Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Множественность КГХ-мифов





Обратимся теперь к некоторым отдельным аспектам КГХ-мифов, свя­занным с их внутренней структурой. Ключевой феномен, ускользавший пока что от нас в рассмотрении мифов — множественность.

Итак, «всякий знак что-нибудь означает, самого ли себя, или нечто дру­
гое» [Лосев, 1982, с. 62]. При этом имеет место случай, когда «знак имеет
бесконечное число значений» [Лосев,,1982, с. 62]. Возможна и обратная
ситуация, когда «мотивировка выбирается из множества возможных» [Барт,
2000а, с. 253], т.е. означаемое может получать бесконечное множество
означающих.
Лосев называет ситуацию, в которой в положении источника
множественности оказывается языковой знак, т.е. форма - случаем знака-
символа: «Всякий знак может иметь бесконечное количество значений, т.е.
быть символом» [Лосев, 1982, с. 64]. Строго говоря, такая ситуация не слиш­
ком нам подходит. Мы говорим о стремлении элементов КГХ к доминанте,
т.е. к стягивании текста к «выходу». В описываемом же случае текст оказы­
вается увязанным уже на «входе». Проще и полезней второй случай, когда
данному значению подбирается бесконечное множество означающих
он сводится к вопросу мотивации.


Еще большую значимость получает множественность в КГХ-мифах при рассмотрении множественности самих семиологических систем. С одной стороны, всякое рассмотрение мифа есть в определенном смысле тоже миф. Клод Леви-Строс, обосновывая сущность своего исследования первобытных мифов, замечает: «Поскольку сами мифы основаны на кодах второго порядка (коды первого порядка - те, из которых состоит язык), книга эта может рас­сматриваться как набросок кода третьего порядка, предназначенного для обес­печения взаимопереводимости многих мифов. В этом смысле было бы впол­не правомерно считать ее мифом, - в некотором роде, мифом мифологии» [Леви-Строс, 1999, с. 21]. С другой стороны, процесс семиозиса, в котором на каждый знак наслаиваются снова новые значение и понятие - бесконечен. В географии это особенно просто: как только предметом исследования ста­новится не пространство, а повествование о пространстве (например, КГХ)

- можно говорить о следующем уровне иерархии семиологических систем. Если мы говорим о трансформациях КГХ, то каждый новый акт трансфор­мации уже существующей КГХ есть акт низведения ее значения до формы, т.е. акт создания следующей по иерархии семиологической системы.

Особый географический смысл и реальное стремление к бесконечности получает иерархия семиологических систем в географии при обращении к полимасштабности (см. 3.5). В самом деле, мы берем доминанту села Ми­хайловского и используем ее как один из элементов контекста доминанты «ворота Русского Севера» в КГХ выделенной нами части Олонецкого района

- «Олонецкой Карелии». Затем мы переходим к КГХ всего Олонецкого райо­на, используя уже эту доминанту (обедняя ее!) как одну из составляющих, стремящихся к доминанте «центр развития межрегиональных и международ­ных связей» (см. II.1, II.3, II.4, II.5). Она в свою очередь становится од­ной из составляющих доминанты «еврорегион» в КГХ всей Карелии. На первый взгляд, мы продемонстрировали простой географический механизм, когда мы последовательно удаляемся от нашей территории, оставляя только важнейшие ее элементы «на поверхности». Однако с точки зрения семиоло­гии, мы строим все новые и новые семиологические системы на базе уже созданных представлений. Этот ряд, понятно, может быть бесконечным.

Интересно обозначить множественность КГХ-мифов, используя уже обо­снованные нами понятия денотации и коннотации (см. 4.3). Так, случай мифа вообще есть случай коннотативной интерпретации языка (или пространства):

2 Е R С

1 ERC

(на схеме Е — это план выражения, или означающее; С - это план со­держания, или означаемое; R - отношение между планами, или значение)


«Коннотативная система есть система, план выражения которой сам является знаковой системой» [Барт, 20006, с. 297]. Коннотативной систе­мой становится каждая из описанной нами цепочки, «созданной» игрой с масштабами.

Другой случай - собственно метапространство. Что за операцию мы производим, подыскивая элементам места доминанты, объединяя разроз­ненные элементы в единые контексты? Мы объясняем значения элементов по-новому, при помощи доминанты. Таким образом, в основе устремления текста КГХ к доминанте лежит не просто коннотация, а второй случай мно­жественности -метаязык:

2 Е R С

1 ERC

«Метаязык есть система, план содержания которой сам является знаковой системой» [Барт, 20006, с. 297]. Именно таким путем и должно создаваться доминантно-географическое метапространство*. Оно есть пространство до­минант, а не элементов места, т.е. пространство, состоящее из означаемых, вновь истолкованных на другом иерархическом уровне семиологических систем.

Бесконечен ли язык КГХ, бесконечен ли процесс семиозиса простран­ственных мифов? Если предположить, что существует-таки конечная КГХ, к которой посредством долгого преобразования (через коннотацию или ме­таязык) можно привести любую КГХ, то, во-первых, пропадает географи­ческая уникальность мест и как Отсутствие предстает сама география и само географическое пространство. Во-вторых, это означает существование отсутствующей структуры. «Если Код Кодов это последний предел, неиз­менно отступающий, по мере того как исследование обнаруживает и выяв­ляет его конкретные сообщения, отдельные воплощения, которыми он вовсе не исчерпывается, Структура, очевидно, предстает как Отсутствие. Струк­тура - это то, чего еще нет. Если она есть, если я ее выявил, то я владею только каким-то звеном цепи, которое мне указывает на то, что за ним стоят структуры, более элементарные, более фундаментальные» [Эко, 1998, с. 327].

Отметим, что выведенная нами из множественности бесконечность язы­ка КГХ - на основе коннотативных мифологических интерпретаций, полимас­штабности и создания метапространств, подкрепленных широкой гаммой транс-

* Необходимо оговориться, что нас в данном случае интересует сана возможность и путь возникновения метапространства, а не моно- или полилингвистичность его по отноше­нию к традиционному пространству. В силу -этого мы намеренно смешиваем понятия мета­языка и метатекста, отдавая себе отчет в том. что впоследствии потребуется указать, что метапространство есть скорее второе, нежели первое. За подробным анализом разграничения этих понятий отсылаем читателей к статье [Лотман, 1992].


формационных инструментов (см. 5.7) - прямо коррелирует с обоснованной Юлией Кристевой бесконечностью поэтического языка [Кристева, 2000].

«Множественность уровней возникает как плата, внесенная мифичес­кой мыслью, чтобы иметь возможность перейти от непрерывного к прерыв­ному» [Леви-Строс, 1999, с. 324]. Множественность есть крайне географи­ческая черта КГХ-мифов - она основана на сложности представления кон­тинуального географического пространства в виде пространства смыслов или пространства доминант (т.е. дискретных пространств).

Это наблюдение вновь возвращает нас к определению сущности мифа в его соотношении с географическим пространством. Нам необходимо обратить­ся к вопросу соотношения мифа ирреальности, конкретнее - географической реальности. Этот вопрос в связи с множественностью вновь актуализируется.

Date: 2015-12-11; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию