Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карлос Кастанеда. Имя Карлоса Кастанеды стало широко известно в 1968 г., когда издательство Калифорнийского университета выпустило небольшим тиражом его книгу «Учение дона
Имя Карлоса Кастанеды стало широко известно в 1968 г., когда издательство Калифорнийского университета выпустило небольшим тиражом его книгу «Учение дона Хуана». Труд этот представлял из себя непритязательные полевые записки, сделанные автором в 1965 г. Речь в них шла о занятиях со старым шаманом из индейского племени яки по имени дон Хуан, который взялся обучать Кастанеду своему искусству Встреча их произошла совершенно случайно. Как следовало из самой книги, в 1960 г. Кастанеда, тогда еще студент-антрополог Калифорнийского университета, выбирая тему своей дипломной работы, решил осветить в ней недостаточно изученную наукой проблему — использование индейскими шаманами в своих обрядах растений-галлюциногенов (таких как кактус-пейот и др.). Для этого ему нужно было найти какого-нибудь знающего индейца-шамана. И вот однажды, когда он с одним своим другом ожидал на остановке в Ногалисе автобуса до Лос-Анджелеса, друг познакомил Кастанеду с пожилым индейцем по имени дон Хуан, который был большим знатоком галлюциногенных растений. Разговор между ними продолжался около 15 минут, затем подошел автобус, и они расстались. Однако встреча произвела на Кастанеду впечатление. Какое-то время спустя он уже самостоятельно разыскал индейца в Соноре. Между ними завязались дружеские отношения. Кастанеда продолжал расспрашивать шамана о пейоте. Дон Хуан долго уходил от этой темы, но однажды он предложил Кастанеде нечто большее, взять его в ученики и посвятить в тайное учение тольтеков — индейских магов. Как вспоминал позже Кастанеда, он принял это предложение не без колебаний. Однако ему надо было писать дипломную работу, и он дал согласие, полностью отдав себя в руки своему учителю. Так началось захватывающе-интересное погружение по-европейски и рационально мыслящего молодого человека в совершенно иррациональный и нелогичный мир, открываемый перед ним индейским магом. Одно за другим дон Хуан сокрушал представления Кастанеды об окружающей реальности, постепенно разворачивая перед ним совершенно иную, ни на что непохожую, жутковатую реальность потустороннего. В результате, пройдя курс посвящения, Кастанеда расстался со своим учителем совершенно другим человеком — ошеломленным и растерянным. Написание дипломной работы, которое должно было стать лишь небольшим эпизодом в карьере ученого, сделалось для него переломной эпохой, совершенно изменившей всю его дальнейшую жизнь. Таково вкратце содержание «Учения дона Хуана». Несмотря на подчеркнуто научный характер издания (а может быть, как раз именно благодаря этому), книга сразу была замечена широкой читающей публикой и, в короткий срок стала национальным бестселлером. Одно переиздание следовало за другим. За год разошлось 300 тысяч экземпляров Кастанеда и его герой, таинственный дон Хуан, стали культовыми личностями. Читатели с нетерпением ожидали продолжения, поскольку в «Учении» дверь в неведомое только приоткрылась. И Кастанеда не обманул их надежд. В следующие двадцать шесть лет вышли еще восемь его книг: «Отдельная реальность» (1971), «Путешествие в Икстлан» (1972), «Сказка о силе» (1974), «Второе кольцо силы» (1977), «Дар Орла» (1981), «Огонь изнутри» (1984), «Сила безмолвия» (1987) и «Искусство сновидения» (1994). Все они без исключения также стали бестселлерами. В настоящее время суммарный тираж книг Кастанеды, переведенных на 17 языков, приблизился к 10 миллионам. И не видно, чтобы интерес к его творчеству падал. Это позволяет говорить о Кастанеде как о крупном явлении общественного сознания, значительно выходящем за рамки чистой антропологии. По сути, его книги заложили основу нового мироощущения и нового мировоззрения, в корне отличного от того, что были выработаны западной половиной человечества, в ходе его долгой истории. Наиболее важный элемент знания тольтеков — представления о тонале и нагуале. Тональ, по объяснению дона Хуана, — это описание мира, которое доступно нашему восприятию и внутри которого мы можем действовать; это все, для чего у человека есть слово, все, что встречает глаз и адаптирует сознание посредством внутреннего диалога. Тональ приводит хаос мира в порядок, он — организатор, упорядоченное отражение неописуемого неизвестного. Тональ неоднороден и условно может быть разделен на два компонента: внешнюю сторону, связанную с действием, и внутреннюю сторону, более хаотичную, а именно — решения и суждения. Человек начинает создавать мир тоналя с момента своего рождения и живет в нем всю жизнь. Глаза, приученные тоналем, цепляются за смысл и видят только то, что предлагает тональ. Кроме этого привычного нам мира существует бесконечность других миров — нагуаль. Нагуаль — это то, для чего у нас нет описания, нет слов, нет названия, нет осмысленных чувств, нет рационального знания. Можно быть только свидетелем нагуаля, но о нем нельзя высказаться. Проявления нагуаля можно наблюдать только телом, но не разумом. Описать его нельзя. Человеческое существо разделено надвое. Его правая сторона (левое полушарие мозга) — тональ. Она схватывает все, что может воспринять интеллект. Левая сторона (правое полушарие мозга) — нагуаль. Это царство, черты которого неописуемы, мир, который невозможно заключить в слова. Таким образом, тональ и нагуаль поделены и находятся внутри человека, и вместе с тем человек является частью тоналя, который входит в бесконечный нагуаль. И только внутренний нагуаль способен вывести человека за пределы тоналя — привычной картины мира. Что же представляет собой нагуаль, который, по сути, и есть подлинная реальность? Тольтеки учат, что основой всего сущего является Высшая Всеначальная Сила, источником которой они условно назвали Орлом. Орел безмерен, бесконечен, неисчерпаем, неописуем и устрашающ. Он включает в себя все, и то, что можно назвать «человеческим», есть лишь малая его часть. Силы Орла не поддаются контролю и находятся за пределами всех определений. Увидеть его может лишь самый совершенный тольтек-нагуаль, и взору он представляется как огромная чернота, уходящая в бесконечность. Вся Вселенная — суть эманации Орла, представляющиеся в виде бесчисленного количества заполняющих все пространство светящихся нитей, бегущих во всех направлениях и переплетающихся немыслимым образом. Эманации несут в себе импульсы и структуры жизни, материи и всех других явлений. Из них построена вся материальная Вселенная, доступная нам как тональ, то есть как некая поддающаяся осмыслению ее часть. Но и мы сами, существа, обладающие сознанием, также состоим из полос, в которые собраны нити — эманации Орла, скрученные в какие-то узлы и окруженные светящимся коконом. Так что в иной реальности нагуаля человек предстает не в своем обычном виде, а как яйцо из светящихся волокон. У каждого «светящегося существа», то есть существа, обладающего сознанием и, стало быть, своим энергетическим коконом, на этом коконе имеется некое небольшое, ярко светящееся пятно. Оно играет чрезвычайно важную роль в нашей жизни, ибо те мировые линии эманации Орла, что входят в кокон через это пятно, как раз и образуют мир, который воспринимается обладателем кокона как реальный, тот, где он живет. Данное пятно было названо «древними видящими» «точкой сборки», поскольку она «собирает» для существа, обладающего сознанием, его мир, его тональ. Этот мир создается не индивидуально каждым, а возникает вследствие совместных усилий группы существ с одинаковыми светящимися коконами и совпадающим расположением на них «точки сборки». Каждый человек получает определенный тональ от рождения, а затем поддерживает его своей энергией. Воспитание создает наше мировоззрение — основную силу в формировании восприятия. Пребывая в рамках определенного мировоззрения, мы постоянно сонастраи-ваем наши энергии с миром. И в результате мы активно настраиваемся на то, что можем и не можем воспринять. Но мировоззрение — не истина; это техника. Внутри энергетического тела существует бесконечное множество всевозможных восприятий, и наш обычный мир является лишь одним из множества существующих миров. Тренированный тольтек-нагуаль усилием воли может сдвигать свою «точку сборки» и таким образом менять тот набор эманации Орла, через который она проходит. Тем самым он изменяет мир, в котором находится. Благодаря своему искусству тольтек способен выйти из мира иллюзорного тоналя и обрести подлинную жизнь в мире нагуаля. Все существа, обладающие сознанием — смертны Когда человек умирает, его энергетический кокон разрушается. При этом осознание высвобождается и с неудержимой силой втягивается Орлом. Как говорил дон Хуан, «Орел питается осознанием умерших». Он для того и «выталкивает» существа с осознанием в мир, порожденный его же эманациями, чтобы потом, когда их осознание обогатится впечатлениями о мире, «съесть» их. Однако тренированный учитель-нагуаль может избежать общей судьбы, если будет соответствующим образом готовить себя. Одним из важных элементов такой подготовки служит практика «перепросмотра». Суть ее заключается в том, что ученик должен вспомнить и как бы заново пережить все яркие эмоциональные события своей жизни. Вследствие этого восстанавливается утраченная когда-то энергия жизни. Затем, если «видящие» собираются в группу с определенной внутренней структурой и возглавляемую тольтеком-нагуалем, они могут в известный момент времени, продиктованный «силой», разом «сжечь» свои коконы (то есть умереть в нашем мире) и «проскочить мимо Орла». В момент перехода вместо подлинной энергии сознания они передают Орлу энергию своих переживаний (ее суррогат) и уходят из-под его власти — начинают существование в других мирах. Людей для такого перехода тольтек-нагуаль собирает из группы предыдущего поколения. Члены старшей группы обучают «видению» членов младшей группы (как это сделал дон Хуан с Карлосом Кастанедой). Причем каждого — в соответствии с его способностями и местом в структуре группы. Затем, через много лет совместного бытия, старшая группа «уходит», а бывшая младшая начинает набирать и обучать следующую. Таким образом, сохраняется преемственность и наследственность древнего тайного учения. В этом, если говорить очень кратко, состоит суть учения Дона Хуана, изложенного в девятитомной эпопее Кастанеды. Миллионы читателей были покорены его безыскусным рассказом. Они ожидали каждой следующей его книги как евангелия и с жадностью прочитывали их от корки до корки. Понятно, что все они хотели побольше узнать об авторе и его учителе. Едва вышла первая книга Кастанеды, десятки журналистов бросились разыскивать дона Хуана, однако поиски их оказались тщетными — не было обнаружено даже следов существования такого человека. Точно так же по сей день не удалось подтвердить из независимого источника реальность проповедуемого им учения. Многие антропологи с мировым именем в течение многих лет изучали верования индейцев, однако никогда не слышали ничего подобного тому, что поведал миру студент Кастанеда. Но не мог же он все это придумать! В самом деле, описания его книг так живы и так реальны, а набросанная им картина мироздания настолько оригинальна и настолько ни на что не похожа, что трудно поверить в подделку. «Но если даже дон Хуан миф, то уж Кастанеда-то, по крайней мере, существует!» — говорили некоторые из его поклонников и с нетерпением искали хоть каких-нибудь подробностей о его жизни. Но и здесь их ждало разочарование. Прежде всего оказалось, что нежданно свалившаяся мировая слава совсем не вскружила ему голову. Кастанеда не искал встреч с журналистами и крайне редко давал интервью, а если и давал, то говорил о себе очень скупо. Он строго запрещал себя фотографировать, так что по сей день, по-видимому, не имеется ни одного его изображения, в подлинности которого не возникает сомнений. Журналистам, сумевшим в конце концов к нему пробиться, он сообщил, что Карлос Кастанеда — не настоящее его имя, а факты его биографии вещь настолько призрачная и нереальная, что не стоит придавать им какое-то значение. Он предупредил, что, рассказывая о себе, будет менять имена, даты и точное название мест, то есть поведает им совсем не то, что было на самом деле. По словам Кастанеды, он появился на свет в Рождество 1935 г. в Сан-Паулу в Бразилии. Его отцу было тогда 17 лет, а матери — всего 15. Первые годы он воспитывался у дедушки и бабушки, которые содержали ферму по выращиванию кур. В шесть лет родители забрали сына к себе, погрузив его в пучину навязчивой ласки и внимания. «То был ужасный год, — признавался Кастанеда. — Я жил в обществе двух детей». Вскоре его мать умерла. Об отце, сделавшемся в дальнейшем профессором литературы, он не любил вспоминать. (В книгах о нем говорится с чувством сострадания и презрения; подлинным отцом для Кастанеды стал дон Хуан.) После смерти матери Кастанеда до пятнадцати лет учился в одной из школ Буэнос-Айреса, а в 1951 г. переехал в США и поступил в среднюю школу в Голливуде. Окончив ее в 1953 г., он некоторое время посещал курсы пластического изобразительного искусства при Академии изящных искусств в Милане, но потом бросил их, поняв, что художника из него не выйдет. Он вернулся в Лос-Анджелес и в 1955–1959 гг. занимался на курсах по литературе, журналистике и психологии в Сити-Колледже. В 1959 г., получая американское гражданство, он принял фамилию Кастанеда и в том же году поступил в Калифорнийский университет, сначала на отделение социологии, а потом антропологии. Такова официальная биография Кастанеды. В этом образе он хотел бы сохраниться в памяти потомков. Но в XX в человеку трудно дожить до зрелых лет, не оставив после себя никаких следов (тем более, если он менял гражданство и учился в нескольких учебных заведениях). Дотошным журналистам удалось в конце концов раздобыть об авторе «Учения дона Хуана» кое-какие сведения. Прежде всего оказалось, что его на самом деле зовут Карлос Кастанеда, но родился он не в Бразилии, а в перуанском городе Кахамарка на Рождество 1925 г. Отец его не имел никакого отношения к литературе, а был часовщиком, золотых дел мастером. В 1948 г. семья переехала в Лиму и открыла ювелирный магазин. Здесь же Кастанеда закончил Национальный колледж Св. Девы Марии Гваделупской. Потом он изучал живопись и культуру, но не в Милане, а в Перуанской Национальной школе изящных искусств. В 1949 г., после смерти матери (то есть ему было тогда не 6, а 24 года), Кастанеда переехал в США и вскоре был зачислен в Лос-Анджелесский городской колледж, где прослушал два курса — творческого письма и журналистики. Таковы факты неофициальной биографии Кастанеды, подлинность которой, он, впрочем, никогда не признавал. О другой половине его жизни также известно очень мало. Учеником дона Хуана Кастанеда был в 1960–1966 гг. В 1962 г. он окончил Калифорнийский университет, получив степень бакалавра гуманитарных наук по антропологии. После этого он оставался при университете вплоть до 1971 г. За свою первую книгу Кастанеда получил в 1968 г. степень магистра, а за третью в 1973 г. — степень доктора философии в области антропологии. В том же году дон Хуан умер. После смерти наставника Кастанеда постарался осуществить один из его заветов: «стер свою личную историю». Он отказался от окружения людей, хорошо его знавших, и постепенно отдалился от всех своих прежних знакомых. «Я должен был на время исчезнуть, не оставив никакого следа», — сообщил он в одном из своих поздних интервью. Пропав из поля зрения друзей, сменив место жительства и, по-видимому, действительно поменяв имя, он постепенно возвел вокруг себя неприступную стену тумана и превратился в почти легендарную фигуру. Порой проходило несколько лет, в течение которых никто не знал, где он живет и чем занимается. Потом Кастанеда вновь неожиданно «объявлялся», чтобы опять, короткое время спустя, исчезнуть. Последнее такое возвращение Кастанеды было в начале 1998 г., когда поклонники во всем мире отмечали 30-летие со дня выхода его первой книги. Тогда были записаны несколько новых интервью. Но летом того же 1998 г. неожиданно появилось краткое сообщение о том, что Карлос Кастанеда скончался от рака печени.
ЛИТЕРАТУРА
Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение науки о вере. М., 1980. Абу Хамид аль-Газали. Избавление от заблуждения. — В кн.: Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII–XII вв.). М., 1960. Августин Блаженный. Исповедь. — В кн: Блаженный Августин. Творения; Т.1. СПб., 1998. Агаев С. Л. Иран: рождение республики. М, 1984. Агаев С. Л. Рухолла Мусави Хомейни. // ВИ; 1986; № 6. Алимарин С, Барабашев А. «Путь воина». Карлос Кастанеда и его учение. // Наука и религия 1988 № 10. Алимов И. А. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая М., 1998. Андросов В. П. Вклад Нагарджуны в концепцию ниришвара. — В кн.: Древняя Индия. Язык. Культура. Текст. М., 1985. Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М, 1990. Ансари X. Имам Хомейни. Политическая борьба от рождения до кончины М, 1999. ANTHROPOS Опыт энциклопедического изложения Духовной науки Рудольфа Штайнера М. — СПб., 1999. БаджУ. Египетская религия Египетская магия. М., 1996. Бадж У. Легенды о египетских богах. М., 1997. Базиленко И. В. Бахаизм: история вероучения (середина XIX — начало XX в.). М., 1994. Барро М. Торквемада, его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 5. Челябинск, 2000. Баха-Улла. Краткий очерк жизни и трудов. М., 1992. 532. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. М., 1957. Бернштейн С. Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984. Бертельс Е. А. Происхождение суфизма и зарождение суфийской литературы. — В кн.: Е. А. Бертельс. Избранные труды; Т. 3. М., 1965. Бертельс Е. А. Основные моменты в развитии суфийской поэзии. — Там же. Бессмертный-Анзимиров А. «Господин Второго пришествия»? //Наука и религия. 1993. № 9. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М., 1999. Богомолова Е. К. Беседы о «Живой Этике». Екатеринбург, 1992. Божественный Принцип. М., 1998. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1987. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Большаков О. Г. История халифата. Т. 1. М., 1989. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии. М., 1975. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. Борисоглебский Л. Святые из Солт-Лейк-Сити. // Наука и религия. 1982. № 3. Брихничев И. Апостолы Реформации. М., 1912. Брушлинская О. Остался нераскаянным… (О А. И. Введенском). // Наука и религия. 1988. № 6. Будон Ринчендуб История буддизма. СПб., 1999. Буайе Ж. Ф. Империя Муна. М., 1990. Булгаков А. Очерки истории методизма. Киев, 1887. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чаитанйи. Вильнюс, 1989. Быков А. А. Игнатий Лойола, его жизнь и общественная деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 5. Челябинск, 2000. Быков А. А. Патриарх Никон. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 12. Челябинск, 1998. Васильев A. M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Сауди-дов в Аравии (1744/45–1818). М, 1967. Васильев A. M. История Саудовской Аравии. (1745–1973). М., 1982. Васильев В. П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1857. Васильев К. В. Истоки Китайской цивилизации. М., 1998. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1999. Васильева О. Ю. Русская православная церковь в 1927–1943 годах. //Вопросы истории. 1994 № 4. Вивекананда Раджа-йога. Афоризмы Йоги Патанджали. //Сарасвати. Вестник общества Вивекананды. Вып. I. M., 1992. Визягин А. С. Григорий VII, его жизнь и общественная деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 5. Челябинск, 2000. Вогюе А. де Святой Бенедикт. Человек БожийчМ., 1995. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М., 1998. Герье В. И. Франциск, апостол нищеты и любви. М., 1908. Герье В. И. Блаженный Августин. М., 1910. Геттэ В. История Церкви от Рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней. СПб., 1873–1875. Геттэ В. История иезуитов. М., 1911–1912. 533. Гордон П. Вестник полночного крика. Уильям Миллер и движение 1844 г. Заокский, 1996. Гордун С. Русская православная церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии. // Вестник русского христианского движения. 1990. № 158. Грант М. История древнего Израиля. М, 1998. Григорян С. Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана в VII–XII вв М., 1960. Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. М., 1986. Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. М., 1972. Далай-лама. Мир тибетского буддизма СПб., 1996. Даранта. История буддизма. СПб. 1869. Даров И. Бехаизм. Л., 1936. Дворкин А. Л. Введение в сектоведение Нижний Новгород, 1998. Девина И. В. Мормоны: философия, религия, культура. М., 1994. Диесперов А. Блаженный Иероним и его век М., 1916. Динеков П. Славянский просветитель Мефодий София, 1985. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1998. Дмитриева Л. П. «Тайная доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах. Магнитогорск, 1992. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях: 1905–1911 и 1978–1979 гг. М., 1998. Дремова Г. Тайна золотых листов. //Наука и религия. 1991. № 8. Дубнов СМ. Краткая история евреев. М., 1996. Дубнов СМ. Хасидизм. — В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 73. М., 1993. Дубнов СМ. Возникновение хасидизма. Жизнь и деятельность Израиля Бешта. — В кн.: Евреи в Российской империи XVIII–XIX вв. М., 1995. Дьяконов Н. М. Очерк истории Древнего Ирана. М., 1961. Дюмулен Г. История Дзэн-буддизма. Индия и Китай. СПб., 1994. Дюшен Л. История древней церкви М., 1912–1914. Евсевий Памфил Церковная история М., 1993. Ершова Г. Индейское учение дона Хуана //Волшебная гора. 1994. № 2. Живая Этика- Избранное/ Сост. М Ю. Ключниковой. М., 1992. Жильсон Э. Томизм. Введение в философию ев Фомы Аквинского. М. — СПб., 1999. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Ми-ней св. Дмитрия Ростовского. М., 1906–1911. Жуков Д. А. Имам Хомейни. Очерк политической биографии. М., 1999. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977. Зайчик Ц. Р. Великие мыслители. М., 1994. Закон Божий для семьи и школы. Джорданвиль, 1967. Зеленев З. И. Египет: Средние века и новое время. СПб., 1999. Зубков К. А. Св. Патрик: Биография. По материалам «Исповеди». — В кн.: Зеркало истории: Личность в истории. Вып. 2. М., 1995. Иваненко СИ. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999. Изречения, афоризмы и наставления великого вождя Исламской революции Его Светлости имама Хомейни. Тегеран, 1995. 534. Илларионова Е. В. Жизнь и литературная деятельность Джона Виклефа. — В кн.: Из истории западноевропейского средневековья. М., 1972. Ильин Г. Ф. Религии древней Индии. М., 1959. Инайят-хан Учение суфиев. М., 1998. Иоанн Аксайский. История Вселенских соборов. Новочеркасск, 1893. История баптизма. Одесса, 1996. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983–1988. Ишервуд К. Рамакришна и его ученики. М., 1997. Каграманова Г. Побег лозы Христовой. // Истина и жизнь. 1997, № 8. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. СПб., 1898. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994. Карягин К. М. Сакиа-Муни (Будда): Его жизнь и философская деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова. Т. 3. Челябинск, 1997. Кассиан. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. Кастанеда К. Лекции и интервью. Киев, 2000–2001. Кен Орлиное Перо. Тропа толтеков. Киев, 1996. Керимов Г. М. Аль-Газали и суфизм Баку, 1969. Книга Мормона. Солт-Лейк-Сити, 1998. Козаржевский А. Ч А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве. // Вестник МГУ. Серия История. 1989. № 1. Комаров Э. Н. Рам Мохан Рай — просветитель и провозвестник национального движения в Индии. — В кн.: Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962. Коран. Перевод и комментарий И. Ю. Крачковского. М., 1990. Кочетов А. Н. Ламаизм. М., 1973. Крывелев И. А. История религий М., 1988. Крымский А. Е. Очерки развития суфизма до конца III века гижры. — В кн.. Древности Восточные. Труды Восточной комиссии Императорского Московского Археологического Общества; Т 2; вып. I. M., 1896. Крымский А. Е Исмаилиты. — В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 13. СПб., 1894. Крэнстон С. Е. П. Блаватская- Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-М., 1996. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1997. Кутасова И. М. Философия Нагарджуны. — В кн.: Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962. Лебедев А. П. Вселенские соборы IV и V веков. Сергиев-Посад, 1896. Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. Линденберг К. Рудольф Штейнер. М., 1995. Логутова М. Г. Движение «Нового благочестия» и книга «О подражании Христу». СПб., 1997. Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. СПб., 1914. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Л. Рон Хаббард. Страницы жизни. Копенгаген, 1995. Луконин В. Г. Картир и Мани. // ВДИ; 1966; № 3. Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. М., 1969. Лукьянов А. Е. Лаоцзы. (Философия раннего даосизма.) М., 1991. Максвелл М. Тайна жизни. СПб., 1995. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992. Массе А. Ислам. Очерк истории. М., 1961. Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. Маяцкий Ф. С. Каббала и хасидизм. — В кн.: Некоторые вопросы философии. Межвузовский философский сборник № 4. Кишинев, 1964. Мензис А. История религий. СПб., 1899. Мень А. История религии. М., 1991–1992. Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Томск, 1999. Милль Р. де Записки о доне Хуане. Киев, 1996. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1992. Мюллер М. Шри Рамакришна Парамагамза, его жизнь и учение. М., 1913. Мякотин В. А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.5 Челябинск, 2000. Наумкин В. В. Трактат Газали «Воскрешение науки о вере». — В кн.: Абу Хамид ал- Газали. Воскрешение науки о вере. М., 1980. Никольский Н. Реформа Никона и происхождение раскола. — В кн.: Три века. Т. 2. М., 1991. Нурбахш Д. Таверна среди руин: Семь эссе о суфизме. М., 1992. Одинцова М. И. Крестный путь патриарха Сергия. // Отечественные архивы. 1994. № 2. Орманиан М. Армянская церковь, ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее. М., 1913. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. Паевская Е В. Рам Мохам Рой — предшественник буржуазного национального движения в Бенгалии. — В кн.: Ученые записки Тихоокеанского института. Т.П. М. — Л., 1949. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму. Киев, 1993. Папюс. Каббала или наука о Боге, вселенной и человеке. СПб., 1910. Петр Сицилийский. Правдивая история. — В кн.: Бартикян P. M. Источники для изучения павликианского движения. Ереван, 1961. Патриарх Никон — протопоп Аввакум. М., 1997. Певницкий В. Ф. Св. Григорий Двоеслов — его проповеди и гомилетические правила. Киев, 1871. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Переферкович Н. А. Талмуд. — В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 64. М., 1993. Петрушевский Д. М. Джон Уиклифф. — В кн.: Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей под редакцией профессора П. Г. Виноградова. Вып. IV М., 1899. Пименова Э. К. Франциск Ассизский. Его жизнь и общественная деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 3. Челябинск, 1997. Попов И. Ламаизм в Тибете, его история, учение и учреждения. Казань, 1898. 536. Поснов М. Э История христианской церкви (до разделения Церквей -1054 г.). Киев, 1991. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. Прозоровская Б Д. Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность. — В кн.: Жизнь замечат людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 12. Челябинск, 1998. Прозоровская Б. Д. Ульрих Цвингли, его жизнь и реформаторская деятельность. — Там же. Прозоровская Б. Д. Жан Кальвин, его жизнь и реформаторская деятельность. — Там же. Путь первопроходца. Очерки из жизни Сан-Мён Муна. М., 1995 «Раби Шимон». Фрагменты из трактата «Зогар». М., 1994. Раппорт Н. Я. В краю, где снимаются вестерны. // Человек. 2000. № 2. Рейнак С. Орфей. Всеобщая история религий. М., 1919. Религия сикхов. Ростов-на-Дону, 1997. Ренан Э. Апостолы. М., 1991. Ренан Э. Апостол Павел. М., 1991. Ренан Э. Христианская церковь: Царствование Андриана и Антонина Бла-1 гочестивого (117–161 гг.). М., 1991. Рид Дэвид А. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации «Свидетели Иеговы». СПб., 1998. Робертсон Д. С, Герцог И. И. История христианской церкви от апостольского века до наших дней Спб., 1890–1891. Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкви. М., 1998. Розенов Э. Томас Мюнцер М., 1905. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. М., 1991. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999. Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. Рыжов К. В. Сказания православных христиан. Ступино, 1991. Сабатье П. Жизнь Франциска Ассизского. М., 1895. Саентология. Теория и практика современной религии. Копенгаген, 1998.1. Сатсварупа дас Госвами Прабхупада. Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие. СПб., 1993. Святые Кирилл и Мефодий, вероучители славян. М., 1907. Семенова Л. А Из истории Фатимидского Египта. М., 1974. Сенкевич А. Н. Елена Блаватская М., 1999. Серебряный С. Д Раммохан Рай: религия и разум. — В кн.: Рационалистическая традиция и современная Индия. М., 1988. Скляров Л. Е. Иран 60–80 гг.: Традиционализм против современности. М., 1993. Скотт В История Шотландии. СПб., 1831. Скребцова М. Освобожденная мудрость. М., 1992. Скумин В. А., Ауновская O. K. Светоносцы. Новочебоксарск, 1995. Смирин М. М Народная реформация Томаса Мюнцера и великая Крестьянская война. М, 1955. Смолич И. К. Русское монашество 980–1917 гг. Жизнь и учение старцев. М., 1997. Снычев И. Состояние Русской Церкви при Сергии, в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества. // Христианское чтение. 1991. № 3. Сократ Схоластик. Церковная история М., 1996. Соловьев B. C. Манихейство. — В кн.» Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 36. М., 1991. Соловьев B. C. Каббала. — В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т.26. М., 1991. Соловьев B. C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. — В кн.: Жизнь замечательных людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 3. Челябинск, 1997. Соловьев B. C. Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е. В. Блават-ской и «Теософским обществом». М., 1994. Сопрыкин Ю. М. Взгляды Джона Уиклифа на общность имущества и равенство. — В кн.: Средние века. Вып. 34. М, 1971. Спирина Н. Д. Урусвати — Свет Утренней Звезды. Новосибирск, 1998. Стульчинский СВ. Введение в Агни Йогу Новосибирск, 1997. Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 6 М., 1972–1996. Такер Р. От Иерусалима до края земли (Биографические истории о христианских миссионерах.) СПб., 1998. Тальберг Н. История христианской церкви. М., 1991. Тарасов Б. Н. Паскаль. М., 1982. Терновский Ф. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов. Киев, 1883. Тимошин Л. «Мессия должен быть богаче всех». // Наука и религия. 1982. № 11. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998. Тьерри А. Несторий и Евтихий, ересиархи V века. Киев, 1880. Уманец СИ. Очерк развития религиозно-философской мысли в исламе. СПб., 1890. Фаликов Б. З. Теософия: очерк истории Теософского общества и его учения. — В кн.: Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1989–1990. М., 1993. Филиппов М. М. Ян Гус, его жизнь и реформаторская деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф Павленкова; Т. 12. Челябинск, 1998. Флайшганс В. Ян Гус. М., 1916. Флоровский Г. В Восточные отцы IV-ro века. Париж, 1990. Флоровский Г. В. Восточные отцы V–VIII вв. Париж, 1990. Фома Кемпийский О подражании Христу. М. — Минск, 1993. Функ Ф. С История христианской церкви от времен апостольских до наших дней. М., 1911. Хрисанф. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873–1878. Хрисанф. Характер протестантства и его историческое развитие. СПб., 1871. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Челлини К. Г. Проблема «истинной» и «ложной» веры в творчестве Джона Нокса. — В кн.: Общественное сознание в кризисные и переходные эпохи. М., 1996. Черносвитов П. Ю. «Проскочить мимо клюва Орла». (Читая Кастанеду.) // Человек. 1996. № 1. Честернон Г. К. Святой Фома Аквинский. — В кн.: Вечный Человек. М., 1991. Что такое саентология? Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. Копенгаген, 1998. 538. Шантепи-де-ля-Соссей Д. П. Иллюстрированная история религии. М., 1899. Шах И. Суфизм. М., 1994. Шеллер А. К. Савонарола, его жизнь и общественная деятельность. — В кн.: Жизнь замечат. людей. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т. 5. Челябинск, 2000. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 1999. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. Штайнер Р. Краткий очерк Антропософии. М., 1994. Штекли А. Э. Томас Мюнцер. М., 1961. Шюре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. Калуга, 1914; М.,1990. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. — В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 3. М., 1985 Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М. — Л., 1950.
Date: 2015-11-15; view: 406; Нарушение авторских прав |