Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Солнце и поэтВпервые на сцене оно было поставлено режиссером Э. Пасынковым в Новосибирском академическом театре оперы и балета в 1961 году Появление «Патетической оратории» было крупным событием в советской музыке. В 1960 году оратория была удостоена Ленинской премии. 1. Марш Солнце и поэт Три первых номера воплощают образы революционной борьбы, гражданской войны и завершаются победой революции. Сильно, энергично, без единого такта вступления, сразу с необычного типа декламации солирующего баса — с ораторской речи-приказа: «Разворачивайтесь в марше!»— начинается оратория: Этот «Марш» — монументальная фреска, запечатлевшая грандиозные события революции. Звучание большого смешанного хора в сопровождении маршевой поступи оркестра с яркими фанфарными возгласами труб создают атмосферу напряженную, героическую и торжественную. Второй номер — «Рассказ о бегстве генерала Врангеля» — содержит черты театрального действия. Солист рассказывает — не поет (в его партии указан только ритм, вне звуковысотности) — о бегстве из Севастополя белогвардейцев. Рассказ ведется на фоне и в чередовании с хором «Ныне отпущаеши»(Молитва Симеона Богоприимца)— отпеванием белой армии. А затем появляется и Врангель, который — «под пули в лодку прыгнул».
Третий номер — гимн «Героям перекопской битвы» — торжественный, по-русски песенный и величавый, с плавным и широким разливом мелодии, перекликающейся с песнями гражданской войны. Этот номер является продолжением картины национальной катастрофы. «Герои, вымыв землю своею кровью, разгромили» собратьев. В его основе лежит жанр массовой песни. Приёмы симфонического развития тематического материала приводят к трагически (appassionato) звучащей кульминации и коде: подвиг героев прославлен в веках. Следующие номера образуют средний раздел оратории. В нем раскрывается образ советского человека в его глубокой любви к Родине, к родной русской земле. Проникновенный монолог баса — «Наша земля» — сосредоточенное раздумье о Родине: Землю,где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся,—но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя. Оркестровое вступление основано на теме в характере русских инструментальных наигрышей. Она воспроизводит родной пейзаж, образ Родины: В заключительной разделе монолога главная мысль утверждается в музыке активно-действенной, сурово-героической с оттенком маршевости:
5. «Здесь будет город-сад» — для солистки (меццо-сопрано) и смешанного хора — запечатлевает образ советского человека-созидателя, мысль которого обращена в будущее. Сосредоточенное раздумье предшествующего монолога сменяется сценой-действием. Светло, уверенно, величаво звучат заключительные стихи в партии солистки, сопровождаемой хором и оркестром: Я знаю —
6. Среднюю часть оратории завершает, как и начальную, монолог баса — «Разговор с товарищем Лениным»: Грудой дел, Монолог — осмысление происшедших событий современности и грядущего. Здесь несколько мыслей-образов, смена резко контрастных эмоциональных состояний. Сурова и сдержанна декламационная лирическая мелодия солиста вначале. Но главный образ, завершающий этот разговор,— героический. Он возникает в последней строфе текста: Товарищ Ленин,
Пойдем, поэт, Это монументальный оркестрово-хоровой номер с участием солиста. Огромную роль в музыке играет тема ликующего звона колоколов, придающая ей торжественный, солнечный характер. Завершается произведение ораторской мелодией — декламацией солиста и хора, утверждающей жизнь, солнце, деятельное служение людям: Светить всегда,
|