Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие методические указания. Планы семинарских занятийСтр 1 из 5Следующая ⇒ Планы семинарских занятий Желаемый результат подготовки по философии обеспечивает единство лекций и семинаров. На лекции студент воспринимает и осмысливает заявленную проблему, на семинаре он прилагает усилия к ее решению. Наряду с лекциями, семинары являются той активной формой учебы, когда информация, полученная на лекциях, а также в процессе самостоятельной работы с рекомендованной литературой, превращается в собственное знание. Это знание трудно переоценить, поскольку, как справедливо говорил древнекитайский мыслитель Конфуций: «чужое знание личность не делает». Неотъемлемой частью семинара является подготовительный этап. Его эффективность обуславливается составляющими: планомерностью, систематичностью занятий, и неформальным отношением к ним. Планомерность позволяет оптимально распределить время между учебными дисциплинами; системность обеспечивает постоянное приращение знания, а неформальность исключает возможность превращения работы в псевдоработу. Как показывает опыт, к семинару по философии нужно начинать подготовку, когда только прослушана лекция, когда свежи в памяти лекционный материал, замечания, разъяснения, рекомендации преподавателя. Информация, полученная на лекции, должна стать отправной точкой при рассмотрении вопроса, вынесенного на семинар. Она позволяет искать и читать литературу по заявленной проблеме не в слепую, а осознанно, с полным пониманием «что есть что». Подготовку к семинару (изучение литературы с составлением выписок; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; проведение анализа литературы по этой проблеме; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулирование тезисов своего сообщения и выдвижение своей системы обоснования и доказательства этих тезисов и т д.) следует завершить за 1-2 дня до семинара, чтобы осталось время еще раз посмотреть «отлежавшийся» материал подготовленного сообщения, что-то добавить, что-то изъять, следуя правилу: «ничего не потерять и ничего лишнего». В ходе подготовки к семинарам осваивается язык философии, формируется философская культура миропонимания и самопознания, складывается методологическая культура рассмотрения и решения реальных проблем, формируется способность не только смотреть, но и видеть, осваивается азбука практического философствования. Практическое философствование настоятельно требует осмыслить заявленную проблему: подвергнуть сомнению имеющиеся варианты ее решения; связать проблему с теорией и практикой, уяснив ее социокультурную обусловленность; выработать и обосновать свою точку зрения. Она может и не совпадать с позицией преподавателя; с мнением других участников семинара, поэтому ее нужно обстоятельно аргументировать. Студент должен быть готов к тому, что изучая литературу, он может столкнуться с взаимоисключающими точками зрения. Знакомство с разными позициями требует или принять одну из них, или выстроить свою собственную точку зрения, логичную и непротиворечивую. Подготовка к семинару предполагает рассмотрение всех заявленных вопросов, что не исключает, а даже предполагает особое внимание к тому вопросу, который вызвал любопытство, а может быть, и интерес. Этот вопрос и станет предметом сообщения. Ему и уделяется дополнительное внимание, достаточное, чтобы изложить и обосновать свою точку зрения. Сообщение на семинаре - это особый жанр научного творчества, который имеет свою структуру: обоснование значимости заявленного вопроса; изложение существующих точек зрения по данному вопросу; изложение своей позиции (точки зрения) с аргументированным обоснованием; заключение и выводы. Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 7-10 минут. Затем последуют вопросы участников семинара, ответы докладчика, общие выводы руководителя семинара. Обсуждение философских проблем на семинаре не только дополняет информацию лекции, но и является одной из форм подготовки студента к экзамену по философии. Экзамен требует, чтобы студент продемонстрировал, что он не только обладает определенной информацией по предмету, но и владеет этой информацией, она стала его достоянием, его знанием.
|