Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Основные формы освоения мира человеком
Тема 10. Материально-производственная практика
1. Практика как способ отношения человека к миру: а) понятия деятельности и практики; б) структура человеческой деятельности в ее историческом движении; в) история общества как процесс развертывания творческой деятельности человека; г) формы практики (материально-производственная, социально-историческая, научно-экспериментальная). 2. Материально-производственная практика: а) объект, средства, субъекты и цель материально-производственной практики; б) человек в структуре производства; в) диалектика производительных сил и производственных отношений в развитии общества; г) техническая деятельность как форма практики. 3. Взаимодействие человека и природы: а) понятие природы; б) природа и общество (“естественная” и “искусственная” среда обитания, природная и социальная обусловленность производства и воспроизводства человека); в) противоречие природы и общества в процессе исторического развития человечества. 4. Экологические проблемы современного общества: границы воздействия человека на природу, причины экологического кризиса и пути выхода из него.
Рекомендуемая литература
Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в Новое время (“фюсис” и “натура”). – М., 1988. Бердяев Н.А. Человек и машина // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – Т.1. – М., 1994. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – Т.1. – М., 1993. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 2009. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995. Клеман О. Смысл Земли. – М., 2005. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.13. Огурцов А.П. Практика // Философская энциклопедия. Т.4. – М., 1967. Розанов В.В. Собрание сочинений. Природа и история (Статьи и очерки 1904-1905 гг.). – М.-СПб., 2008. Страхов Н.Н. Мир как целое. – М., 2007. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М., 1982. Философия природы в античности и в средние века. Ч.1-3. – М., 1998-2002. Философия техники в ФРГ. – М., 1989. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. Шпенглер О. Человек и техника // Логика культуры. Антология. – СПб., 2009. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. – Т.20. Юнгер Ф.Г. Совершенство техники. – СПб., 2002. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. – СПб., 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности практического отношения человека к миру? 2. В чем причины возникновения противоречий между человеком и природой? 3. Что такое техника и каковы особенности ее развития в современном мире? 4. Что такое ноосфера и каково ее соотношение с биосферой и техносферой? 5. Что такое экологический кризис и какова его связь с материально-производственной практикой?
Тема 11. Социальная практика
1. Понятие социально-исторической практики: а) исторические общности (род, семья, этнос), классы, личность как субъекты социально-исторической практики; б) социально-историческая практика как сфера взаимодействия социальных субъектов; в) средства социально-исторических отношений. 2. Социальная практика как основа общественно-исторического процесса: а) формы социально-исторической практики (политическая, правовая, экономическая); б) социальная практика как фактор коренных качественных изменений в развитии общества; в) понятие общественно-исторической формации; г) социальная революция.
Рекомендуемая литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1992. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М., 2006. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1991. Зиммель Г. Социальная дифференциация // Зиммель Г. Избранное. Т.2. – Созерцание жизни. – М., 1996. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. – М., 1994. Зомбарт В. Буржуа. – М., 1994. Кара-Мурза С.Г. Маркс против русской революции. – М., 2008. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. – М., 1991. Парето В. Компендиум по общей социологии. 2-е издание. – М., 2008. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2000. Полатайко С.В. Образовательные идеалы социальной философии. – СПб., 2007. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. Принцип историзма в познании социальных явлений. М., 1972. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципах права и власти. – М., 1998. Розанов В.В. Собрание сочинений. Семейный вопрос в России. – М., 2004. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. – М., 1999. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М., 2004. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. – М., 1995. Хардт М., Негри А. Империя. – М., 2004. Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности социально-исторической практики? 2. Раскройте роль социально-исторической практики в познании объективных законов общества. 3. Какова роль социально-исторической практики в изменении и совершенствовании общественных отношений. 4. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. 5. Каковы причины социальной революции?
Тема 12. Политическая практика
1. Понятие политики и политической практики. Субъекты и объекты политики. 2. Политическая организация и политическая система общества. а) происхождение и сущность государства; б) государство как форма политической организации общества; в) государство и политические партии. 3. Соотношение политики и экономики, политики и права. 4. Политическая практика и идеология. 5. Война как форма выражения политики.
