и таблицах. - СПб.: Питер, 2009 8) Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха тревоги и фобий. Воронеж: Исток, 1998. — 282 с. 9) Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс: диагностика, течение и коррекция. Воронеж: Студия ИАН, 2000. — 168 с.
Размещено на Allbest.ru
Date: 2015-12-11; view: 262; Нарушение авторских прав |