Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассказ по сюжетным рисункам
Тематическое планирование по риторике 2 класс
№ п/п
| Тема урока
| Освоение предметных знаний
| Формируемые УУД
|
| Формирование понятия о значении речи, о некоторых этикетных средствах.
| - приводить примеры важности общения в жизни людей
- разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения
- давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению
- называть адресата, адресанта общения
- характеризовать успешность высказывания с точки зрения достижения задачи взаимодействия
- оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения
- называть несловесные средства общения
- оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона, мимики, жестов, взгляда, позы в разных ситуациях
- демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач
- объяснять важность слушания в разных ситуациях общения
- называть словесные и несловесные сигналы, которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают
- моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения
- выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражения
- демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст
- анализировать несловесные средства, используемые говорящим
- оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности
- объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы выполнили просьбу
- называть речевые формулы вежливой просьбы
- моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения
- объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах
- анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д
| Личностные результаты:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
|
| Чему учит риторика? Знакомство с наукой риторикой; значением науки риторики. Мотивация на изучение риторики в школе.
|
| Надо ли учиться риторике? Знакомство со значением риторических умений, с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит)
|
| Речевая ситуация. Кому - кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает. Обучение анализу и умению восстанавливать речевую ситуацию, определению функции адресата и адресанта, выявлению особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).
|
| Как мы говорим. Темп. Громкость. Знакомство с темпом как средством выразительности устной речи, с громкостью как средством выразительности устной речи.
|
| То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Тон. Формирование умения отличать оттенки тона. Урок – практикум.
|
| Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Знакомство с понятиями: «мимика», «взгляд», «жесты», «поза».
|
| Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Формирование умения использовать мимику, взгляд, жесты, позу для выразительности устной речи. Урок – практикум.
|
| Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю!
|
| Слушаем и стараемся понять, выделяем понятное и непонятное.
Формирование умения понимать текст, воспринимаемый на слух: определять тему звучащего текста; определять его основную мысль.
|
| Слушаем и выделяем непонятное. Формирование умения о том, что непонятно в звучащем тексте.
|
| Слушаем, как говорят. Обучение слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи: тоном, темпом, громкостью, мимикой, жестами, позой.
|
| Слушаем на уроке, слушаем целый день! Развитие умения слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая передаётся несловесными средствами выразительности устной речи: тоном, темпом, громкостью, мимикой, жестами, позой.
|
| Вежливая просьба. Просить – умолять – требовать. «Прошу вас…». Ненавязчивая просьба. Знакомство детей с просьбой как этикетным речевым жанром, с отличием просьбы от мольбы и требования, со средствами вежливого выражения просьбы, с обучение уместному употреблению этих средств. Урок-практикум.
|
| Скрытая просьба. Совершенствование умения детей просить вежливо и убедительно, выбирать уместные для данной ситуации средства выражения просьбы, знакомство со скрытой (ненавязчивой) просьбой.
| - приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст
- определять тему и основную мысль текста
- озаглавливать текст, выделять опорные слова в нем
- моделировать текст(устный ответ) по записанным раннее опорным словам
- различать подробный и краткий пересказ, пересказывать текст подробно
- реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста
- объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста
- составлять план текста(сказки, рассказа) по сюжетным картинкам
- составлять план текста для пересказа
- приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы
- называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ
- называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ
- оценивать степень вежливости и отказа
- моделировать этикетный диалог6 просьба-согласие-ответ на согласие
- моделировать этикетный диалог: просьба-отказ-ответ на отказ
- различать повествование, описание, рассуждение
- объяснять чем они отличаются
- определять задачу рассуждения, называть его части, уметь вводить в рассуждение обобщающие примеры
- описывать хорошо знакомый предмет, подчиняя описание его основной мысли
- сочинять загадку, в основе которой описание
- анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком
- реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры
- разыгрывать риторические игры
|
| Учусь читать и писать. О чём нам говорит шрифт. Знакомство с разного вида шрифтами.
|
| Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы. Развитие умения анализировать рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы в учебных текстах.
|
| Текст. Тема, основная мысль, заголовок. Развитие умения отличать текст от набора предложений, определять тему текста.
|
| Основная мысль текста. Развитие умения определять основную мысль текста. Знакомство с заголовком, отражающим основную мысль.
|
| Опорные слова. Развитие умения выделять опорные (ключевые) слова в тексте, по опорным словам определять тему текста, на основе опорных текстов создавать текст.
|
| Пересказ. Подробный пересказ. Развитие умения воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего нет в тексте.
|
| Краткий пересказ. Развитие умения в пересказе передавать основное содержание текста.
|
| План. Текст и план. Знакомство с планом-оглавлением. Учимся составлять план текста. Развитие умения соотносить текст и план, исправляя допущенные неточности.
| |
| Вежливый отказ. Согласие или отказ.
|
| Отказывай, не обижая. Ответы на отказ.
|
| Типы текстов. Развитие умения различать типы текстов – повествование, рассуждение, описание. Урок-практикум по определению типа текста.
|
| Рассуждение. Развитие умения определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. примеры в рассуждении.
|
| Ссылка на правило, закон.
| |
| Точные и неточные объяснения. Развитие умения моделировать текст рассуждения.
| |
| Описание. Признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. Развитие умения определять тему, основную мысль описания. Творческая работа. Составление книжки-малышки «Загадки» или написание объявления.
| |
| Неурочное занятие. Составление устного рассказа «Невыдуманный рассказ». Было или придумано. Части рассказа. Развитие умения анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком.
| |
| Хочу вам рассказать. Развитие умения определять части рассказа. Урок – практикум.
| | |
| Повторение и обобщение. Чему мы научились на уроках риторики? Проверочная работа по изученному материалу.
| | |
| Неурочное занятие. Игра-путешествие «По стране Риторика вместе весело шагать».
| | | Тематическое планирование по риторике 3 класс
№ п/п
| Тема урока
| Освоение предметных знаний
| Формируемы УУД
|
| Проверь себя. Повторение о науке риторике, её задачах, её значении в жизни человека.
| - рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей
- называть свои речевые роди в разных ситуациях общения
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях
- анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты
- называть задачи общения
- называть некоторые коммуникативные профессии
- реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи
- различать подготовленную и неподготовленную речь
- анализировать примеры подготовки устного высказывания
- называть приёмы подготовки устного высказывания
- демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения задачи высказывания
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда-кратко
- оценивать похвалу с точки зрения её правдивости
- называть задачи слушания
- формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации
- демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя
- демонстрировать уместное использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах
- оценивать свои особенности как слушателя
- называть некоторые приёмы редактирования(вставка, замена слова, исключение ненужного и т.д)
- давать определение вежливости
- анализировать свою и чужую степень вежливости(вежливо-невежливо-грубо) в разных ситуациях
- характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления
- анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов
- определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего
- демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём
- определять способ сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста
- реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения
- выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного материала
- реализовывать выборочный пересказ(сжатый и подробный) пересказ на основе произведённой выборки частей текста
- вводить в пересказ уместные цитаты
- определять в аннотации те части, в которых говорится сжато об авторе, событиях, героях книги
- моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами
- реализовывать сравнительные описания сходных предметов с учётом задачи сравнения
- определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение
- реализовывать сравнительное описание разными способами
- реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры
- разыгрывать риторические игры
| Личностные результаты:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные результаты:
– формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –, видео) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения
- выбирать уместные, эффективные речевые средства.
|
| Что мы помним о речевой ситуации.
|
| Твои речевые роли. Закрепление речевых ролей в различных ситуациях общения. Урок-практикум.
|
| Задачи общения. С какой целью? Зачем?
|
| Неподготовленная речь. Развитие умения анализировать неподготовленную ситуацию.
|
| Подготовленная речь. Развитие умения различать подготовленную и неподготовленную речь.
|
| Подготовленная речь. Приёмы подготовки(1-3). Развитие умения называть приёмы подготовки устного высказывания.
|
| Подготовленная речь. Приёмы подготовки (4-6). Демонстрация уместного использования приёмов подготовленной речи, которые важны для достижения задачи высказывания.
|
| Говорим подробно, кратко. Обучение приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко. Проигрывание этих ситуаций. Урок-практикум.
|
| Похвала(комплимент). Оценка похвалы с точки зрения её правдивости и развитие умения отвечать на похвалу в соответствии с коммуникативной ситуацией.
|
| Слушаем, вдумываемся. Знакомство с задачами слушания.
|
| Слушаем по-разному. Демонстрация использования приёмов слушания.
|
| Читаем учебные тексты. Анализ роли различных выделений в учебных текстах и обучение переработке прочитанных текстов, выделяя тему, основную мысль, составляя план текста. Урок-практикум
|
| Учимся писать, редактировать. Знакомство с некоторыми приёмами редактирования текстов, объяснение зачем нужно исправлять тексты.
|
| Как исправить текст. Правка текста. Развитие умения вносить правку в свой и чужой текст, используя изученные приёмы. Урок-практикум.
|
| Неурочное занятие. Что такое вежливость. Развитие умения анализировать свою и чужую степень вежливости в разных ситуациях. проигрывание этих ситуаций.
|
| Добрые дела-добрые слова. Обучение оценке вежливых слов в соответствии с добрыми делами.
|
| Неурочное занятие. Викторина по теме «Тексты разные нужны». Закрепление признаков текста, типов текста.
|
| Диалог и монолог. Урок-практикум. Совершенствование умения различать диалог и монолог.
|
| Пиши правильно! Неурочное занятие. Упражнение в использовании различных словарей. Работа в группах.
|
| Произноси правильно Неурочное занятие. Как нарушение норм произношения мешает взаимопониманию, успешному общению!
|
| Употребляй слова правильно. Упражнение в правильном произношении слов, опираясь на нормы произношения. Урок-практикум.
|
| Пересказ. Закрепление видов пересказа: полный, краткий, выборочный(подробный и сжатый). Неурочное занятие.
|
| Выбери нужное. Урок-практикум. Упражнение в выборочном пересказе текста.
|
| Цитата в пересказе. Развитие умения определять необходимость и уместность использования цитат в пересказе.
|
| Кратко о книге. Аннотация. Знакомство с аннотацией как разновидностью текста.
|
| Неурочное занятие. Поздравляю кого? С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как? Обучение составлению поздравления в устной форме.
|
| С праздником… обучение составлению поздравления в письменной форме. Урок-практикум.
|
| Рассуждение, вывод в рассуждении. Знакомство со структурой рассуждения, анализирование известных структур в рассуждении.
|
| Правило и цитата в доказательстве. Знакомство со структурой рассуждения, с цитатой, её ролью в рассуждении, способами введения цитат в рассуждение.
|
| Сравни и скажи. Знакомство с понятием «сравнение».
|
| Правила сравнения. Обучение сравнению предметов только по одним и тем же сопоставимым признакам.
|
| Как строятся сравнительные тексты. Обучение построению сравнительного текста 2 способами. Урок-практикум.
|
| Неурочное занятие. Риторический праздник.
|
|