Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Агностицизм и его основные представители
Крупнейшими представителями этого направления были английский философ Дэвид Юм и немецкий философ И.Кант.
Заполните таблицу
Философ
| Основные идеи о познании
| Дэвид Юм
| | Иммануил Кант
| |
Контрольные вопросы
1. Что такое гносеология? Каковы её основные задачи?
2. В чем разница между чувственным и рациональным уровнем познания?
3. В каких формах осуществляется чувственное познание, и в каких – рациональное?
4. Идентичны ли понятия «объективная реальность» и «объект познания»?
5. Что такое практика? Что её связывает с познанием?
6. Что такое сенсуализм и рационализм?
7. Что такое истина? Существует ли абсолютная истина?
8. Чем отличается научное познание от обыденного?
Раздел 3. Социальная философия и философская антропология.
Содержание лекционных занятий по разделу
4.1
| Социальная философия как наука
| Социальная философия как наука – её генезис, предмет, функции. Основные подходы к пониманию общества. Представления об обществе в древневосточной и античной философии. Тождественность понятий «общество» и «государство» в античности и в средние века. Теологическая модель общества (А.Августин, Ф.Аквинский). Теория естественного состояния и общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо). Понимание общества, гражданского общества и государства в философии Нового времени. Натуралистическая модель общественной жизни (Р.Декарт, Ш.Л.Монтескье, Дж.Локк). Идеалистическая модель Г.Гегеля. Диалектико-материалистическая модель понимания общества. Концепция интерпретации социального действия М.Вебера.
| 4.2
| Общество как система.
| Структура социальной системы. Сущность, генезис и структура общественных отношений. Сферы общественной жизни – экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая), социальная. Социологическая концепция социальной статики и социальной динамики О.Конта. Развитие общества и динамика социальных процессов (К.Маркс, О.Конт, П.Сорокин). Духовная подсистема общества. Общественное сознание и его структура. Мораль и право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их значение. Гражданское общество и государство.
| 4.3
| Деятельность как основа существования общества
| Деятельность как способ общественного бытия. Объективные факторы деятельности. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность. Типы совместной деятельности. Потребности и их классификация. Полемика материализма и идеализма. Мотивы. Мотивационная сфера личности как устойчивая совокупность субъективных детерминант поведения и деятельности.
| 4.4
| Философия истории: концептуальные модели.
| Философия истории: концептуальные модели. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятие общественного прогресса и его критерии.
Линейная периодизация истории: прогресс, регресс, цикл. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История общества как «прогресс духа в сознании свободы» у Г.Гегеля. Натуралистические концепции исторического процесса (Ш.Монтескье, И.Гердер, Т.Мальтус). Концепция общественно-экономической формации (К.Маркс). Цивилизация как типологическая единица истории, универсальность и многозначность категории. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока. Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.
| 4.5
| Взаимодействие природы и общества.
| Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы. Понятие географическая среда. Происхождение и сущность глобальных проблем. Экологическая ситуация и причины экологического кризиса. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека. Коэволюция. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Модели катастроф и поиски путей решения глобальных проблем. Социальное предвидение и прогнозирование: виды, типы, методы.
| 4.6
| Философская антропология: человек как предмет философского анализа.
| Проблема сущности человека в истории философии. Восточная и европейская модели мысли о бытии человека. Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Антропосоциогенез. Субъективный антропологизм (К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю). Философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер). Личность и общество. Человек в системе социальных связей.
|
Самостоятельная домашняя работа.
|