Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Джайнизм ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Представители небрахманских каст начали все активнее интересоваться проблемами философского осмысления бытия, мироздания и смерти. Заимствуя выработанные брахманами концепции, представители небрахманских каст добавляли к ним немало того, что восходило к древнейшим неарийским верованиям. Одной из систем такого рода стал Джайнизм. Оформление этого учения связывается с именем Махавиры Джины, жившего в 6 в.до н.э. и считающимся одним из «нашедших брод», то есть тех, кто сумел освободиться от кармы и круга перерождений. Он в 30 лет ушел из дома и путем аскез «прозрел» и стал проповедовать свое учение. Как и все другие древнеиндийские доктрины, учение джайнов исходило из того, что дух безусловно выше его материальной оболочки. Достичь мокши значит освободить душу от материи. При этом джайны считают материальной и карму, считая ее основой, к которой прилипает вся остальная, более грубая материя. Освободиться от кармы нелегко, она постоянно опутывает человека. Первая задача джайна – понять это и сделать все, чтобы прекратить поток кармы. Чтобы добиться этого, нужно, следуя советам наставника, получить необходимые познания и выработать определенные нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа идущего к осуществлению цели джайна сможет постепенно обеспечить истощиени притока кармы, а затем и отпадение остальной кармы. И только после устранения веками накопленной кармы джайн может рассчитывать на достижение мокши. Но как добиться этого результата? Во-первых нужна убежденность в истинности исповедуемой доктрины. (учение фанатично-сектанского типа). Во-вторых, необходимо совершенное познание, достигаемое проникновением в суть доктрины. В третьих – праведная жизнь. Эта третья часть наиболее сложна, так как требует физического умерщвления плоти, во многом перекликающимся с методами йогов. Джайны принимали на себя пять обетов: не причинять вреда живому, не крать, не прелюбодействовать, не стяжать, быть благочестивыми в речах. К этим пяти основным прибавлялись обеты, ведшие к сокращению жизненных удовольствий, к строгости жизненного распорядка. Вплоть до сегодняшнего дня джайны (их около 3 миллионов) отличаются строго пуританским образом жизни и строгим соблюдением принципов ахимсы: джайны заботятся о раненных животных, стараются не приносить вреда растениям, не употребляют некипяченую воду, дабы не убить имеющиеся в воде бактерии, внимательно смотрят под ноги, дабы не задавить червяка, не пью вино и являются строгими вегетарианцами. Среди джайнов нет крестьян (даже повреждение плугом земляного червя – грех). Поэтому издревне джайны селились в городах и занимались ремеслами и торговлей. Особый слой среди джайнов – монахи-аскеты, которые ведут жизнь странников без дома и имущества. Аскет мало спит, мало есть, но долгие часы проводит в созерцании, стремясь тем самым приблизиться к познанию истины. Аскеты демонстративно отказываются от всего (ходят нагими) – ничто не должно связывать их с миром материального. Нередко они носят при себе кусок материи, которую повязывают у рта, чтобы не причинить вред мошкам. Религиозное учение джайнов в принципе было открыто для всех каст Индии, однако широкой популярности оно не приобрело – столь крайнее в своих проявлениях, пуритански строгое, фанатичное в приверженности своим принципам.
5. Червака-локаята
Основатель учения локаята («лока» — идущее от мира) Брихаспати (середина 1 тыс. до н.э.). Локаята, и особенно ее позднейшая школа чарваков («чарвака» — материалист), не являются традиционными, они находились в оппозиции к ведизму и брахманизму, отрицали их основы, боролись за восстановление приоритета земной жизни, отрицали существование сверхъестественных сил. В трактате Каутилья «Артхашастра» (IV-III вв. до н.э.) изложена суть учения чарваков. Согласно этому учению, нет никакого другого мира, кроме этого, нет ни небес, ни ада, всякая вещь имеет индивидуальную природу, возникает на своей основе, сама себе субстанция. Мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха. Из них состоит все, что есть, в том числе и тело человека. Мир произвольная комбинация элементов, а не божественное творение. Бог — это миф, так как его нельзя воспринять с помощью органов чувств. Элементы материи, скомбинированные особым образом, порождают новые качества, в частности живое тело, обладающее сознанием, представляющим собой свойство материи. Taк как сознание — свойство живого материального тела и вне тел не существует, личность неотделима от тела, совпадает с ним Нематериальной души нет, человек целиком состоит из материи поэтому, если он умирает, то от него не остается ничего, что могло бы наслаждаться и страдать. С этих позиций чарвака отрицала бессмертие. Единственная реальная жизнь — земная, и на нее должен ориентироваться человек. Каутилья выдвигает этическое учение, согласно которому существование тела человека связано и с наслаждением, и со страданием, поэтому человеку следует руководствоваться двумя принципами: кама (наслаждение) и артха (польза). Наслаждение связывалось с активной производительной деятельностью во всех сферах труда, наслаждение является высшей целью человека, а богатство и добродетель — средства ее достижения. Провозглашался принцип чувственной жизни, так как она приносит пользу человеку. Из жизни следует извлечь самое лучшее. Смысл жизни состоит в том, чтобы получать как; можно больше удовольствий и избегать страдания. Иногда страдания сопровождают удовольствия, но глупо воздерживаться от наслаждений, если они сочетаются со страданиями. Это напоминало бы — отказ от зерна из-за его шелухи. Наслаждение чарвака считала самоцелью, а поэтому — «ешь, ней, веселись». В теории познания чарвака утверждала: достижимо то, что воспринимаемо чувствами. Достоверным источником познания являются только восприятия, так как с их помощью непосредственно познается материальный мир. Логическое мышление может дать определенную пользу лишь при эмпирическом подтверждении выводов. Чарвака скептически относилась к рациональному познанию. Логический вывод и свидетельства других людей имеют не прямой, а опосредованный характер, они находятся вне процесса восприятия. Рациональное знание ненадежно, часто вводит в заблуждение, поэтому ведическое знание чарвака не считала знанием. Отрицая его основы, она доказывала, что не существует магического жертвоприношения (яджны), воздаяния человеку за жизнь после смерти (кармы), перевоплощения (сансары), следовательно, нет предопределенности жизни человека и нет оснований для аскетизма. Заключение
Таким образом, философско-религиозные системы Индии – если сравнивать их с ближневосточно-средиземноморскими – в ряде аспектов, особенно в связи с проблемами единства макро- и микромира, единства человека и природы и т.п. представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого бога. И хотя этот разум, глубоко опутанный метафизическими представлениями и мистическими таинствами, нельзя сравнивать с рационалистическим анализом античных философов, для него был характерен постоянный поиск. Конечной целью этого поиска являлись освобождение от тягот бренной жизни, спасение в великой пустоте и вечном небытии стоящей вне феноминального мира Абсолютной Реальности, наконец, достижение туманной, но страстно желаемой Нирваны. Важная особенность индийской философии – интровертивность, явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пусть каждый человек – лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция, очищенная от телесной оболочки, столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации. Потенциально она имеет шанс стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания. Результатом подобного мышления стала оригинальная, неподражаемая культура Индии, к мудрости, философской новизне осмысления жизни которой будут неоднократно обращаться западные мыслители. Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск «света, который идет с Востока», «истины о происхождении pода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы — очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Литература: 1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с. 2. Антипов, Г.А. История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук: учеб. пособие / Г.А. Антипов. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 167 с. 3. Философия: учебник для вузов /отв. ред. В.Л. Лавриненко. – М.: Юрайт, 2011. – 452 с.
Date: 2015-12-10; view: 298; Нарушение авторских прав |