Рекомендуемая литература
Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М., 1989. Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера. – М., 2003. Власть: Очерки современной политической философии Запада. – М., 1991. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978. Данилевский Н.Я. Политическая философия. Дополнения к книге «Россия и Европа». – М., 2013. Доусон К.Г. Боги революции. – СПб., 2002. Дугин А. Консервативная революция. – М., 1994. Ильин И.А. О монархии и республике // Ильин И.А. Собрание сочинений в 10-ти т. – Т.4. – М., 1994. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. – М., 1993. Клаузевиц К. О войне. – М., 2003. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т.33. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996. Лукач Г. Ленин и классовая борьба. – М., 2008. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.8. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – М., 2005. Розанов В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество. – М., 2003. Хабермас Ю. Политические работы. – М., 2005. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. – М., 2001. Хомский Н. Классовая война: Интервью с Д. Барзамяном. – М., 2003. Шмитт К. Политическая теология. Сборник. – М., 2000. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. – М., 2002. Штраус Л. Введение в политическую философию. – М., 2000.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите субъекты и объекты политики. 2. Что такое политическая организация общества? 3. Дайте определение государства, а также обозначьте его место в политической организации общества. 4. Каково соотношение политики и идеологии. 5. Почему войну часто называют продолжением политики другими средствами?
Тема 13. Диалектика процесса познания
1. Познание как социально опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Человек как субъект познания. а) субъект и объект познания; б) проблема сознания в философии; в) общественное и индивидуальное сознание. 2. Чувственное отражение как деятельность социально-исторического субъекта и его роль в познании: а) единство образного и знакового в чувственном отражении; б) формы чувственного отражения. 3. Социально-историческая природа рационального знания, его связь с практикой: а) рациональное познание как качественно новая ступень постижения действительности; б) формы рационального познания; в) классический и неклассический идеалы рациональности. 4. Соотношение чувственного и рационального аспектов познания. 5. Творчество и интуиция. 6. Проблема истины в философии и науке: а) диалектика абсолютной и относительной истины; б) проблема критерия истины; в) истина и ценность в познании.
Рекомендуемая литература
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. – М., 1988. Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. – М., 1995. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. – М., 1994. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003. Ерунов Б.А. Гносеология и социальная психология (новые возможности человеческого познания). – СПб., 2007. Ильенков Э.В. Идеальное // Философская энциклопедия. Т.2. – М., 1962. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Ленин В.И. ПСС. – Т.18. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. – М., 1991. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности // Мамардашвили М. Необходимость себя. – М., 1996. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. – М., 1994. Патнэм Х. Разум, истина и история. – М., 2002. Портнов А.Н. Язык и сознание. Основные парадигмы исследование проблемы в философии XIX-XX вв. – Иваново, 1994. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989. Розанов В.В. Сочинения. – О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. – М., 1995. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб., 2003. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. – СПб., 1995. Хайдеггер М. Введение в метафизику. – СПб., 1997.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте необходимость познания как философскую проблему. 2. Определите основные параметры чувственного образа и его место в познавательной деятельности. 3. В чем состоит смысл дискуссии о первичных и вторичных качествах? 4. Раскройте основные параметры рационального знания, а также его связь с чувственным познанием. 5. Какую роль в познании играют творчество и интуиция?
Тема 14. Формы и методы философского познания
1. Категории философии как универсальные формы духовного освоения мира человеком: а) субстанциальные и атрибутивные категории (субстанция, материя, объект, субъект, пространство, время, движение); б) категории структуры (общее и единичное, сущность и явление, форма и содержание, часть и целое); в) категории детерминизма (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность); г) категории группы законов диалектики (различие, тождество, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, отрицание, снятие). 2. Диалектика как метод уяснения взаимоотношений человека и мира: а) основные принципы диалектики (принципы развития, детерминизма, историзма, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.); б) тождество диалектики, логики и теории познания; в) диалектика и формальная логика. 3. Герменевтика как метод осмысления бытия мира и человека: а) проблема объяснения и понимания в истории познания; б) тема языка в философской герменевтике; в) герменевтический круг (проблема взаимоотношения части и целого, текста и контекста в герменевтической традиции). 4. Феноменология как метод философского познания: а) интерпретация сознания в феноменологической традиции; б) проблема трансцендентального субъекта и метод феноменологической редукции; в) понятие “жизненного мира”.
Рекомендуемая литература
Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. – СПб., 1997. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998. Вэленс А. де. Феноменология Гуссерля и феноменология Гегеля // Феномен человека: Антология. – М., 1993. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М., 1997. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – М., 2000. Герменевтика и деконструкция. – СПб., 1999. Герменевтика: история и современность (критические очерки). – М., 1985. Гуссерль Э. Картезианские размышления. – СПб., 1998. Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти тт. – Т.4. Герменевтика и теория литературы. – М., 2001. Идеалистическая диалектика в XX столетии. – М., 1987. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. – М., 1984. Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Философская герменевтика и гуманитарные науки: Учебное пособие. – СПб., 2008. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. – М., 1999. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. – Л., 1988. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. Очерки феноменологической философии. – СПб., 1997. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995. Розанов В.В. Сочинения. – О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. – М., 1995. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Статьи. – М., 2008. Тисельтон Э. Герменевтика. – Черкассы, 2011. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. – СПб., 2001. Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. – М., 1994. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – СПб., 2004. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. – М., 2007.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоит отличие познавательной функции философии от познавательных функций конкретных наук? 2. Назовите основные этапы развития учения о категориях в истории философии. 3. Какова специфика действия законов диалектики в природной и социальной реальностях? 4. Какие реальности являются предметом первостепенного внимания философской герменевтики? 5. В чем состоит принципиальное отличие феноменологии Гуссерля от более ранних форм феноменологии?
Тема 15. Закономерности научного познания
1. Научное познание и его специфические признаки: а) отличие научного познания от ненаучного (мифологического, религиозного и т.д.); б) научное и обыденное сознание; в) специфика языка науки. 2. Строение и динамика научного знания: а) различие эмпирического и теоретического уровней познания по предметам, средствам и методам исследований, а также их взаимодействие; б) структура эмпирического и теоретического уровней познания; в) естественнонаучные картины мира и философские основания науки. 3. Логика, методология и методы научного познания: а) методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, аналогия, классификация; б) методы теоретического исследования: дедукция, моделирование, формализация; в) методы построения научной теории, научной картины мира. 4. Наука и ее роль в обществе: а) социальные функции науки; б) превращение науки в непосредственную производительную силу; в) этические нормы и ценности науки; г) свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Рекомендуемая литература
Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. – М., 1988. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (Становление и развитие первых научных программ). – М., 1980. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987. Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое. – СПб., 2005. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004. Зубов В.П. Из истории мировой науки: Избранные труды 1921-1963. – СПб., 2006. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Горизонты науки XXI века. Этюды философии науки. – М., 2006. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 2008. Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. – М., 1987. Кожурин А.Я. История науки (античность, средневековье, Ренессанс): Учебное пособие. – СПб., 2013. Кожурин А.Я. История науки (Новое и новейшее время): Учебное пособие. – СПб., 2013. Койре А. Очерки истории философской мысли (о влиянии философских концепций на развитие научных теорий). – М., 2003. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. Свасьян К.А. Становление европейской науки. – М., 2002. Светлов В.А. История научного метода. – М., 2008. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания. Космос Аристотеля и наука Нового времени. – Л., 1987. Страхов Н.Н. Мир как целое. – М., 2007. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М., 2007. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология» – М., 2007. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. – М., 1993. Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие признаки научности являются необходимыми? 2. Сформулируйте основные признаки научной картины мира. 3. Что такое метод и методология? Какие методы научного познания вам известны? 4. Проанализируйте социальные функции науки, ее роль в обществе, а также примеры ее взаимосвязи с этикой и правом. 5. На каком этапе наука превращается в непосредственную производительную силу и каковы социальные последствия данного процесса?
Тема 16. Особенности социогуманитарного познания.
1. Субъект и объект социогуманитарного познания: а) особенности философского, социологического и гуманитарного подходов к пониманию жизни и общества; б) понятия общественного бытия, бытия человека, общественного и индивидуального сознания – их взаимосвязь; в) деятельность как специфический способ существования социального. 2. Социальный детерминизм: а) структура и взаимосвязь человеческой деятельности и социально-исторической практики; б) обусловленность исторического процесса общественными и индивидуальными потребностями, интересами, целями. 3. Специфика гуманитарного познания: а) “науки о природе” и “науки о культуре” – генезис и особенности методологии; б) проблема объективной истины и ее критерии в социальном познании; в) понятие “факта” в гуманитарных науках. 4. Духовное производство: а) структура духовного производства; б) значение духовного производства в современном мире; в) система образования и воспитания в структуре духовного производства.
Рекомендуемая литература
Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. – СПб., 2000. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. – М., 2011. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. – СПб., 1995. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988. Грякалов А.А. Письмо и событие (эстетическая топография современности). – СПб., 2004. Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти т. – Т.1. Введение в науки о духе. – М., 2000. Дильтей В. Собрание сочинений в 6-ти т. – Т.3. Построение исторического мира в науках о духе. – М., 2004. Исупов К.Г. Русская философская культура. – СПб., 2010. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. Кожурин А.Я. Философские вопросы гуманитарного знания. Ч.I-II.: Учебное пособие – СПб., 2012. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. – М., 2004. Михайлов А.В. Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. – СПб., 2006. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – Т.1. – М., 1990. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. – СПб., 2004. Поппер К. Критика историцизма. – М., 1993. Рикер П. История и истина. – СПб., 2002. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. Розанов В.В. Собрание сочинений. Природа и история (Статьи и очерки 1904-1905 гг.). – М.; СПб., 2008. Смит Р. История гуманитарных наук. – М., 2008. Тойнби А. Исследование истории. Т.1-3. – СПб., 2006. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М., 1994. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х т. – Т.3. – М., 1999 Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994. Хайдеггер М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. – СПб., 2003.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем, на ваш взгляд, заключается различие объекта социогуманитарного и естественнонаучного познания? 2. Чем знания отличаются от ценностей? 3. Объясните различие философского, социологического и гуманитарного подходов к пониманию человека и общества. 4. Каковы исторические предпосылки формирования гуманитарных наук (“наук о культуре”)? 5. Какую роль играют образование и воспитание в системе духовного производства?
Тема 17. Духовно-практическое (аксиологическое) освоение мира человеком
1. Постановка проблемы ценностей в европейской философии. 2. Ценностные ориентации в системе миропонимания. Ценности, оценки и целеполагания. 3. Классификация ценностей. Ценности религиозные, этические, эстетические и т.д. Свобода как ценность. 4. Формирование ценностных ориентаций в процессе воспитания человека. 5. Образование как ценность.
Рекомендуемая литература
Бородай Ю.М. Эротика. Смерть. Табу: Трагедия человеческого сознания. – М., 1995. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. – СПб., 2000. Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. – М., 2008. Вебер М. Смысл “свободы от оценки” в социологической и экономической науке // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. Виндельбанд В. О свободе воли // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995. Витгенштейн Л. Культура и ценность // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. – М, 1994. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. – СПб., 1996 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. – М., 1994. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. – М., 2000. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. – М., 1967. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1996. Каган М.С. Философская теория ценностей. – СПб., 1997. Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания русской традиции просвещения. – СПб., 2008. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. – М., 2001. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994. Михайлов А.В. Из истории “нигилизма” // Михайлов А.В. Обратный перевод. – М., 2000. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1990. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М., 1991. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. Розанов В.В. Сумерки просвещения // Розанов В.В. Собрание сочинений. Эстетическое понимание истории (Статьи и очерки 1889-1897 гг.). Сумерки просвещения. – М.; СПб., 2009. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. – М., 2000. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценностей. – Киев, 1996. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. – СПб., 1999.
Вопросы для самоконтроля
1. Укажите особенности аксиологического способа освоения мира человеком, сравнительно с практическим и духовным способами отношения к миру. 2. Какие процессы в истории европейской культуры привели к оформлению аксиологии как особой дисциплины? 3. Можно ли классифицировать ценности, а если да, то каким образом? 4. Как возможно различение истинных и ложных ценностей? 5. Раскройте смысл образования и воспитания как ценности человеческой жизни и культуры?
Раздел III. Человек как феномен цивилизации и культуры
Тема 18. Человек, его сущность и существование
1. Специфика философского рассмотрения человека: а) философская концепция человека как основа наук о человеке; б) проблема человека в истории философии – основные этапы. 2. Антропосоциогенез, его комплексный характер: а) труд как фактор антропосоциогенеза (орудийная деятельность, производство); б) роль языка в процессе антропосоциогенеза и в формировании сознания; в) возникновение нравственности и регулирование брачных отношений как важнейшие этапы становления человека. 3. Природный и социальный аспекты человеческого существования. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека – их достоинства и ограниченность. 4. Конечность индивидуального человеческого существования. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. 5. Проблема смысла жизни в истории культуры и ее преломление в философских концепциях.
Рекомендуемая литература
Аверинцев С.С., Гальцева Р.А., Попов Ю.Н., Спиркин А.Г. Философская антропология // Философская энциклопедия. Т.5. – М., 1970. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Поздеева Н.В. Человек и мир его духовных потребностей. – СПб., 2007. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993. Бубер М. Проблема человека. – Киев, 1998. Выжлецов П.Г. Философская антропология: Введение. – СПб., 2006. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. – М., 1994. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М.; СПб., 2000. Ефимов Ю.И., Мозелов А.П., Стрельченко В.И. Современный дарвинизм и диалектика познания жизни. – Л., 1985. Кассирер Э. Опыт о человеке // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998. Кожурин А.Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. – СПб., 2005. Корольков А.А. Духовная антропология. – СПб., 2005. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб., 2008. Маркузе Г. Одномерный человек. – Киев, 1994. Мечников И.И. Этюды о природе человека. – М., 1961. Плеснер Х. Ступени органического в человеке: Введение в философскую антропологию. – М., 2004. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). – М., 2006. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. Рабош В.А., Зайцев Д.Ф. Философия человека: эволюция предмета и познавательно-образовательный потенциал: Учебное пособие. – СПб., 2004. Розанов В.В. Собрание сочинений. В темных религиозных лучах. – М., 1994. Смысл жизни в русской философии. – СПб., 1995 Феномен человека: Антология. – М., 1993. Философская и психологическая антропология / Под ред. А.А. Королькова. – СПб., 2009. Франк С.Л. Реальность и человек. – СПб., 1997. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.-Харьков, 2002. Фуко М. Забота о себе. – М.-Киев, 1998. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997. Чечулин А.В. Негативная антропология. – СПб., 1999. Это человек: Антология. – М., 1995. Юнг К.-Г. Человек и его символы. – М., 1997.
Вопросы для самоконтроля
1. Обозначьте основные этапы развития учения о человеке в истории философии. 2. Сформулируйте проблему сущности человека и основные этапы ее решения в философии XX века. 3. Какие причины обусловили процессы антропосоциогенеза? 4. Раскройте содержание понятия “смысл жизни”, а также варианты решения данной проблемы в различных философских концепциях. 5. Какие философские концепции ставили во главу угла конечность человеческого существования?
Тема 19. Личность
1. Содержание понятий “индивид”, “индивидуальность” и “личность”. 2. Личность и ее социальные роли. Роль личности в истории. 3. Концепция исторических типов личности в процессе взаимодействия человека и общества. 4. Диалектика исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии, их взаимная обусловленность. 5. Проблема воспитания и гармонического развития личности.
Рекомендуемая литература
Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М., 2001. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. – М., 2001. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Индивидуальность и личность в истории (дискуссия) // Одиссей. Человек в истории: личность и общество. 1990. – М., 1990. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т.1. – М., 1992. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. – М., 1976. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти т. – Т.II. – М., 1956. Соловьев Э.Ю. Личность и ситуация в социально-политическом анализе Маркса // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). – М., 1991. Сэв Л. Марксизм и теория личности. – М., 1972. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993. Хьелл Л., Зиглер Ф. Теории личности. – СПб., 2003. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. – М., 1990. Элиас Н. Общество индивидов. – М., 2001. Юнг К.Г. Психологические типы. – М., 1995.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите соотношение понятий “личность” и “индивидуальность”? 2. Какие факторы имеют решающее значение в процессе формирования личности? 3. Можно ли считать, что образование и просвещение обеспечивают формирование в человеке личностных качеств? Если да, то при каких условиях? 4. Рассмотрите проблему отчуждения личности.
Тема 20. Человек в системе культуры
1. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. 2. Единство, многообразие и взаимодействие культур. 3. Традиции общества и общественный прогресс. 4. Культура и цивилизация: а) культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития; б) цивилизация как социокультурное образование. 5. Современная цивилизация. Глобализация и столкновение цивилизаций как характерные для современного мира процессы.
Рекомендуемая литература
Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX – начала XX веков). – М., 2000. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. – М., 1994. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры: Избранные сочинения. – М., 2006. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М., 1985. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. Доусон К.Г. Религия и культура. – СПб., 2000. Звучащие смыслы. Альманах. – СПб., 2007. Зиммель Г. Избранное. – Т.1. Философия культуры. – М., 1996. Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. – М., 1994. Ильин В.Н. Эссе о русской культуре. – СПб., 1997. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.1-3. – М.; СПб., 2002. Кожурин А.Я., Кучина Л.И. Европейские культурфилософские концепции XIX-XX веков: Учебное пособие. – СПб., 2002. Кожурин К.Я. Английская культурология XX века: Учебное пособие. – СПб., 2004. Корольков А.А. Органика культуры. – Бийск, 2011. Культурология. XX век: Энциклопедия. Т.1-2 – СПб., 1998. Логика культуры. Антология. – СПб., 2009. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997. Ницше Ф. Рождение трагедии. – М., 2001. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991. Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. Розанов В.В. Собрание сочинений. Религия и культура (Статьи и очерки 1902-1903 гг.). – М.; СПб., 2008. Трубецкой Н.С. История. Язык. Культура. – М., 1995. Тэйлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. – М., 2004. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1993-1998. Шпет Г.Г. Философия и психология культуры. – М., 2007. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятия “культура”. 2. Укажите различия между культурой и цивилизацией. В каких философских концепциях данные понятия противопоставляются? 3. Какова взаимосвязь культура и творческой деятельности человека? 4. Возможно ли взаимовлияние и преемственность культур в историческом процессе? Если да, то каким образом оно осуществляется?
Тема 21. Настоящее и будущее человека
1. Проблема направленности исторического процесса: а) понятие общественного прогресса и его критерии; б) общественный прогресс как выражение деятельности преследующего свои цели человека; в) человек и исторические типы общественного прогресса. 2. Человек и глобальные проблемы современности: а) глобальные проблемы современности (экологические, демографические, экономические и т.д.) как результат развития технической цивилизации; б) границы человеческой свободы и проблема необратимости общественного прогресса. 3. Перспективы человека: а) взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего человека; б) предвидение будущего – необходимое условие существования и выживания современного человека; в) проблема достоверности предвидения будущего и практические последствия футурологических заблуждений.
Рекомендуемая литература
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 2004. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1993. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. – М., 2003. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека: Антология. – М., 1993. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб., 1993. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. – М., 2003. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. – М., 1995. Кайзерлинг Г. фон. Америка. Заря нового мира. – СПб., 2002. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. – СПб., 1999. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – Т.13. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. Пую Ю.В. Философия манипулирования: учебное пособие. – СПб., 2009. Розанов В.В. Собрание сочинений. Апокалипсис нашего времени. – М., 2000. Тоффлер О. Шок будущего. – М., 2003. Философия человека и процессы глобализации: Сборник научных статей. – СПб., 2006. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. – М., 2006. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. Хомский Н. Новый военный гуманизм: Уроки Косова. – М., 2002. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т. – Т.2. – М., 1989. Шмитт К. Новый “номос” Земли // Элементы. 1993. №3. Шпенглер О. Годы решений. – М., 2006. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Эрн В.Ф. Сочинения. – М., 1991.
Вопросы для самоконтроля
1. Выделите основные критерии прогрессивного развития общества. 2. В какой мере исторический тип общественного прогресса определяет свойства личности? 3. Существует ли взаимосвязь между сознательной деятельностью человека и общественным прогрессом? Если да, то в чем она выражается? 4. Почему прогресс технической цивилизации создает угрозу существованию человека? 5. Можно ли различить достоверную и ошибочную футурологическую концепции?
|