Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины недостаточной результативности психологического консультирования





 

Под недостаточно высокой результативностью психологического консультирования понимаются случаи, когда реальные итоги консультирования на самом деле оказываются меньше ожидаемых, или тогда, когда результаты консультирования в общем соответствуют ожиданиям клиента, но не полностью решают его проблему. Последний из случаев возникает тогда, когда или само консультирование не в состоянии реально помочь клиенту, или психолог-консультант из-за недостаточной подготовленности к проведению консультирования на соответствующую тему не в состоянии оказать действенную помощь клиенту, или же сам клиент по тем или иным причинам не может выполнить рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Во всех этих случаях, как правило, не возникает особых проблем во взаимоотношениях между психологом-консультантом и клиентом, а если они и появляются, то решаются на основе взаимного согласия между участниками процесса психологического консультирования.

Первый из описанных случаев в практике проведения психологического консультирования обычно встречается чаще, чем второй, и поэтому его следует выделить и рассмотреть особо.

Выясним вначале типичные причины несоответствия реальных результатов консультирования ожидаемым. Таких причин может оказаться несколько. Обсудим их наряду с возможными способами эффективного устранения этих причин.

Причина 1. Незнание психологом-консультантом законов развития и изменения того или иного психологического свойства и формы поведения клиента, на которую оказывается воздействие в ходе проведения психологического консультирования.

С данной причиной недостаточной результативности психологического консультирования имеют дело довольно часто. Во многих случаях обращения клиентов в психологическую консультацию речь идет о коррекции таких психологических свойств и особенностей поведения клиента, которые или в науке недостаточно хорошо изучены, или о них плохо информирован психолог-консультант.

Полностью устранить неудачу, вызванную указанной причиной, довольно трудно. Психология – информационно насыщенная, довольно быстро развивающаяся наука, и быть компетентным специалистом во всех ее областях и вопросах для отдельно взятого человека практически нереально. Желательно, чтобы психолог-консультант хорошо осознавал свою информационную ограниченность и не обещал клиенту того, что выходит за пределы его – консультанта – научной компетенции.

Хорошо известно, что психологические явления и поведение человека довольно сложны. Научные знания о них были и, наверное, еще долгое время будут оставаться недостаточно полными, не вполне точными и подходящими для их практического использования.

На психику и поведение человека влияет множество случайных, малоизвестных науке факторов. Полностью знать и контролировать их невозможно, поэтому в практике проведения психологического консультирования, равно как, например, в процессе лечения многих заболеваний в медицинской практике, могут встречаться неудачи. Об этом также должен постоянно помнить психолог-консультант и, по возможности, заранее предупреждать об этом своего клиента.

Причина 2. Отсутствие оптимальных условий, при наличии которых можно полностью и с успехом реализовать рекомендации, полученные клиентом от психолога-консультанта, и рассчитывать на положительные результаты.

Эта причина в практике проведения психологического консультирования встречается довольно часто, так как в число оптимальных условий может входить то, что не вполне соответствует реальным условиям жизни клиента.

К примеру, для того чтобы клиент смог добиться максимума положительных результатов от реализации полученных рекомендаций, он должен бы почти полностью освободиться от других повседневных обязанностей, располагать достаточно большим количеством времени и быть способным отвлечься от всего постороннего, сосредоточившись только на решении своей проблемы. В реальных условиях современной жизни сделать это практически невозможно.

Для того чтобы свести к минимуму неблагоприятные последствия действия данной причины, необходимо заранее продумать условия реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, определить их таким образом, чтобы клиент мог без особых усилий выполнить эти рекомендации, существенно не меняя своего образа жизни.

Идеальным вариантом в этом случае мог бы стать следующий: обдумать как выполнить полученные рекомендации таким образом, чтобы никакие события, происходящие в жизни клиента, не могли этому помешать, если, конечно, сам клиент не откажется от выполнения полученных рекомендаций.

Причина 3. Недостаточно сильное желание клиента следовать полученным от психолога-консультанта рекомендациям.

Это, в свою очередь, может явиться следствием того, что клиент или изначально не верит в возможность практического решения своей проблемы, или не доверяет данному психологу-консультанту, или же сомневается в своих собственных возможностях по реализации полученных рекомендаций.

Для того чтобы усилить мотивацию клиента, свести к минимуму возможные отрицательные последствия этой причины, психологу-консультанту рекомендуется принять следующие меры.

Во-первых, заранее, психологически разносторонне оценить клиента как личность, чтобы выяснить, нет ли в его психологии и поведении чего-либо такого, что характеризует клиента как бесхарактерного, безвольного, пессимистичного или неуверенного в себе человека.

Если выяснится, что характер клиента на самом деле таков, то необходимо будет заранее продумать аргументы для его убеждения, средства воздействия на него для усиления его мотивации, а также способы получения достоверной информации о том, насколько усилия, предпринимаемые психологом-консультантом и клиентом, являются эффективными, дают необходимые позитивные результаты.

Во-вторых, необходимо всеми доступными мерами стараться добиться того, чтобы клиент полностью доверял психологу-консультанту. Это можно сделать одним из следующих способов. Например, этого можно добиться с помощью специальных психологических приемов, вызывающих доверие клиента. Среди них – демонстрация консультантом полной уверенности в себе, открытости и честности во время проведения психологического консультирования.

Клиенту можно предоставить достоверную информацию о том, что в прошлом работа данного психолога-консультанта и его личная практика проведения психологического консультирования были достаточно успешными. Самый лучший вариант в этом случае – тот, когда об этом клиенту сообщает не психолог-консультант, а другой клиент, которому данный клиент вполне доверяет.

Если же проблема состоит не в отсутствии доверия клиента к психологу-консультанту, а в психологии самого клиента, то необходимо разобраться в причинах нежелания клиента выполнять полученные от психолога-консультанта практические рекомендации. Если, наконец, клиент сомневается в правильности полученных рекомендаций, то психолог-консультант обязан всеми, доступными ему способами помочь клиенту устранить сомнения.

Причина 4. Неточный, неполный или недостаточный контроль эффективности выполнения полученных рекомендаций.

Это тот случай, когда рекомендации, предложенные психологом-консультантом, на самом деле обоснованы и реально действуют, но клиенту, а иногда вместе с ним и психологу-консультанту кажется, что этого не происходит.

Устранить данную, скорее субъективную, чем объективную, причину недостаточной результативности, неполного осознания клиентом получаемых результатов психологического консультирования можно, если заранее продумать средства контроля результативности получаемых рекомендаций и добиться того, чтобы они подтверждались при помощи достаточно валидных, надежных и точных психологических тестов.

Часто бывает так, что результаты внедрения полученных рекомендаций не полностью оцениваются потому, что оценка производится при помощи весьма грубой, приблизительной оценочной шкалы, не отражающей тонких изменений корректируемых психологических свойств. На самом деле эти изменения могут происходить, но не отражаться в грубых оценках.

Если с самим диагностическим инструментарием все в порядке, то следует поинтересоваться, правильно ли этот инструментарий применяется. Если и здесь все нормально, то, вероятнее всего, причина недостаточной результативности психологического консультирования кроется в несвоевременной оценке ожидаемых изменений в психологии и в поведении клиента.

К примеру, если эти изменения должны произойти не раньше, чем через месяц после завершения консультации, а практическая оценка результатов производится на следующий день по ее окончанию, то вряд ли можно будет получить убедительные данные об эффективности психологического консультирования. К этому времени соответствующие позитивные изменения еще не будут достаточно выраженными.

Причина 5. Еще одной причиной невысокой результативности психологического консультирования могут стать неправильные действия клиента по практической реализации полученных от психолога-консультанта рекомендаций. Для того чтобы идентифицировать и далее устранить эту причину, консультанту следует прежде, чем предоставлять клиенту возможность самостоятельно выполнять полученные рекомендации, лично убедиться в том, что клиент их правильно понял и точно знает, что ему следует делать.

Этим, однако, ограничиваться нельзя. Дело в том, что заранее все предусмотреть практически невозможно, и, действуя в новой для себя социальной ситуации, клиент невольно может совершать ошибки. Поэтому важно, встречаясь с клиентом в процессе выполнения им полученных рекомендаций, расспрашивать клиента, подробно выясняя, что и как он делает, корректируя и уточняя его действия в ходе реализации рекомендаций.

Date: 2015-12-11; view: 227; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию