Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масштабная и глубоко гуманная программа

(статья печатается с незначительными сокращениями)

Вот уже более трех десятилетий болгарский народ успешно строит социализм. Этот период знаменует собой не только коренную перестройку старой и создание качественно новой экономической, политической и социальной структуры, но и небывалый расцвет духовной жизни общества. за эти годы были достигнуты замечательные успехи в развертывании социалистической культурной революции, в деле коммунистического воспитания трудящихся, произошли коренные изменения в области демократизации культурной жизни, приобщения народных масс к художественным и другим культурным ценностям.

Этап строительства развитого социалистического общества, на котором находится наша страна, характеризуется ускоренным развитием исключительно важных процессов как в базисе, так и в надстройке общества.

Существенным элементом строительства зрелого социалистического общества является высокая степень развития образования и науки, расцвет искусства и художественной культуры, совершенствование и обогащение всей системы духовной жизни. Исключительно возросла роль художественного творчества и культурной деятельности в формировании нового человека - труженика социализма и коммунизма, в реализации его творческих возможностей.

Борьба за построение зрелого социалистического общества - это не самоцель. Это борьба за создание предпосылок, обусловливающих рост благосостояния народа, всестороннее и гармоническое развитие личности. Забота о человеке, о все более полном удовлетворении его материальных и духовных потребностей составляет главное содержание социалистического строительства, политики Болгарской коммунистической партии.

Эта политика последовательно и неуклонно претворяется в жизнь особенно после апрельского Пленума Центрального Комитета БКП (1956 год). Сущностью, апрельской линии, которая пронизывает все области общественной жизни в нашей стране является забота о человеке, о его счастье и благоденствии, его всестороннем развитии. Успехи, достигнутые нами в формировании нового человека - свободного творца эпохи социализма, вооруженного марксистским мировоззрением, новый духовный облик нашего современника и его высокие моральные качества - это наше величайшее историческое завоевание. На этапе построения развитого социалистического общества можно и необходимо добиваться новых успехов в этом направлении, стремясь к многогранному и всестороннему развитию личности. Если строительство этого общества является условием развития личности и ее превращения во все более активную силу социально-исторического прогресса, то, в свою очередь, свободное всестороннее и гармоническое развитие личности, имеющей возможность проявить во всем богатстве свои творческие способности, является необходимым условием успешного строительства социализма и коммунизма. Таковы объективные законы диалектики.

В процессе совершенствования личности эстетический фактор играет и впредь будет играть исключительно важную роль. На современном этапе эстетическое воспитание является одной из самых существенных составных коммунистического воспитания народа, объективной закономерностью всестороннего и гармонического развития личности.

В сложном и многогранном процессе социалистического строительства до сих пор мы решали важные задачи эстетического воспитания. Однако наше общество еще не располагало необходимыми объективными и субъективными условиями, позволявшими решить проблему эстетического воспитания всего народа. В настоящий же момент решение этой задачи становится не только делом реальным, но и объективно необходимым.

Идея разработки единой национальной программы эстетического воспитания народа возникла не случайно, она вызвана самим ходом нашего развития, возросшими материальными и духовными возможностями нашего общества, новыми задачами, которые нам предстоит решить в различных областях социалистического строительства.

Исключительное значение при этом имеет то обстоятельство, что на основе бурного развития промышленности и сельского хозяйства, возросшего общественного богатства непрерывно повышается жизненный уровень народа. Растут его реальные и номинальные доходы. Приумножаются социальные завоевания. Значительные количественные и качественные изменения произошли в сфере питания, быта, народного потребления. Успешно идет выполнение социальной программы, принятой декабрьским Пленумом Центрального Комитета БКП, которая определила основные направления дальнейшего комплексного удовлетворения потребностей народа.

В связи с этим все ярче проявляется следующая тенденция: чем больше потребление материальных благ приближается к рациональным, научно обоснованным нормам, тем больше на передний план выступают духовные потребности людей, необходимость удовлетворять их возросшие культурные и эстетические интересы. Это объективный процесс, которым нельзя пренебрегать. Он требует, с одной стороны, своевременного принятия мер, направленных на создание новых духовных и эстетических ценностей, а с другой - правильной организации работы соответствующих ведомств и организаций с тем, чтобы эти ценности стали достоянием всех трудящихся, полнее удовлетворяли возросшую потребность каждого члена общества проявить свои творческие возможности.

Характерная особенность задач, выдвигаемых национальной программой в области эстетического воспитания, состоит в том, что они, во-первых, ориентированы не только на сегодняшний, но и на завтрашний день, на перспективу развития нашего общества к зрелому социализму, а затем и к коммунизму. Во-вторых, эстетическое воспитание рассматривается в них не только как средство развития общей культуры, помогающее правильно воспринимать эстетические ценности, но и как один из основных факторов развития творческих способностей людей, коммунистического воспитания народа, всестороннего развития личности.

Такой подход к сегодняшним и завтрашним задачам в области эстетического воспитания полностью созвучен с Программой партии, в которой записано, что "чем больше общество приближается к коммунизму, тем больше пробуждается в человеке художник - и как ценитель, и как создатель красоты, тем сильнее проявляется в нем стремление преображать действительность и по законам красоты".

Эстетическое воспитание всего народа в условиях строительства развитого социалистического общества проявляется как объективная закономерность всестороннего и гармонического развития личности. При этом нельзя забывать некоторые дополнительные факторы, которые накладывают свою печать на эту специфическую сферу деятельности.

Существенным фактором, имеющим непосредственное отношение к эстетическому воспитанию народа, является бурное развитие научно-технической революции. Речь идет не только о благоприятном влиянии, которое она оказывает на человека. Развивая науку и технику, изменяя материальные и духовные условия своего существования, человек изменяет и самого себя, все больше совершенствуется и повышает свой культурный и духовный уровень. При социализме создаются условия для творческого отношения к труду, изменяется и обогащается творческое содержание самого труда.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в условиях научно-технической революции существует опасность активного развития рационального компонента человеческой культуры, человеческой личности за счет ее эмоциональных компонентов. Если не регулировать этот процесс, он может привести к нарушению гармонии между рациональным и эмоциональным развитием личности. Это обстоятельство с еще большей остротой ставит вопрос о повышении уровня эстетического воспитания народа. Указывая на то, что коммунизм создает всесторонне развитого человека, глубоко чувствующего и воспринимающего, Маркс подчеркивал необходимость воспитания такого человеческого чувства, которое бы соответствовало всему богатству сущности человека и природы.

Гармонически развитой личности нужен значительный багаж научно обоснованных знаний, но она должна одухотворять этот потенциал посредством художественного познания, под воздействием возвышенных устремлений и красивых переживаний. Роль эстетического воспитания в этом отношении не только первостепенная, но и незаменимая.

Маркс указывал, что при коммунизме мерилом общественного богатства будет не рабочее, а свободное время. Вопрос состоит в том, что необходимо сделать, чтобы это свободное время, которое в будущем еще больше увеличится, использовать наиболее целесообразно и рационально, подчинить прежде всего задаче повышения культурного уровня народа, создания и усвоения новых эстетических ценностей, всестороннему развитию личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Тесно связаны с эстетическим воспитанием и результаты Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемый "дух Хельсинки", который все более утверждается в международных отношениях. Утверждение принципов мирного сосуществования в международной жизни несомненно оказывает благотворное воздействие на развитие культурного обмена между государствами с различным общественным строем. В то же время нельзя забывать, что в этих условиях постоянно усиливается идеологическая борьба. В будущем она станет еще более сложной и многообразной. Этот факт, который неизбежно отразится на нашей идеологической и идейно-воспитательной работе, выдвигает перед культурным фронтом новые проблемы и новые задачи, связанные с его повседневной работой по коммунистическому воспитанию народа, и огромной ответственностью, которую несет общественность за подрастающее поколение.

Несомненно, положительную роль в разработке и практическом применении национальной комплексной программы эстетического воспитания народа играет накопленный в стране в течение почти 9 лет опыт применения общественно-государственного принципа управления культурной жизнью. Применение этого принципа, связанное с дальнейшей демократизацией культурных процессов, создает широкую социальную базу не только для более быстрой, но и широкомасштабной реализации программы эстетического воспитания.

Всемирно-исторический опыт великого Советского Союза, а также наш собственный опыт свидетельствуют о том, что только социалистическое общество, в котором ликвидированы антагонистические классы и эксплуатация человека человеком, в котором установлены и все более совершенствуются отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, в котором постепенно преодолеваются существенные различия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, в котором производство материальных благ осуществляется во имя человека, - только такое общество может поставить своей целью всенародное эстетическое воспитание и в то же время создать все необходимые условия для достижения этой цели.

Исходя из изложенных выше соображений, черпая полными пригоршнями из сокровищницы советского опыта, Комитет искусства и культуры в соответствии с выдвинутой X съездом БКП задачей вместе с рядом научных институтов в последние годы приступил к практической разработке первой в истории нашей страны комплексной программы всенародного эстетического воспитания.

В результате проделанной работы был подготовлен целостный вариант национальной программы. Он включает как ее теоретическую модель, так и практические задачи, которые стоят перед различными сферами эстетического воспитания, перед различными органами, организациями и институтами, несущими непосредственную ответственность за выполнение программы.

Состоявшееся широкое и исключительно полезное обсуждение программы, вне сомнений, не только будет способствовать окончательной доработке документов, но и привлечет к практической работе по осуществлению этого общенационального дела все звенья Национального комплекса, всех, кто имеет отношение к этой проблеме. В ходе обсуждения было высказано много интересных мыслей, идей и соображений, предложены соответствующие коррективы и уточнен ряд установок.

Прежде всего считаю, что необходимо внести ясность в вопросе о характере программы и времени ее действия.

Программа БКП выдвигает задачу: на этапе построения развитого социалистического общества "развернуть работу по эстетическому воспитанию народа и особенно подрастающего поколения, приняв все меры к эстетическому воспитанию и к повышению эстетической активности тружеников социализма", что должно привести к преодолению "исторически сложившегося разрыва между материально-производственной и эстетической сферой". Х съезд отметил, что первым шагом в этом направлении должна быть разработка "целостной программы эстетического воспитания народа и молодежи".

Следовательно, мы должны разработать основы целостной программы всенародного эстетического воспитания, охватывающей все социальные, возрастные и профессиональные группы, объединяющей и направляющей деятельность всех органов, организаций и институтов, которые имеют отношение к этой деятельности и функционируют на всех уровнях.

К разработке такого комплексного и всеохватывающего документа справедливо предъявляется много требований, среди которых особое значение имеют два.

Первое требование связано с обстоятельством, что мы разрабатываем систему таких сознательных, целенаправленных и планомерных действий всего общества, которые ведут к формированию эстетических отношений и проявлению эстетической активности, отвечающих нашим коммунистическим, общественным и эстетическим идеалам, действий, направленных на творческое всестороннее и гармоническое развитие строителя социалистического и коммунистического общества. Это означает, что эстетическое воспитание должно рассматриваться как нераздельная часть идеологического процесса на данном этапе, всей системы коммунистического воспитания. Второе требование, предъявляемое к такому документу, состояит в том, что он должен быть научно обоснованным, а следовательно, тщательно разработанным на основе марксистско-ленинской методологии. Только на основе точных современных знаний о сущности, целях и системе коммунистисческого эстетического воспитания, на основе серьезного обобщения нашего опыта, а также опыта Советского Союза и других социалистических стран мы можем успешно решить стоящую перед нами трудную задачу.

Бесспорно, подготовка такого документа связана с большими трудностями, она требует много времени.

Что касается действия программы во времени, то мы должны ясно сознавать, что речь идет о программном документе, о нашей работе в области эстетического воспитания народа в течение всего периода строительства развитого социалистического общества в Болгарии. Поэтому документ должен содержать задачи нашего культурного фронта в области эстетического воспитания, разработка которых должна соответствовать требованиям, отвечающим переживаемому этапу в нашем общественном развитии.

Второй вопрос, на котором я хотела бы остановиться, касается целей, которые ставятся перед Национальной программой всенародного эстетического воспитания, как мы их понимаем. Правильное решение этого вопроса непосредственно связано с трудной теоретической проблемой сущности эстетического воспитания в коммунистическом духе.

В предложенных для обсуждения документах содержится в этом отношении много ценных мыслей. Однако нельзя не констатировать такого факта, что наша теоретическая мысль все еще не дала точного и удовлетворительного ответа на эти принципиальные вопросы, с позиции которого мы могли бы строить практическую работу по эстетическому воспитанию.

Известно, что в науке все еще нет единого мнения относительно сущности эстетического воспитания, что существуют серьезные трудности в научном определении самого понятия "эстетическое воспитание". Эти трудности естественны, они порождаются рядом обстоятельств, среди которых особое значение имеет тот факт, что речь идет не об эстетическом воспитании вообще, а о его новой ступени, качественно отличающейся от систем эстетического воспитания предшествующих общественных формаций, об эстетическом воспитании в коммунистическом духе.

В этом смысле сущность и радикальные цели эстетического воспитания должны соответствовать сущности и основной цели социалистического и коммунистического общества. При решении этого вопроса отправной базой для программы эстетического воспитания должно стать положение Программы БКП: "Задачи партии в области развития духовной культуры на современном этапе обусловливаются главной целью коммунистического общественного строя: всесторонний прогресс общества и связанное с ним всестороннее развитие личности... Воспитание идейно убежденных, морально устойчивых, физически закаленных и общественно активных личностей с высоким сознанием долга и ответственности перед социалистическим обществом находится в центре идеологической работы, всех областей духовной жизни".

Следовательно, решение проблемы сущности и главной цели эстетического воспитания на современном этапе непосредственно связано с решением главной проблемы и главной целью нашего общественного развития - созданием всех необходимых условий и предпосылок для подлинно всестороннего и гармонического развития человеческой личности, для все более полного удовлетворения ее растущих материальных и духовных потребностей. Вступление в новый этап эстетического воспитания - это борьба за нового человека, за новую личность, за ее новое сознание и более высокую общественную активность. При этом речь идет об эстетическом и коммунистическом воспитании вообще, о сознании и активности не отдельной социальной группы или класса, как это было в прошлом, а о воспитании, сознании и общественной активности всего народа, всех и каждого.

Именно поэтому нас уже не могут удовлетворить устаревшие просветительские представления о сущности и целях эстетического воспитания, которые сводят его только к определенной и чаще всего изолированной от общественной практики совокупности эстетических знаний, интересов, вкусов и умений. Для социалистического общества организованные усилия, направленные на формирование эстетического отношения трудящихся к действительности, выражающегося в определенных эстетических потребностях, знаниях, умениях, вкусах и пр., должны иметь своей непосредственной целью повышение уровня эстетической активности социалистической личности, ее способности преобразовывать действительность в соответствии с коммунистическим эстетическим идеалом. Такая постановка вопроса, по моему убеждению, наиболее точно и полно отвечает духу и традициям марксизма и его подходу к проблеме о сущности эстетического воспитания, а также соответствующим установкам, содержащимся в Программе БКП.

Следовательно, специфической функцией всякой системы и программы эстетического воспитания в коммунистическом духе должно быть такое развитие эстетических отношений и эстетических качеств личности, которое в конечном счете приводит к повышению уровня эстетического сознания и эстетической активности всех членов общества в соответствии с коммунистическим эстетическим и целостным общественным идеалом.

Если мы не сформулируем конкретно, что является главным в эстетическом воспитании, каковы его специфические функции и задачи, существует опасность "растворить" его в многосторонней проблематике целостного коммунистического воспитания или поставить перед нашей программой эстетического воспитания такие цели и задачи, которые она не может решить и которые являются целями и задачами всего комплекса общественных факторов и процессов.

Вместе с тем мы должны решительно покончить с положением, когда эстетическое воспитаниесводится только к тому, что мы называем художественным воспитанием, то есть воспитанием определенных знаний, вкусов, критериев, умений и пр. в области искусства. Вполне понятно, что здесь речь идет не о недооценке места и роли искусства в жизни, эстетическом и целостном воспитании социалистической личности. Наоборот. Это место центральное, эта роль огромна и в будущем возрастет еще больше. Однако, если мы хотим успешно решить поставленную задачу, необходимо формы эстетического воспитания и факторы эстетического воздействия рассматривать как единый комплекс.

Мы подошли вплотную к третьей важной проблеме, на которой я хочу остановиться вкратце, - вопросу о сфере и факторах эстетического воспитания. От правильного подхода к этой проблеме в огромной степени зависит, куда будут направлены наши усилия в процессе претворения в жизнь программы эстетического воспитания. Этот вопрос не раз обсуждался при разработке региональных программ и в ходе подготовки национальной программы.

Не вдаваясь в теоретические подробности, я хочу только подчеркнуть, что мы должны точно, с позиций единых научных критериев определить основные сферы, в которых осуществляется эстетическое воспитание. От этого зависит, какие дополнительные программы по сферам деятельности и институтам мы должны разработать.

Естественно, существует множество различных критериев и подходов для обособления основных сфер эстетического воспитания - по видам человеческой деятельности, по социальным институтам, которые осуществляют эстетическое воспитание, по основным социальным, возрастным, профессиональным группам и т. д. Каждый из этих подходов и критериев имеет свои преимущества.

По-моему, в духе изложенных выше положений о сущности и широте охвата эстетического воспитания наиболее рационально при создании системы эстетического воспитания исходить из структуры самой человеческой деятельности и основных социальных форм, в которых она осуществляется.

Способность человека творить в соответствии с "эстетическим эталоном" формируется во всех основных сферах его практической деятельности. Марксизм всегда руководствовался тем положением, что важнейшей, определяющей формой человеческой деятельности, которая характеризует его с качественной стороны, является труд, рассматриваемый как общественный труд в соответствующей конкретно-исторической форме.

Поэтому именно труд является основной сферой человеческой деятельности, в которой человек формируется как эстетически активное существо. Если в эксплуататорских обществах характер и содержание общественного труда ограничивают, профанируют или разрушают эстетическое формирование человека и мешают его всестороннему развитию как целостной личности, то впервые в истории именно социалистический труд, а в будущем в еще большей степени труд коммунистический может рассматриваться как форма проявления красоты, как средство целостного духовного и, в частности, эстетического развития личности. Одно из важнейших преимуществ социалистического труда перед капиталистическим состоит в том, что он содержит в своей сущности красоту, формирует красоту, жизненно нуждается в красоте, во всем ее многообразии. Это преимущество, естественно, не рождается сразу, оно формируется с развитием социализма и находит свое законченное выражение в его границах в зрелом социалистическом обществе. При этом я хочу особо подчеркнуть, речь идет не только и не столько о красоте интерьера в трудовой среде, хотя и она имеет немаловажное значение, а прежде всего о красоте содержания, самой сущности понятия - социалистический труд.

Следовательно, современная система и программа эстетического воспитания не может не базироваться на закономерной связи между эстетико-воспитательными функциями социалистического труда и трудовой сферы и целеустремленными, планомерными усилиями, направленными на эстетическое воспитание трудящихся в труде и посредством труда. В центре нашего внимания должны находиться те эстетические отношения, которые формируются в процессе непосредственной трудовой деятельности людей, стимулирования эстетико-воспитательных функций трудовой среды и устранения того, что мешает этому процессу. Имеется уже немало научных исследований, которые доказывают, что человек умеет ценить и создавать красоту во всех сферах своей жизни в такой степени, в какой он испытывает воздействие красоты и творит красоту в своей непосредственной производственной деятельности. Это - важная социологическая закономерность, которая все больше проявляется в период строительства зрелого социализма, и мы должны всемерно использовать ее механизмы в процессе эстетического воспитания трудящихся.

Программа эстетического воспитания создаст все необходимые условия для гармонического развития личности, для проявления творческих способностей каждого члена общества. Это диалектически связано с воспитанием сознательного, творческого отношения к труду во всех его проявлениях и формах. Конечной целью программы эстетического воспитания является воспитание именно такого творческого, сознательного отношения к труду, которое сделает всех людей исключительно полезными, всесознательными и активными членами общества.

Эти и ряд других соображений принципиального характера дают мне основание сделать вывод, что в нашей национальной программе эстетического воспитания мы должны уделить особое внимание роли и значению эстетико-воспитательных функций социалистического творческого труда и социалистической трудовой среды, а также средствам и формам ее дальнейшего усовершенствования с целью осуществления этой функции.

Другой основной сферой эстетического воспитания является художественное воспитание. С точки зрения содержания и структуры этот раздел проекта программы разработан сравнительно хорошо. В ходе его обсуждения было внесено много предложений и дополнений.

В силу ряда исторических причин в Болгарии был накоплен весьма богатый, один из самых богатых в мировой практике опыт в области художественного воспитания. В этом отношении мы имеем исключительно ценные национальные традиции, которые следует развивать и обогащать. Они, собственно говоря, и должны стать отправным пунктом в разработке национальной программы. Ни в коем случае ни у кого не должно создаваться впечатления, что мы начинаем чуть ли не с азов. В специальном глубоком изучении нуждается богатый в этом отношении опыт Советского Союза.

Тут, очевидно, нужно иметь в виду два принципиально важных обстоятельства. Прежде всего необходимо более точно разграничить процесс создания художественных ценностей, хотя бы в сфере профессионального художественного творчества, и их реальное функционирование в обществе, их социализацию. Вопрос о создании художественных ценностей, в том числе и материально-кадровых предпосылок для этого, является главным образом предметом общего культурного прогнозирования и планирования. В этом отношении Комитет искусства и культуры уже утвердил некоторые разработки, которые нам нужно использовать. Проблемы художественного творчества в различных видах искусства отличаются большой сложностью, многообразием и специфичностью. В этом смысле они являются объектом детальной и специализированной разработки творческих союзов и профессиональных культурных институтов.

С другой стороны, мы должны исходить из удельного веса и роли каждого вида искусства и художественно-творческой деятельности в процессе эстетического воспитания, из действительного состояния социализации различных видов художественных ценностей. Вместе с тем необходимо учитывать тенденцию к преодолению неравномерности в распространении различных видов искусства, что дает сильное отражение на их роль в процессе эстетического воспитания широких народных масс. В программе необходимо сформулировать важнейшие цели и задачи, стоящие перед каждым видом искусства и перед каждой художественной деятельностью в процессе эстетического воспитания, а конкретные пути их реализации разработать в программах художественно-творческих союзов и профессиональных культурных институтов.

Необходимо направить серьезные усилия на повышение идейно-художественного уровня художественной самодеятельности - формы, посредством которой наиболее полноценно, непосредственно и массово проявляются художественно-творческие способности личности.

Синтезу различных видов искусства, прежде чем он проявится и найдет свою реализацию в материальной и духовной сфере, должен предшествовать сложный процесс синтетического и гармонического развития и формирования самой личности.

Важные задачи эстетического воспитания народа стоят перед непроизводственными сферами деятельности, к которым прежде всего относятся быт, образование, семья, свободное время, общественно-политическая деятельность.

Необходимо признать, что именно здесь существует много недостатков и нерешенных проблем нашей культурной деятельности, в частности в работе по эстетическому воспитанию. В этом отношении необходимо добиться настоящего перелома, повысить культурные аспекты общественной среды в целом и, в частности, ее эстетико-воспитательные функции.

Четвертый момент, который требует особого внимания, связан с местом и ролью социалистической личности в реализации разрабатываемой сейчас национальной программы всенародного эстетического воспитания.

Было бы большой ошибкой рассматривать социалистическую личность только как объект эстетического воздействия и воспитания, игнорировать ее активное отношение к процессу эстетического воспитания, который непременно должен включать в себя и элементы самовоспитания. Иными словами, мы должны рассматривать личность как активный субъект эстетико-воспитательного процесса.

Даже самая совершенная программа может остаться только благим пожеланием, если мы не создадим необходимые условия для пробуждения субъективных эстетических потребностей у современного человека, если он сам не осознает и не найдет своего места во всенародных усилиях, направленных на повышения уровня эстетического воспитания. Программа эстетического воспитания создаст условия и предпосылки для гармонического развития социалистической личности, для формирования у нее эстетических критериев и повышения эстетической активности, но будет ли отдельная личность развиваться именно в этом направлении, в немалой степени зависит от нее самой.

Вот почему, несмотря на глобальный характер намеченных в программе целей и задач, она в максимальной степени должна быть адресована отдельному человеку, пробуждать в нем творца и ценителя красоты во всех формах и сферах ее проявления.

Именно в этом духе мы должны решать проблему повышения качества всей нашей культурной деятельности, поставив в центре ее конкретного человека и учитывая уровень его культуры, индивидуальные ценности, ориентацию и эстетические потребности, его целостное индивидуальное развитие.

Успешное претворение в жизнь программы эстетического воспитания - это длительный процесс, который будет обогащаться и совершенствоваться. По своей сущности наша программа есть и должна быть динамичной системой. Она должна быть связана с жизнью и развиваться вместе с жизнью, включать в себя все ценное и новое, что рождается в практике и науке, учитывать изменения, наступающие в сознании и культуре народных масс. Вот почему необходимо внимательно, с чувством ответственности присматриваться к современной действительности, обобщать накопленный опыт, систематически проводить социологические, теоретические и научные исследования тенденций развития эстетических потребностей и вкусов, самой системы эстетического воспитания, потребностей и задач общественного развития с тем, чтобы можно было принять своевременные меры для ее непрерывного улучшения и совершенствования.

Стремление человека к красивому, прекрасному должно стать жизненной потребностью каждого члена общества. И мы убеждены, что, развиваясь и творя "по законам красоты", каждый человек и человечество в целом сумеют управлять своей собственной эволюцией. Развитие человека как полноценной, гармонически развитой личности в области эстетического воспитания, несомненно, приведет к еще более полноценному использованию и активизации нереализованных до сих пор потенциальных возможностей человеческого организма. Духовный рост, расширение кругозора человека приведут к закономерным изменениям в его физиологии. Рассматривая этот процесс в его диалектическом, взаимообусловленном единстве, мы можем с уверенностью смотреть вперед, в будущее. Это, однако, выдвигает на повестку дня вопрос о больших требованиях, предъявляемых ко всем наукам, имеющим непосредственное отношение к конституции и развитию человеческого организма, представители которых со всей ответственностью должны содействовать процессу гармонического развития и формирования личности.

Все мы, сознательные граждане социалистического общества, должны внести свой вклад в дело претворения в жизнь этой масштабной, глобальной и глубоко гуманной по своей сущности и значению программы. От нас зависит, в каких условиях завтра будут жить и творить наши дети, завтрашнее поколение носителей человеческого прогресса, те, которые действительно будут жить "по законам красоты". Им суждено жить в эпоху, когда станет реальностью великий коммунистический принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Во имя этого великого идеала, во имя будущего человечества и наших детей мы самоотверженно трудимся, творим и стремимся к красоте. Мы убеждены, что программа эстетического воспитания будет одним из тех мостов, которые мы, люди эпохи зрелого социализма, перебрасываем к будущему, к коммунизму.

Не может быть сомнений в том, что огромный духовный потенциал, которым располагает болгарская национальная культура, активно включится в осуществление программы эстетического воспитания, что каждый член нашего социалистического общества, нашей прекрасной родины внесет свой личный вклад в ее претворение в жизнь.

 

Источник: Л.Т. Живкова. По законам красоты. Составитель: В. М. Сидоров; редактор: Ю. С. Новиков - М.: Издательство "Правда", 1979. С. 3-16 (Библиотека "Огонек")

 


<== предыдущая | следующая ==>
Августа 2015 года | Программа XXII республиканских сельских игр

Date: 2015-10-21; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию