Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сочинения





 

Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М., 1991.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подг. текста и коммент. Н.К. Гудзия, В.Е. Гусева, А.С. Елеонской, А.И. Мазунина, В.И. Малышева, Н.С. Сарафановой; вступ. ст. В.Е. Гусева; под общ. ред. Н.К. Гудзия. М., 1960.

Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1.

Памятники старообрядческой письменности / Подг. текстов Н.Ю. Бубнова, Н.С. Демковой, О.В. Чумичёвой. СПб., 2000.

Протопоп Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951.

Пустозёрская проза: Сборник / Сост., предисл., коммент., перев. отдельных фрагментов М.Б. Плюхановой. М., 1989.

Пустозёрские узники – свидетели Истины: Сборник/ Сост., предисл., коммент., оформл. под общ. ред. епископа Зосимы. Ростов н/Д., 2009.

Пустозёрский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания / Изд. подг. Н.С. Демкова, Н.Ф. Дробленкова, Л.И. Сазонова. Л., 1975.

 

Литература

 

Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из умственной жизни русского общества в XVII веке. 2‑е изд. СПб., 1900.

Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. СПб., 1995.

Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.

Денисов С. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисиевичем (князем Мышецким). М., 2003.

Заволоко И.Н. Странник, идущий в гору. Рига, 2004.

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В 2 т. М., 2006.

Каптерев Η.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов: Время патриарха Иосифа. М., 2003.

Каптерев Η.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. М., 1996.

Кириллов И.А. Правда старой веры. Барнаул, 2008.

Клибанов А.И. Протопоп Аввакум как культурно‑историческое явление // История СССР. 1973. № 1. С. 76–98.

Кожурин К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007.

Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. М., 2003.

Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 277–322.

Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые Н. И. Субботиным. М., 1874–1895. Т. I–IX.

Мякотин В.А. Протопоп Аввакум, его жизнь и деятельность: Биографический очерк. СПб., 1893.

Никольский В.К. Сибирская ссылка протопопа Аввакума // Учёные записки Института истории (РАНИИОН). М., 1927. Т. 2.

Панченко А.М. Аввакум как новатор//Русская литература. 1982. № 4. С. 142–152.

Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М., 2010.

Понырко Н.В. Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова: Тексты, статьи, комментарии. СПб., 2010.

Робинсон А.Н. Жизнеописание Аввакума и Епифания. М., 1963.

Шашков А.Т. Из истории сибирской ссылки протопопа Аввакума // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сборник научных трудов. Вып. 3. М., 2004.

Ярош К. Характеры былого времени: Протопоп Аввакум. Харьков, 1898.

 

Основные даты жизни и деятельности протопопа Аввакума Петрова [77]

 

1620, 25 ноября – рождение Аввакума в селе Григорове Закудемского стана Нижегородского уезда, в семье священника местной церкви Петра Кондратьева и его супруги Марии.

1636 – смерть отца Аввакума попа Петра.

1638 – женитьба семнадцатилетнего Аввакума на четырнадцатилетней дочери григоровского кузнеца Анастасии Марковне.

1642 – Аввакум рукоположён в диаконы церкви Рождества Христова в селе Лопатищи.

1644 – Аввакум поставлен в священники лопатищинской церкви. В этом же году у него родился старший сын Иван.

1645, июнь (?) – рождение дочери Аввакума Агриппины.

12 июля – смерть царя Михаила Феодоровича.

13 июля – вступление на престол царя Алексея Михайловича. В Москве образуется кружок «боголюбцев».

1647, лето – первое бегство Аввакума в Москву.

Сентябрь – возвращение Аввакума в Лопатищи.

1648 – рождение сына Аввакума Прокопия.

1649, 17 января – приезд в Москву Паисия, патриарха Иерусалимского, указавшего на различия в церковных обрядах русских и греков.

19 марта – Никон посвящён в митрополиты Новгородские.

1651, 9 февраля – введение единогласного пения в монастырях и приходских церквах.

1652, 23 марта – Аввакум назначен протопопом в собор Входа Господня во Иерусалим в городе Юрьевец‑Повольский.

15 апреля – смерть патриарха Иосифа.

Май – бегство Аввакума в Москву.

25 июля – митрополит Никон возведён в патриархи.

1653, 11 февраля – выход Псалтыря с молитвословом, где были исключены разделы о 16 поклонах при произнесении молитвы преподобного Ефрема Сирина во время великопостной службы и о крестном знамении.

Между 20 и 27 февраля – «Память» патриарха Никона протопопу Казанского собора Ивану Неронову о введении трёхперстного крестного знамения и об уменьшении числа земных поклонов при исполнении молитвы Ефрема Сирина во время великопостной службы.

С августа – начало разгрома движения «боголюбцев», сослано более 10 протопопов, лидеров движения. По стране сослано множество священников и мирян, сторонников «боголюбцев», некоторые из сосланных казнены.

4 августа – арест Ивана Неронова и заключение в Новоспасском монастыре «под крепким началом».

После 7 августа – Аввакум и Даниил Костромской пишут челобитную царю, прося за Ивана Неронова.

12 августа – Аввакум в Казанском соборе «…чел поучение на паперти… лишние слова говорил, что и не подобает говорить».

13 августа, «на завтрене первого часа» – Аввакум был взят под стражу Борисом Нелединским со стрельцами из сушила во дворе Неронова во время совершения «всенощнаго» и доставлен на Патриарший двор, где посажен на цепь.

14 августа – скованный Аввакум отвезён на телеге в Андроньев монастырь.

1 сентября – написана память Патриаршего двора – по указу царя и по приказу Никона «Входу Иеросалимского отставленаго протопопа» Аввакума с семьёй «за ево многое безчинство» сослать в «Сибирский город на Лену» в «Якутский острог».

8 сентября – рождение у Аввакума сына Корнилия.

15 сентября – Аввакум привезён в Успенский собор для расстрижения, но по просьбе царя расстрижение не состоялось.

17 сентября – Аввакум с семьёй отправился в ссылку в Сибирь.

Конец декабря – прибытие Аввакума в Тобольск.

1654, февраль – май – собор в Москве об исправлении церковных книг. Павел, епископ Коломенский, арестован и сослан в Новгородский край.

С мая – патриарх Никон фактически становится правителем Русского государства в отсутствие царя, отправившегося на войну с Польшей.

2 августа – полное солнечное затмение, истолкованное в народе как предзнаменование будущих несчастий Русского государства.

25 августа – бунт против Никона во время чумы. Один из лозунгов восставших: «Патриарх ненадёжен в вере и действует не лучше еретиков и иконоборцев».

1655, 25–31 марта – церковный собор в Москве против двоеперстия.

27 июня – в Тобольске получена царская грамота о переводе Аввакума с семьёй под стражей в Якутский острог с запрещением служить литургию.

29 июня – Аввакум с семьёй отправлен в Енисейский острог. Аввакум живёт в Енисейске, где в это время формируется даурский полк воеводы А.Ф. Пашкова.

1656, 3 апреля – мученическая кончина епископа Павла Коломенского.

23 апреля–2 июня – на соборе в Москве одобрена новопечатная книга «Скрижаль», осудившая двоеперстие, и провозглашено отлучение не повинующимся церкви последователям двоеперстия.

18 июля – экспедиция Пашкова отправилась в путь.

15 сентября – Аввакум прибыл в отряде Афанасия Пашкова на Долгий порог, где был бит палачом кнутом по спине и по бокам (72 удара) за «малое писанейце», посланное Пашкову и осуждающее воеводу за грубость и жестокость в обращении с людьми.

1 октября – отряд Пашкова прибыл в Братский острог. Аввакум заключён в «студёную тюрьму» – башню Братского острога, где сидел до Филиппова поста (15 ноября).

1657, лето – прибытие отряда Пашкова на Байкал.

Октябрь – полк Пашкова добрался до озера Иргень.

1658, конец зимы – весна – Пашков выходит к реке Ингоде.

Начало июня – полк Пашкова достиг устья реки Нерчи. Голод, смерть малолетнего сына Аввакума.

10 июля – Никон оставил патриаршество.

1660, начало весны – остатки отряда Пашкова уходят обратно на Иргень.

1662, 12 мая – сын боярский И.Б. Толбузин, назначенный нерчинским воеводой вместо А.Ф. Пашкова, принял от последнего в Иргенском остроге его даурский отряд и привёз царскую грамоту с приказом Аввакуму «ехать на Русь».

25 июля – восстание в Москве (так называемый Медный бунт).

Лето – Аввакум на Байкале.

Конец года – Аввакум со спутниками достигает Енисейска.

1663, конец июня – Аввакум прибыл в Тобольск, где оставался до середины февраля 1664 года.

1664, весна – прибытие Аввакума в Москву.

Лето – Аввакум имел «наедине» беседы с царским духовником протопопом Лукьяном Кирилловым, архиепископом Иларионом и окольничим Ф.М. Ртищевым «о сложении перстов, и о трегубой аллилуии, и о прочих догматех» старых и «нынешних нововводных».

27 июля – окольничий Ф.М. Ртищев обратился к Аввакуму с вопросом: «достоит» ли «учитися риторике, диалектике и философии?». Аввакум ответил письмом («Собрание от божественных писаний протопопа Аввакума Петрова»).

29 августа – Аввакума с семьёй и домочадцами повезли в Пустозёрский острог.

Октябрь – Аввакум «с великою нуждею доволокся до Колмогор» и отсюда написал челобитную царю (третью) с просьбой не везти его с семьёй в Пустозёрск из‑за трудности зимнего пути, а оставить «зде, на Колмогорах» или «как твоя государева воля».

21 ноября – юродивый Киприан подал царю третью челобитную Аввакума.

29 декабря – Аввакум привезён с семьей и домочадцами (всего 12 человек) на Мезень.

1665 – у Аввакума родился младший сын Афанасий.

Конец 1665 – начало 1666 – арест вождей старообрядческой оппозиции (священник Лазарь, диакон Феодор, поп Никита Добрынин, игумен Сергий Салтыков, старец Герасим Фирсов, архимандрит Антоний, старец Ефрем Потёмкин).

1666, 1 марта – Аввакум привезён в Москву вместе с сыновьями Иваном и Прокопием.

Между 1 и 9 марта – Аввакум находился на увещании у митрополита Павла Крутицкого.

9 марта – Аввакум послан «под начал» в Боровский Пафнутьев монастырь.

29 апреля – открытие первой части Московского собора под председательством царя Алексея Михайловича. На соборе были подтверждены Никоновы нововведения и преданы анафеме защитники старых обрядов.

13 мая – Аввакум и диакон Феодор были расстрижены и преданы церковному проклятию в Успенском соборе. В свою очередь, Аввакум и Феодор при всём народе прокляли своих гонителей.

15 мая – Аввакум привезён с попом Никитой Добрыниным и диаконом Феодором в Никольский монастырь на Угреши и помещён под церковью в отдельную «палатку студёную над ледником».

24 мая – видение Аввакуму (в «Вознесеньев день», в полночь, во время чтения наизусть утреннего Евангелия) Богородицы и Христа с «силами многими», сказавшего: «Не бойся, Аз есмь с тобою!»

8 июля, «на зоре» – Аввакума тайно навестили и имели с ним разговор через окно сыновья Иван и Прокопий и племянник Макар.

3 сентября – Аввакум выехал из Угрешского монастыря под конвоем стрелецкого полуголовы Г.О. Салова, четырёх стрельцов (десятника Никифора Данилова, трёх рядовых) и двух денщиков в Боровский Пафнутьев монастырь.

28 ноября – открытие Большого Московского собора 1666–1667 годов с участием «вселенских» патриархов.

12 декабря – низведён с патриаршества Никон.

1667, 30 января – диакон ярославский Козьма от имени Павла Крутицкого и Илариона Рязанского уговаривал Аввакума «и приходил к нему пьян ночью, хотел извести его».

10 февраля – возведён в патриархи Иоасаф II.

Между 10 февраля и 10 июля – напечатан «Жезл правления» Симеона Полоцкого, в котором даётся характеристика деятельности протопопа Аввакума и его единомышленников: «…ныне же новоявлшимися отступники Никитою, Аввакумом, Лазарем, Феодором, Феоктистом, Спиридоном со суемудреными пустынниками и прочиими оторгнувшимися от единства церкви и своя богоненавидимая блядилища составляющими и строящыми… Велия буря и нестерпимое волнение ударяет ныне на храмину божественныя церкви чрез злохульныя уста Никитины и его единомысленников: Лазаря попа, Аввакума, Феодора диакона и прочих, клевещущих, яко несть предание святых отец, еже треми персты первыми крест святый на себе воображати православным людем».

13 мая – на Большом Московском соборе были торжественно преданы проклятию древлеправославные церковные чины и обряды, свято хранимые Русской Церковью до лет патриаршества Никона. Начало раскола Русской Церкви.

17 июля – приговор собора в отношении Аввакума, Лазаря («паки… проклятию предаша») и инока Епифания («проклятию предаша, и иночества обнажиша, и острищи повелеша, и осудиша отослати к грацкому суду»).

5 августа – допрос архимандритами Филаретом Владимирским, Иосифом Хутынским и Сергием Ярославским Аввакума, Лазаря и Епифания. «А по допросу Аввакум подал письмо своей руки».

26 августа – указ о ссылке протопопов Аввакума и Никифора, попа Лазаря и инока Епифания в Пустозёрск с сотником Фёдором Акишевым и десятью стрельцами приказа Василия Бухвостова.

30–31 августа – Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания из села Братошина повезли на «ямских подводах» в Пустозёрский острог.

12 декабря – Аввакума, Никифора, Лазаря и Епифания привезли в Пустозёрск и поместили «порознь, очистя пустозёрских крестьян избы, по одному человеку в ызбе», за караулом сотника Ф. Акишева и девяти стрельцов.

1668, 22 июня – стряпчий Игнатий Волохов начал осаду Соловецкого монастыря. Начало «Соловецкого сидения». Пустозёрской четвёркой одобрена книга диакона Феодора «Ответ православных».

1669, в ночь с четверга на пятницу второй недели Великого поста – видение Аввакуму (после более десятидневного воздержания от пищи): Бог «за темничное сидение» «вместил» в него («покорил» ему) «небо и землю, и всю тварь».

1670, вторая половина марта – казнь (через повешение) Феодора Юродивого и Луки Лаврентьевича на Мезени. Сыновья Аввакума Иван и Прокопий, также приговорённые к повешению, «повинились» и были вместе с матерью «закопаны в землю» (посажены в земляную тюрьму); у Анастасии Марковны и сыновей, Ивана и Прокопия, «взяты скаски за руками» в Сыскной приказ о том, что она и дети «соборней и апостольской церкви ни в чем не противны».

Около 10 апреля – приезд в Пустозёрск стрелецкого полуголовы И.К. Елагина «со стрельцами» для совершения казни узников.

14 апреля – Аввакум взят полуголовой Иваном Елагиным из тюрьмы вместе с Епифанием, Лазарем и Феодором и поставлен перед плахой для зачтения приговора и исполнения публичной казни («перед всем народом пустозёрским»). Указано Аввакума «вместо смертной казни» содержать в земляной тюрьме на хлебе и воде. Лазарю, Феодору и Епифанию вырезали языки (второй раз) и отсекли пальцы правой руки.

21 апреля – видение иноку Епифанию Богородицы и отсечённых перстов.

Конец года – казнь инока Авраамия в Москве, на Болоте.

1672, 17 февраля – смерть патриарха Иоасафа II.

7 июля – возведён в патриархи Питирим.

1673, 19 апреля – смерть патриарха Питирима.

1674, 26 июля – на патриаршество возведён Иоаким.

1675, с 1 на 2 ноября – мученическая смерть боярыни Ф.П. Морозовой в Боровской темнице.

1676, 22 января – взятие царскими войсками Соловецкого монастыря.

29 января – «умертвие» царя Алексея Михайловича.

30 января – вступление на престол царя Феодора Алексеевича.

25 августа – Разрядный приказ послал в Новгородский приказ память о переводе Аввакума, Лазаря, Феодора и Епифания из Пустозёрского острога в Кожеозёрский и Спасо‑Каменный монастыри.

1677, 24 февраля – сделана запись в Новгородском приказе о посылке грамоты в Пустозёрск о возвращении протопопа «с товарыщи» из монастырей в тюрьму Пустозёрского острога.

1681, 6 января – в день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича на «иордани», старообрядцы «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя… тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальные свечи ставили… наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам… на берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными, не токмо от всего Священнаго Писания, но от божественных уст Спасителя нашего…».

17 августа – смерть бывшего патриарха Никона.

1682, март – первая половина апреля – капитан И.С. Лешуков вёл сыск в Пустозёрске по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства.

14 апреля – казнь (сожжением на костре) протопопа Аввакума, инока Епифания, иерея Лазаря и диакона Феодора.

27 апреля – смерть царя Феодора Алексеевича. По народному преданию, записанному в XVIII веке, протопоп Аввакум предсказал царю скорую кончину после своей казни.

 

Date: 2015-10-21; view: 540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию