Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разработка Канончик О.А. Свидинская К.ИСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ 2012
Сборник научно-исследовательских разработок студентов по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ на факультете психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка
Оглавление Психологическое влияние как коммуникация. 2 Становление отношений и создание расположения или зависимости адресата от коммуникатора. 6 Побуждение к активности адресата. 9 Заражение и внушение. 13 Времяпрепровождение, любовь, дружба в межличностных отношениях. 19
Психологическое влияние как коммуникация
Структура психологического влияния: кто передает сообщение; что передается; как осуществляется передача; кому направлено сообщение; с каким эффектом. Источник влияния, тот, кто передает сообщение и направляет воздействие - Коммуникатор, Актор, Доминатор. Сообщение, то, что передается и направляется - собственно Воздействие, Сила, Влияние. Способы воздействия, то, как осуществляется, направляется - Канал, Средства. Адресат, тот на кого направлено воздействие - Аудитория, Реципиент, Виктим. Эффективность восприятия, то насколько Адресат понял, принял и изменил свое поведение. Условия, при которых понимание и воздействие возможно. Культурный контекст.
Разработка Канончик О.А. Свидинская К.И
Структура акта общения. В акт общения входит сами коммуниканты (>2 чел.), осуществляющие коммуникативные действия. Сообщения характеризуются содержанием. Схема коммуникативного акта: К - С - П (коммуникатор, сообщение, реципиент). Для коммуникатора (говорящего) смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), т.к. он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для реципиента смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Включает: 1. Обмен информацией между участниками. 2. Обмен в процессе речи действиями и поступками. 3. Восприятие общающихся друг другом. Характеристики каналов связи общения. В коммуникативном акте выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная. Использует в качестве знаков системы человеческую речь. Речь - система фонетических знаков, включающих 2 принципа - лексический и синтетический. Невербальная. Бывает: 1. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика). 2. Паралингвистическая (система вокализации - тембр, диапазон, тональность голоса). 3. Экстралингвистическая (включение в речь пауз, плача, смеха). 4. Визуальное общение - слуховая (аудиовербальная - радио); - визуально-вербальная (письмо). Компоненты коммуникативного акта. Важным компонентом выступают мотивы участников общения, их цели и намерения. Человек может говорить одно, а думать другое. Положения в коммуникативном акте распознаются при наблюдении за поведением собеседника - выражением лица, мимикой, жестами и т.д. Для того, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы форма, смысл и содержание сообщения совпадали. Надо выбрать оптимальную громкость голоса, дистанцию общения, поведение в зависимости от содержания беседы. Классификация коммуникантов. 1. Возрастные. 2. Половые. 3. Профессиональные. 4. Общекультурные. 5. Образовательные. Важный признак - уровень сформированности культуры общения. Типы и виды коммуникативных актов. 1. По содержанию: - производственные; - практико-бытовые; - межличностно-семейные; - научно-теоретические; - научно-практические; 2. По форме контактирования: - прямые; - опосредованные (переписка); 3. По типу связи: - двунаправленные (письмо); - однонаправленные (книги). 4. По степени взаимодействия коммуникантов: - высокая; - удовлетворительная; - незначительная; - неудовлетворительная; - отрицательная. При неудовлетворительной степени говорят о коммуникативной несовместимости, т.к. не совпадают интересы, манеры разговаривать и общаться в целом. 5. По результатам: - негативный, совершенно превратно понят; - нулевой, никак не можем понять друг друга; - позитивный. Характеристики коммуникабельной и некоммуникабельной личности. Коммуникабельная личность - хочет и умеет говорить, инициативна в общении, умеет склонять к общению, экстраверт. Некоммуникабельная личность - интроверт. Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова): - организация совместной деятельности; - познание людьми друг друга; - формирование и развитие межличностных отношений. 2. Стадии доверчивого общения, его роль Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы. Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д. Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного. Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:
открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам; более корректная постановка целей и задач; большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности; более высокая мотивация деятельности.
Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития. Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия. Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности. В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст. Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия. Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:
а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия); б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки); в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).
В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции. Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания. Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений. Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия. Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.
Date: 2015-12-11; view: 239; Нарушение авторских прав |