Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 1. Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН Прием и осмотр детей, дежурство, утренняя гимнастика 7.00—8.30 Подготовка к ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Примерный режим дня в старшей группе для детей с ФФН
Примерный режим дня в подготовительной к школе группе для детей с ФФН
Примерный план занятий в подготовительной группе в первом периоде обучения (сентябрь — октябрь) Фронтальные занятия — пять раз в неделю
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения во втором периоде обучения (ноябрь, декабрь, январь, февраль) Произношение — три раза в неделю; формирование элементарных навыков письма и чтения — два раза в неделю
Примерный план занятий в подготовительной группе по произношению и формированию элементарных навыков письма и чтения в третьем — четвертом периоде обучения (март, апрель, май, июнь) Произношение — один-два раза в неделю; формирование элементарных навыков письма и чтения — три раза в неделю
Схема логопедического обследования ребенка с ФФН I. Анкетные данные ________________________________________ 1. Где находился ребенок до поступления в группу _______________________________ 2. Жалобы родителей _______________________________ 3. Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений) _______________ II. Уровень общего развития ребенка _______________________________ 1. Устойчивость внимания, работоспособность _______________________________ 2. Состояние общей и мелкой моторики _______________________________ III. Общее звучание речи (разборчивость, темп, интонация) _________________________ 1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата _____________________________ 2. Произношение звуков: • Свистящие _____________________________ • Шипящие ______________________________ • [Л], [Л’] _______________________________ • [Р], [Р’] ________________________________ • Аффрикаты _______________________________ 3. Различение звуков на слух и в произношении _______________________________ 4. Сформированность фонематического восприятия ____________________________ Рекомендуется использовать пособие по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей», М., 2005 (под ред. Г. В. Чиркиной) 5. Произношение слов сложного слогового состава, имеющихся в лексическом запасе ребенка ____________________________ Рекомендуется использовать классификацию А. К. Марковой и др. 6. Словарный запас _______________________________ 7. Грамматический строй речи _______________________________ 8. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ) ________________________ В случае выявления нарушений словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи рекомендуется более детальное обследование по методикам Г. А. Каше, О. Е. Грибовой, Г. И. Жаренковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Заключение _______________________________________________ В соответствии с клинико-педагогической классификацией: алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия. В соответствии с психолого-педагогической классификацией: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи. Рекомендации _____________________________________________ В случае выявления общего недоразвития речи у ребенка, логопедом могут быть даны рекомендации родителям ребенка обратиться на ПМПК для уточнения диагноза и определения типа образовательного учреждения. Приложение 2 Примерный режим дня в младшей группе (3—4 года) для детей с ОНР1
Примерный перечень занятий в младшей группе для детей с ОНР
Примерный режим дня в средней группе (4—5 лет) для детей с ОНР
Примерный перечень занятий в средней группе для детей с ОНР
Примерный режим дня в подготовительной группе (5—6 лет) для детей с ОНР
Примерный перечень занятий в подготовительной группе для детей с ОНР
Схема логопедического обследования детей с I уровнем речевого развития 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду) ______________________________________ 2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появились гуление и лепет; характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д.), понимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось)) ________________ 3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.) _____________________________ 4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата) __________________________ 5. Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий, близких по ситуации, вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных ________________________________ 6. Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию) ___________________________ 7. Обследование активного словаря и навыков речевого подражания (количество словесных единиц в активной речи ребенка, частота использования отдельных слов, возможности повторения за логопедом слов из активного лексикона (в любом фонетическом оформлении, возможности повторения отдельных гласных звуков и их сочетаний ([у], [a], [о], [и]), возможность использования в речи звуко-комплексов и звукоподражаний, проявления многозначности слов, возможности соединения лепетных слов в фрагменты предложений («да ку» — дай куклу). Логопедическое заключение* __________________________ * Рекомендации к оценке полученных результатов обследования: — сопоставить уровень понимания речи с уровнем развития экспрессивной речи ребенка; — определить количественный состав имеющихся у ребенка слов и отдифференцировать их по категориям: • правильно произносимые слова (папа, мама, баба); • слова-фрагменты («япа» — яблоко, «ко» — кошка, «мина» — мишка); • слоговые звукоподражания (му-му, га-га); • контурные слова («ника» — книга, «ати» — очки, «татя» — рука); • диффузные слова (не соотносящиеся с нормативными лексемами) («вака» — кровать, «тика» — лошадка, «атя» — подушка); — четко определить возможность/невозможность употребления простых предложений в самостоятельной речи. При подведении итогов обследования необходимо сопоставить полученные результаты с условным эталоном речевого развития по возрастным этапам. Схема логопедического обследования детей с II уровнем речевого развития 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду) ________________________________________ 2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окружающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появились гуление и лепет, характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д., понимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось)) ______________________________ 3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.) ________________________________ 4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата) __________________________ 5. Обследование понимания названий игрушек, знакомых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных действий, действий, выраженных возвратными глаголами, действий, близких по ситуации; вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по величине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего значения слов, категории числа существительных, числа, рода, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, категории рода прилагательных _________________________________ 6. Обследование понимания коротких текстов (прослушивание текста, выполнение указательных действий с опорой на вопросы по содержанию) ___________________________ 7. Обследование понимания названий грамматических категорий (числа существительных, глаголов, рода глаголов, вида глагола, их префиксального изменения, падежных форм, рода прилагательных, падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временных отношений) ________________________ 8. Обследование состояния активной речи: • объем и качественные характеристики предметного, глагольного словаря и словаря признаков (названия предметов и их частей, частей тела человека и животных, птиц и их детенышей, их жилищ, профессий и соответствующих действий и атрибутов, обобщающие слова, действия, связанные с окружающим животным и растительным миром) ___________________________________________________ • навыки словообразования (уменьшительно-ласкательные формы существительных и простые приставочные глаголы) ___________________________________________________ • навыки словоизменения (употребление падежных конструкций, согласование существительных с прилагательными и порядковыми числительными) ____________________ • возможности понимания и использования предлогов (простых и некоторых сложных) __________________________ • возможности составления предложений с опорой на наводящие вопросы, по картинке и т. п. (максимальное количество слов, употребляемых при составлении предложения, взаимосвязанность слов в предложении и т. д.) ______________________________ • возможности объединения нескольких предложений в короткий рассказ _______________________________________ 9. Обследование звукопроизношения и возможности воспроизведения слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости (в соответствии с выделенными А. К. Марковой классами слоговой структуры) _______________________________ 10. Обследование фонематического восприятия (повторение слогов с оппозиционными звуками, при условии, что эти звуки произносятся правильно, определение наличия заданного звука в слогах, словах (после небольшого обучения)) _____________________ Логопедическое заключение * ______________________________________ * При оценке детской речи необходимо сопоставить данные обследования с эталонами возрастной нормы. Схема логопедического обследования детей с III уровнем речевого развития* 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, домашний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о родителях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду) _________________________________________ 2. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли речевое развитие; когда родители заметили отставание в речевом развитии; какое участие семья принимала в стимуляции развития речи ребенка) ____________________________ 3. Заключения специалистов (отоларинголога, окулиста, психоневролога и др.) ________________________________ 4. Состояние неречевых процессов (способность устанавливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата) __________________________. 5. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, звучания голоса и т. д.), наличие фразовой речи (указать, предложения какой структуры используются в самостоятельной речи)) __________________________________________ 6. Состояние звукопроизношения (произношение изолированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д.), йотированные звуки ([я, ю, е] и т. д.), шипящие и свистящие ([с, с’, з, з’, ш, ж, щ, ч, ц]), звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф]), твердые/мягкие ([т—т’, д—д’, п—п’, в—в’]), заднеязычные ([к—к’, г—г’, х—х’] и т. д.)) ______________________________ • состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор картинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком) __________________________________ 7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение первого гласного/согласного звука в слове; выделение последнего согласного звука в слове; гласного звука в положении после согласного; составление слова по отдельно названным звукам) _______________________ • обследование слоговой структуры слова и звуконаполняемости (воспроизведение слов различной слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры) _____________________________________________ • обследование количественных и качественных показателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления наименований предметов, глаголов, признаков с опорой на тематические циклы) ______________________________________ • понимание и употребление названий: профессий и атрибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с различной профессиональной деятельностью; глаголов, связанных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозначающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезонность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение значений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений ___________________________ 8. Обследование словообразовательных навыков (объяснение значения производных слов, образование существительных мужского, женского и среднего рода с уменьшительно-ласкательным и уничижительным значением, существительных с увеличительным значением, существительных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффиксами -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, относительных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих способностей) _______________________________________ 9. Обследование грамматического строя речи (падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временные отношения, употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах, употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и винительном падежах, навыки согласования существительных мужского, женского и среднего рода с прилагательными и существительными) _________________________________ 10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию), по серии картин, пересказа) ___________________________________ Логопедическое заключение ___________________________ Рекомендации _____________________________ * При обследовании детей с IV уровнем речевого развития рекомендуется, придерживаясь указанной схемы, усложнять методику и содержание предлагаемых детям заданий: варьировать лексический материал, давать меньше опоры на наглядность, включать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики, наращивать структуру предложных конструкций, добиваться ответов полноценным развернутым высказыванием, включающим придаточные причины и следствия, добавлять творческие виды рассказывания, усложнять лексические темы, изучать подробнее навыки звукового и слогового анализа и синтеза, владение элементами грамоты и т. д. Приложение 3 Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием 1. Календарный план работы логопеда. 2. Тетрадь обследования заикающегося ребенка. 3. Тетрадь заданий воспитателю. 4. Индивидуальная тетрадь ребенка. 5. Отчет о работе. 1. Календарный план работы логопеда Календарный план работы логопеда составляется сроком на одну неделю. В плане на каждый день пишется: • тема занятия (например: «Рисование фруктов»); • задачи: программные (например, закрепление умения рисовать предмет округлой формы); коррекционные (упражнение детей в самостоятельных однословных ответах при наличии наглядной опоры); коррекционно-воспитательные (воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда или точно выполнять устные задания, поручения и т. д.); • методические приемы (показ приемов изображения, объяснение, образец рисунка и т. д.); • материал для занятия (бумага, карандаши, предметные картинки); • основные вопросы (перечень вопросов, которые будут задаваться детям). Индивидуальная работа по преодолению нарушенного звукопроизношения планируется один раз в неделю на разные подгруппы детей, подобранные по нарушению одних и тех же звуков. В плане ежедневно заполняется графа «Учет». В учете пишется, как выполнены поставленные задачи в целом. Кроме того, выделяется графа «Индивидуальные проявления детей», в которой отмечается улучшение или ухудшение речи отдельных детей, особенности их поведения. Учет по индивидуальной работе с детьми пишется ежедневно. 2. Обследование заикающегося ребенка 1. Фамилия, имя ребенка. 2. Дата рождения. 3. Дата поступления в группу заикающихся. 4. Домашний адрес и телефон. 5. Развитие ребенка со слов родителей: • данные о протекании беременности и родов, раннее развитие ребенка; • время появления первых слов; • время появления фразовой речи; • особенности речевой среды: стимулировалось ли развитие речи ребенка (как часто и в каком объеме читалась детская литература, когда начали читать ребенку, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его, с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д.); речевая среда, в которой воспитывается ребенок (контакт с заикающимися, наличие двуязычия и др.); • когда появилось заикание и как оно протекает (периодически речь улучшается и снова ухудшается, постепенно ухудшается, стабильна и др.); с чем связывают улучшение, ухудшение речи; • предполагаемая причина появления заикания со слов родителей, предпринятые ими меры: лечили у врача, занимался с логопедом, находился в специальных учреждениях (санатории, диспансере, яслях). 6. Диагноз психоневролога. 7. Обследование общего речевого развития: • состояние артикуляционного аппарата; • произношение звуков; произношение слов сложной слоговой структуры; • словарь; • грамматический строй. 8. Обследование навыков пользования ситуативной и контекстной речью: • называние предметов по наглядной опоре; • называние тех же предметов без наглядной опоры; • рассказ об игрушках; • рассказ по образцу логопеда; • беседа; • рассказ из жизни ребенка (из личного опыта); • называние слов с противоположным значением. 9. Состояние технических и изобразительных навыков: • в рисовании; • в лепке; • в аппликации; • в конструировании. Примечание: обследование состояния технических и изобразительных навыков проводится воспитателем в присутствии логопеда на фронтальных занятиях. 10. Заключение логопеда об уровне речевого развития и о состоянии навыков пользования ситуативной или контекстной речью, об общем и речевом поведении ребенка. 3. Тетрадь заданий воспитателю В тетради содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим занятиям и на закрепление навыков пользования самостоятельной речью, с указанием детей и формы речи, доступной каждому из заикающихся. В заданиях указывается, где, в каких ситуациях будет закрепляться речь: на занятии, во время одевания, умывания и т. д. Такого типа задания планируются начиная со II периода сроком на одну неделю. Задания, предусматривающие коррекцию общего и речевого поведения, планируются на протяжении всего года с постепенным усложнением. Специально подобранные игры по типу «Поручений», а также игры, воспитывающие выдержку, волю, устойчивость внимания и т. д., планируются на неделю. Задания по закреплению правильного произношения звуков в основном планируются в I и II периодах обучения. В тетради воспитатель ежедневно пишет учет. В учете отмечается, как выполнены все задания с детьми, данные логопедом. 4. Индивидуальная тетрадь ребенка В группе заикающихся детей индивидуальная тетрадь ребенка оформляется только на того, у которого нарушено произношение. В ней содержится материал, доступный пониманию ребенка, в основном это картинный материал или хорошо выполненные рисунки предметов с надписями, в названии которых содержатся закрепляемые звуки. Тетрадь предназначается для индивидуальной работы логопеда и воспитателя, а также выдается родителям на выходной день для домашних занятий и иллюстрации правильного произношения ребенком того или иного звука. 5. Отчет о работе Отчет заполняется в конце учебного года и отражает следующую информацию: сколько детей выпущено, в какие учреждения они направлены. Пользуясь записями отчета, логопед может установить связь со школой, проверить успеваемость выпущенных детей, эффективность работы, проведенной в детском саду по устранению заикания. Приложение 4 Схема обследования речи ребенка с русским неродным языком I. Анкетные данные 1. Фамилия, имя __________________________ 2. Число, месяц, год рождения ______________ 3. Домашний адрес ________________________ 4. Телефон _______________________________ 5. Откуда поступил ребенок ________________ 6. Данные о родителях:
II. Объективные данные 1. Заключения специалистов Неврологический статус: ______________________________ (невропатолог) Состояние интеллекта: ________________________________ (психоневролог) Состояние слуха: _____________________________________ (отоларинголог) Состояние зрения: ____________________________________ (офтальмолог) 2. Дата поступления в логопедическую группу _________ 3. Решение Психолого-медико-педагогической комиссии от __________ Протокол № _____________ Принят на срок _____________ 4. Заключение ПМПК ________________________________ III. Анамнестические данные 1. Перинатальный период развития От какой беременности _______________________________ Как протекала беременность __________________________ 2. Натальный период развития Как протекали роды _________________________________ (в срок или нет, наличие патологии родовой деятельности, использование каких-либо родовспоможений) 3. Постнатальный период развития Раннее физическое развитие: Когда ребенок начал • держать голову ______________________ • переворачиваться___________________________________ • сидеть ____________________________________________ • стоять с помощью опоры ____________________________ • ходить ____________________________________________ Раннее эмоциональное развитие: • комплекс оживления ________________________________ • узнавание близких __________________________________ • реакция на посторонних _____________________________ Раннее речевое развитие: • гуление ___________________________________________ • лепет _____________________________________________ • первые слова ______________________________________ первая фраза ________________________________________ темп речевого развития _______________________________ (замедленный, нормальный, ускоренный) • стимуляция речевого развития ребенка ______________ (чтение детской литературы, ее подбор и объем в соответствии с возрастом, с какого возраста разучиваются стихи, песенки, как запоминает) IV. Состояние речевой моторики 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию) (наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок) 2. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата: • губы __________________________________ • язык __________________________________ • твердое и мягкое нёбо ___________________ 3. Состояние артикуляционной моторики: • наличие/отсутствие движений __________ • тонус_________________ (нормальный, гипотонус, гипертонус) • объем движений _________________ (полный, неполный) • способность переключения от одного движения к другому ________ (нарушена/не нарушена) • замены сложных движений на более легкие ______________ • наличие синкинезий ________________________________ • наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка ____________________ V. Состояние дыхательной и голосовой функции 1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.) • объем речевого дыхания ___________________________ (нормальный, недостаточный) • частота речевого дыхания __________________________ (в норме, учащенное, замедленное) • продолжительность речевого дыхания _______________ (в норме, укороченное) 2. Характеристика голоса: • громкость ________________________________________ (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) • тембр ___________________________________________ (не нарушен, наличие носового оттенка и др.) • модуляция _______________________________________ (наличие или отсутствие монотонности) VI. Условия воспитания ребенка 1. Отмечаются ли нарушения речи и слуха у родителей или близких родственников ___________________________ 2. Как давно семья проживает в городе (селе, поселке) с преимущественно русскоязычным населением ___________ 3. Какой язык для ребенка родной ____________________ 4. Количество языков, на которых общаются в семье: один, два, три, более трех _______________________________ 5. Кто в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья) • общается с ребенком только на родном языке ________ • хорошо владеет устным русским языком _____________ • хорошо читает и пишет на русском языке ____________ • общается с ребенком только на русском языке ________ 6. Уровень владения русским языком матерью ________ 7. Какие языки ребенок • хорошо понимает _______________________ (со слов матери) • употребляет в речи ______________________ (со слов матери) 8. На каком языке ребенок преимущественно общается: • в домашней обстановке ___________________________ • среди сверстников ________________________________ 9. Проявляет ли интерес к просмотру сказок, мультфильмов, фильмов на русском языке ______________________ VII. Уровень владения родным (нерусским) языком (определяется совместно с родителями и на основании соответствующих характеристик) 1. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизносительной стороны речи при общении на родном языке ____________ 2. Наличие или отсутствие нарушения фонематического слуха _______________________ 3. Словарный запас ________________________________ (достаточный или недостаточный) 4. Грамматические конструкции ______________________ (наличие или отсутствие аграмматизма при общении на родном языке) 5. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи на родном языке) • темп ________________________________________________ (тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) • ритм ________________________________________________ (нормальный, аритмия, растянутый, скандированный) • употребление основных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная) ____________ 6. Связная речь _______________________________________ VIII. Уровень владения русским языком (определяется логопедом) 1. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизносительной стороны речи при общении на русском языке ___________ 2. Наличие или отсутствие нарушений фонематического слуха _________________________________________________ 3. Лексико-грамматическое оформление речи __________ 4. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи на русском языке): • темп ________________________________________________ (тахилалия, брадилалия, запинки, заикание) • ритм ________________________________________________ (нормальный, аритмия, растянутый, скандированный) • употребление основных видов интонации (повествовательная, вопросительная, побудительная) ____________ 5. Способность к коммуникативному партнерству ________ IX. Сопоставление результатов обследования уровня речевого развития на родном и русском языке2: 1. Одинаково хорошее владение родным и русским языком, уровень владения соответствует возрастным нормативам. 2. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка; уровень овладения русским языком достаточен для общения в быту; выявлена интерференция двух языковых систем. 3. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка, русский язык ребенок понимает только на бытовом уровне, но в общении использует только родной язык. 4. Уровень владения родным языком соответствует возрасту ребенка, при обследовании выявлено заикание, русским языком не владеет (понимает на бытовом уровне). 5. Речевое развитие на родном языке в пределах возрастной нормы, но выявлено грубое нарушение просодической и произносительной стороны речи, обусловленное дислалией (дизартрией, ринолалией); при этом русским языком владеет в пределах низкой нормы. 6. При обследовании речи на родном (доминантном) и русском языке выявлено: в анамнезе задержка речевого развития; ограниченный словарный запас; нарушения грамматического и фонетического строя речи. X. Заключение ________________________________________ (Возможные варианты: ринолалия у ребенка с русским неродным языком; заикание у ребенка с русским неродным языком (при ФФН, ОНР и др.); фонетическое недоразвитие у ребенка с русским неродным языком; фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка с русским неродным языком; общее недоразвитие речи у ребенка с русским неродным языком.) XI. Рекомендации ____________________________________ (Рекомендации к дальнейшему обучению в дошкольном учреждении компенсирующего вида в соответствии с заключением логопеда о наличии у ребенка нарушений речи различной этиологии. Использование специальной программы обучения русскому неродному языку для успешной интеграции в среду русскоговорящих сверстников.) Примерный план занятий по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком
|