Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Косская школа (584 г. до н.э.) (У - 1У вв. до н.э.). - Гиппократ Великий П





Основа клинической медицины. Важно не название болезни, а общее состояние больного и определение прогноза. Лечение острых лихорадочных, местных болезней и их связи с окружающей средой (эпидемии), о водах, воздухе и местности.

Подготовка врачей проводилась так же при лечебницах. В городах общинах (полисах) устраивались гражданские больницы. В эти больницы врачи назначались официально. Их труд оплачивался полисом (общиной), общественные врачи избирались народным собранием. Правда, избрание было возможным только, если врач сдавал экзамен. За особые заслуги врачи награждались золотым венком. Высшим признанием было получение права гражданства.

Наряду с общественными врачами были такие как странствующие врачи - периодевты. Они останавливались в населенных пунктах, жили, работали, пока в них была потребность. Потом переезжали на новое место.

Второй легендарной личностью был Гиппократ. Объяснение болезни искал в материальных факторах, ее обуславливающих, и в изменениях этих факторов. Гиппократ понимал болезнь как общий процесс всего организма.

Наследие Гиппократа широко и многообразно. Попробуем обобщить и выделить главные положения:

1/ Гиппократ систематизировал и обобщил передовые медицинские взгляды своей эпохи.

2/ Гиппократ утверждал материалистический взгляд на сущность болезни. «Болезнь имеет естественные причины» - писал Гиппократ. Эти причины имеют двоякое происхождение. 1)лежит в окружающей среде. 2) образе жизни человека. Поэтому он рекомендовал врачам тщательно изучать; а/ условия жизни человека, местность, климат, а также б/ наследственность, условия труда.

3/ Гиппократ понимал болезнь, как заболевание целостного организма. А поэтому лечить нужно не отдельный орган, а организм в целом.

4/ Гиппократ заложил основы понятий 4-х темпераментов человека, каждый темперамент он связывал с преобладанием одного из соков организма желтая желчь - холера, кровь - сангвиник, слизь - флегматик, черная желчь - меланхолик. 5/ Гиппократ разработал и предложил ряд способов и методов диагностики и лечения ряда заболеваний.



Гиппократ большое значение лекарствоведение:

«Все обладающие известной силой вещества могут быть лекарственными»

-лечение травами, сохранением их свойств. Требовал условия для хранения трав, использовал в лечении пион, мяту, василек, шалфей, дуб, ирис, укроп. Сам приготавливал лекарства, обращал внимание на дозировку. Из сборника мы знаем , что древнегреческие врачи изготовляли как простые так и сложные лекарства. Врачи Греции применяли твердые, жидкие, мягкие и газообразные лекарственные формы.

Имя врача и педагога Гиппократа в сознании многих людей связывается со знаменитой клятвой, символизирующей врачебную этику. Клятва Гиппократа отличается стремлением утвердить высокие моральные нормы профессии. «Гиппократов сборник »посвящен не только частным вопросам медицинской практики, но и проблемам общемедицинского характера, относящимся к гуманистическим и моральным аспектам врачебной деятельности, нормам поведения врачей, взаимоотношения их с больными. Непосредственное отношение к проблемам медицинской этики имеют пять разделы сборника «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном поведении», «Наставления». Вместе другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении, о моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе. В процессе обучения будущий врачеватель должен воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, скромность, решительность, опрятность, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку….». Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать больного, тщательно наблюдать больного. Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить». Обязанности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве». «Клятва» занимает особое место в «Гиппократовом сборнике». Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию клятва восходит к прямым потомкам Асклепия. Она переходила в устном виде, как семейная традиция из рода в род. Клятва Гиппократа содержит обязательства молодого врача в отношении учителя-мастера и его потомства, запрещает сообщение медицинских знаний людям, не принадлежащим к врачебному сословию, сохранение врачебной тайны, запрещает действия, которые могут причинить моральный или физический ущерб больному и его окружению. В представлении Гиппократа идеалом врача является врач-мудрец: «Все, что ищется в мудрости, все это есть и в медицине…». Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписанными законами общества, ибо как говорится в «Наставлениях», «где любовь к людям, там и любовь к своему искусству». Античная Греция явилась основой последующих обязательств, принимавшихся врачами многих стран.



г) эллинистический период (30-е г. IV – 30 г. н. э.)

Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV—I века до н. э.). После завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) влияние Греции распространилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию.

Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия. Правители Александрии — Птоломеи в связи с экономическими и военными запросами государства покровительствовали развитию разнообразных областей знания. Значительное развитие получила в Александрии также медицина, главным образом анатомия и хирургия. Александрийские врачи Герофил и Эразистрат наряду с лечебной практикой занимались запрещавшимися прежде вскрытиями трупов и даже вивисекциями. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Особенно большой след оставили исследования названных медиков в области изучения нервной и сердечно-сосудистой систем. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма.

