Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания переводчика

 

1. Греческо-русский словарь Вейсмана указывает такие значения слова α†ρησiς: взятие, завоевание; выбор (например, избрание на определенную должность и т.д.). К последнему смыслу даются уточнения: расположение к кому-либо; решимость, намерение; избранный образ жизни или мыслей, философская или религиозная секта.

2. Св. Иустин (Юстин) Мученик, прозванный Философом, и Татиан Ассириец - ранние христианские апологеты II в. В частности, Татиан, ученик Иустина-Философа, утверждал полную несовместимость христианства и греческой философии. В своей «Речи против эллинов» он говорил, что «все греческое - от лукавого, и все положительное в греческой философии придумано не греками, но заимствовано ими от других народов; Платон же почерпнул свою мудрость у Моисея» (Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс - Москва, 1992. С. 50).

3. Здесь Адо допускает неточность; книга «Трагедия философии» написана о. Сергием Булгаковым в 50-летнем возрасте. Можно, правда, назвать ее работой богословской молодости мыслителя, так как ею отмечено начало длительной трансформации его философского творчества в собственно богословское.

4. Еще одна незначительная неточность. Первая книга Булгакова называлась «О рынках при капиталистическом производстве» (1897). Другое указанное Адо произведение вышло в свет в двух томах в 1900 г.

5. Неточность: о. Сергий был выслан из советской России в 1922 г. и в последние дни декабря этого года морем уехал из Крыма в Константинополь. Адо слишком кратко указывает вехи его эмиграции, опуская ее пражский период, когда Булгаков в течение двух лет был профессором церковного права и богословия на юридическом факультете Русского Научного Института.

6. Большая трилогия основных богословских трудов о. Сергия, включающая три части («Агнец Божий», «Утешитель» и «Невеста Агнца»), имеет подзаголовок «О Богочеловечестве». Малая трилогия («Неопалимая Купина», «Друг Жениха» и «Лествица Иакова») общего подзаголовка не имеет. См.: Памяти о. Сергия Булгакова. Париж, 1945. С. 35.

7. «Модализм» - вид тринитарных ересей, сводящих различные лица Святой Троицы к одной ипостаси. Происходит от лат. modus. Св. Троица тем самым сводилась модалистами к моноипостасному ее истолкованию. Ниже Адо будет говорить о необходимой связи у Булгакова таких понятий, как монизм, система и модализм применительно к философии. В книге русского философа дается такое определение модализма: «Модализм, наиболее известный в учении Савеллия как савеллианство, признавал три божественных лица лишь за разные явления (модусы) одного и того же Бога, в существе своем единоипостасного (во 2-м веке Праксей, в 3-м Ноэт, Берилл, Савеллий, Павел Самосатский)» (Ук. соч. с. 329). Об этих исторических фигурах и их взглядах см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II. История церкви в период до Константина Великого. М., 1994. С. 309-320. Содержательная сторона модализма кратко изложена в кн.: Иоанн Мейендорф прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс; М., 1992. С. 155-156.

8. В оригинале текста Адо стоит Оrthodoxie, что означает также и Православие. Однако мы решились перевести несколько более широко («правоверие»), что ближе к буквальным смыслам (орто и докса) этого слова.

9. Кеносис (κένωσiς) - термин Св. Писания (Флп. 2,7) и отцов Церкви. Кеносис - снисхождение Бога к тварному миру, совершаемое по преизбытку любви к нему. Ап. Павел выразил суть кеносиса в таких словах: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничтожил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 6-8).

10. См. выше примечание № 7.

11. Греческое слово οƒκονομία, обычный смысл которого - «управление хозяйством, домом», в словаре святых отцов для отличия от «экономии» пишется как «икономия». Вот как патристический смысл этого выражения определяет В.В. Болотов: «В специальном он означал воплощение Христа; в широком же смысле - все отношение Бога к миру и самое воплощение как часть в этом целом» (Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. М., 1994. С. 306-307).

12. Термин Ñμοούσiος - ключевой в православии, причем как в богословии, так и в культе и в самой церковной истории тринитарных споров. Христологический догмат и догмат Триединства с этим словом («Троица единосущая и нераздельная, единица триипостасная и соприсносущая») были установлены первым вселенским церковным Собором в Никее 325 г. Вот как оценивает значение этого слова (по-русски «единосущный», homousie - «единосущие») П.А. Флоренский: «Единым словом "Ñμοούσiος" был выражен не только христологический догмат, но и церковная оценка рассудочных законов мышления» (Флоренский П.А. Собр. соч. Т. 1. Столп и утверждение истины (I). М., 1990. С. 54). Нужен был новый технический термин для фиксации позиции между модализмом и троебожием. Его и ввел в православие св. Афанасий Великий (о нем речь идет у П. Адо чуть ниже), который не побоялся его небиблейского происхождения в своей трудной борьбе с арианством. «Для него, - пишет прот. Иоанн Мейендорф, - единосущие было боевым кличем, от которого зависела судьба православия и наше спасение» (Цит. соч. С. 115). Адо корректно, хотя и предельно кратко, изложил здесь суть православного учения о Троичности (сравни с изложением учения о триединстве в «Столпе» П. Флоренского. - Ук. соч. С. 51-58).

13. Григорий Богослов, или Григорий Назианзин (329-389), сын епископа г. Назианза, отец Церкви, сподвижник Василия Великого, один из трех «вселенских учителей» восточного христианства, внес большой вклад в решение тринитарной проблемы, определившее толкование главных догматов Церкви. См. о нем: Христианство. Энциклопедический словарь Т. 1. М., 1993. С. 442-444.

14. Равессон-Мольен (Ravaisson-Mollien) Феликс (1813-1900) - французский философ, блестящий исследователь и толкователь метафизики Аристотеля, великолепный стилист, был близок к Шеллингу, с которым интенсивно общался в Мюнхене. Повлиял на А. Бергсона, который написал о нем интересную статью. См.: Бергсон А. Жизнь и творчество Равессона // Историко-философский ежегодник 2001. М., 2003. С. 193-217.

15. Лелий Социн (Sozzini) (1525-1562) - известный богослов-антитринитарий, повлиявший на своего племянника Фауста Социна (1539-1604), ставшего основателем радикальной рационалистической секты в европейском протестантизме XVI-XVII вв. Наибольшее распространение эта секта получила в Восточной Европе, но общины социниан были и в Германии, Англии, Голландии и др. странах.

16. Речь идет об одном социанианце по имени Виссоватий (Вишоватый Анджей, 1608-1678), который был главой общины социниан, изгнанных в 1658 г. из Польши. С его учением арианского толка Лейбниц полемизирует в своей работе «Ответ на возражения Виссоватия против Троицы и воплощения Бога высочайшего» (Женева, 1768). Это место дано нами с курсивом, опущенным у Адо. Вот его перевод: «Ибо един дух, который, когда он рефлектируется в себя самого, есть то, что постигает, что постигается, а также то, что постигает и постигается» (См.: Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 1. СПб., 2000. С. 387, С. 657-658; Пер. с лат. М.Г. Ермаковой и А.П. Ш

[1] Ps. Hippolyte. Elenchos. Ed. Wendland, 1916, p, 3. 18-21; 4, 7-9.

[2] Tertullianus. Adv. Marc., V, 19.

[3] De anima, 23.

[4] De praescrit., 7.

[5] Apologeticum, XLVII, 2. Ėd. et trad. J. P. Waltzing - A. Severyns. Paris, 1929. P. 98.

[6] Исследование христианской традиции утверждения приоритета Моисея над греческими писателями дается в работе: Pépin J. Le ‘Challenge' Homère-Moïse aux premiers siècles // Revue des Sciences religieuses. Strasbourg, 1955. P. 105-122 и особенно P. 105-114.

[7] См.: Molland E. Three passages in St. Augustine // Seria Eitremiana, Oslo, 1942. P. 112-117.

[8] Apologeticum, XLVII, 3.

[9] Ibid., XLVII, 8.

[10] Apologeticum, XLVII, 9.

[11] Русская рукопись книги не была опубликована. Книга была издана только в немецком переводе, выполненном Александром Креслингом: Die Tragödie der Philosophie. Darmstadt. 1927. Otto Reichl Verlag. Биографическую справку о Сергии Булгакове дает Лев Зандер (Irenikon, n. 2, 1946. P. 168-185). Критический анализ творчества Булгакова дает В.В. Зеньковский (Zenkovski B. Histoire de la philosophie russe. II, Paris, 1955). Мы также составили небольшую заметку о творчестве этого русского философа и богослова: Hadot P. La Sagesse divine et la Théanthropie // Dictionnaire des Œuvres (éd. Laffont-Bompiani) T. IV. 1954.

[12] Bulgakow S. Die Tragödie der Philosophie. S. 11-12. (C. 312-313).

[13] Ibid. S. 14.

[14] Ibid., S. 37 (С. 329).

[15] Ibid., S. 328 (С. 518).

[16] Ibid., S. 180.

[17] Ibid., S. 181.

[18] Ibid., S. 142 (С. 394).

[19] Ibid., S. 142.

[20] Ibid., S. 143 (С. 395).

[21] Ibid., S. 184.

[22] Ibid., S. 184-185. (С. 422).

[23] Ibid., S. 188 (С. 424).

[24] Ibid., S. 29.

[25] Ibid., S. 38 (С. 329).

[26] Shelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung. 1858. Bd. IV. S. 67, лекция 21-я (здесь и в предыдущей сноске у Адо ошибка: речь идет о 26-й лекции. См. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения. Т. 2. СПб., 2002. С. 77 и С. 76. - В.В.).

[27] Ibid, S. 66.

[28] Выражение Владимира Янкелевича для характеристики Триединства (Dreienheit) Шеллингом. Янкелевич дает превосходный комментарий к развитию данной темы Шеллингом. См.: Jankélévitch V. L'Odyseé de la Conscience dans la dernière philosophie de Schelling. P., 1933. P. 340.

[29] Ibid., P. 6.

[30] Oratio, XXIII, 8, P. G., 35, 1160 c. 9. Cf. Oratio, XXIX, P. G. 36, 76 b 9; Pseudo-Athanase. Contra Arianos, IV, 10; Ambroise de Milan. De fide. I, 1.

[31] Ravaisson F. Testament philosophique. Paris, 1933. P. 121.

[32] Schelling F. W. J. Philosophie der Offenbarung. 1858. T. III. P. 314 (лекция 15-ая).(См. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. Т.1. СПб., 2000. С. 386-387. - В.В.)

[33] Ibid., S. 315.

[34] См.: Jankélévitch V. Op. cit. P. 36-37.

[35] Ibid., P.187.

[36] Bulgakov S. Du Verbe incarné. P., 1943. P. 17-19.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Порядок разработки инструкций по охране труда | Несколько слов о философии скуки

Date: 2015-11-15; view: 184; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию