Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизненный цикл инновации





Жизненный цикл инноваций – это период времени от зарождения идеи, создания и распространения нововведения к его использованию.

 

По своему характеру жизненный цикл инновации соответствует типичному жизненному циклу товара и проходит этапы разработки, продвижение на рынок, роста, зрелости и спада, которые характеризуются разным соотношением расходов, связанных с разработкой и выведением новинки на рынок, и доходов от ее продажи (рис. 1). Каждый этап жизненного цикла инновации охватывает несколько стадий, которые отличаются по смыслу работ.

Рис. 1. Характер сбыта и прибыли на протяжении жизненного цикла товара

 

Этап разработки. Включает стадии зарождения идеи, проведение НИОКР для преобразования идеи в пригодный для промышленного производства продукт, разработка технологии его производства.

Этап вывода на рынок. На этом этапе происходят отладка технологического процесса, выпуск пробной партии и ее рыночная апробация, формирование стратегии и каналов сбыта. На этом этапе прибыль отсутствует, поскольку расходы превышают доходы от продажи.

Этап роста. Период быстрого восприятия нового товара рынком и быстрого роста прибыли.

Этап зрелости. Характеризуется замедлением темпов сбыта вследствие приобретения товара большинством покупателей. Товар перестает быть инновацией. Прибыль стабилизируется или уменьшается в связи с ростом расходов на его защиту от конкурентов. Этим этапом жизненный цикл инновации фактически завершается.

Этап упадка. Резкое падение сбыта и снижение прибыли. Товар снимают с производства.

Изменение стадий жизненного цикла обусловленная определенными закономерностями: всегда максимальный рост прибыли достигается на стадии начала производства за счет монопольной высокой цены на рынке. Цена перекрывает убытки, связанные с разработкой нового продукта.

После бесприбыльной реализации (низкие объемы продаж) кривая прибылей устремляется вверх, обгоняя объемы продаж. Насыщение рынка приводит к снижению нормы прибыльности, тем не менее, за счет больших объемов продаж прибыльность остается высокой. В фазе зрелости резко возрастает конкуренция, поскольку происходит диффузия (распространение) нововведения, спрос падает, начинается фаза спада, прибыль стремительно падает до нуля, после чего продукция снимается с реализации.

Как правило, такие стадии жизненного цикла проходит технически сложная инновация, создание которой требует предварительных исследований эффективности технического решения, взятого за ее основу, конструкторской разработки исследовательского образца, его апробации, усовершенствование, разработка технологии изготовления и т.п.. Этот процесс может быть продолжительным и не обязательно завершаться успехом.

В частности, исследование деятельности 120 американских корпораций в 90 –х годах XX ст. показали, что свыше 60% всех их опытно–конструкторских разработок не превратились в новую продукцию; 50% расходов на НИОКР были направлены на нововведения, которые оказались коммерчески неудачными; коммерчески успешными были только 15% новых видов продукции. Поэтому нововведения, которые требуют больших расходов, разрабатываются лишь большими компаниями, которые имеют соответствующие финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Большой процент неудач специалисты объясняют тем, что инновации часто возникают на базе новых знаний, а не новых потребностей. С целью выяснения запросов и требований потребителей и предотвращение ошибочных решений при разработке нового продукта большие компании создают специальные подразделения для обмена информацией с потребителями, на основе которой планируют свои дальнейшие исследования и разработки.

Продолжительность жизненного цикла инноваций зависит от внутренних факторов, которые обуславливают способность фирмы-инноватора ускорить процесс преобразования идеи в материализованный продукт, пригодный к коммерческому внедрению, и внешних, которые формируются под воздействием соотношения спроса и предложения и влияют на продолжительность коммерческого использования инновации.

Кривые жизненного цикла могут приобретать разный вид (рис. 2). Как правило, жизненный цикл инновации развивается классически (поз.1). Однако в некоторых случаях инновация является настолько удачной, что ее жизненный цикл длится довольно долго. Имеет место бум на продукт (поз. 2) или продолжительное увлечение (поз. 5). Тем не менее, инновация может оказаться неудачной, и потребитель, сперва заинтересовавшись, со временем теряет к ней интерес, наступает «провал» (поз. 3). Может случиться так, что внезапный интерес к инновации, обусловленный удачной рекламой, превратит ее в товар, от которого придут в восхищение все: товар становится фетишем. И через определенное время мода на него минует и жизненный цикл завершается (поз. 4).

Рис. 2. Разновидности кривых жизненного цикла товара

Достаточно часто на рынке появляются такие новации, которые могут иметь многочисленные модификации. Базовую идею совершенствуют, находят лучшее дизайнерское решение и т.п. Это оказывает содействие продолжению жизненного цикла инновации, восстановлению спроса на нее после каждого усовершенство­ва­ния или видоизменения (поз. 6). Интерес к продукту может иметь сезонный характер, тогда кривая жизненного цикла приобретает гребешковый вид: спрос возрастает в определенный сезон (поз. 7).

Классическая же закономерность распространения инноваций в разных отраслях экономики характеризуется логистической кривой, которую еще называют S-образной (или кривой Гомпертца), поскольку она напоминает латинскую букву S, смещенную вправо в верхний ее части и влево – в нижний. Эта кривая моделирует процесс перехода от одного относительно стабильного состояния отрасли к другому, процесс радикальных изменений, который сопровождает инновационную деятельность совокупности предприятий отрасли и отображает этапы жизненного цикла инновации: зарождение, диффузию и спад. Диффузия происходит неравномерно во времени и делится на периоды (рис. 3):

Рис. 3. Классическая кривая распространения инноваций в отрасли

 

1) инкубационный период, для которого характерная медленная диффузия; этому состоянию присущи очень малые значения параметров роста (стадия зарождения, точка А);

2) период ускоренной диффузии: выгодность инновации замечена другими субъектами предпринимательства; происходит массовое привлечение инновации в производство, которое оказывает содействие быстрому и значительному росту экономических параметров (объема продукции, прибыли и т.п.) у всех, кто присоединился к инновационному процессу;

3) период замедления диффузии: рост происходит к другому стабильному на определенный период состоянию с максимальными значениями экономических параметров (точка В). При этом существует опасность включиться в процесс распространения инновации слишком поздно, когда ее жизненный цикл приближается к завершению;

4) период насыщения – новое замедление распространения инновации после достижения точки насыщения, а потом и вытеснение ее инновациями нового поколения.

Подобный прыжок может быть повторен еще раз, если технология находит новое применение в другой области (развитие с повторным циклом), или даже несколько раз («гребешковая кривая развития»), но стадия затухания непременно наступает.

Логистическая кривая имеет три точки перегиба. Первая – переход от инкубационного периода к периоду ускоренной диффузии; вторая – перелом на стадии распространения новации, после чего интенсивность диффузии снижается; третья – точка насыщения экономики данной технологией. Распространение инновации по такой схеме называют классическим: в условиях рыночной экономики инновация привлекает к себе внимание предпринимателей через свою коммерческую выгодность и распространение ее происходит до тех пор, пока норма прибыли, полученной вследствие ее использования, будет удовлетворять субъект хозяйствования (предпринимателя). Однако если в действие рыночных законов вмешивается государство, или когда рост нормы прибыли мало интересует потенциальных пользователей новации, т.е. при отсутствии мотивов внедрения новаций (как это имело место в планово-административной экономике бывшего СССР), происходит замедление темпов ее распространения. Кривая классического типа в этом случае деформирована, в ней отсутствуют точки перегиба. Инкубационный период продлевается, диффузия инновации замедляется. Такой тип кривой характеризовал, в частности, распространение ресурсосберегающих технологий (дизелизация автотранспорта, производство синтетических волокон, электрификация быта и др.) в бывшем Советском Союзе.

Средняя скорость диффузии составляла приблизительно 1% в год. При такой скорости продолжительность периода, на протяжении которого технология могла достичь уровня насыщенности, составляла бы 80–90 лет. Причиной деформации классической S–образной кривой была незаинтересованность советских предприятий в ресурсосбережении через дешевизну ресурсов и несовершенный механизм формирования расходов. Следствиями этой деформации было технологическое отставание страны, высокая енерго–, трудо– и материалоемкость продукции и в результате – снижение ее конкурентоспособности.

Большинство же организаций нацелены на систематическое обновление ассортимента продукции и услуг, обновление и создание новых производственных систем, и таким образом, в них постоянно инициируются инновационные изменения. Жизненные циклы инноваций накладываются один на другой, имеют цепной характер. На момент, когда продукцию, которая перестала быть новой, ее снимают с производства, и уже разработана и готова к освоению новая продукция.

 

Date: 2015-11-15; view: 2553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию