Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Глава 1. Этика и культура поведения⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Оглавление Введение............................................................................................................................................ 3 Глава 1. Этика и культура поведения...................................................................................... 5 1.1. Общие сведения об этической культуре......................................................................5 1.2. Профессиональная этика.............................................................................................. 7 1.3. Деловой этикет................................................................................................................9 1.4. Внешний облик человека............................................................................................12 1.5. Культура телефонного общения.................................................................................14 1.6. Деловая беседа...............................................................................................................16 1.7. Деловая переписка........................................................................................................18 1.8. Визитная карточка в деловой жизни..........................................................................19 1.9. Деловой протокол..........................................................................................................21 1.10. Интерьер рабочего помещения...................................................................................22 1.11. Особенности национальной этики...............................................................................23
Глава 2. Психологические аспекты делового общения.......................................................25 2.1. Общение — основа человеческого бытия.................................................................25 2.2. Классификация общения.............................................................................................27 2.3. Роль восприятия в процессе общения........................................................................30 2.4. Понимание в процессе общения.................................................................................32 2.5. Общение как взаимодействие.....................................................................................34 2.6. Общение как коммуникация.......................................................................................36 2.7. Успех делового общения.............................................................................................42
Глава 3. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении...............................................................................................................46 3.1. Темперамент..................................................................................................................46 3.2. Характер и воля............................................................................................................50 3.3. Способности — важное условие успеха в профессиональной деятельности........53 3.4. Эмоции и чувства.........................................................................................................55
Глава 4. Конфликты в деловом общении...............................................................................59 4.1. Конфликт и его структура..............................................................................................59 4.2. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях.........................................................60 4.3. Правила поведения в конфликтах.................................................................................61 Глава 5. Психологические тесты..............................................................................................64 Тест № 1. Умеете ли вы излагать свои мысли?...................................................................64 Тест № 2. Коммуникабельны ли вы?....................................................................................65 Тест № 3. Приятно ли с вами общаться?..............................................................................66 Тест № 4. Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения.....................................................................67 Тест № 5. Умеете ли вы слушать?........................................................................................68 Тест № 6. Тип темперамента.................................................................................................68 Тест № 7. Волевой ли вы человек?.......................................................................................71 Тест № 8. Коммуникативные и организаторские способности (КОС).............................72 Тест № 9. Эмоциональная чувствительность......................................................................74 Тест№ 10. Насколько вы конфликтны?................................................................................76 Тест № 11. Стратегия поведения в конфликте....................................................................77 Глава 6. Дополнительная информация....................................................................................79 6.1. Аргументы и их влияние на эффективность общения........................................................79 6.2. В общении мелочей не бывает!............................................................................................80 6.3. Подарки в нашей жизни........................................................................................................81 6.4. Поведение за столом.............................................................................................................82 6.5. Секреты общения в поисках работы....................................................................................83 Приложение......................................................................................................................................86 Список литературы........................................................................................................................108 Введение
Учебник, который вы сейчас держите в руках, адресован всем тем, чья деятельность (в будущем или настоящем) связана с общением, всем, кто по роду своего занятия должен эффективно и грамотно общаться с людьми, кто стремится совершенствовать межличностные отношения. Содержание учебника соответствует требованиям Государственного стандарта профессионального образования. Основной целью учебной дисциплины, которую вам предстоит изучить, является формирование профессионала с определенными психологическими и нравственными качествами, необходимыми в повседневной деятельности. Немецкий филолог, философ, языковед Вильгельм Гумбольдт (1767--1835) отметил, что для человека нет ничего более интересного, чем люди. Мы ежедневно общаемся с людьми (дома, на работе, в транспорте, магазине), взаимодействуем с ними и пытаемся сделать выводы о поведении окружающих. Так, например, мы умеем «читать» по внешним проявлениям — мимике, голосу и пытаемся определить эмоциональное состояние другого человека. С раннего детства малыши очень по-разному ведут себя и разговаривают с бабушкой, с папой, с мамой. Они рано начинают понимать, в какой момент можно подойти с просьбой (потребовать), а когда нужно промолчать или отложить просьбу до лучших времен. Как видите, повседневный опыт подсказывает нам разные тактики поведения, и в этом смысле мы можем смело назвать себя психологами. Умение различать настроение других людей, особенности их характера и поведения в общении относится к области житейской психологии. Официальная наука опирается на житейскую психологию и появилась лишь в последней четверти XIX века (в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт основал в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии). Слово «психология» происходит от греческих слов: psyhe (душа) и loqia (наука, понимание) — и означает «наука о душе». Древняя и молодая, полная тайн и загадок, она приковывает внимание мыслящих людей. В настоящее время психология — то наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология представляет собой разветвленную систему наук, в ней выделяются относительно самостоятельные подотрасли: возрастная психология, педагогическая, медицинская, военная, социальная, психология управления и другие. В учебнике рассматривается социальная психология, изучающая закономерности общения, межличностного познания и группового поведения, а также раскрывается значение этики и деловой культуры при установлении контактов. Знание психологии, этики общения и культуры поведения всегда востребованы и практически необходимы. К началу XXI века было сделано множество замечательных открытий в различных областях науки: физике, химии, генетике, медицине, но человек до сих пор остается самой сложной и непознанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа — потемки» еще долго останется актуальной. Ведь даже интерес к себе у человека имеет две стороны. С одной стороны, его интересует он сам. Вспомните, как на общегрупповой фотографии мы ищем свое лицо: «Как получился?» С другой стороны, не всегда хотим (не всегда стремимся, опасаемся) получить представление о себе, увидеть негативные стороны, узнать «горькую» правду. Мы охотно замечаем недостатки другого, объясняем плохое поведение партнера его изъянами и в то же время неохотно обсуждаем свои недостатки, а недостойное поведение (конечно, не характерное для нас) объясняем (оправдываем) внешними обстоятельствами: «так звезды легли», «жизнь заставила»... Исследования, проводимые психологами и социологами, показывают, что мы в большей степени озадачены тем, как изменить других людей. Причины своих личных неудач и неблагополучия ищем в других людях, в сложившихся ситуациях и обстоятельствах, но не в себе. Каждый человек уникален, неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека — вот основные задачи изучаемой дисциплины. Эти задачи могут быть легко решены при грамотном построении деловых отношений. Деловые отношения относятся к типу общественных отношений и рассматриваются как взаимосвязи между партнерами, коллегами, возникающие в процессе совместной деятельности и в коллективе. При деловых отношениях работники должны ориентироваться на партнера, на потребителя, что, в свою очередь, повышает интерес к профессиональной деятельности. Деловые отношения тесно связаны с общением. Общение — это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Главным в общении является не заучивание правил, а владение культурой взаимоотношений и культурой речи для того, чтобы кратко и точно, выразительно и доходчиво передать собеседнику свою мысль. В нем раскрываются такие ценности, как чуткость, отзывчивость, доброта, сопереживание и понимание. Все эти ценности неразрывно связаны с культурой поведения, т.е. с такими поступками и формами общения людей, которые основаны на нравственности, эстетическом вкусе, а также соблюдении определенных норм и правил.
Вопросы для самопроверки 1. Народные поговорки, пословицы, сказки и мифы, притчи служат истоками психологических теорий и отраслей психологии. Приведите примеры метких пословиц и поговорок, в которых отражаются знания житейской психологии. 2. Меняется ли ваше поведение в зависимости от того, с кем вы общаетесь? 3. Умеете ли вы принять замечание с достоинством и должным образом отреагировать на него?
Не спешите с ответами, задумайтесь над своим поведением и постарайтесь критически (как бы со стороны) оценить его. Учебник поможет вам разобраться в хитросплетениях межличностного общения, в котором необходимо не только знать свои сильные и слабые стороны, но и научиться переводить слабые стороны в сильные.
Date: 2015-11-15; view: 1239; Нарушение авторских прав |