Солнце и поэт
Впервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году
Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии.
1. Марш 2. Рассказ о бегстве генерала Врангеля 3. Героям Перекопской битвы 4. Наша земля 5. Здесь будет город-сад 6. Разговор с товарищем Лениным
Солнце и поэт
Три первых номера воплощают образы революционной борьбы, гражданской войны и завершаются победой революции. Сильно, энергично, без единого такта вступления, сразу с необычного типа декламации солирующего баса — с ораторской речи-приказа: «Разворачивайтесь в марше!»— начинается оратория:

Этот «Марш» — монументальная фреска, запечатлевшая грандиозные события революции. Звучание большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создают атмосферу напряженную, героическую и торжественную.
Второй номер — «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» — содержит черты театрального действия. Солист рассказывает — не поет (в его партии указан только ритм, вне звуковысотности) — о бегстве из Севастополя белогвардейцев. Рассказ ведется на фоне и в чередовании с хором «Ныне отпущаеши»(Молитва Симеона Богоприимца)— отпеванием белой армии. А затем появляется и Врангель, который — «под пули в лодку прыгнул».
Третий номер — гимн «Героям перекопской битвы» — торжественный, по-русски песенный и величавый, с плавным и широким разливом мелодии, перекликающейся с песнями гражданской войны. Этот номер является продолжением картины национальной катастрофы. «Герои,
вымыв землю своею кровью, разгромили» собратьев. В его основе лежит жанр массовой песни. Приёмы симфонического развития тематического материала приводят к
трагически (appassionato) звучащей кульминации и коде: подвиг героев прославлен в веках.
Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нем раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле. Проникновенный монолог баса — «Наша земля» — сосредоточенное раздумье о Родине:
Землю,где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся,—но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя.
Оркестровое вступление основано на теме в характере русских инструментальных наигрышей. Она воспроизводит родной пейзаж, образ Родины:

В заключительной разделе монолога главная мысль утверждается в музыке активно-действенной, сурово-героической с оттенком маршевости:

5. «Здесь будет город-сад» — для солистки (меццо-сопрано) и смешанного хора — запечатлевает образ советского человека-созидателя, мысль которого обращена в будущее. Сосредоточенное раздумье предшествующего монолога сменяется сценой-действием. Светло, уверенно, величаво звучат заключительные стихи в партии солистки, сопровождаемой хором и оркестром:
Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!
6. Среднюю часть оратории завершает, как и начальную, монолог баса — «Разговор с товарищем Лениным»:
Грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев. Двое в комнате. Я и Ленин — фотографией на белой стене.
Монолог — осмысление происшедших событий современности и грядущего. Здесь несколько мыслей-образов, смена резко контрастных эмоциональных состояний. Сурова и сдержанна декламационная лирическая мелодия солиста вначале. Но главный образ, завершающий этот разговор,— героический. Он возникает в последней строфе текста:
Товарищ Ленин, по фабрикам дымным, по землям, покрытым снегом и жнивьем, вашим, товарищ, сердцем и именем думаем, дышим, боремся и живем!..
Последний раздел оратории — ее финал «Солнце и поэт». Как и в предыдущем номере, в нем воплощен образ поэта-гражданина, отдающего себя делу революции, созидающего вместе со своим народом новый, светлый мир. Само солнце — жизнь берет его в союзники:
Пойдем, поэт, взорлим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами.
Это монументальный оркестрово-хоровой номер с участием солиста. Огромную роль в музыке играет тема ликующего звона колоколов, придающая ей торжественный, солнечный характер. Завершается произведение ораторской мелодией — декламацией солиста и хора, утверждающей жизнь, солнце, деятельное служение людям:
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!
Date: 2015-10-21; view: 414; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|