Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие 14. Гносеология ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. 1.Общая характеристика познавательного процесса: сущность и значение. Агностицизм. 2. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм. 3. Система методов научного познания, их характеристика. 4. Истина: сущность, объективность, относительность, абсолютность, конкретность. Критерии истины.
Темы докладов и рефератов: 1. Релятивизм софистов. 2. Агностицизм И. Канта. 3. Что такое истина? 4. Категория «практики» в философии марксизма. 5. Ф. Бэкон об источниках заблуждения. 6. Суждение как форма мышления. 7. Понятие как форма мышления. 8. Умозаключение как форма мышления. 9. Предположение и гипотеза. 10. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки. 11. Всеобщие методы научного познания. 12. Роль философии в научном познании. 13. Общество, наука, техника. 14. Наука и религия. 15. Техника и технология как социальные явления. 16. Научно-техническая революция, ее последствия.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какой круг вопросов входит в содержание гносеологии как философской дисциплины? 2. Какие направления сложились в философии по вопросу об источнике познания? В чем их различие? 3. Что такое агностицизм и каковы его исторические формы? 4. Охарактеризуйте позицию Канта по вопросу о познаваемости мира. 5. В чем заключается гносеологическая позиция скептицизма? 6. Какие точки зрения сложились в философии по вопросу соотношения абсолютной и относительной истины? 7. Что означает требование объективности истины? 8. Какова позиция рационализма по вопросу о критерии истины? 9. Что означает философская категория практики и какова роль практики в познании? 10. Назовите основные источники заблуждения. 11. Назовите уровни и формы познания. 12. Какова роль языка в познании? 13. В чём различие языковых и логических форм? Можно ли отождествлять слово и понятие? Философский словарь: Гносеология, детерминизм, знание, истина, метод, мышление, наука, объект, познание, субъект, язык. Основная литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 73–112, 226–231. 2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 378–474. 3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 355–478. 4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 202–419. Дополнительная: 1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 375–514.
2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 355–455. 3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 277–304. 4. Философия науки: Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. Наук А.И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007. 5. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фахти. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. 7. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – Киев, М., 2001. 8. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 150–166. 9. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 17–98, 533–640. 10. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2000.
Семинарское занятие 15. Антропология. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.
1. Проблема человека в истории философии. Мифологическая, религиозная и научная концепции происхождения человека. Сущность антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии. 2. Роль природы в жизни общества. Практика как основа бытия человека и специфический способ его отношения к миру. Темы докладов и рефератов: 1. Современная философская антропология: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен. 2. Э. Фромм об исторических и экзистенциальных противоречиях человеческой природы. 3. Проблема биологического, социального и духовного в человеке. 4. Современная цивилизация: феномен «расчеловечивания» человека. 5. Проблема личности в философии Э.В. Ильенкова. 6. Какое общество можно назвать цивилизованным?
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Объясните содержательные отличия в использовании понятия «антропология». 2. В чем специфика философского понимания человека? 3. Назовите основные теоретические подходы к проблеме сущности человека. В чем их различие? 4. Объясните значение термина «антропогенез» и назовите основные теории происхождения человека. 5. Охарактеризуйте основные теории происхождения человека. 6. Эволюция материалистических представлений на природу сознания. 7. Натурализм и материализм в объяснении природы сознания. 8. Роль социального комплекса (труд-язык-мышление) в возникновении сознания. 9.Отличия человеческого сознания от психики животных 10. Сознание и самосознание. 11. Проблема идеального. 12. Трактовка сознания в материалистической и идеалистической традициях. 13. З. Фрейд: открытие бессознательного. 14. Проблема искусственного интеллекта в современной науке и философии.
Философский словарь: Антропология, социогенез, антропогенез, аксиология, идеальное, практика, человек, жизнь, смысл жизни, личность, смерть, бессмертие. Основная литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 52–72, 113–133, 231–251. 2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 308–377, 637–700. 3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 98–196. 4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 254–283. Дополнительная: 1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 190–286, 332–374. 2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 339–355, 544–601. 3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 246–261, 448–505. 4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. 5. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004. 6. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 122–128, 181–213, 204–225. 7. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002. 8. Губин В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М., СПб., 2000
Семинарское занятие 16. Аксиология. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.
1. Философская природа ценностей. Нравственные ценности. Мораль, справедливость и право. Эстетические ценности. Человек в мире красоты. Ценности и социализация личности. 2. Историческое развитие понятия «сознание». Современные представления о сущности сознательной деятельности. Понятия материального и идеального. Индивидуальное и общественное сознание. Темы докладов и рефератов: 1. Какое общество можно назвать цивилизованным? 2. Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности? 3. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность? 4. Правда и правдоподобие в искусстве. 5. Почему происходит смена ценностей в истории человечества? 6. Проблема происхождения сознания в истории философии. 7. Проблема идеального. 13. Трактовка сознания в материалистической и идеалистической традициях. 14. З. Фрейд: открытие бессознательного. 15. Проблема искусственного интеллекта в современной науке и философии.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Объясните содержательные отличия в использовании понятия «антропология». 2. В чем специфика философского понимания человека? 3. Назовите основные теоретические подходы к проблеме сущности человека. В чем их различие? 4. Объясните значение термина «антропогенез» и назовите основные теории происхождения человека. 5. Охарактеризуйте основные теории происхождения человека. 6. Эволюция материалистических представлений на природу сознания. 7. Натурализм и материализм в объяснении природы сознания. 8. Роль социального комплекса (труд-язык-мышление) в возникновении сознания. 9.Отличия человеческого сознания от психики животных 10. Сознание и самосознание. Философский словарь: Аксиология, ценности, жизнь, смысл жизни, смерть, бессмертие. Основная литература: 1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 52–72, 113–133, 231–251. 2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 308–377, 637–700. 3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 98–196. 4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 254–283. Дополнительная: 1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 190–286, 332–374. 2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 339–355, 544–601. 3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 246–261, 448–505. 4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с. 5. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004. 6. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 122–128, 181–213, 204–225. 7. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002. 8. Губин В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М., СПб., 2000 Семинарское занятие 17-18. Социальная философия. Проблемы и перспективы развития общества Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4. 1. Методологические основы понимания общества. Основные факторы развития общества. 2. Способ производства как основа развития общества. 3. Понятие социальной структуры общества. Исторические общности людей. 4. Субъекты, источники, движущие силы и направленность развития общества. 5. Социальное прогнозирование: сущность, основные методы. Глобальные проблемы современного общества: классификация и пути разрешения. Темы докладов и рефератов: 1. Общество как специфический способ бытия человека. 2. Природа как основа существования и развития общества. 3. Социальные группы, общности и организации. 4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 5. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо. 6. Особенности современной социальной структуры общества. 7. Основные модели социальной стратификации. 8. Проблема социального неравенства в современном обществе. 9. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества. 10. Современная семья: основные тенденции развития. 11. Идеальное государство Платона. 12. Тема земной власти в христианской философии. 13. Политическая мысль эпохи Возрождения (Н. Макиавелли). 14. Проблема государства в философии Нового времени (Т. Гоббс, Д. Локк). 15. Правовое государство в теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо. 16. Теории политических элит. 17. Российская политическая элита: особенности формирования и функционирования. 18. История как предмет философского осмысления. 19. Проблема единства и многообразия исторического развития. 20. Концепции универсализма и плюрализма к анализу исторческого процесса. 21. Стадиальный подход к анализу истории (О.Конт, К.Маркс, Л.Мечников, Л.Уайт). 22. Личность или массы: проблема движущих сил истории. 23. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. 24. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера. 25. А. Тойнби о закономерностях цивилизационного процесса. 26. Цивилизационная динамика П. Сорокина. 27. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций». 28. Россия в современном мире. 29. Россия между Европой и Азией: концепции Евразийства. 30. Русская идея: продолжим ли прерванный путь (В.Н. Сагатовский). 31. В.С. Соловьев «Россия и вселенская церковь»: идея всеединства. 32. Будущее России: угрозы и надежды. 33. Глобальные проблемы современности и перспективы их решения. 34. Проблемы современной геополитики. 35. Информационно-компьютерная цивилизация: проблемы и перспективы. 36. Глобальное прогнозирование и будущее человечества. 37. О. Тоффлер о социальных последствиях НТР. 38. «Римский клуб» и глобальное прогнозирование. 39. Экологический кризис и его последствия для человека. 40. Глобализация: за и против.
|