В I веке до н. э. политический и экономический центр древнего мира переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма и особенно Александрии сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков.

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Так, несомненно,оказало влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена.

Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Много занимался анатомией, описал сердце, кровеносные сосуды, легочную вену и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом, описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. Герофил ввел много лекарственных средств, положил начало учению о специфическом действии лекарств.

Эразистрат (умер в 280 г. до н. э.) производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путем механического перетирания пищи. Описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы. Эразистрат принимал учение о пневме. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней. Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образовалось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из соседних вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха. Главной причиной болезней Эразистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в пище и несварения ее. Избыточная или непереваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и т. п.

 

Заключение

Медицина Древней Греции. (Ш тысячелетие до н.э. - 1 в. н.э.) 1/ Понимание целостности организма. Единство противоположностей (сухое - влажное, твердое - мягкое, и т.д.). Единство организма и внешней среды. 2/ Понимание болезни как следствия внутренних и внешних причин. Нарушение равновесия (изономия).

Историческая роль Древней Греции в развитии медицины отразилась в широком использовании греческих терминов в современной медицинской терминологии. Появились такие термины, как хирургия, педиатрия, психиатрия, дерматология, офтальмология, неврология, терапия, пневмония. Именно от древнегреческой медицины берут два основных направления – эмпирическое и философское которые лишь в 17-18 веках воплотятся в основной принцип единства науки и практики. 3/ Формирование основных направлений деятельности: народная медицина, светская медицина, храмовая медицина.

4/ Совершенствование качества подготовки врачей (семейное, ремесленное при храмах, медицинские школы). 5/ Совершенствование методов диагностики. Разработка принципов наблюдения и лечения у постели больного (в клинике – уход за лежачем больным). 6/ Изучение анатомии. 7/ Зарождение аптекарского дела. 8/ Первые письменные источники о лечении заболеваний полости рта и десен.

Медицина в Древнем Риме:

а) периодизация истории и врачевания, источники по истории и медицине Древнего Рима.

В истории Древнего Рима насчитывается три периода: 1. царский – VIII – VI вв. до н.э., 2. республиканский – 509 – 31 гг. до н.э., 3. императорский – 30 г.до н.э. – 476 г н.э. Значительная часть древнейших римских письменных памятников погибла. Судить об их содержании можно по произведением более поздних авторов. Это произведения Диоскориота «О врачебной материи», «О медицине» в 8-ми книгах Авла Корнелия Цельса, Законы XII таблиц. «О назначении частей человеческого тела» Галена. Археологические раскопки древних римских городов позволили сделать достоянием истории быт и жизнь населявших их народов. В 1771 году в одном из домов Помпеи (79г. был погребен под пеплом вулкана Везувия) был найден полный набор медицинских инструментов. Большой интерес представляют гидротехнические сооружения в городах: канализационные системы, сооружение акведуков, строительство терм.

 

б) царский период (VIII – VI вв. до н.э.)

В Древнем Риме вплоть до II века до н.э. обходились без врачей-профессионалов. Лечились дома народными средствами: кореньями, плодами, травами, отварами и настоями. Все это чаще всего совмещалось с магией и наговорами. Большое место в лечение недугов имела сырая капуста. Государственный деятель Катон Марк Порций проповедовал использовать уксус, мед растительное масло. Эти средства применялись не только внутрь, но и наружно. Также использовали минеральные препараты: сера, ртуть, квасцы, мыло красящие и дубильные вещества. В VI веке начинается благоустройство Рима. Для стока нечистот стали сооружать многочисленные каналы – клоаки, началось сооружение акведуков для подачи воды из горных источников. Развивалось зубоврачевание. До нас дошли многочисленные зубные протезы, выполненные из костей животных и скрепленные при помощи золотого моста.

в) республиканский период (509 – 31 гг. до н.э.)

В области медицины этот период характеризуется развитием санитарного законодательства и строительством санитарно-технических сооружений, появлением врачей-профессионалов и медицинского дела. Большое внимание уделялась общественной, городской (как мы позднее скажем коммунальной) гигиене. В 451-450 годах были созданы «Законы XII таблиц». Помимо социальных, политических и военных вопросов, свод содержал параграфы, посвященные медицине, прежде всего санитарному состоянию Рима. Жителям приписывалось: не хоронить и не сжигать мертвых на территории города, не собирать костей мертвецов для захоронения, если только человек не погиб на поле боя или на чужбине, отменялось бальзамирование, настойчиво рекомендовалось питье только из своей посуды. В городах для стока нечистот стали строить подземные каналы (клоаки). Первый римский акведук был построен в 312 году.

Широкое распространение в Древнем Риме - термы( -горячий) бани. В крупных городах бани - 1000 купален. Это были не просто бани, они выполняли лечебные и культурные функции. Здесь состоятельные граждане Рима мылись, парились, пировали, вели философские споры, посещали небольшие театры, художественные галереи и даже читали книги. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи. В конце первого – начале второго века во всех подразделениях появились врачи-профессионалы. В каждом легионе был врач, каждая кагорта имела четырех врачей. Были в армии и специалисты по лечению ран. На флоте также имелись врачи (один на корабль). Врачеванием гражданского населения занимались обычно иноземцы – рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы. Раб лечил хозяина и его родственников. Иногда рабов - врачей отпускали на свободу так называемые врачи - отпущенники. Юридически они оставались зависимыми от рабовладельца, лечили бесплатно, плата отдавалась хозяину

 

г) императорский период (30г. до н.э. – 476 г. н.э.)

 

С I века н.э. подготовка врачей как в Риме, так и в других частях империи входила в обязанности архиатров. Архиатры – главные врачи, наблюдавшие за другими врачами. Медицинские школы при архиатрах были государственными. Программы обучения, режим и образ жизни учащихся строго регламентировались. В I веке появляются первые больницы для лечения чиновников и их семей. Позже появляются больницы для бедных финансировавшиеся органами городского управления.

Потомки смогли составить мнение о состоянии медицины Рима во многом благодаря пунктуальности Авла Корнелия Цельса. Ему принадлежит заслуга в составлении энциклопедического свода знаний, собранных в трактате «О медицине». Цельс первым предложил литотомию (камнесечение) представлявшую собой процедуру дробления камней в мочевом пузыре. Им описаны пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей.

Гению Галена (129-201 годы) принадлежит классический труд «О частях человеческого тела», где впервые представлено единое анатомическое описание человеческого организма.

Врач - практик, исследователь - анатом и физиолог. Гален был врачом, сторонник гуморального направления: движение и соотношение соков (жидкостей) в организме: кровь, слизь, черная и желтая желчь (по Гиппократу). Он смело ввел в практику врачевания вивисекцию на животных, обобщил суждения предшественников в виде целостного учения, оказавшего огромное влияние на развитие естествознания вплоть до позднего Средневековья. В сочинении «О назначении частей человеческого тела» представлено около 300 мышц, причем даже те, которые отсутствуют у людей, но имеются у некоторых видов животных. Впоследствии эти ошибки были исправлены анатомом Везалием. Гален внес личный вклад в развитие фармакологии.

Заслуги Галена. 1/ Заслуги в области анатомии. Он описал многие кости, мышцы. Описал разветвления нервов в мышцах. Первым приблизился к пониманию тканевого строения органов. Он описал стенки матки, кишок желудка, обратил внимание на их многослойное строение. 2/Первым ввел эксперимент на животных (связь морфологии с функцией): Доказал связь мышц с нервами: высокая перевязка спинного мозга ведет к параличу дыхания, низкая - параличу нижних конечностей.

3/ Первый описал активный характер движения грудной клетки при дыхании, и пассивный характер легких...

4/Обессмертил имя тем, что внес регламентацию в изготовление в развитие лечение лекарственных форм: отваров, экстрактов из растений получивших название Галеновые препараты.

 

Заключение.

1. Материалистическое понимание причин болезни, влияния климата, питания

образа жизни на здоровья (Асклепиоз).

2. Развитие анатомическое искусство. Зарождение функциональной анатомии

(Гален).

3. Государственная регламентация деятельности врачей. Иерархия врачебной

специальности : врачи – архиатры, оплачиваемые государством, т.е. госу

дарственные врачи. Врачи - отпущенники (свободные), врачи - рабы.

4. Первая специализация врачебной помощи: врачи - экономы (терапевты), вра

чи - инструментарии (хирурги).

5. Становление военной медицины. Создание военных госпиталей (валитудина

рие).

6. Развитие общественной и личной гигиены. Государственная регламентация

контроля за санитарным состоянием городов и общественных зданий.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дать характеристику храмовой медицины Древней Греции.

2. Врачебные школы Древней Греции: кротонская, книдская, косская.

3. Жизнь и деятельность Гиппократа. «Гиппократов сборник».

4. Медицина Древнего Рима.

5. Первые врачи- профессионалы в Древнем Риме.






Date: 2015-12-10; view: 419; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию