Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
№ п/п
| Кол.
часов
| Дата
| Тема
| Содержание занятий
|
|
|
|
|
|
| Введение. Язык мой – друг мой.
| Беседа о богатстве и разнообразии русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире
|
|
|
|
| Словарь – мой добрый друг и верный помощник.
| Знакомства со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся
|
|
|
|
| Конкурс «Доброе слово сказать – посошок в руки дать» (Русские пословицы и поговорки).
| Практическое занятие с привлечением художественной литературы, изготовления тематических карточек
|
|
|
|
| Устный журнал «Что в имени тебе моем?»
Собственные имена.
| Отработка навыков поисковой деятельности учащихся по теме «История моего имени». Презентации.
|
|
|
|
| Звуки не буквы!
| Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.
|
|
|
|
| Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?
| Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Разыгрывание ситуаций со словами.
|
|
|
|
| В царстве смыслов много дорог.
| Знакомство с многозначными словами, словами и омонимами. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
|
|
|
|
| Об одном и том же разными словами.
| Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Игра «У кого ряд самый длинный?»
|
|
|
|
| «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.
| Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.
|
|
|
|
| Они всегда противоречат.
| Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
|
|
|
|
| Словари «чужих» слов.
| Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.
|
|
|
|
| Фразеологические обороты.
| Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе».
|
|
|
|
| Орфография. Без него нельзя никак – Ь
| Работа над словом. Грамматические сказки и весёлые рифмы.
|
|
|
|
| Мягкий знак в конце и середине слова.
| Игра «Превращение слова в другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки.
|
|
|
|
| Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих.
| Грамматические сказки.Инсценировка.
|
|
|
|
| Страна Ошибок. Словарик Словознайкина.
| Практическое занятие по орфографическому словарю, решение орфографических кроссвордов.
|
|
|
|
| Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».
| Знакомство с происхождением правила в современном русском языке, решение орфографических задач.
|
|
|
|
| Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка “Про ошибку». Игра “Найди пару”.
| Решение орфографических задач и кроссвордов.
|
|
|
|
| Непроизносимые согласные.
| Решение кроссвордов, составление веселых рифм.
|
|
|
|
| Играем в загадки.
| Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.
|
|
|
|
| Как строятся слова?
| Сказка «Мудрый корень». Решение орфографических задач.
|
|
|
|
| Из чего состоят слова? Слова-родственники.
| Дидактическая игра «Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов»
|
|
|
|
| Занимательная викторина «Строители слова»
| Повторение навыков правописания морфем.
|
|
|
|
| Существительные – слова с предметным значением
| Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.
|
|
|
|
| Местоимения. Достойная замена.
| Дидактические игры, отработка навыков использования местоимений в речи.
|
|
|
|
| Прилагательные – слова, называющие признаки. Сказка “Приключение в стране “ Имя Прилагательное».
| Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
|
|
|
|
| Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! Слова – части речи.
| Нахождения глаголов в тексте, дидактическая игра.
|
|
|
|
| Игра “Я знаю части речи”.
| Определение смысловых и грамматических связей между словами.
|
|
|
|
| Что? Когда? Зачем? Откуда? Почему? И как?
| Работа по нахождению наречий в тексте.
|
|
|
|
| Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
| Рассказ о происхождении «маленьких слов»
|
|
|
|
| Сколько слов Вы знаете?
| Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»
|
|
|
|
| Знаете ли вы значения слов? Определение значения слова с помощью толкового словаря.
| Занятие по расширению словарного запаса слов.
|
|
|
|
| Сколько языков на Земле?
| Занятие по расширению кругозора учащихся.
|
|
|
|
| Мы говорим его стихами. Афоризмы.
| Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
|