Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарское занятие 14. Гносеология





Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.

1.Общая характеристика познавательного процесса: сущность и значение. Агностицизм.

2. Формы чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм.

3. Система методов научного познания, их характеристика.

4. Истина: сущность, объективность, относительность, абсолютность, конкретность. Критерии истины.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Релятивизм софистов.

2. Агностицизм И. Канта.

3. Что такое истина?

4. Категория «практики» в философии марксизма.

5. Ф. Бэкон об источниках заблуждения.

6. Суждение как форма мышления.

7. Понятие как форма мышления.

8. Умозаключение как форма мышления.

9. Предположение и гипотеза.

10. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки.

11. Всеобщие методы научного познания.

12. Роль философии в научном познании.

13. Общество, наука, техника.

14. Наука и религия.

15. Техника и технология как социальные явления.

16. Научно-техническая революция, ее последствия.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какой круг вопросов входит в содержание гносеологии как философской дисциплины?

2. Какие направления сложились в философии по вопросу об источнике познания? В чем их различие?

3. Что такое агностицизм и каковы его исторические формы?

4. Охарактеризуйте позицию Канта по вопросу о познаваемости мира.

5. В чем заключается гносеологическая позиция скептицизма?

6. Какие точки зрения сложились в философии по вопросу соотношения абсолютной и относительной истины?

7. Что означает требование объективности истины?

8. Какова позиция рационализма по вопросу о критерии истины?

9. Что означает философская категория практики и какова роль практики в познании?

10. Назовите основные источники заблуждения.

11. Назовите уровни и формы познания.

12. Какова роль языка в познании?

13. В чём различие языковых и логических форм? Можно ли отождествлять слово и понятие?

Философский словарь:

Гносеология, детерминизм, знание, истина, метод, мышление, наука, объект, познание, субъект, язык.

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 73–112, 226–231.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 378–474.

3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 355–478.

4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 202–419.

Дополнительная:

1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 375–514.

 

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 355–455.

3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 277–304.

4. Философия науки: Учебное пособие / Под ред. д-ра филос. Наук А.И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007.

5. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фахти. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

7. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – Киев, М., 2001.

8. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 150–166.

9. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – С. 17–98, 533–640.

10. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие. – М.: ИНФРА. – М, 2000.

 

Семинарское занятие 15. Антропология.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.

 

1. Проблема человека в истории философии. Мифологическая, религиозная и научная концепции происхождения человека. Сущность антропосоциогенеза. Единство биологического и социального в человеке. Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии.

2. Роль природы в жизни общества. Практика как основа бытия человека и специфический способ его отношения к миру.

Темы докладов и рефератов:

1. Современная философская антропология: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.

2. Э. Фромм об исторических и экзистенциальных противоречиях человеческой природы.

3. Проблема биологического, социального и духовного в человеке.

4. Современная цивилизация: феномен «расчеловечивания» человека.

5. Проблема личности в философии Э.В. Ильенкова.

6. Какое общество можно назвать цивилизованным?

 

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Объясните содержательные отличия в использовании понятия «антропология».

2. В чем специфика философского понимания человека?

3. Назовите основные теоретические подходы к проблеме сущности человека. В чем их различие?

4. Объясните значение термина «антропогенез» и назовите основные теории происхождения человека.

5. Охарактеризуйте основные теории происхождения человека.

6. Эволюция материалистических представлений на природу сознания.

7. Натурализм и материализм в объяснении природы сознания.

8. Роль социального комплекса (труд-язык-мышление) в возникновении сознания.

9.Отличия человеческого сознания от психики животных

10. Сознание и самосознание.

11. Проблема идеального.

12. Трактовка сознания в материалистической и идеалистической традициях.

13. З. Фрейд: открытие бессознательного.

14. Проблема искусственного интеллекта в современной науке и философии.

 

Философский словарь:

Антропология, социогенез, антропогенез, аксиология, идеальное, практика, человек, жизнь, смысл жизни, личность, смерть, бессмертие.

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 52–72, 113–133, 231–251.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 308–377, 637–700.

3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 98–196.

4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 254–283.

Дополнительная:

1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 190–286, 332–374.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 339–355, 544–601.

3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 246–261, 448–505.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004.

6. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 122–128, 181–213, 204–225.

7. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002.

8. Губин В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М., СПб., 2000

 

 

Семинарское занятие 16. Аксиология.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.

 

 

1. Философская природа ценностей. Нравственные ценности. Мораль, справедливость и право. Эстетические ценности. Человек в мире красоты.

Ценности и социализация личности.

2. Историческое развитие понятия «сознание». Современные представления о сущности сознательной деятельности. Понятия материального и идеального. Индивидуальное и общественное сознание.

Темы докладов и рефератов:

1. Какое общество можно назвать цивилизованным?

2. Как проявляется ценностная ориентация религиозной личности?

3. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность?

4. Правда и правдоподобие в искусстве.

5. Почему происходит смена ценностей в истории человечества?

6. Проблема происхождения сознания в истории философии.

7. Проблема идеального.

13. Трактовка сознания в материалистической и идеалистической традициях.

14. З. Фрейд: открытие бессознательного.

15. Проблема искусственного интеллекта в современной науке и философии.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Объясните содержательные отличия в использовании понятия «антропология».

2. В чем специфика философского понимания человека?

3. Назовите основные теоретические подходы к проблеме сущности человека. В чем их различие?

4. Объясните значение термина «антропогенез» и назовите основные теории происхождения человека.

5. Охарактеризуйте основные теории происхождения человека.

6. Эволюция материалистических представлений на природу сознания.

7. Натурализм и материализм в объяснении природы сознания.

8. Роль социального комплекса (труд-язык-мышление) в возникновении сознания.

9.Отличия человеческого сознания от психики животных

10. Сознание и самосознание.

Философский словарь:

Аксиология, ценности, жизнь, смысл жизни, смерть, бессмертие.

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Юрайт, 2010; М.: Гардарики, 2006. – С. 52–72, 113–133, 231–251.

2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2004. – С. 308–377, 637–700.

3. Кармин А.С. Философия: Учебник для вузов. 2-е изд. / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий – СПб.: Питер, 2006. – С. 98–196.

4. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 254–283.

Дополнительная:

1. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. редактор, д.ф.н., проф. В.П. Кохановский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 190–286, 332–374.

2. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Серия «Высшее образование» / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004. – С. 339–355, 544–601.

3. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – С. 246–261, 448–505.

4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. – М., 2004.

6. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – С. 122–128, 181–213, 204–225.

7. Семёнов Ю.И. Как возникло человечество. – М., 2002.

8. Губин В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М., СПб., 2000

Семинарское занятие 17-18. Социальная философия. Проблемы и перспективы развития общества

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4.

1. Методологические основы понимания общества. Основные факторы развития общества.

2. Способ производства как основа развития общества.

3. Понятие социальной структуры общества. Исторические общности людей.

4. Субъекты, источники, движущие силы и направленность развития общества.

5. Социальное прогнозирование: сущность, основные методы.

Глобальные проблемы современного общества: классификация и пути разрешения.

Темы докладов и рефератов:

1. Общество как специфический способ бытия человека.

2. Природа как основа существования и развития общества.

3. Социальные группы, общности и организации.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

5. Принцип общественного договора в учениях Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

6. Особенности современной социальной структуры общества.

7. Основные модели социальной стратификации.

8. Проблема социального неравенства в современном обществе.

9. Эволюция семейно-брачных отношений в истории человечества.

10. Современная семья: основные тенденции развития.

11. Идеальное государство Платона.

12. Тема земной власти в христианской философии.

13. Политическая мысль эпохи Возрождения (Н. Макиавелли).

14. Проблема государства в философии Нового времени (Т. Гоббс, Д. Локк).

15. Правовое государство в теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо.

16. Теории политических элит.

17. Российская политическая элита: особенности формирования и функционирования.

18. История как предмет философского осмысления.

19. Проблема единства и многообразия исторического развития.

20. Концепции универсализма и плюрализма к анализу исторческого процесса.

21. Стадиальный подход к анализу истории (О.Конт, К.Маркс, Л.Мечников, Л.Уайт).

22. Личность или массы: проблема движущих сил истории.

23. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

24. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера.

25. А. Тойнби о закономерностях цивилизационного процесса.

26. Цивилизационная динамика П. Сорокина.

27. С. Хантингтон о «столкновении цивилизаций».

28. Россия в современном мире.

29. Россия между Европой и Азией: концепции Евразийства.

30. Русская идея: продолжим ли прерванный путь (В.Н. Сагатовский).

31. В.С. Соловьев «Россия и вселенская церковь»: идея всеединства.

32. Будущее России: угрозы и надежды.

33. Глобальные проблемы современности и перспективы их решения.

34. Проблемы современной геополитики.

35. Информационно-компьютерная цивилизация: проблемы и перспективы.

36. Глобальное прогнозирование и будущее человечества.

37. О. Тоффлер о социальных последствиях НТР.

38. «Римский клуб» и глобальное прогнозирование.

39. Экологический кризис и его последствия для человека.

40. Глобализация: за и против.

Date: 2015-12-10; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию