Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт)
Английский ученый и общественный деятель, лорд-канцлер Великобритании Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считается родоначальником английского материализма Нового времени. Он теоретически обосновал экспериментальный метод познания. Бэкона называют также предвестником промышленной революции. Главная идея его учения – необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки Нового времени: «Знание – сила». Несмотря на религиозные идеи, имевшиеся в его трудах, Бэкон все силы направил на создание нового материалистического представления о природе и процессе познания. Философ подразделяет истину на религиозную и научную. В области онтологии (учения о бытии) Бэкон сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей. Основной труд Бэкона – неоконченная работа «Великое восстановление наук», самая известная ее часть – трактат «Новый Органон» – содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания. Бэкон считал, что для возрождения и развития науки следует, прежде всего, очистить разум от заблуждений, накопившихся в нем за долгие годы Средневековья. Эти заблуждения он называет идолами или призраками человеческого разума. Бэкон выделял четыре вида идолов разума: 1) идолы рода – находят основание в самой природе человека. Это заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всех людей и ограниченностью человеческого ума. Он ставит проблему искажения картины мира в человеческом познании; 2) идолы пещеры – происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Он использовал знаменитый образ пещеры, введенный в гносеологию Платоном: у каждого отдельного человека как бы своя пещера, из которой он смотрит на мир, свой опыт, свои заблуждения и пристрастия; 3) идолы площади – это заблуждения, возникающие в разуме вместе со словами и именами, они порождены формами общения между людьми, прежде всего – неправильно образованными понятиями и неверным употреблением слов; 4) идолы театра – возникают из догматов философии и неправильных научных теорий. Ошибочные теории, сменяющие друг друга, подобны театральным представлениям. Бэкон считает, что силлогизм и дедукция – главный инструмент схоластов – не годится для получения нового знания. Бэкон выделил 3 пути познания: 1) «путь паука» – чистый рационализм – рационалист плетет паутину из собственных мыслей; 2) «путь муравья» – накопление эмпирических данных без их осмысления и обобщения; 3) «путь пчелы» – наиболее оптимальный путь, сочетающий в себе достоинства первых двух путей и исключающий их недостатки. Подлинные ученые, подобно пчелам, собирают нектар эмпирических знаний и перерабатывают его в мед теоретической науки. Ф. Бэкон предлагает свой индуктивный метод, эксперимент, следуя которому ученый должен выводить аксиомы из ощущений и частных данных, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока не придет к наиболее общим аксиомам, являющимися истинными. Становление рационализм а связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения: «Рассуждения о методе» и «Начала философии». Ему принадлежат исследования в области механики и оптики. Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Главным ее атрибутом является мышление. Материальная реальность отождествляется с природой, главный ее атрибут – протяженность. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции (и материальная, и духовная), и это позволило ему возвыситься над природой. Суть его философии: 1) В поисках истины следует руководствоваться только разумом, чувствам доверять нельзя. 2) Надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить новые идеи или старые, но проверенные разумом. 3) Отыскать истину можно, только правильно применяя разум. Рационалистический метод Рене Декарта: – принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению; – сложные проблемы разлагать на предельно простые элементы; – выстраивать из этих простых элементов строгую последовательность; – составлять полные перечни этих элементов (энумерацию), не пропускать ни одного звена в выводе. Суть «картезианского» сомнения: главное – это отыскать первое, абсолютно истинное положение, отметая все, вызывающие хотя бы малейшее сомнение. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции – движению от общего к частному. Вторая фундаментальная идея рационализма – признание существования особого, чисто рационального источника знания, находящегося в глубинах сознания и не зависящего от эмпирического опыта человека – «врожденные идеи». К ним относятся аксиомы математики, вера в существование бога и т.д. Date: 2015-12-10; view: 1359; Нарушение авторских прав |