Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. «Мозаика проблем» (Иветта Силова)





Приемы и стратегии технологии развития критического мышления

 

Оборудование: листы бумаги, фломастеры (по два разноцветных на группу), листы бумаги A3 для кластеров.

I. Ход занятия

Вызов: ( Как методический прием разработан Алексом Осборном: Osborn A.F. Applied Immagination. – New Yirk: Scribener’s Sons, 1963.)

1. Раздали портрет человека. Давайте подумаем, что можно предположить об этом

человеке?

1 - в какое время жил,

2 - место, в котором жил,

3 - чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)

Обсуждаем в группе, выносим на доску или лист бумаги, прикрепляем на стену.

2. Называем - этот человек Альфред Нобель. В чем-то мы оказались правы, в чем-то не совсем. Возвращаемся к предположениям и за одну минуту анализируем.

3. Теперь, когда его имя названо, давайте каждый сам в течение двух-трех минут подумает и напишет на своем листочке все, что всплывает в памяти, когда звучит имя Альфреда Нобеля. (Данный прием носит название «Мозговая атака» или «Мозговой

штурм»). Теперь поделитесь в группе и объедините ваши списки в группе.

4. Давайте попробуем объединить все сведения об Альфреде Нобеле на доске.

Записываем все поступившие сведения.

5. Теперь попробуем проструктурировать наши общие представления об Альфреде Нобеле (с записью на доске или флипчарте).

6. Для начала напишем тему (это может быть слово или фраза) в центре доски (наша тема «Альфред Нобель» - пишем «А.Н.»). У темы появляется идея-спутник, допустим, «чем он знаменит» (или «что он сделал»). Пишем справа от «А.Н.», обводим в кружочек и соединяем с «А.Н.» прямой линией. Вспомним, что мы знаем о том, чем он знаменит. Эти идеи помещаем в кружочки около кружочка «Чем он знаменит» и соединяем с ним. Если -предприниматель или ученый, то в какой области предприниматель и в какой - ученый.

Ставим кружочки и соединяем их между собой. Такой прием разбивки информации на блоки называется кластером (разработан Дж.Стил и П.Стилл, адаптирован Ч.Темплом, Дж.Стилл и К.Мередитом).

7. Задание на группу. Разбить информацию об А. Н. на блоки идей, то есть построить кластер на листах бумаги форматом А3. Если не уверены в какой-то информации, рядом с кружочком необходимо поставить вопросительный знак.

8 Представление кластеров. Пояснение для групп: Если вам кажется, что информация, которая есть у ваших коллег, соответствует действительности, но вы ее не вспомнили, а сейчас хотите внести дополнения в свой кластер, вы можете это сделать.

9. Представляем Вашему вниманию 5 утверждений об А.Нобеле: обсудите в группах, согласны вы с ними или нет. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представленииях об Альфреде Нобеле.

1. Несмотря на серьезное заболевание сердца, Нобель продолжал работать – писал

драму.

2. Нобель был ярым пацифистом.

3. Альфред Нобель в совершенстве владел пятью иностранными языками.

4. Нобель проиграл судебное дело в Лондоне и был обвинен в шпионаже.

5. Младший брат Нобеля погибает при взрыве на заводе по производству нитроглицерина.

В парах поставьте значки напротив предложений: + правда; - не правда;? - не уверен

10. Тренер на доске заполняет таблицу для всех групп:

  1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
1 вопрос        
2 вопрос        
3 вопрос        
4 вопрос        
5 вопрос        

Проставляем значки.

Осмысление:

11. Сейчас мы раздадим текст об А.Н.(приложение 1). Прежде, чем начать читать его, выслушайте задание: по ходу чтения необходимо карандашом проставлять значки на полях. Такой прием называется ИНСЕРТ (I.N.S.E.R.T. – «Interactive Notation System for Enhanced Reading and Thinking»).

Значки:

о - это я знал;

+ - новая информация;

- - противоречит моим представлениям;

? - информация непонятна или недостаточна.

На чтение текста отводится 15 минут.

12. Чтение текста.

13. Закончив читать, участники должны нарисовать и заполнить «Маркировочную

таблицу», в каждую колонку которой следует внести не менее 3-4 пунктов.

Размышление:

14. Итак, текст прочитан, поделитесь, пожалуйста, в группе своими впечатлениями, на это вам 2 минутки, а потом мы поговорим о нем все вместе.

15. Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал? А новая информация для меня? А есть ли информация, которая противоречит вашим представлениям? Или осталась непонятной для вас? Наверное, именно это отражено как раз в ваших предположениях, когда вы думали о том, верные ли утверждения вам

представлены? Обсудим коротко их.

16. Давайте же теперь вернемся к кластерам и поработаем с ними:

- Обведем другим фломастером ту информацию, которая подтвердилась.

- Зачеркнем те кружочки, в которых отражены предположения, которые оказались

неверными.

- Может, вы можете внести дополнения в блоки идей. Появилась новая информация, которую нужно оформить новыми блоками знаний об А.Н.. Давайте внесем их в наши кластеры. На работу с кластером отводится 5 минут.

17. Представление новых кластеров

18. Вывешивание их на стену.

19. Заключительный этап нашего занятия - эссе. Это свободное письмо без жанра. За 10 минут, не отрывая ручки от бумаги, вы стараетесь изложить свои мысли об А.Нобеле.

Эссе может начинаться словами: «Я, Альфред Нобель …» или «Альфред Нобель был необыкновенным человеком …».

II. Анализ занятия:

Первичное знакомство с трехфазовой моделью

«Вызов - Осмысление – Размышление»

Итак, занятие закончилось. Теперь у нас есть время обсудить все его нюансы.

Работать предлагается в трех смысловых группах:

1 группа – Находят доказательства или опровержения реализации в ходе данного занятия 4-х подходов (субъект-субъектного, фасилитарного, холистического, интерактивного), которые в свою очередь могут свидетельствовать о реализации личностно-ориентированного обучения. Опорный материал – текст «Педагогические подходы» (см. приложение 4).

2 группа – Рассматривают технологический цикл занятия, методическое наполнение каждой стадии. Обосновывают соответствие использованных приемов задачам каждой стадии. Опорный материал – текст «Технология развития критического мышления: стадии и методические приемы» (см. приложение 2).

3 группа – Находят доказательства или опровержения развития в ходе занятия навыков критического мышления. Опорный материал – текст «Пять характеристик критического мышления» по Д.Клустеру (см. приложение 3).

1. В течение 30 минут – работа в группах

2. Отчет о работе в группе - по 5 минут

3. По окончании отчета каждой группы, можно индивидуально или от лица своей

группы высказать иные мнения, замечания и дополнения по сути задания.

4. Личные впечатления о результативности занятия (с обоснованием).

5. Личные ощущения по ходу занятия (с обоснованием).

6. Ответы на вопросы по ходу занятия.

III.Стратегия развития рефлексивного отношения к информации:

Таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал»

 

На этой части занятия демонстрируется, как применять модель «Вызов - Осмысление – Размышление» к информационному тексту с использованием стратегии «З-Х-У». Данная стратегия («Знаем» - «Хотим узнать» - «Узнали») была разработана Донной Огл в 1986 году.

У каждого слушателя имеется личная рабочая таблица «З-Х-У». Она же начерчена на доске, или на большом листе бумаги - рис.1.

 

З - что мы знаем Х - что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. узнали 1. 2. 3. 4. 5. осталось узнать 1. 2. 3. 4. 5.
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники, из которых мы намерены получить информацию
А Д Б Е В Ж Г З 1. 2. 3. 4.

Рисунок 1.

Вызов: «Наряду с другими экологическими проблемами нашего времени мы сегодня часто слышим о проблеме кислотных дождей. Хотя кислотным дождям стали уделять внимание сравнительно недавно, специалисты скандинавских стран еще в 50-е годы отмечали эту опасность. Сам термин «кислотный дождь» существует уже более 100 лет; впервые его использовал британский исследователь Роберт Ангус Смит в 1882 году, когда он опубликовал книгу «Воздух и дождь: начало химической климатологии». Впервые проблема кислотных дождей стала предметом серьезного обсуждения на ХХVШ Генеральной ассамблее Международного союза по теоретической и прикладной химии (ИЮПАК), проходившей в Мадриде в сентябре 1975 года.

 

1. Обсуждаем: «Скажите, что вам уже известно о кислотных дождях». (идеи записываются каждым в свою таблицу индивидуально, затем проговариваются в группах, после чего становятся «достоянием» общественности и выписываются на доску в графу «Знаем»).

2. Выделяем категории: «Попробуйте найти в получившемся списке информацию,

относящуюся к одной и той же категории. Какие категории можно выделить?» (категории вносятся в графу «Категории информации, которыми мы намерены пользоваться». Это такие как: «Отличительные особенности», «Причины возникновения», «Распространение и «сила» кислотных дождей», «Последствия выпадения», «Как можно защититься» и прочее.)

3. Предположения: «Как Вы думаете, с какими еще категориями информации Вы

можете познакомиться, прочитав статью?» (все предположения вносятся в соответствующую графу таблицы, например, - «Механизм возникновения кислотных дождей» или «Меры борьбы с кислотными дождями», «Чья это проблема в первую очередь?»).

4. Задаем вопросы: «О чем бы Вы хотели узнать по данной проблеме? Какие вопросы возникают у Вас в связи с данной темой?» (все вопросы записываются в

графу «Хотим узнать»)

 

Осмысление: Изучаем текст «Кислотные осадки» (приложение 5), помечая ответы на свои вопросы в рабочей таблице в графе «Узнали» (можно предложить использовать при чтении метод I.N.S.E.R.T.).

Размышление:

1. Обсуждаем, что интересного и что нового узнали из статьи. Соотносим это с теми вопросами, которые были сформулированы до чтения. Выделяем то новое, которое и вовсе не предвидели (например, - «Что такое кислотность, как измерить рН?»). На все ли вопросы, поставленные до чтения текста, был получен удовлетворительный ответ? (допустим, осталась совсем не освещенной такая категория, как «Меры борьбы с кислотными осадками»)

2. Итак, что же такое – кислотные осадки? Попробуем сформулировать свое собственное представление о них. Оно может быть сформулировано в достаточно строгом стиле, но можно дать и поэтическое, художественное представление о кислотных осадках. (работаем в группах, используя прием «КУБИК» (разработан Нилдом в 198612), при этом каждая группа работает над одной из граней:

1. Опиши это (Опиши цвет, форму, размеры)

2. Сравни это (На что похоже и от чего отличается?)

3. Проассоциируй это (Что напоминает?)

4. Проанализируй это (Как это сделано и из чего состоит?)

5. Примени это (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

3. По завершении группой работы предлагается индивидуально написать синквейн в рамках темы «Кислотные осадки».

 

III. «Мозаика проблем» (Иветта Силова).

1. В группе сформулируйте проблемы, с которыми, Вы, на Ваш взгляд столкнетесь в вузе при введении технологии.

2. На доске в специальную матрицу (на большом листе бумаги) собираем проблемы – рис.2.

3. Матрицу разрезаем, в каждой части матрицы зафиксирована проблема. Раздаем

разрезанные части в группы для предложения решений. Они записываются на обратной стороне отрезка матрицы.

4. В каждой группе назначается курьер, который следит за тем, чтобы его группа

предложила и зафиксировала решение каждой проблемы. Необходимо внимательно ознакомиться с решениями, предложенными предыдущими группами,

чтобы не повторяться, а предлагать свой вариант.

5. Матрица собирается и склеивается опять воедино. Она представляет теперь банк решений проблем, возникающих у группы при введении технологии РКМЧП.

 

           
                 
 

Рисунок 2

 

Рефлексия:

1вариант. Прием «Автобусная остановка»

Теперь мы остановимся и посмотрим на то, что удалось нам сделать за проведенные занятия. У нас есть буквально 5-10 минут для того, чтобы представить результаты нашей деятельности и сформулировать те вопросы, которые так и остались без ответов. Для этого мы просим вас воспользоваться приемом «Тонкий и толстый вопрос» Выходя из аудитории, приклейте свои листочки на специальную доску.

2 вариант. Т аблица «Достижения – Проблемы - Пожелания»

Слушателям предлагается индивидуально заполнить таблицы «Достижения – Проблемы - Пожелания». Желающие могут представить свое мнение на всю на всю аудиторию.(2 вариант- заполнение по принципу эстафеты)

 

Достижения Проблемы Пожелания
     
     
     
     
     
     

 


Date: 2015-10-21; view: 1117; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию