Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология в эпоху Возрождения





 

Главной особенностью этого периода стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинскоязычная культура (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений "средневековых варваров". Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда. Великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе, – все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно – и его представления о мире и о самом себе.

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном очаге Возрождения Италии – разгораются споры между спасшимися от инквизиции сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами.

Последний термин происходит от имени жившего в Афинах в конце II века н.э. древнегреческого философа Александра Афродисийского, который прокомментировал трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось бессмертия души – главного вопроса в церковном вероучении. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

Оба направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1515). Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – "божественная наука живописи". При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. "Живопись, – писал Леонардо, – распространяется на философию природы".

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в противовес христианской чистой духовности) ценности, он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис Вивес (1492-1540) в ставшей знаменитой книге "О душе и жизни" доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта, позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения их пригодности к различным профессиям.

Литература.

 

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная психология. М.:Аспект Пресс, 2001.

2. Белинская Е.П. Психология: Хрестоматия. М.:Аспект Персс, 2000.

3. Девид Майерс. Психология. С.-Пб.:Питер., 2000.

4. Основы психологии / Л. Д. Столяренко – Ростов – на Дону. 1997.

5. Психология / Р. С. Немов. В 3-х т. М: 2004.

6. Психология Словарь справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Изд-во ПИТЕР, 2000.

 


 

ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.

XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение географических понятий также не могли не сказаться на общем мировоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне (круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе Бернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щ расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с положениями последующих психологических концепций, доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно-научный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). Х.Вивес получил образование в Англии, долгое время работал в Англии, Голландии и Германии, поддерживая дружеские отношения со многими европейскими учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и другими. В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

Не меньше значение для психологии имела и книга другого известного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».

* * *

Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем наибольшие гонения на знания и на систему научных доказательств происходили в период ослабления власти церкви, которая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как источник (или препятствие) для достижения определенных целей.

Среди важнейших исследований, которые проводились в это время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, связанные с изучением психологии масс, разработкой методов убеждения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз.

В период Возрождения, напротив, психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавав его как целое. Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.

 

Источник: Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 544с.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/03.php

 


 

Психология эпохи Возрождения

 

Трактат Пьетро Помпонацци (1462-1525) «О бессмертии души» проложил путь научному эксперименту в исследовании человеческой природы. Возглавил эмпирически-натуралистический движение Бернардино Телезио (1509-1588), разработавший теорию аффектов, ставшая первоосновой следующих материалистических взглядов.

 

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519), анатомо-физиологические исследования которого были ориентированы на изучение структуры «четырех человеческих состояний - радости, плача и трудового усилия». Он также подробно описал феномены «зрительного» стремление человека и разработал правила тренировки воображения.

 

Испанец Хуан Луиз Вивес (1492-1540) одним из первых противопоставил эмпирически-психологическое познание метафизическим учением о душе в своей книге "О душе и жизни». Испанец Хуан Уарте в 1575 году опубликовал трактат «Исследование способностей к наукам», который стал первой в истории психологии трудом, что ставит задачу профессионального отбора.

 

http://mypsiholog.com/psychology/249-psihologiya-epohi-vozrozhdeniya.html


 

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV - НАЧАЛО XVII вв.)

5.1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности

5.2. Основные направления развития антропологических и психологический идей в культуре Возрождения

5.3. Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо

5.4. Развитие знания о душе в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци

5.5. Концепция человека Леонардо-да Винчи

 

5.1. Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности

1. Хронологические рамки периода.

Синхронности в возникновении культуры Возрождения в разных странах мира не было: раньше всего, в середине XIV в., культура Возрождения складывается в Италии; в большинстве других стран ее зарождение относится к концу XV в. Завершающим периодом эпохи Возрождения почти повсеместно были последние десятилетия XVI - начало XVII в.

2. Особенности социально-экономического, политического и культурного развития периода Возрождения.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этого периода тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавшегося перехода от средних веков к раннему Новому времени.

Традиционная система феодально-общественных отношений уже переживает кризис и трансформируется; зарождаются новые формы хозяйствования.

Ломаются устойчивые социальные структуры, изменяются положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. На этой почве возникают широкомасштабные общественные конфликты и движения, потрясающие Европу.

Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи Возрождения усиливается в связи с формированием нового типа государственности - абсолютной монархии, а также в итоге межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и Контрреформацией.

Реформация началась в 1517 г. с принятием М. Лютером (http://elce.faithweb.com/luther/luther.htm) католической доктрины на основе "новой теологии". Евангелизм стал теоретической базой требований радикального переустройства католической церкви, важной предпосылкой развития реформаторских настроений в Германии и других странах. Это привело к расколу римской церкви и возникновению новых христианских вероучений (протестантизма и других религиозных течений).

Начавшееся вслед за этим наступление католической церкви на оппозиционные силы получило название "Контрреформация".

Мощным фактором воздействия не только на экономику, но и на мировоззрение эпохи стали великие географические открытия, расширившие кругозор европейцев, обогатившие их знаниями об иных цивилизациях и народах.

Указанный период характеризуется развитием интереса к проникновению в тайны природы на основе опыта, наблюдения, эксперимента; серьезными достижениями в математических науках, естествознании, технике; крупными открытиями в области астрономии (от Коперника до Галилея Галилео). Все это способствовало формированию новых представлений о действительности, изменению установившейся картины мира.

3. История понятия "Возрождение"

Понятие "Возрождение" возникло в Италии в XVI в. как некий итог осмысления культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Время упадка идеологами Возрождения стало именоваться "Средними веками". В XIX в. применительно к эпохе Возрождения утвердился французский термин "Ренессанс", прочно вошедший в русскую речь.

4. Идеология культуры Возрождения

Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к "первоисточникам знания", восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности - как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими.

Античность стала важнейшим ориентиром новой культуры Возрождения: на античном фундаменте строились разные области ренессансной культуры - от системы гуманитарного знания, образования, норм литературного творчества до архитектуры и изобразительного искусства. Проникновению идей античности в Европу способствовало изобретение в XV в. И. Гутенбергом книгопечатания. Благодаря этому стало возможным тиражирование и широкое распространение античной литературы.

Но нельзя забывать, что и культура средних веков, несмотря на ее отрицательную оценку творцами Ренессанса, оказывала существенное и непосредственное воздействие на культуру Возрождения, прежде всего в силу преемственности общего для них христианского мировоззрения. По сути, Возрождение впервые после патристики и в гораздо более крупных масштабах осуществило широкий и многогранный синтез двух культурных миров - языческого и христианского. В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения, языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания.

5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке

На почве новых культурных тенденций формируются новые гуманистические представления о человеке. В центре внимания деятелей периода Возрождения - "земное царство человека", образ человека - творца собственной судьбы. Человек занимает достойное его место в системе общественных ценностей.

Антропоцентризм - характерная черта ренессансной культуры. Утверждается величие человека, сила его разума и воли, его высокое предназначение в мире. Под сомнение был поставлен один из основных постулатов средневекового общества - принцип сословного разделения людей, возникает идея о том, что ценить человека надо по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости и состоянию.

В это время, по мнению Л.М. Баткина, в определении человека происходит переход от понятия "индивид" к понятию "индивидуальность", в котором уже фиксируется оригинальность, уникальность и личностная неповторимость каждого индивида, его право на свободу индивидуального самоопределения. А это, в свою очередь, ведет к формированию нового идеала социальности, представляющего модель индивида, а не общества, образ чувственный реальности, пронизанный высшим мировым смыслом. Человек универсиализируется, рассматривается как центр бытия.

В дальнейшем история покажет, что, исходя только из самодеятельности индивидуального человека, его внутренних возможностей, нельзя построить счастливое существование. Осознание этой идеи привело к тому, что к середине XVI в. ренессансный идеал социального начал превращаться в утопию.

Таковы новые гуманистические ценности, утвердившиеся в культуре Возрождения и отличающиеся от средневековых схоластических представлений о человеке.

 

5.2. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения

1. Моральная философия как сфера развития антропологических и психологических идей

Гуманистические психологические и антропологические идеи развиваются в культуре Возрождения в разных сферах: в моральной философии, схоластике, в естественнонаучно ориентированных областях знания, в литературе и искусстве. Рассмотрим главные из них.

Моральная философия становится центром гуманистических знаний. В ней четко обозначаются новые идеи формирующейся светской этики. Главные ее проблемы - проблема достоинства человека, его свободы, путей и факторов его совершенствования.

Акцент делается не на происхождении, а на индивидуальных достоинствах человека. Особое внимание уделяется этике, которая разрабатывает проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения или богатстве, а на высоких нравственных качествах и способности личностного самосовершенствования человека.

Дается новая оценка труда, творчества, волевой активности личности. Яркий пример - трактат Поджо Браччолини (1380-1459) о благородстве человека (1440). В нем доказывается, что труд - одно из главных условий достоинства человека, основа развития общества и культуры, утверждается приоритет активной жизни сравнительно с созерцательной, уединенной. Браччолини отмечает, что даже в древнем Риме занятия торговлей, сельским хозяйством не считались зазорными. Наоборот, благороден, по его мнению, созидающий человек.

Не отрицая значения знатности рода, Браччолини делает акцент на личной добродетели, достигаемой самим человеком в труде, в праведных делах. Он указывает, что истинное благородство является плодом индивидуальной добродетели, завоевывается собственными силами, а не чужой работой, и источником его является активная деятельная жизнь человека. Одновременно он резко критикует праздность, оценивая ее как проявление безнравственности (Хрестомат. 5.1).

Об этом же пишет Леон Баттиста Альберти (1404-1472), для которого предметом размышления и воспевания является "человек деятельный". Он осуждает мнение Эпикура о том, что высшее счастье - "ничегонеделание", утверждает, что самый большой порок - безделие, никчемность. Созерцание без действия оценивается им как лишенное всякого смысла. Альберти опирается на идею стоиков: "Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим". Мыслитель категоричен в своем убеждении: "человек рождается не для того, чтобы умереть и сгнить, но для того, чтобы производить", чтобы "упражняться в вещах великих и славных… чтобы использовать совершенства добродетели, и таким образом добывать счастье". Основное предназначение человека, его главное отличие от животного - в его созидательной способности, в творчестве. Последнее понимается им широко: от труда ремесленника до научной и художественной деятельности.

Труд оценивается Альберти как источник морального подъема: "В праздности люди становятся слабыми и ничтожными". Деятельность, наоборот, раскрывает возможности человека, воспитывает и просвещает его: "Искусство жить постигается в деяниях" (Хрестомат. 5.2).

Идею личного совершенства отстаивал также известный гуманист, один из основателей Платоновской академии во Флоренции Кристофоро Ландино. "Быть или не быть благородным, зависит от самого человека, его разума, воли, нравственного совершенства". С благородством не связаны титулы, родовитость, - доказывал он.

Утверждается культ разума и знания: человек должен развивать способность к самопознанию, знанию мира, свои творческие начала.

Выдвигается идея о возможности самосовершенствования индивида и общества путем освоения культуры и исторического опыта человечества.

Проблеме достоинства человека, его превосходствам, возможностям посвящает специальный труд "О достоинстве и превосходстве человека" (1450) Джанноцо Манетти (1396-1459) (Хрестомат. 5.3). Он описывает все, что выделяет человека из других живых существ, говорит о его высоких возможностях. Человек, пишет он, - смертный, возвышающийся над другими существами разумом, безграничны его творческие возможности и потенциалы.

Отстаивая интересы человека, Манетти активно выступает против аскетизма. Он развивает идею о богатстве эмоционального мира человека, в силу чего он имеет право на чувственные удовольствия. Это был новый взгляд на человека, впервые утверждающийся в общественной мысли, так как античность приносила чувственность в жертву разуму, а средневековая схоластика отрицала ее с позиций идеи аскетизма как низменное и греховное проявление человека.

Представляют интерес также идеи Пико делла Мирандола Джованни (1463-1494), итальянского философа гуманиста, сторонника аверроизма, автора трактата "Речь о достоинстве человека" (1486) (Хрестомат. 5.4). Основа его взглядов - антропологическое учение о свободе воли человека как главном свойстве его достоинства.. Человек, по его мнению, обладает абсолютной свободой самоформирования. Он - основа и узел мира, связывающий материю и дух. "Ничего нет более замечательного, чем человек", - пишет мыслитель. Как самодеятельное существо человек сам определяет путь своего развития. Он может силой разума как подняться до высоты мирового интеллекта, так и опуститься до уровня низменных тварей. Отсюда делается важный вывод - человек ответственен за свободу определения своего жизненного пути, за свои действия. Соответственно главные средства воспитания - развитие знаний, разума, познаний в области моральной философии и философии природы.

2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке

Вопросы обучения и воспитания рассматривались в трактатах Пьетро Верджерио, Леонардо Бруни, Мефео Веджо и других гуманистов.

Главная цель воспитания определялась ими как формирование человека-гражданина с высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. Ставилась задача формирования свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящего, духовно и физически гармоничной личности.

В основном практика обучения осуществлялась по-прежнему в рамках схоластики и сводилась к тренировке памяти, оттачиванию логики, развитию ораторского искусства, способности интерпретации текстов. Ученики рассматривалась и выступали реально как пассивные проводники чужих мыслей. Самостоятельность суждений не стимулировалась. В этом контексте особенно значимой являлась деятельность гуманистов и выдающихся педагогов периода Возрождения, выступивших за создание новой педагогики, за утверждение светской ориентации образования.

Особенно следует отметить взгляды известного славянского просветителя Я.А. Коменского, выдвинувшего идею о необходимости смотреть на ребенка не как на сосуд, который можно наполнить любым содержанием, а как на активного субъекта педагогического процесса.

Внимание уделяется не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфере в процессе обучения. Акцент делается на похвалу, стимулирование ребенка, а не на наказание. Отстаивается принцип добровольности и сознательного выбора в овладении знаниями. Яркий пример - творчество Эразма Роттердамского, в котором выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика "печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа "управляемых эмоций".

Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей (неслучайно одна из школ называлась "Домом радости").

Однако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка.

3. Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций

Большую роль в утверждении нового взгляда на человека внесло искусство периода Возрождения. Более того, искусство ранее, чем научная мысль, приступило к решению задач гуманистического переосмысления действительности.

Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет, утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека.

В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия.

Одним из пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил.

Петрарка окончил университет в г. Болонья (юридический ф-т), принял духовный сан, много путешествовал Его имя обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный итальянский язык) - "Книга песен", посвященная Лауре. В ней воспевается красота земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки, неразделенной).

Как без луны и солнца свод небесный,

Как ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи

Когда она навек закроет очи…

Она живет - и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет - счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмет с собой.

Для его творчества характерны любовь к древним образцам духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи, изложил основы филологии.

Средние века он оценивал негативно, называл их "господством варваров", был противником схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии.

Петрарка указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели (Хрестомат. 5.5).

Продолжателем начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), выходец из купеческой семьи, автор знаменитого "Декамерона". Он показывает пестроту жизни с богатством людских характеров и житейских обстоятельств.

Образы его новелл жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль, реабилитируется женщина, отстаиваются ее права.

Это был новый жанр городской новеллы. Церковь роман осудила.

 

5.3. Развитие сенсуалистических идей в рамках натурфилософской мысли периода Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо

На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным знаниям древности и заимствование созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма, чувственного познания реальности.

Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял Бернардино Телезио (1509-1588), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах (1565-1586).

В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на теологию.

Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и сенсуализм.

Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею пневмы. Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция, "духом".

Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум.

Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии.

Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения.

Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость.

Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом.

Сходные идеи о зависимости динамики психических процессов от материальных факторов выдвигали Джироламо Фракасторо (1488-1553) и ученик Телезио Томас Кампанелла (1568-1639).

Фракасторо рассматривал знание как постижение не общих сущностей, а индивидуальных, находящихся в движении тел, отстаивая, таким образом, идеи номинализма. Но, в отличие от У. Оккамы, он отклонил "знаковую" теорию и пытался на новых началах восстановить теорию образов.

Исходные идеи Фракасторо:

· не может быть действия без физического контакта;

· сама по себе душа не может изменяться;

· изменения в ней вызывают только внешние толчки: "от объекта должно быть послано нечто такое, что непосредственно толкнет душу и изменит ее".

В этих своих позициях Фракасторо выступает как продолжатель механистического детерминизма Демокрита в психологии.

Для объяснения генезиса и структуры образа им использовалась корпускулярная гипотеза (корпускулы отличаются от атомов делимостью и отсутствием пустых промежутков между ними). Фракасторо утверждал, что от вещей отделяются сочетания корпускул (симулакры) - образы, изображения, действующие на органы чувств и оставляющие в них свой отпечаток. Таким образом, ученый развивает особый подход в объяснении психологических явлений - телесный, психофизиологический.

Познание определялось им как отделение истинного от ложного. Чтобы перейти от перцепции к подлинному знанию, душа должна произвести отбор в непрерывном и смешанном потоке чувственных элементов. Для этого она развивает собственную разумную деятельность, но при этом не формирует понятия, а только отбирает и комбинирует идущий извне материал. В этих утверждениях обосновывается первичность внешнего воздействия, главная роль чувственного познания.

 

5.4. Идеи ренессанса в русле схоластики. Психологические взгляды Пьетро Помпонацци

Наиболее яркий пример философской мысли Возрождения, развивающейся в русле схоластики - творчество крупнейшего перипатетика, схоласта Пьетро Помпонацци (1462-1525).

Он родился в зажиточной семье в Мантуе, окончил Падуанский университет и преподавал философию там же, а с 1512 г. - в Болонском университете.

Его труды, на первый взгляд чист схоластического характера, определяли традицию так называемого "падуанского свободомыслия", хотя в целом его мировоззрение формировалось в традициях схоластики. Его творчество - рождение нового философского содержания в устаревшей форме.

Помпонацци - активный участник ренессансной философской мысли. Он говорил о необходимости "обновления философии". Выступал против схоластической закостенелости мысли, боролся с этим, хотя и в рамках традиции. Обвинял схоластику в самоуверенном невежестве, говоря вслед за Сократом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Свой трактат "О фатуме, свободе воли и предопределении" он пишет, дабы преодолеть "собственное невежество". Он мучается, сомневается, ищет истину. Тем самым в его творчестве проявляется новое отношение к познанию, не присущее схоластике.

Одна из главных проблем Помпонацци - соотношение разума и веры. Он отстаивает линию "двойственной истины". При этом истины философии у него рациональны, опираются на разумное познание, базируются на разуме и ощущениях, не подлежат искажению ради их согласования с положениями веры. Философствовать надо, считал он, "исходя из естественных начал". Истина едина и достигается именно разумным признанием человека. Она - прерогатива философского знания.

Вероучение как закон установления нравственности в народе, согласно Помпонацци, не содержит в себе "ни истины, ни лжи". Отсюда делается вывод о разных задачах религии и философии - воспитании и познании, об их независимости.

В 1516 г. Помпонацци пишет "Трактат о бессмертии души". Эту проблему он рассматривает в связи с двумя группами вопросов:

1) показывает, что ее решение зависит от теории познания, понимания сущности человеческого разума;

2) анализирует этическую сторону проблемы, значение тех положений, что следуют из смертности или бессмертия души, для человеческой нравственности.

Его выводы: душа индивида, включая интеллект, уничтожается вместе с телом; душа материальна и смертна.

Известно, что наиболее спорный момент у Аристотеля и Ибн Рушда - зависимость мышления от тела. Помпонацци считал, что мышление предполагает телесные процессы и невозможно без них. Оно невозможно без органов чувств, без ощущений, чувственных образов, представлений. При этом он ссылается на опыт, на Аристотеля, подчеркивает, что поскольку душа есть форма тела, то и разум есть "акт органического, физического тела и, следовательно, во всяком своем действии зависит от органа".

Вывод Помпонацци - разум неотделим от материи, от тела.

"Аристотель, - писал Помпонацци, - никогда не думал о такой бессмыслице (как отделимое от тела мышление). Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом; она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела".

Но в определенном смысле душа, согласно Помпонацци, нематериальна: когда человек, поднимаясь над животными, проявляет способность к рефлексии, к мышлению, образованию общих понятий, не зависящих от его индивидуальных актов. С этой точки зрения Помпонацци исследует место человека в иерархии сущностей.

Он считает, что человек, обладая "не простой, а множественной, не твердо установленной, а двойственной природой, должен быть расположен посреди смертных и бессмертных сущностей".

Он находит в структуре мироздания 3 вида одушевленных существ:

1) высшие существа - небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах;

2) низшие существа - животные: нуждающиеся для того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления;

3) человек, занимающий среднее место: люди зависят от тела не как от субъекта, а как от объекта; они не созерцают всеобщее само по себе, но и познают не только частное, а "постигают всеобщее в частном" (Хрестомат. 5.7).

Принадлежность человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога; когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид.

Помпонацци доказывает нравственность идеи смертности человека и обосновывает превосходство этой идеи над системой, опирающейся на страх загробных мучений и ожидание награды на небесах. Более того, принятие идеи посмертного воздаяния подрывает, по его мнению, общую нравственность, так как ею движет только страх за расплату за грехи. Добродетель же следует предпочесть ради нее самой, ибо в ней самой заложена награда, так же как в пороке - наказание. Земная жизнь - благо. Земное счастье - достижимо, утверждает мыслитель.

Но если душа смертна, то в чем смысл (цель) человеческого счастья в земной жизни? Это - постижение высших, надындивидуальных благ, т.е. благо всего человечества.

Для достижения этой цели человек должен обладать тремя видами разума:

1) созерцательным (для разумного познания мира);

2) практическим (для различения добра и зла);

3) действующим (для развития механических искусств).

Другими словами, только интеллектуального созерцания недостаточно для достижения цели земной жизни.

Доказывая, что счастье достижимо в земной жизни, Помпонацци развивает новую секуляризованную этику.

Преимущество человека - не в бессмертии, а в способности к познанию и добродетели, утверждает он.

Трактат "О бессмертии души" был сожжен по приговору Инквизиции в Венеции. Помпонацци избежал той же участи благодаря помощи друзей.

В работе "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (1520) Помпонацци выступает против религиозных представлений и суеверий. Он доказывает, что все, происходящее в мире, должно найти свое рациональное, разумное, естественное объяснение. Отрицает демонов из мифов и народных суеверий, их контакты с людьми. "Чудесные" явления объясняются им естественными причинами: воздействием целебных трав, минералов, испарений, восприимчивостью человеческой психики и межпсихическими влияниями, индивидуальными особенностями воображения и впечатлительности человека (Хрестомат. 5.8).

Помпонацци говорит о всеобщей причинности природных явлений, о космическом детерминизме, выступающем в виде философии вечного круговорота. "Закон движения - это закон вечного повторения и нет ничего, чему подобного не было в прошлом и не будет в грядущем; ничего не будет, чего бы ни было, и ничего не было, чего не будет вновь".

Известна также работа Помпонацци "О разуме, свободе воли и предопределении" (1520).

Фатум у Помпонацци - воплощение всеобщей причинно-следственной связи в мире. Он отрицает существование случайных событий (беспричинных). Эта всеобщая обусловленность происходящего универсальными причинами и есть фатум.

Человеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и самой природой человека. Поведение человека инициативно и детерминировано. Помпонацци отрицает идею о божественном всеведении, говорит о личной ответственности человека.

Таким образом, П. Помпонацци - лидер движения антиклерикалов, подготовивший путь к развитию опытного изучения природы и человека, утверждению естественно-научных подходов в познании.

 

5.5. Концепция человека Леонардо-да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.

В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.

Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.

Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством.

Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.

Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.

Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности (Хрестомат. 5.9).

Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

 

Словарь терминов

Антиклерикализм

Антропоцентризм

Гуманизм

Моральная философия

Сенсуализм

Творческое воображение

 

Вопросы для самопроверки

Укажите основные черты культуры Возрождения

Как решалась проблема личного достоинства в работах П. Браччолини?

В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения?

В чем состояли взгляды Д. Фракасторо в области теории образов?

Какая проблема была основной в творчестве Помпонацци?

О каких трех видах разума говорил Помпонацци?

Что является высшей ценностью у Леонардо да Винчи?

Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?

 

 

http://imp.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/5.html

 

Date: 2015-10-21; view: 7899; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию