Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие





ЗАНЯТИЯ 7-8-9

 

Прошлый урок был посвящен теме «Восприятие». В ней я упоминала пример, как ребенок рождается на свет, и на него обрушивается целая лавина ощущений – ослепительно яркий свет, множество самых невероятных звуков разной интенсивности, незнакомые запахи. Т.е. ребенок ощущает мир в его отдельных проявлениях. Развивающемуся мозгу предстоит большая работа: научиться обрабатывать поступающую сенсорную информацию, научиться восприятию (перцепции – лат. Perceptio). К концу первого года жизни все неясные звуки, цветовые пятна, ощущения постепенно обретают четкость, и окружающий мир предстает как совокупность предметов и явлений. Мама воспринимается как мама, кошка как кошка, дерево как дерево. Таким образом, если ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и является при непосредственном контакте с ними, то восприятие отражает все свойства предмета в целом, при этом отдельные ощущения упорядочиваются и объединяются. Т.е. восприятие – это психический процесс отражения всех свойств предметов и явлений в целом.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Музыкальное восприятие Назайкинский Е. определяет как сложную деятельность, направленную на адекватное отражение музыки. Эта деятельность объединяет восприятие музыкального материала с музыкальным и жизненным опытом, включает процесс познания, эмоциональное отношение и оценку произведения. МП рассматривает МВ как активную творческую деятельность, т.к. оно приобщает к творчеству. МВ как никакое другое отличается яркой эмоциональностью и образностью.

В процессе восприятия мозг активно структурирует информацию: разные предметы выделяются из своего окружения, различаются по характерной форме, цвету, размерам; определяется расстояние до объектов; выясняется, движутся они или нет. Такая обработка происходит почти мгновенно. Потому на концерте мы слышим не беспорядочный набор звуков, а музыку.

В настоящее время установлено, что психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания – от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта. Восприятие – это комплексный процесс, включающий ощущения, память, мышление, эмоциональное отношение, воображение и даже бессознательные процессы.. Например, когда мы воспринимаем розу, то одновременно видим красивую форму и чудесную окраску, обоняем приятный аромат, осторожно прикоснувшись к цветку, осязаем нежную мягкость ее лепестков и т.д. Кроме того, мы узнаем в этом предмете розу (а это процессы памяти), можем думать о том, к какому сорту относится эта роза (мышление) или помечтать о целой корзине роз (воображение). К тому же мы можем бессознательно относиться к этому цветку определенным образом в зависимости от нашего прошлого опыта (положительного или отрицательного).

Давайте рассмотрим свойства восприятия подробнее.

В первую очередь восприятие характеризуется целостностью. Слушая музыкальное произведение, мы не разделяем его на отдельные элементы: мелодию, ритм и т.д., если не ставим специальную задачу для этого. Мы воспринимаем музыку целостно, обобщая отдельные средства выразительности.

Эти рисунки демонстрируют свойство целостности: из отдельных точек в нашем сознании складывается фигуры квадрата и круга.

Если мы проиграем с некоторыми пропусками знакомую нам мелодию (допустим, «К Элизе» Бетховена), то в нашем сознании эти пробелы заполнятся недостающими музыкальными интонациями.

 

Звучит музыка. (Рахманинов, Вариация на тему Паганини №18 – Ноктюрн). Какая она? Видите ли вы конкретные картины, сюжет? Какое название вы можете придумать? Почему наше восприятие одной и той же музыки отличается?

Итак, на наше восприятие влияет предыдущий опыт, ожидания, образование, интересы, потребности и т.д. Это свойство В. Называется апперцепцией. Человек всегда соотносит любое явление с тем, что он уже видел, слышал, чувствовал. По сути, мы воспринимаем этот мир не таким, какой он есть, а таким, каким мы его привыкли видеть.

Помимо опыта на наше В. Влияет наша установка. В 1935г. психолог Р.Липер поставил такой эксперимент. Испытуемым предъявили картинку, на которой можно было увидеть либо молодую женщину, либо старую (это так называемое двойственное изображение). Предварительно одним из них показали изображение молодой женщины, а другим – старой. В результате оказалось, что участники эксперимента из 1й группы увидели на двойственном изображении молодую женщину, а из 2й – старую.

Посмотрим на следующий рисунок. На нём одни люди увидят отвернувшуюся девушку, а другие – лицо носатой старухи.

 

 

Этот пример показывает, насколько наше В. избирательно. Избирательность – выделение одних объектов перед другими. Ведь если бы человек в равной степени воспринимал все, что его окружает, он оказался бы неспособен ориентироваться в мире. Обычно лишь значимое для нас в данный момент схватывается ясно и четко. Например, голодный человек среди всех запахов прежде всего воспримет запахи пищи.

Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетли­во воспринимается и осознается человеком при первом прос­лушивании музыки. Избирательность восприятия связана с объемом внимания и зависит от установок, опыта человека, уровня его подготовлен­ности.

Так, малоподготовленный слушатель, пришедший на кон­церт с целью знакомства с современной музыкой, обратит внимание в первую очередь на неизвестное и непривычное для него в произведении, его привлекут контрасты и кульмина­ции, «маршрут» его восприятия будет более образно-эмоцио­нальным, чем аналитико-рассудочным. Напротив, музыковед-исследователь или музыкальный критик, хорошо знакомый с сочинением, станет следить за развертыванием формы-процес­са или будет оценивать интерпретацию для того, чтобы выска­зать о ней свое мнение в печати. Наконец, профессионала-ис­полнителя, слушающего игру коллеги, интерпретация может привлечь с узкотехнологической точки зрения — с позиции оценки техники, экономии движений, особенностей туше, ха­рактера педализации и даже аппликатурных принципов. По-разному композитор воспринимает и переживает собст­венную и чужую музыку, собственную музыку в момент ее соз­дания и по окончании творческого процесса.

Таким образом, воспринимая мир, человек из всей поступающей информации отбирает наиболее для него существенное, а к остальному относится как к дополняющему или мешающему. В психологии это явление получило название фигуры и фона.

Вот еще одно двойственное изображение. Что вы видите? Когда фигурой выступает середина изображения, вы видите вазу (сосуд), когда же фигурой становятся края рисунка, вы видите два лица в профиль.

Благодаря этому явлению обеспечивается устойчивость внимания. Наличие ясной четкой фигуры, выделенной из фона, является признаком сосредоточенности внимания. Если же мы заставляем себя удерживать внимание на одной фигуре длительное время, наступает переутомление. Именно поэтому в обучении рекомендуется использовать различные виды деятельности. Но порой предмет внимания неинтересен или совершенно незнаком, либо фон слишком яркий, пестрый, мешает выделить фигуру. Тогда мысли «разбегаются».

Что в музыке может быть фигурой? (Мелодия, отдельные обороты, тембровые краски, гармония, динамика – все элементы музыкальной ткани, которые несут на себе смысловую нагрузку). Приведите примеры (Дебюсси «Лунный свет» - гармонические краски, Равель «Болеро» - ритм).

Интересно, что фигура всегда более устойчивая структура, чем фон. Если заменить отдельные элементы в фигуре (например, сделать украшения в мелодической линии), но сохранить ее отношение с фоном (сохранить гармонию), то общая структура образа не изменится. Целостность фигуры сохраняется и при выпадении отдельных ее частей (вспомните классические вариации, где элементы фигуры заменяются).

По данным Л.Вернона, музыкальная фигура в 80% случаев расположена выше фона, более интенсивна, обладает отличным тембром, более подвижна, вступает раньше или позже фона. Фигура более динамична по мелодическому или ритмическому рисунку, фон – более монотонен (яркий пример – любой вальс). Но порой фигура помещается в фон (полифония) и такой композиционный эффект может обмануть даже опытное ухо, даже самого автора.

***В 1927г. С.Прокофьев присутствовал на ученическом вечере, посвященном его творчеству. На эстраде стоял мольберт с большими листами бумаги, на котором условно были изображены схема и форма исполняемого произведения. Самые маленькие ученики указкой показывали темы и части формы, а более опытный юный музыкант за роялем вначале иллюстрировал показ, а затем исполнял произведение целиком. Объявили гавот опуса 12. При подходе к репризе Прокофьев вдруг громко сказал: «Неправда, я никогда не думал вставлять главную тему в репризу. Это все выдумки». Принесли ноты. Действительно, тема излагалась в средних голосах репризы. Композитор недоумевал. Медленно, удивленно и тихо Прокофьев произнес: «А я и не знал, не собирался ее проводить». (Яворский Б.,1972)

 

Еще одно свойство восприятия - Константность ( способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия )— относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия). Например, с какого бы расстояния мы ни смотрели на столб или карандаш, первый постоянно будет восприниматься как большой, а второй – как маленький. Благодаря свойству константности мы узнаем мелодию, будь она сыграна на рояле, саксофоне или скрипке, в быстром темпе или медленном.

Восприятие времени в музыке. Чем более заполнено время событиями, переживаниями, действиями, тем оно кажется короче, но в воспоминаниях оно более долгое. И наоборот. Так, объективно долгое Allegro сонатно-симфонического цикла за счет насыщенности и частого переключения музыкальных образов может казаться субъективно короче медленной части, более стабильной и однородной. Также есть и другая закономерность: вре­мя, заполненное положительными эмоциями, нам кажется короче, время, заполненное отрицательными эмоциями, длин­нее. Так, режущая слух какофония, музыка, не соответствую­щая нашему психическому состоянию, наконец, не нравящаяся нам интерпретация вызывает часто отрицательные эмоции — мы ждем с нетерпением окончания звучания, время тянется мучительно долго. Напротив, если музыка связана с приятными ассоциация­ми, воспоминаниями, чувствами, процесс музыкального пере­живания летит быстро и незаметно.

 

Восприятие музыки тесно связано с движением (напряжение мышц корпуса, связок, движения рукой, головой или ногой) – вспомните тему «Ощущения». Если прекратить все движения во время музыкального восприятия, то само восприятие тоже прекращается.

 

Нельзя не сказать и о роли эмоций в музыкальном восприятии. Музыка – одно из самых эмоциональных видов искусств. Каждое переживание, каждая эмоция становится уделом музыки, неизбежно входит в ее орбиту. Слушатель в ходе музыкального восприятия неизбежно соинтонирует, проживает звучащую музыку, не может воспринимать ее как некий посторонний для себя объект. Музыка может вызвать у слушателя реакцию отторжения, но полное равнодушие вряд ли возможно. Скорее всего, это связано с наличием в музыке «эмоционально-акустического кода». Это такие базовые интонации, в которых закодированы эмоции человека. Это первообразы, связанные с самыми древними событиями истории человечества, это ключи к самым глубинным состояниям нашей психики. Об этом и пойдет речь дальше.

 

Date: 2015-12-10; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию