Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура
Личность может проявляться не только в межличностных отношениях, но и выйти за их пределы, за пределы существующих "здесь и теперь" связей с другими людьми. Психологи говорят о "вкладах" в других людей. В нас вкладывают себя наши родители. Учитель вкладывает себя в своих учеников, музыкант в слушателя, артист в зрителя, писатель в читателя и т.д. Проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова. Проанализировав современные исследования и проведя сравнение наборов слов русского, грузинского и болгарского языков, используемых для описания личностных особенностей, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, подсистемы которой он рассматривает как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления системных качеств. Он говорит о существовании 4-х подструктур личности. 1. Биологическая подструктура. Он ее называл "биопсихические свойства". Сюда относятся темперамент, половые, возрастные свойства, патологические особенности. 2. Психологическая подструктура. Или по его терминологии "индивидуальные особенности психических процессов". Сюда относятся индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, чувств, воли). 3. Подструктура социального опыта. Это личный опыт, знания, навыки, привычки. 4. Подструктура направленности личности. Это влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира, убеждение и мировоззрение. Нужные черты, входящие в 1-ю подструктуру формируются путем тренировки, правильнее говорить переделываются, если эта переделка вообще возможна. Здесь большую роль играет компенсация. 2-я подструктура, взаимодействуя со всеми остальными, формируется в основном путем упражнения. 3-я формируется в обучении. 4-я формируется путем воспитания. По мнению К.К.Платонова эти подструктуры различаются по "удельному весу" социального и биологического содержаний. В направленности личности биологического почти нет, а в 1-ой подструктуре почти нет социального. В подструктуре социального опыта значительно больше социального, но во 2-ой он говорит: чаще больше социального. На вопрос о структуре личности искали ответ и зарубежные авторы. Одной из первых и наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р.Кеттелом. Следующий подход, основанный на клинических данных. Пример: структурная модель личности, реализованная в миннесотском многоаспектном личностном опроснике. В ее основу положены различные формы психиатрических расстройств. Психоанализ Фрейд З. (30 годы 20 века) Согласно Фрейду поведение человека подчинено двум принципам: 1 – принцип удовольствия (сексуальные влечения) 2 – принцип реальности. Заключается в вызванной вызванной требованиями общества в необходимости подавления сексуальных влечений. Столкновение двух принципов приводит к вытеснению неудовлетворенных сексуальных влечений в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека. 3 компонента психической структуры личности: 1- оно, 2- я, 3 – сверх-я. Оно – это слепые инстинкты, стремящиеся к немедленному удовлетворению независимо от внешней среды. Я – это механизм, обеспечивающий человеку приспособления к внешней среде. Сверх-я – это моральные стандарты, запреты и поощрение, усвоенные бессознательно в процессе восприятия. Они проявляются в виде совести и могут вызывать чувство вины и страха. Требование оно и сверх-я несовместимы, поэтому человек неизбежно прибывает в состоянии конфликта самим собой. В качестве механизма Фрейд выделил вытеснение и сублимацию. В гуманистической психологии структуру личности отождествляют со структурой "Я", где максимально представлено самосознание индивида. К.Роджерс представил структуру "Я" – концепции. 1. Реальное Я – как вижу себя в настоящий момент. 2. Динамическое Я – каким стремилось стать в ближайшее время. 3. Идеальное Я – то, каким должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы и социальные ценности. 4. Фантастическое Я – кем, каким хотел бы стать, если бы это было возможно. Сюда можно добавить еще очень большой перечень всевозможных Я: антиидеальное Я, физическое Я, духовное Я и т.д., но эти 4 являются основным. Date: 2015-11-15; view: 493; Нарушение авторских прав |