Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИСО-9004 - общее руководство качества и элементов системы качества

Все стандарты ИСО делятся на 2 вида: 1 -предназначены для контрактных условий, 2 – неконтрактные.

1 версия международных стандартов была разработана в 1987 и представляла комплекс из 5 основополагающих стандартов по качеству:

ИСО-9000 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.

ИСО-9001 - модель обеспечения качества при проектировании и разработке.

ИСО-9002 - модель для обеспечения качества при пр-ве и монтаже.

ИСО-9003 - при окончательном конструировании и испытаниях.

ИСО-9004 - общее руководство качества и элементов системы качества.

1987 был разработки стандарт ИСО-8402 - стандарт терминов и определение в области качеством.

В 2000 была разработана нова версия стандартов:

1)стандарты являются менее приписывающими.

2) более гибкие к применению.

3) фундаментально изменена философия подхода к менеджменту качества, введен процессный подход.

4) существующие требования в менеджменту качества изменились незначительно.

5) появились новые требования, которые оказывают существенное влияние на пользователя.

6) структура стандартов выделяет принцип планируй – делай – проверяй - действуй.

7) стандарты, совместимые с международными стандартами ИСО 14 000 (МСТИСО 14 000).

Процесс пересмотра стандартов ИСО обязателен каждые 5 лет.

Стандарты ИСО 9000 применяются в 4 случаях:

1. заключение контрактов между поставщиками и покупателями.

2. регистрация (обязательное ТУ).

3. сертификация.

4. руководство по улучшению качества.

ИСО 9001 включает проектирование + разработка + производство + монтаж + обслуживание.

ИСО 9002 включает пр-во + монтаж + обслуживание.

ИСО 9003 включает окончательный контроль + испытание.

 

19. Международные стандарты серии ИСО 14000 содержат требования к построению и организации системы экологического менеджмента в организациях. Стандарты этой серии были разработаны с целью улучшения экологической ситуации в мире. Помимо подобных глобальных целей, внедрение системы экологического менеджмента благоприятно воздействует и на само предприятие. Уменьшаются риски экологических катастроф, нештатных происшествий, нарушения требований законодательства и, соответственно, столкновений с правоохранительными органами. Вводится режим экономии энергии и использования природных ресурсов.

Стандарт ISO 14001 относится к стандартам серии ISO 14000. Он представляет из себя эффективный инструмент реализации требований, принципов и методов современной мировой экологической политики, разработанный с целью увеличения объёмов производства и улучшения качества продукции.

Внедренная, в качестве одного из элементов управления, система управления окружающей средой по стандарту ISO 14001 является признаком хорошего менеджмента предприятия и повышает его инвестиционную привлекательность. Внедрение системы экологического менеджмента с максимальной возможностью предотвращает экологические катастрофы.

 

20.

Серия МСИСО 9000 Концепция ВУК
· утверждает базовое качество, не допускающее его снижения ниже общепризнанного · сфокусирована на возможностях производителя · утверждает пределы необходимости и достаточности совершенствования товара на текущий момент · предполагает поддержание стабильного качества на достигнутом уровне в пределах данной серии стандартов · сфокусирована на технической стороне качества   · регламентирует действия по контролю и поддержанию качества всем персоналом компании · предлагает повышение качества силами специализированных подразделений и организаций · имеет различие по отраслям и сферам деятельности · утверждает конкурентное качество, стимулирующее превышение стандартного · сфокусирована на потребностях покупателя · утверждает отсутствие пределов совершенств товаров на перспективу · предполагает непрерывное повышение уровня качества, отталкиваясь от достигнутого компанией и конкурентами · сфокусирована на прочих сторонах качества, в т.ч. отношение персонала и потребителя · стимулирует действия по контролю и поддержанию качества всем персоналом компании · предполагает повышение качества усилиями всех сотрудников компании · носит универсальный, всеобщий характер

Согласно новой концепции версии стандарта ИСО 9000 различают 4 общие категории продукции:

1. оборудование, вся промышленная продукция, состоящая из отдельных единиц или собранная из разрозненных частей, предназначенная для поставки потребителю

2. интеллектуальная продукция, включающая в себя информацию в определенной форме (компьютеры)

3. переработка материалов, к которой относится материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданном состоянии (нефть- дизельное топливо- бензин)

4. услуги (туристические, обслуживание, обучение)

В настоящее время существует 2 метода: административный и экономический. При административном подходе ставится задача выпуска только качественных изделий. При экономическом подходе проблема качества основывается на числовой экономической платформе, уровень качества продукции становится в зависимость от экономичности и целесообразности величины затрат для его достижения. Экономический предел позволяет выбрать оптимальный уровень качества.

1 - Затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов включает следующие расходы:

1)на планирование системы качества

2)на установление средств упрощения процессов

3)связанные с разработкой и усовершенствования контрольного и измерительного оборудования

4)затраты, связанные с обслуживанием и калибровкой оборудования, имеющего прямое отношение к качеству продукции

5)на внутренний и внешний аудит качества

6)на внедрение, развитие и функционирование программы обучения персонала всех уровней (гл. инженер – гл. специалист – нач. цеха – нач. на участке)

2 - Затраты на контроль:

1)оплата работы инспекторов испытуемого персонала

2)затраты на лабораторные испытания, выполняемые для оценки качества поставляемых материалов

3)стоимость расходных материалов, используемых при контроле или испытании, подвергнутых разрушающему контролю

4)затраты на запуск и тестирование готовой продукции на пр-ве для сдачи ее заказчику перед поставкой

5)затраты на подтверждение качества продукта внешними органами (ГОССТРБ)

3 - Внутренние затраты:

1)стоимость материалов, которые не отвечают требованиям качества и затраты на их утилизацию и вывоз

2)затраты, возникшие при восстановлении изделия после переделки и ремонта

3)затраты на определение причин, возникших в несоответствии требованиям по качеству

4)затраты возникшие вследствие снижения продажной цены на продукцию

4 - Внешние затраты:

1)затраты на выявление причин отказа заказчика принять продукцию; затраты на переделку, ремонт или замену непринятой продукции, затраты на замену некачественной продукции в течении гарантийного срока

2)затраты на проверку, модификацию или замену уже поставленной потребителю продукции

3)затраты на юридические споры и выплаты компенсации

 

21. Функционально стоимостной анализ представляет собой эффективный метод системного исследования функций отдельного объекта и ориентирован на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку.

Основными подходами к применению ФСА является:

1)функциональный подход к объему исследования

2)системный подход к анализу объекта выполняемых им функций

3)исследование функций объекта и их материальный носителей на всех стадиях жизненного цикла

4)соответствие качества и полезности функций продукции, затраты на них

5)коллективное творчество

При выполнении работ по ФСА необходимо соблюдать ряд принципов:

1)принцип ранней диагностики (сущность его состоит в том, что величина выявленных резервов зависит от стадии жизненных циклов продукции)

2)принцип оптимальной диагностики (при необходимости исследования объектов разделяют на крупные части и более мелкие)

3)принцип последовательности (предполагает необходимость предварительного изучения планируемого к созданию будущего объекта)

4)принцип выделения ведущего звена (выявление наиболее затратного звена)

5)принцип коллективного нотационного творчества (появление в генерировании новых идей, нестандартизированной техники и технологических решений, практический изобретательный опыт)

Выполняемые изделия, его функции можно группировать по ряду принципов:

1) по области проявления функции подразделяют на внешние, выполняемые при взаимодействии с внешней средой, и внутренние – выполняют связи в границах объекта.

2) по роли удовлетворения потребностей среди внешних функций различают главные (отражают главную цель создания объекта) и второстепенные (побочную).

3)по роли с рабочем процессе функции подразделяют на основные (подчинены главной функции и обуславливают работоспособность объекта) и вспомогательные (с их помощью реализуются главные, второстепенные и основные функции).

4) по характеру проявления все перечисленные функции делятся на номинальные и обязательные для выполнения, потенциальные (отражают возможность выполнения функции при изменении условий эксплуатации), действительные (фактически выполняемые объектом функции).

Все функции объекта могут быть полезными, бесполезными, нейтральными и вредными.

Для проведения ФСА установлено 7 этапов:

1) подготовительный (уточняет объект анализа как носителя затрат; данный этап завершается, если найден вариант с низкой, по сравнению с другими объектами, себестоимостью и высоким качеством)

2) информационный (собираются данные об исследуемом объекте)

3) аналитический (определяет степень полезности, его стоимости и возможность уменьшения)

4) творческий (разрабатываются варианты упрощения и удешевления конструкции)

5)исследовательский (изготовление опытных образцов и сравнительных испытаний)

6) рекомендательный

7) внедрение (вопросы по организации пр-ва).

 

24. Законом «О техническом регулировании» (ст. 2) определено, что аккредитация – это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

В ст. 31 названного документа установлено, что аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

• подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

• обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

• создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

• добровольности;

• открытости и доступности правил аккредитации;

• компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

• недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров),

• обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

• недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

• недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация - вид оценки соответствия результатам, осуществление которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ подтверждению соответствия и проведению испытаний продукции.

Аккредитация осуществляется в целях 1) подтверждение компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия в проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации. 2) обеспечения доверия изготовителей и потребителей продукции в деятельности аккредитованных органов сертификации и аккредитованных испытательных лабораториях. 3) создание условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий на международном уровне.

Принципы аккредитации:

1. добровольность

2. открытость и доступность правил и процедур аккредитации

3. обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию

4. недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.

 

25. Порядок аккредитации:

1) подача заявления на ее проведение

2) подготовка к проведению оценки

3) оценка деятельности

4) отчет об оценке

5) процедуры контроля им повторной оценки (осуществляет комитет по СТ, метрологии и сертификации ГОС СТ РБ)

Заявители на аккредитацию имеют право в установленном порядке обжаловать в суде неправомерные действия ГОС СТ РБ по вопросам, связанных с прохождением процедур аккредитации.

Заявители обязаны выполнять требования системы аккредитации в РБ, создавать должностным лицам необходимые условия для выполнения работ по аккредитации.

Аккредитационные испытательные лаборатории имеют право 1) проводить в своей области аккредитации, испытания продукции на соответствие требованиям ТНПА, 2) выдавать аккредитованному органу по сертификации или заявителю на подтверждение соответствия протокола испытания продукции, 3) применять знак соответствия системы аккредитации РБ, 4) контроль выполнением аккредитационными органами требований системы аккредитации РБ и национальной системы подтверждения соответствия осуществляют должностные лица ГОС СТ.

 

 

26. Оценки соответствия – это деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА в области ТН и СТ.

Оценка соответствия осуществляется в целях:

1) обеспечение жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охрана окружающей среды

2) повышение конкурентоспособности продукции

3) создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции по внешнему и внутреннему рынках

4) участие в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Принципы оценки соответствия:

1) гармонизация с международными и межгосударственными подходами в области оценки соответствия

2) обеспечение идентичности правил и процедур, подтверждение соответствия продукции отечественного и иностранного пр-ва

3) соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.

 

27. Объектами оценки соответствия являются:

1) продукция

2) процессы разработки, пр-ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции

3) оказание услуг

4) система управления качеством

5) система управления окружающей средой

6) компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и в проведении испытаний продукции

7) профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ

8) иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством РБ принято решение об оценке соответствия.

 

28. Субъектами оценки соответствия являются:

1)РБ в лице уполномоченных государственных органов

2)аккредитованные органы по сертификации

3)аккредитованные исполнительные лаборатории

4)заявителя на аккредитацию

5)заявителя на подтверждение соответствия.

Виды оценки соответствия:

— аккредитации;(В соответствии с новым законом Национальная система аккредитации Республики Беларусь - это совокупность уполномоченных государственных органов, органа по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих процедуры аккредитации и функционирование системы в целом.).

— подтверждения соответствия.

В настоящее время серия 1700 «Оценка соответствия» представляет собой систему нормативных документов разного уровня и характера, которые можно разделить на три группы:

1. в зависимости от характера норм:

? документы общего характера

? документы, посвященные исключительно отдельным формам и процедурам оценки

соответствия, отражающие их специфику

2. в зависимости от статуса нормативного документа:

? стандарты:

? руководства;

? публично доступные публикации.

3. в зависимости от стороны, выполняющей оценку соответствия:

? стандарты, ориентированные на оценку 1-ой стороной (декларирование);

? стандарты, которые могут быть применены в оценке 2-ой стороной;

? стандарты и руководства, предназначенные исключительно для выполнения оценки

третьей стороной (сертификации)

Документы, системы международных стандартов в области оценки соответствия разрабатываются в рамках специально созданного комитета ИСО по оценке соответствия (КАСКО). Все документы серии имеют межотраслевой характер, будучи применимы к объектам оценки соответствия любой отрасли и вида продукции (услуг).

Документ об оценке соответствия действует на всей территории РБ и включает:

1) аттестат аккредитации (документ, удостоверяющий компетентность юридического лица в выполнении работ оп подтверждению соответствия и в проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации)

2) сертификат соответствия (документ, удостоверяющий соответствие объекта оценке соответствия требованиям ТНПА)

3) декларация о соответствии (документ, в котором изготовитель или продавец удостоверяет соответствие производимой или реализуемой им продукции требованиям ТНПА в области ТН и СТ)

4)сертификат компетентности (документ, удостоверяющий профессиональную компетентность физического лица в выполнении определенных работ, услуг)

 

 

29. Знаки соответствия — означают соответствие международным и национальным стандартам сертификации качества товаров и безопасности товаров.

Знак БелСТ представляет собой знак соответствия в белорусской системе сертификации.

В Республике Беларусь действует закон "О сертификации продукции, работ и услуг" и создана система сертификации БелСТ. Эта система предусматривает как добровольную, так и обязательную сертификацию продукции.

В РБ имеется несколько аккредитованных испытательных центров (ИЦ), проводящих сертификационные испытания. Работу ИЦ координирует Белорусский Государственный Институт стандартизации и сертификации (БелГИСС).

С 1994 года в РБ введена обязательная сертификация товаров народного потребления, а также работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для здоровья, жизни и имущества граждан или для окружающей среды. Не разрешается продажа несертифицированной продукции следующих групп товаров: бытовые электроприборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, запчасти для автомобилей, столовые и кухонные изделия, товары для детей, пищевые продукты.

Национальная система аккредитации Республики Беларусь - это совокупность уполномоченных государственных органов, органа по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих процедуры аккредитации и функционирование системы в целом.

Знак соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь – знак, защищенный в установленном законодательством порядке, свидетельствующий о проведении всех необходимых процедур аккредитации и о соответствии аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Знаки соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь – знаки, защищенные в установленном законодательством порядке, свидетельствующие о проведении всех необходимых процедур подтверждения соответствия и о соответствии маркированных ими объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Описание и порядок применения знаков соответствия, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, определяются Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Применение этих знаков осуществляется на добровольной основе.

CТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30. Государственное регулирование в области соответствия включает:

1)обеспечение единой государственной политики

2)координация работ по оценке соответствия

3)установление единых правил и процедур выполнения работ по оценке соответствия

4)утверждение перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия

 

31. Государственное регулирование и управление в области соответствия осуществляется президентом РБ, советом министров РБ и ГОС СТ РБ.

 

33. Обязательная сертификация продукции проводится на основании законодательных актов и правительственных постановлений РБ по показателям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды, установленным в порядке сертификации однородной продукции.

Обязательной сертификации подлежат продукты питания, электрооборудование, автомобили, строительные материалы, самолеты и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих способов:

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Схемы подтверждения соответствия при декларировании соответствия устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случае, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, – техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Если схемой подтверждения соответствия при декларировании соответствия установлена необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованных органах по сертификации в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Работы по регистрации декларации о соответствии выполняются аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

34. Добровольная сертификация проводится по инициативе изготовителя, потребителя или поставщика продукции. При добровольной сертификации заявитель по согласованию с органом по сертификации выбирает нормативные документы и определяет номенклатуру показателей, заявленных в сертификате продукции.

Расходы на оплату труда (с учетом начислений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и величины коэффициента косвенных расходов) специалистов органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по обязательному подтверждению соответствия продукции, включая инспекционный контроль за соответствием продукции, прошедшей обязательное подтверждение соответствия (далее - инспекционный контроль за продукцией), определяются органами по сертификации или испытательными лабораториями.

Оплата работ по подтверждению соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия в соответствии с трудоемкостью выполнения работ, утвержденной Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Стоимость проведения испытаний продукции определяется с учетом трудоемкости проведения испытаний продукции в договоре между аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и заявителем на подтверждение соответствия.

 

35.

Признаки Сертификация
обязательная добровольная
  Основные цели проведения Обеспечение безопасности и экологичности товара Обеспечение конкурентоспособности продукции, реклама продукции, соответствующая не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество впускаемой продукции
  Основания для проведения Законодательные акты РБ По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом сертификации
  Объекты Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденной правительством РБ Любые объекты
  Сущность оценки Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящих специальную сертификацию Оценка соответствия любым требованиям заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации - оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные
  Нормативная база ГОС СТ(ы), санитарные правила и нормы, другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товара СТ(ы) различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителю

 

36. Аккредитованные органы по сертификации имеют право:

осуществлять подтверждение соответствия в своей области аккредитации;

выдавать заявителям на подтверждение соответствия сертификаты соответствия и сертификаты компетентности;

предоставлять заявителю на подтверждение соответствия право на маркировку объектов оценки соответствия знаками соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

приостанавливать либо отменять в установленном порядке действие выданных ими сертификата соответствия, сертификата компетентности или зарегистрированной декларации о соответствии в случае выявления несоответствия объекта оценки соответствия, на который они выданы, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

применять знак соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь.

Аккредитованные органы по сертификации обязаны:

обеспечивать выполнение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к аккредитованным органам по сертификации;

выполнять требования Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

обеспечивать предоставление заявителю на подтверждение соответствия информации о правилах и процедурах подтверждения соответствия;

осуществлять регистрацию деклараций о соответствии;

вести учет выданных ими сертификатов соответствия, сертификатов компетентности и зарегистрированных деклараций о соответствии;

осуществлять контроль за объектами оценки соответствия, на которые ими выданы сертификат соответствия, сертификат компетентности или зарегистрирована декларация о соответствии, если это предусмотрено соответствующей схемой подтверждения соответствия;

информировать о выданных ими сертификатах соответствия, сертификатах компетентности и зарегистрированных декларациях о соответствии на объекты оценки соответствия, о внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении, продлении срока их действия Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

 

37. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) имеют право:

проводить в своей области аккредитации испытания продукции на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

выдавать аккредитованному органу по сертификации и (или) заявителю на подтверждение соответствия протоколы испытаний продукции;

применять знак соответствия Системы аккредитации Республики Беларусь.

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) обязаны:

обеспечивать выполнение требований, установленных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации к аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);

соблюдать установленные правила и процедуры испытаний продукции;

обеспечивать достоверность результатов испытаний продукции.

 

38. Заявители на подтверждение соответствия имеют право:

выбирать для выполнения работ по подтверждению соответствия любой аккредитованный орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации;

обращаться для проведения испытаний продукции в любую аккредитованную испытательную лабораторию (центр) с соответствующей областью аккредитации;

выбирать любую схему подтверждения соответствия из числа схем, предусмотренных для данного объекта оценки соответствия с учетом условий применения;

применять знаки соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь для маркировки объектов оценки соответствия, на которые имеются сертификат соответствия или зарегистрированная декларация о соответствии;

обращаться с жалобами на неправомерные действия (бездействие) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд.

Заявители на подтверждение соответствия обязаны:

выполнять требования Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;

создавать необходимые условия для работы должностных лиц аккредитованного органа по сертификации при выполнении ими работ по подтверждению соответствия;

обеспечивать соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, указанных в сертификате соответствия или зарегистрированной декларации о соответствии;

приостанавливать или прекращать в установленном порядке реализацию продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов оценки соответствия, если эти объекты не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, указанных в сертификате соответствия, сертификате компетентности или зарегистрированной декларации о соответствии, а также после окончания срока действия этих документов либо в случае, если их действие приостановлено или отменено.

 

39. Документы об оценке соответствия, протоколы испытаний продукции, полученные за пределами Республики Беларусь, могут быть признаны на основании действующих для Республики Беларусь международных договоров.

Порядок признания указанных документов об оценке соответствия, протоколов испытаний продукции устанавливается международными договорами, а если это не установлено международными договорами, – Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

 

40. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000 - это соответствие требованиям, на основании которых потребитель оценивает возможность заключения с Вашей организацией партнерских отношений. Сертификат ISO и сертификация менеджмента качества, безусловно, позиционирует компанию как солидную организацию, но в процессе работы оказывается, что наличия лишь системы качества становится недостаточно. Более того, в свете последних событий, когда Россия стоит на пороге вхождения в ВТО, становится обязательной оценка системы качества на соответствие стандартам серии ISO.

 

41. Принцип бездискриминационного доступа к участию в процессах сертификации означает, что к сертификации в Регистре допускаются все организации и предприятия, подавшие соответствующую заявку и признающие принципы, правила и требования, установленные в Регистре. При этом исключается любая дискриминация заявителя и других участников процесса сертификации.

Принцип конфиденциальности означает, что орган по сертификации, его эксперты и привлекаемые специалисты должны соблюдать конфиденциальность информации о предприятиях и организациях, полученной на всех этапах сертификации, а также конфиденциальность выводов, характеризующих состояние систем качества (производств). Условие конфиденциальности информации может не соблюдаться в том случае, когда выпускаемая предприятием продукция и условия ее производства могут угрожать здоровью потребителей и быть потенциально опасными для окружающей среды,

Принцип информативности предполагает, что в Регистре должна обеспечиваться ежегодная публикация официальной информации о сертифицированных системах качества (производствах) предприятий и организаций, В дополнение к этому в периодических изданиях Госстандарта России и его институтов должна публиковаться текущая информация о сертификации или об аннулировании сертификатов систем качества (производств) предприятий и организаций.

Принцип специализации органов по сертификации систем качества и производств означает, что органы по сертификации должны быть специализированы по областям аккредитации в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, принятой в Системе сертификации ГОСТ Р.

В общую совокупность принципов организации работ по сертификации систем качества и производств входит также обеспечение выполнения требований, предъявляемых к продукции (услуге) в законодательно регулируемой сфере. Если к продукции (услуге) в соответствие с действующим законодательством предъявляются обязательные требования, установленные в государственных стандартах и других документах, то при сертификации систем качества (производств) проверяется, способно ли предприятие или организация обеспечить соблюдение этих требований.

Принцип достоверности доказательств соответствия системы качества нормативным требованиям означает, что при сертификации систем качества орган по сертификации оценивает достоверность доказательств заявителя о выполнении требований ГОСТ Р ИСО 9001.

 

42. Сертификация СК в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

Сертификация СК осуществляется в рамках как обязательной, так и добровольной сертификации. Знак соответствия СК состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации органа сертификации, и знака органа сертификации. Знак соответствия размещается на сертификате на СК. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию. Главный объект сертификации СК – деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 согласно заявленной модели.

Опыт подготовки предприятий к сертификации систем качества, а также выполнения сертификационных аудитов, показывает, что не только для предприятий, впервые приступающих к их внедрению, но и для тех, которые уже имеют сертифицированную систему по моделям ИСО серии 9000:1994, разработка (доработка) комплекта документации при переходе на новые версии ИСО 9001:2000 станет достаточно сложной задачей. Новая версия ИСО 9001:2000 в отличие от прежних пересмотров, в которые вносились минимальные дополнения, содержит множество существенных изменений. Поэтому для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций методических материалов ИСО/ТК 176 и, в частности, Руководства по планомерному переходу на ИСО 9001:2000./Документ ИСО/ТК 176/ПК 2/№474.

В общем случае для предприятий, впервые проводящих сертификацию, порядок действий согласно этим рекомендациям следующий:

- принять решение об установлении на предприятии системы, направленной на менеджмент процесса;

- провести проектирование структуры системы качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000;

- провести окончательную проверку документации на полноту наличия требований ИСО 9001:2000, включить недостающие требования в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения доказательства соответствия;

- провести самопроверку (внутренний анализ) системы и первоначальную (предварительную) ее оценку органом по сертификации;

- обратиться за обновлением сертификата (регистрации).

Изменения, внесенные в новые версии ИСО 9000:2000, заключаются в том, что система менеджмента качества рассматривается не как некоторая подсистема, а как вся система внутрифирменного управления, все функционирование которой нацелено на критерии качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности. Эта цель достигается использованием приведенных выше восьми принципов менеджмента качества.

Процессы, выполняемые в любой организации по всем направлениям деятельности, находятся во взаимодействии, которое представляется сетью процессов. Для выявления характера этих взаимодействий, происходящих в точках пересечения процессов, используется квадратная матрица – матрица интерфейсов, построенная на множестве процессов, выполняемых организацией при производстве продукции (слуги).

Состав элементов этого множества, т.е. основной перечень производственных процессов, соответствует составу конкретных и специальных функций, выполняемых производственными подразделениями и службами предприятия. Состав процессов, соответствующих конкретным функциям, определяется на основе организационной структуры предприятия. Состав специальных функций, являющихся частями конкретных функций, устанавливается декомпозицией и логическим анализом деятельности непосредственных исполнителей.

Сформулированный таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у персонала, т.е. при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества – лидерство.

Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Изменения, внесённые в структуру и требования системы качества, обеспечивающие её трансформацию в систему менеджмента качества, реализующую процессный подход, установлены в ИСО 9001:2000. Такое ранжирование производится на фоне двух группировок, первая из которых объединяет процессы внешних (главных и второстепенных), а вторая – внутренних (основных и вспомогательных) производственных функций предприятия. Из множества процессов выделяются те, которые приносят и (или) могут принести прибыль или другую выгоду, т.е. бизнес-процессы; это позволяет обоснованно подходить к распределению ресурсов при целевом управлении деятельностью организации.

Для эффективного управления каждый владелец процесса должен чётко определять свои входы и выходы, которых может быть несколько. Вступая во взаимодействия с другими процессами, владелец процесса одновременно является поставщиком и потребителем материальной и информационной продукции. В информационном плане как потребитель он формирует свои требования к продукции, а как поставщик – оценивает требования своего потребителя и документирует свою деятельность так, чтобы эти требования были удовлетворены. Задача состоит в том, чтобы в документации системы менеджмента качества риск проявления несоответствий в продукции был сведён минимуму.

 

43. Для улучшения качества производства и повышения прибылей проводится сертификация производства. Обычно этой процедурой занимаются экспертные организации. Помимо оценки качества товаров, эксперт может сертифицировать и условия производства. Итак, данная процедура может быть проведена самостоятельно, либо стать составляющей частью при экспертизе качества товаров.

Сертификация производства проводится с точки зрения обеспечения соответствия объемов выпускаемой продукции заявленным стандартам. Следует отметить, что перед проведением данной процедуры заявитель подает те стандарты, которых придерживается при работе. При соответствии представленных стандартов к существующим и Госстандартам, производству присваивают сертификат соответствия.

Порядок сертификации производства

Итак, что проверяется в ходе работ? В первую очередь эксперты обращают внимание на готовую продукцию. Оцениваются ее качества, дефекты и размеры потребления. Затем проверке подвергается технологическая система. В этом случае оценивается упаковка и хранение продукции. Не менее важны и качества транспортировки. Третьим аспектом проверки являются техническое обслуживание и ремонт оборудования. То есть, как обслуживается оборудование, как часто проводится профилактика, проверяются все возможные приборы, которые задействованы в производстве. И в последнюю очередь проверяется система технического контроля. То есть, какие испытания проходит продукция перед массовым потреблением, насколько эти испытания эффективны и многое другое. Сертификация условий производства считается эффективной мерой, поскольку все процессы производства подготавливаются к тщательной проверке. После этого выработанная система сохраняется, а повторный ежегодный надзор позволяет контролировать и держать весь процесс на должном уровне. Все эти меры не могут не сказаться и на качестве продукции и, следовательно, оценка соответствия готовой продукции проходит уже намного проще.

Этапы оформления сертификатов на производство

Чтобы провести данную процедуру, необходимо проделать ряд действий. Первоначально подготавливается заявка на проведение работ. Следует отметить, что заявка должна содержать выходные материалы и иметь обоснованные причины на проведение оценки производства. Затем экспертная организация проводит предварительную экспертизу, в ходе которой выясняется, насколько представленная в заявке информация соответствует действительности. После знакомства с продукцией, технологическим процессом, производством в целом, эксперты приступают к разработке методики проведения контроля. На следующем этапе непосредственно происходит проверка производства по разработанной методике. Если производство соответствует заявленным и государственным стандартам, то ему присваивают сертификат соответствия сроком на три года. Ежегодно проводится повторный надзор, целью которого является проверка соответствия качества производства присвоенному сертификату соответствия.

 

44. Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

Содержанием основных понятий метрологии являются:

1)общая теория измерения

2)определение физических величин объектов

3)образование единиц физических величин и их систем

4)методы и средства измерительных физических величин

5)методы определительной точности измерений

6)основы обеспечения единства измерений

7)создание эталонов и образцовых средств измерений

8)методы передачи размеров единиц от эталонов к образцовым и затем рабочим средствам измерений

эталон – образец РБ – рабочие средства измерений

Единица - это конкретная величина, числовое значение которой по условиям принято равной единице.

Шкала величин – принятая по соглашению последовательность значений одноименных величин различного размера.

45. Погрешность – отклонения результатов измерений от действительного значения измеряемой величины.

Для нахождения погрешности измерений используют аппарат теории вероятности и математической статистики.

Виды погрешности:

§ абсолютная – выражена в единицах измеряемой величины (мм, см, м)

§ относительная – отношение абсолютной погрешности к истинному значению измеряемой величины, выраженной в процентах

§ систематическая – составляющая погрешности измерения, остающаяся постоянной или закономерно изменяющейся

§ случайная – изменяется случайным образом при повторных измерениях одной и той же величины

§ грубая – существенно превышающая ожидаемую при данных условиях опыта

§ поправка – прибавляемая к полученному при ее измерении значения с целью исключения системной погрешности

§ методическая – происходящая из-за несовершенства методов измерения

§ инструментальная – зависящая от погрешностей, применяемых средств измерений

§ основная – при проведении измерения в нормальных условиях

§ дополнительная – при проведении измерения в условиях отличных от нормальных

§ погрешность проверки – при проведении проверки системы измерений

Измерения – это нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств

Прямые измерения это непосредственно сравнение физической величины с ее мерой (линейка).

Косвенные измерения – отличаются от прямых тем, что искомое значение величины устанавливает по результатам прямых измерений, которые связаны определенной зависимостью.

Совокупные измерения – сопряжены с решением системы уравнений, которые позволяют вычислить искомую величину.

Статистические и з мерения – связаны с определением характеристик случайных процессов.

Совместные измерения - измерения двух или более неоднородных физических величин для определения зависимости между ними.

Динамические измерения – связаны с величинами, которые в процессе измерения претерпевают те или иные изменения.

По количеству измерительной информации:

- однократные (это 1 измерение 1 величины)

- многократные (характеризуются превышением числа измерений над количеством измеряемых величин)

По отношению к основным единицам измерения:

- абсолютные (при которых используется прямое измерение 1 основной величины и физической константы)

- относительные (базируются на установлении отношения измеряемой величины к однородной, применяемой в качестве единицы)

46. Эталон - это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них - рабочим средствам измерений.

Эталоны классифицируют на первичные, вторичные и рабочие.

Первичный эталон - это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в данной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным, (государственным) и международным.

Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В России национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РФ.

Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие (разрядные) эталоны. Размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном.

Вторичные эталоны (их иногда называют "эталоны-копии") могут утверждаться либо Госстандартом РФ, либо государственными научными метрологическими центрами, что связано с особенностями их использования.

Рабочие эталоны воспринимают размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь служат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого разряда) и рабочим средствам измерений.

 

47. Профилакцика – деятельность по предотвращению дефектов(обучение персонала, обеспечение производства).

Оценивание – испытание, контроль, обследование для оценки выполнения требования.

Внутренние затраты-является следствием дефектов возникающих до поставки продукции(брак, повторное испытание, переделка, вторичная обработка).

Внешние затраты- регламация.

 

48. Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

 

49.

Сертификация системы качества - это действия, проводимые по определенной схеме уполномоченной третьей стороной (независимой от нас и наших потребителей) с целью подтверждения соответствия системы качества требованиям нормативного документа (в нашем случае - стандарта ISO 9001).

Сертификация системы качества состоит из двух этапов: сначала проверяется, что документация системы качества отвечает требованиям стандарта, а потом - что практическая деятельность на предприятии отвечает документации.

В ходе проверки на предприятии представители органа по сертификации будут знакомиться с ходом выполнения различных процессов, общаться с любыми сотрудниками. После получения сертификата ежегодно будет проводиться надзор за системой качества, чтобы убедиться в том, что она продолжает функционировать.

Таким образом, внедрение системы менеджмента качества требует времени и усилий. Сотрудники компании должны быть готовы встречаться с представителями органа по сертификации, отвечать на их вопросы.

Для проведения сертификации и последующего надзора за системой качества на предприятии должны быть специалисты по внутреннему аудиту, отвечающему требованиям стандартов.

 

50.


<== предыдущая | следующая ==>
Аттестация рабочего места | Поиск дополнительного времени

Date: 2015-11-15; view: 626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию