Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов





Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Продолжение учебных занятий на фоне переутомления неблагоприятно отражается на дальнейшем росте и развитии организма ребенка, на состоянии его здоровья. Г. Н. Сперанский справедливо считал переутомление виновником многих патологических состояний, возникающих у детей и подростков.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в-третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.

Во время учебной деятельности работоспособность организма заметно изменяется. Типичная кривая работоспособности выглядит следующим образом: вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и, наконец, постепенно снижается (период снижения работоспособности или утомления).Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достигла наивысшего уровня. В это время рекомендуется излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы.

В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др. Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо, так как при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Использование здоровье сберегающих педагогических технологий в образовательном процессе:
В результате многолетней работы в некоторых педагогических коллективах внедрена концепция здоровьесберенающих технологий, выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок: -----оптимальные гигиенические условия в классе;
• средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
• разнообразие видов, форм и методов преподавания;
• наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
• место и длительность применения технических средств обучения;
• физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
• наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
• психологический климат на уроке;
• темп и особенности окончания уроков.

При проведении урока следует помнить, что способность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин. На продолжительность времени активного внимания влияет тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья ребенка, степень его развития, методика учебного процесса и условия внешней среды. Новый материал нужно объяснять в период максимальной способности к сосредоточенному вниманию (основная часть занятия). После окончания этого периода происходит быстрое снижение способности к вниманию. Поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. При этом способность к вниманию сначала снова возрастает, а затем опять падает, причем более быстро. Продолжительность активного внимания укорачивается в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижается под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). Хорошо известно, что дети устают быстрее, если нагрузка во время занятий приходится преимущественно на один анализатор.

Физиологи доказали, что переход от одного вида деятельности к другому благотворно влияет на функциональное состояние организма школьников. Согласно учению И. П. Павлова это объясняется возникновением отрицательной индукции, т. е. возбуждение, сконцентрированное в одном участке коры головного мозга, обуславливает в окружающих участках коры противоположный процесс — торможение. В связи с этим необходимо, особенно у младших школьников, в течение урока чередовать различные виды деятельности (чтение должно сменяться рассказом по картинке, письмом и др.).

Кроме того, очень важно широко использовать наглядные пособия, т. к. при наглядном методе обучения в большей степени участвует 1-я сигнальная система, в то время как при словесном способе обучения — 2-я сигнальная система, которая (особенно в младшем школьном возрасте) развита хуже. Использование технических средств обучения (телевидение, кинофильмы, диафильмы, звукозаписи) в учебном процессе нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональную окраску и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако не следует нарушать при этом нормативов, разработанных в отношении длительности использования ТСО на уроках, в связи с повышением нагрузки на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения учитель начальных классов обязательно должен проводить на уроках физкульт-минуты.

Сдваивать уроки не рекомендуется во всех классах, за исключением случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).

Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Любой урок вызывает некоторое утомление, которое должно быть устранено в течение перерыва. Физиологами установлено, что на перемене происходят: восстановление сниженной к концу урока работоспособности и упрочение ее на этом уровне. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы ученики проводили его, сидя за партой. Перемены необходимо проводить на свежем воздухе. Имеется ряд работ, убедительно показывающих, что движения на свежем воздухе благоприятно влияют на работоспособность детей в течение следующего урока.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть чрезвычайно разнообразными. Однако следует отдавать предпочтение тем, которые обеспечивают сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на высоком уровне.

Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т. е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, история, математика, география). Школа, к сожалению, часто не может выполнить этих условий, так как не имеет достаточного количества учителей, которые бы обеспечили выполнение такого расписания.

Динамика недельной работоспособности, несомненно, должка учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т. к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели. В настоящее время многие школы перешли на 5-дневную неделю. Два выходньх дня обеспечивают более благоприятные условия для детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота). Более продолжительный отдых в течение двух дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой, поездок с семьей за город и др. Однако гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки.

Все виды внешкольной работы учащихся должны исходить из тех же положений, что и школьная работа, составляя с ней единое целое. Так, приготовление домашних заданий не должно занимать в 1-м классе более 0,5-1 ч, во 2-м — 1-1,5 ч, с постепенным увеличением до 3 ч в 9-11 классах. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления школьников. Так же, как и в школе, после 45 мин домашней подготовки нужно устраивать короткий перерыв, предназначенный для домашнего отдыха. Для детей младшего школьного возраста период непрерывной работы должен составлять 30 мин. При работе дома должны соблюдаться гигиенические требования, предъявляемые к освещению, микроклимату, рабочему месту и т. д. Недостаточное освещение вызывает утомление зрения. Желательно, чтобы домашние задания выполнялись при естественном освещении. Рабочее место, за которым ученик готовит домашние задания, должно отвечать тем же требованиям, что и в школе.
Физиолого-гигиеническое обоснование системы профилактики деформаций скелета и нарушения зрения школьников.

Еще в девятнадцатом столетии получило широкое распространение понятие о так называемых школьных болезнях как непременном следствии обучения. К школьным болезням были отнесены такие заболевания и патологические состояния, которые имели широкое распространения среди учащихся и частота которых закономерно возрастала от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.).

Ф.Ф. Эрисман в Петербурге обнаружил при обследовании учащихся седьмых классов около 42,8 % близоруких. В настоящее время число близоруких среди учащихся старших классов составляет 27,3 %. Общий процент близоруких детей на селе равен 11,5, в городе 18%. В возрасте 18-25 лет ее удельный вес достигает 28,7 %.

При обследовании учащихся общеобразовательных школ миопия была обнаружена у 15% девочек и у 12% мальчиков. В школах с повышенной зрительной нагрузкой (математические, с преподаванием на иностранном языке) число учащихся страдающих миопией, достигало 25%.

Миопия (близорукость) - весьма распространенное хроническое заболевание, при котором увеличена преломляющая способность глаза (рефракционная близорукость) или удлинена передне-задняя ось глаза (осевая близорукость).У школьников чаще всего встречается комбинированная близорукость, при которой увеличены и длина оси, и преломляющая сила. Если принять во внимание, что среди детей, больных различными заболеваниями, больше близоруких, то профилактические мероприятия должны способствовать снижению близорукости. Развитие близорукости прямо зависит от условий окружающей среды и может быть связано с переутомлением при зрительной работе, особенно при недостаточной освещенности рабочих мест, неправильном подборе мебели, приготовлении домашних заданий в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям.

Под охраной зрения детей понимают широкий комплекс общемедицинских, гигиенических и офтальмологических мероприятий, обеспечивающих создание оптимальных условий для развития зрительной системы и способствующих предупреждению, раннему выявлению и лечению патологии глаз. Благоприятный световой режим должен способствовать сохранению общей и зрительной работоспособности в процессе обучения и воспитания, препятствовать быстрому утомлению глаз и возникновению связанных с ним расстройств зрения, в частности близорукости.

Важность проблемы определяется еще и тем, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза и развитие его преломляющей системы, которые заканчиваются к 9-10 годам.

Циннова связка, или ресничный поясок, цилиарная связка (лат. zonula ciliaris), — круговая связка, подвешивающая хрусталик глаза, образованная из тонких гликопротеиновых зонулярных волокон (fibrae zonulares). Расположена в задней камере глаза. Названа в честь немецкого врача Иоганна Готтфрида Цинна, который описал её в 1755 году.

Волокна цинновой связки покрыты мукополисахаридным гелем с целью защиты от протеолитических ферментов водянистой влаги камер глаза. Это обусловливает мембраноподобный вид передней и задней камер глаза.

Когда циннова связка натягивается или расслабляется, происходит сокращение цилиарной мышцы, приводящее к изменению кривизны хрусталика, что обеспечивает акт аккомодации. При сокращении мышцы натяжение уменьшается, и хрусталик округляется. При расслаблении мышцы зонулярные волокна натягиваются, и хрусталик сплющивается. Фокус удаляется.

В цинновой связке различают передние и задние зонулярные волокна. Передние зонулярные волокна отходят от основания ресничных отростков и прикрепляются к экваториальной и задней частям хрусталика. Задние зонулярные волокна отходят от зубчатого края и прикрепляются к передней части хрусталика. Между скрещенными передними и задними волокнами вокруг хрусталика образуется незамкнутое щелевидное пространство, которое называется каналом.

Зонулярные волокна прикрепляются на цилиарном теле к стекловидной мембране, самому наружному слою.

При отрыве волокон цинновой связки хрусталик смещается (происходит вывих хрусталика)

 

Близорукость формируется под влиянием комплекса многочисленных неблагоприятных факторов, сложного сочетания эндогенных и экзогенных факторов. При этом, в ряде случаев определяющее влияние оказывают условия внешней среды.

Для ясного видения предмета необходимо, чтобы лучи от отдельных точек его были сфокусированы на сетчатке. Эту функцию выполняют преломляющие среды глаза. В обычных условиях преломляющая сила глаза ребенка обеспечивает фокусировку лучей, поступающих от далеко расположенных предметов. Близкие предметы при этом видны расплывчато, т.к. лучи от них сфокусированы за сетчаткой. Для того, чтобы ясно видеть близкие предметы необходимо увеличить преломляющую силу глаза. Отсюда становится понятным, почему одновременно нельзя ясно видеть далекие и близкие предметы. Приспособление глаза к ясному видению различно удаленных предметов, называется аккомодацией. Кривизна хрусталика зависит от взаимодействия сил, эластичности его структур и упругости, возникающей в цилиарном аппарате и склере, к которой прикреплена цилиарная связка. Механическое натяжение склеры в свою очередь зависит от внутриглазного давления. Так как обычно волокна связки натянуты, то форма хрусталика менее выпуклая, чем свойства его эластических элементов. В регуляции натяжения цилиарного аппарата ведущее значение принадлежит цилиарной мышце. В ней имеются два типа волокон: меридиановые и циркулярные. Меридиановые волокна тянутся от места перехода роговицы в склеру до цинной связки и при их возбуждении «снимается» натяжение цинновой связки. Активно уменьшается натяжение связки и при сокращении циркулярных волокон. В результате под влиянием эластических сил хрусталика кривизна его увеличивается. При максимальной кривизне хрусталика точка ближайшего максимума видения глаза находится на расстоянии 7 см. Цилиарная мышца иннервируется парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва, при возбуждении которых глаз начинает ясно видеть близко расположенные предметы. В связи с тем, что для видения предметов, находящихся недалеко цилиарная мышца должна находиться в сокращенном состоянии то, например, при продолжительном чтении глаза начинают уставать.

Date: 2015-12-11; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию