Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск универсального метода научного познания. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт)





Английский ученый и общественный деятель, лорд-канцлер Великобритании Фрэнсис Бэкон (1561–1626) считается родоначальником английского материализма Нового времени. Он теоретически обосновал экспериментальный метод познания. Бэкона называют также предвестником промышленной революции. Главная идея его учения – необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки Нового времени: «Знание – сила».

Несмотря на религиозные идеи, имевшиеся в его трудах, Бэкон все силы направил на создание нового материалистического представления о природе и процессе познания. Философ подразделяет истину на религиозную и научную.

В области онтологии (учения о бытии) Бэкон сформулировал понятие материи как всеобщей основы мира, бесконечной совокупности вещей.

Основной труд Бэкона – неоконченная работа «Великое восстановление наук», самая известная ее часть – трактат «Новый Органон» – содержит наиболее важные мысли философа о задачах человеческого познания. Бэкон считал, что для возрождения и развития науки следует, прежде всего, очистить разум от заблуждений, накопившихся в нем за долгие годы Средневековья. Эти заблуждения он называет идолами или призраками человеческого разума. Бэкон выделял четыре вида идолов разума:

1) идолы рода – находят основание в самой природе человека. Это заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всех людей и ограниченностью человеческого ума. Он ставит проблему искажения картины мира в человеческом познании;

2) идолы пещеры – происходят из присущих каждому свойств как души, так и тела, а также из воспитания, из привычек и случайностей. Он использовал знаменитый образ пещеры, введенный в гносеологию Платоном: у каждого отдельного человека как бы своя пещера, из которой он смотрит на мир, свой опыт, свои заблуждения и пристрастия;

3) идолы площади – это заблуждения, возникающие в разуме вместе со словами и именами, они порождены формами общения между людьми, прежде всего – неправильно образованными понятиями и неверным употреблением слов;

4) идолы театра – возникают из догматов философии и неправильных научных теорий. Ошибочные теории, сменяющие друг друга, подобны театральным представлениям.

Бэкон считает, что силлогизм и дедукция – главный инструмент схоластов – не годится для получения нового знания.

Бэкон выделил 3 пути познания:

1) «путь паука» – чистый рационализм – рационалист плетет паутину из собственных мыслей;

2) «путь муравья» – накопление эмпирических данных без их осмысления и обобщения;

3) «путь пчелы» – наиболее оптимальный путь, сочетающий в себе достоинства первых двух путей и исключающий их недостатки. Подлинные ученые, подобно пчелам, собирают нектар эмпирических знаний и перерабатывают его в мед теоретической науки. Ф. Бэкон предлагает свой индуктивный метод, эксперимент, следуя которому ученый должен выводить аксиомы из ощущений и частных данных, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока не придет к наиболее общим аксиомам, являющимися истинными.

Становление рационализм а связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения: «Рассуждения о методе» и «Начала философии». Ему принадлежат исследования в области механики и оптики.

Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Главным ее атрибутом является мышление. Материальная реальность отождествляется с природой, главный ее атрибут – протяженность. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции (и материальная, и духовная), и это позволило ему возвыситься над природой.

Суть его философии:

1) В поисках истины следует руководствоваться только разумом, чувствам доверять нельзя.

2) Надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить новые идеи или старые, но проверенные разумом.

3) Отыскать истину можно, только правильно применяя разум.

Рационалистический метод Рене Декарта:

– принимать за истину только то, что не дает никакого повода к сомнению;

– сложные проблемы разлагать на предельно простые элементы;

– выстраивать из этих простых элементов строгую последовательность;

– составлять полные перечни этих элементов (энумерацию), не пропускать ни одного звена в выводе.

Суть «картезианского» сомнения: главное – это отыскать первое, абсолютно истинное положение, отметая все, вызывающие хотя бы малейшее сомнение.

В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции – движению от общего к частному.

Вторая фундаментальная идея рационализма – признание существования особого, чисто рационального источника знания, находящегося в глубинах сознания и не зависящего от эмпирического опыта человека – «врожденные идеи». К ним относятся аксиомы математики, вера в существование бога и т.д.







Date: 2015-12-10; view: 1359; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию