Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи





Жизнь и учеба современного студенчества с каждым годом становятся интенсивнее, требуя рационального расходования времени и сил. В этих усло­виях одним из средств повышения умственной н физической работоспособности может стать физическое воспитание. Поэтому целью физического воспитания в вузах является содействие всестороннему развитию личности, подготовке высо­коквалифицированных специалистов.

Содержание и формы физического воспитания в вузах определены Комп­лексной программой, утвержденной Министерством высшего и среднего спе­циального образования СССР. Курс физического воспитания нацелен програм­мой нэ решение следующих специфических задач:

— приобретение студентами системы знаний по основам теории, методики, организации физического воспитания и умений работать пропагандистами, об­щественными организаторами, инструкторами, тренерами я судьями по спорту;

— психофизическую подготовку к труду с учетом особенностей их буду­щей профессиональной деятельности.

Эти задач» физического воспитания студентов решаются с учетом состоя­ния здоровья, уровня физической подготовленности, интересов я способностей студентов, а также их предстоящей профессиональной деятельности.

Комплексная программа обеспечивает преемственность учебного материала, последовательность занятий физическими упражнениями л взаимосвязь с про­граммой физического воспитания учащихся школ, ПТУ и ССУЗ.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ГРУППАМ

Врачебный контроль организуется поликлиниками, амбулаториями и здрав­пунктами в соответствии с «Инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов высших учебных заведений страны», утвержденной приказом министра здравоохранения СССР и министра высшего и среднего специального образования СССР № 920/815 от 14.11.1972 г.

С учетом состояния здоровья, физического развития и подготовленности


студенты распределяются по учебным отделениям: основному, спортивному и спе­циальному (отдельно для юношей и девушек). Распределение осуществляется до начала обучения на I курсе на основании медицинского осмотра, который повторяется на всех курсах в начале каждого учебного года.

На основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к подготовитель­ной н основной медицинским группам. Как правило, это практически здоровые, но физически недостаточно подготовленные студенты. Количественный состав учебной группы—12—15 человек на одного преподавателя. На I и II курсах проводится по 4 ч занятий в неделю: из них 2 ч — обязательных, 2 ч — фа­культативных, на старших курсах — по 4 ч факультативных в неделю. Реко­мендуется раздельное проведение занятий для студентов подготовительной и основной медицинских групп.

I

На спортивное отделение принимаются студенты основной медицинской группы, имеющие сравнительно высокий уровень физического развития, спор­тивную подготовленность не ниже III спортивного разряда и выполнившие нормативные требования комплекса ГТО I или II ступени. Могут быть зачисле­ны студенты и без спортивного разряда, но освоившие требования комплекса ГТО, физически хорошо развитые и желающие заниматься одним из видов спорта. Учебные группы формируются по видам спорта, культивируемым ка­федрой физического воспитания, исходя из наличия спортивной базы, количе­ственного и качественного состава преподавателей, традиций, климатических условий и пр. Количество учебных часов в неделю и наполняемость групн зависят от уровня спортивной квалификации студентов и определяются «Ин­струкцией по организации и содержанию работы кафедр физического воспита­ния высших учебных заведений» (приказ Минвуза СССР № 525 от 15 мая 1978 г.) Например, группа новичков к спортсменов III, II разрядов занимается 6 ч в неделю, численность занимающихся—10—12 человек, спортсмены I раз­ряда и КМС — 8 ч и 6—8 человек, группа мастеров спорта СССР—12 ч и 4—6 спортсменов. Категория учебной группы определяется по наличию в ней не менее 50% студентов-спортсменов высшего спортивного разряда.

Специальное отделение состоит из учебных групп «А», «Б», «В», комплек­туемых с учетом формы заболеваний. Группа «А» формируется из студентов с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями; группа «Б»—с хрониче­скими тонзиллитами, язвенной болезнью, с нарушением жирового обмена и т. д.; группа «В»—с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Численны» состав учебных групп — 8—15 человек на одного преподавателя. Занятия проводятся на всех курсах обучения в количестве четырех обязатель­ных часов в неделю. Рекомендуется проводить 3 занятия по 1 ч, или 4 занятия по 45 мни, или ежедневно по 30 мин.

Перевод студентов из одного отделения в другое осуществляется по ре­зультатам врачебного осмотра: из специального отделения в основное—в конце семестра, в специальное —- в любое время учебного года.

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Физическое воспитание в вузах осуществляется на протяжении всего пе­риода обучения студентов. Основной формой физического воспитания являются учебные занятия по теоретическому н практическому разделам Комплексной программы. Все занятия являются обязательными и включаются в расписание вуза. Во внеучебное время практикуются утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, различные физкультурно-массовые и спортивные меро­приятия.

Содержание теоретического раздела программы предполагает изучение сту­дентами основ теории в методики физического воспитания. Лекционный курс рассчитан на два года обучения в объеме 20 ч. На первом курсе читается 10 ч лекций, в которых раскрываются основные понятия советской системы физического воспитания, ее цель, задачи, нормативные требования комплексов ГТО и Единой всесоюзной спортивной классификации, организационные формы занятий физическими упражнениями; излагаются требования личной гигиены, сна, питания, одежды, к организации самостоятельных занятий; даются сведе-

 

I


рня о двигательной активности и ее важности для развития организма челове­ка. На втором курсе за 10 лекционных часов студенты знакомятся с целью в задачами спортивной тренировки, основными ее разделами, принципами, сред­ствами и методами. Особое внимание уделяется профессионалыш-педагогиче-ской подготовке: изучению студентами содержания и форм внешкольных и вне­классных физкультурных мероприятия.

Практический раздел программы содержит материал для решения задач в основном, спортивном и специальном учебных отделениях, отдельно длщ юношей и девушек.

В основном отделении учебный процесс предусматривает всестороннее физическое развитие, формирование профессионально-педагогических умений, воспитание интереса к систематическим занятиям физическими упралшениями. Занятия с мужскими группами должны строиться с учетом их предстоящей службы в рядах Советской Армии. Весь учебный материал классифицирован на разделы по видам спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки (для снежных районов), спортивные игры, туризм или спортивное ори­ентирование, виды спорта по выбору, профессионально-педагогическая физиче­ская подготовка. Содержание каждого раздела (вида спорта) ориентировано на решение определенных частных задач: в гимнастике — развитие снла, гиб­кости, ловкости; в легкой атлетике — развитие выносливости, быстроты, ловк<1-сти; в плавании — обучение технике плавания и развитие выносливости; в лыж­ных гонках-—совершенствование техники лыжных ходов и развитие выносли­вости. Учитывая особенности конкретного контингента студентов, содержание учебного материала может акцентировать решение тех или иных задач, на­пример усиленное развитие отстающих физических качеств или, опираясь на возможности определенного вида спорта, развитие ведущих качеств. Разумеет­ся, в обоих случаях акцентированное решение задач должно базироваться на достаточном уровне общей физической подготовленности.

В спортивном отделении решаются как общие задачи физического воспи­тания, так и задачи повышения спортивного мастерства в избранном виде спорта. Содержание учебных занятий строится в соответствии с закономерно­стями спортивной тренировки, но с учетом структуры учебного года в виде полугодичных циклов: подготовительные периоды совпадают с учебными семе­страми, а соревновательные — с знмшшп и летними каникулами. Почти все студенты спортивного отделения повышают свои теоретические знания и прак­тические умения па факультете общественных профессий, где проходят углуб­ленный курс профессионально-педагогической физической подготовки и получают вваиия общественного тренера, инструктора и судьи по спорту. Для студен­тов— членов сборных команд СССР составляются индивидуальные планы обу­чения с учетом календаря всесоюзных и международных соревнований. В ин­дивидуальном плане предусматриваются: сроки обучения, сдачи зачетов и экзаменов, выездов на соревнования и тренировочные сборы. В исключитель­ных случаях студентам спортивного отделения предоставляются академические отпуска.

В специальном учебном отделении занятия направлены на укрепление здо­ровья и закаливание организма, повышение уровня физической работоспособ­ности, на укрепление функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, 'на ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболева­ний, на приобретение профессионально-педагогических умений. Учитывая зна­чение осведомленности больного человека о профилактических средствах, со­держание теоретического раздела программы расширено за счет добавления двух тем-, на III курсе—темы «Первичная и вторичная профилактика заболе­ваний средствами физического воспитания», раскрывающей понятия о здоровье, физической работоспособности, гипокинезии и ее влиянии на состояние здоро­вья, о двигательной активности и регламентации физических нагрузок, исполь­зуемых в качестве вторичной профилактики при хронических заболеваниях, и т, п.; на IV курсе — темы «Устранение функциональных отклонений и ком­пенсация остаточных явлений после перенесенных заболеваний средствами физического воспитания», раскрывающей проблемы функциональных отклоне­ний в организме человека и способы их устранения, влияния активного дви­гательного режима на функции центральной нервной системы у лпц с отклоне-

17 Заказ № 1180 257


ииями в состоянии здоровья, влияния различных физических упражнений на восстановление работоспособности у лиц с различной патологией и т. п.

При составлении учебной рабочей программы для студентов специального отделения необходимо руководствоваться особенностями отклонений в состоя­нии здоровья занимающихся, их принадлежностью к группам «А», «Б», «В». Содержание практического раздела программ направлено на воспитание у студентов физических качеств, совершенствование двигательных навыков в ходьбе, беге, плавании, гимнастике, лыжном спорте, спортивных играх, туриз­ме; включаются также специальные средства для устранения отклонений з физическом развитии и состоянии здоровья студентов. Структура занятия имеет относительно удлиненные подготовительную и заключительную части. Основная часть характеризуется умеренной нагрузкой, которая носит скорее обучающую, чем тренирующую направленность, невысокой моторной плотно­стью, которую целесообразно повышать к концу каждого семестра. При про­ведении занятий на воздухе рекомендуется повышать плотность занятий с помощью группопого метода обучения и применять средства направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (комплексы дыхательных упражнений, равномерный и переменный бег умеренной интенсив­ности, подвижные и спортивные игры, ходьбу на лыжах, туристские походы). Одним из путей оптимизации учебного процесса является индивидуальное но-вышение физических нагрузок с помощью повторного н интервально-кругового метода.

Кроме обязательных и факультативных занятий по физическому воспита­нию, в высших учебных заведениях практикуется организация самостоятельных занятий студентов. Основная задача направлена на повышение двигатель­ной активности п работоспособности студентов, расширение запаса их двига­тельных умений. В период экзаменационных сессий, каникул и производствен­ной практики, когда академические занятия со студентами не проводятся, само­стоятельные занятия рекомендуются в виде ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания, игр, бега умеренной интенсивности, прогулок, утренней ги­гиенической гимнастики. Для этого предоставляются в распоряжение студентов спортивные сооружения и обеспечивается методическое руководство силами общественных инструкторов-методистов из числа подготовленных активистов спортивного клуба. Со студентами специального отделения самостоятельную форму занятий рекомендуется практиковать в виде выполнения домашних за­даний. Кроме решения общих задач, они направлены на устранение индивиду­альных отклонений в физическом развитии и последствий от перенесенных заболеваний. Преподаватель индивидуализирует эти задания и определяет со­став физических упражнений в соответствия с особенностями заболевания студента. Домашние задания обновляются каждые 2—3 недели, постоянно про­веряются в оцениваются преподавателем.

Дополнительные занятия организуются для отстающих и слабоподготов-ленных студентов. Их задачи — укрепление здоровья и воспитание физических качеств, необходимых для освоения программного материала и выполнения нормативных требований комплекса ГТО.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию актив­ного отдыха, который применяется в виде утренней гигиенической гимнастики и физкультурных пауз в процессе учебных занятий. Утренняя гигиеническая гимнастика — это комплекс физических упражнений, выполняемый до начала трудовой (учебной) деятельности с целью повышения жизнедеятельности орга­низма я сокращения периода «врабатываемости». В настоящее время около половины студентов, обучающихся в вузах, проживает в общежитиях, поэтому постаяовка физкультурной работы в общежитиях является важным звеноы а целостной системе физического воспитания студенчества. Одним из средств повышения двигательной активности в режиме дня студентов может быть внедрение утренней гигиенической; гимнастики в общежитиях. Проведение ее осуществляется в группах, укомплектованных с учетом состояния здоровья и физической подготовленности студентов. Утренняя гигиеническая гимнастика продолжительностью 10—15 мин проводится после сна.

Физкультпауза— это комплекс физических упражнений, выполняемых 8 процессе трудовой (учебной) деятельности для предупреждения утомления в


поддержания оптимального уровня работоспособности. Проводится фнзкульт-

пауза продолжительностью 8—10 мин после первых 4 ч аудиторной учебы.

Фнзкультурно-массоные н спортивные мероприятия проводятся в свободное от учебных занятий время для привлечения студентов к систематическим заня­тиям физическими упражнениями и туризмом, для укрепления здоровья, совер­шенствования своего физического и спортивного мастерства, для подготовки мужского контингента к службе в рядах Советской Армии. Все эти задачи ре­шаются с помощью занятий в спортивных секциях, группах ОФП, группах здоровья, а также физкультурных мероприятий в выходные дни, во время ка­никул, в оздоровительно-спортивных лагерях, на учебной практике, в строитель­ных отрядах. Работа осуществляется студенческим спортивным клубом при активном участии преподавателей кафедры физического воспитания, комитета ВЛКСМ, профсоюзного комитета.

Стержнем активизации спортивной жизни в институте является система соревнований внутри института. Спортивный клуб совместно с преподавателя­ми кафедры физического воспитания составляет положение и календарь спор­тивных мероприятий на учебный год. Главное место отводится спартакиаде института, которая призвана приобщать студентов к регулярным занятиям спортом, повышать уровень их двигательной активности, пропагандировать фи­зическую культуру как важное средство укрепления здоровья и подготовки к труду и защите Родины. Решению этих задач способствуют многоэтапность я комплексность спартакиады, включающей различные виды спорта. Их количест­во зависит от развития материально-технической базы пистнтута, региона, со­става преподавателей кафедры физического воспитания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В профессиональной подготовке учителя любой специальности должны присутствовать знания и умения, необходимые для проведения «малых» форм физического воспитания с детьми. К таким формам относятся: организация утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы, подвижных игр, прогулок, экскурсий, походов, различных спортивных мероприятий на всем протяжении обучения школьников.

С агитационной п организационной работой выпускники педвузов встреча­ются, выполняя функции классного руководителя, воспитателя групп продлен­ного дпя, организатора воспитательной работы, воспитателя детского сада и др. Исходя из этого профессионально-педагогическая физическая подготовка студентов нацелена на решение следующих задач: 1. Раскрыть студентам значение физического воспитания в обшей системе образования и воспита­ния подрастающего поколения. 2. Научить будущих педагогов правильному использованию средств, методов н различных организационных форм физиче­ского воспитания школьников, для того чтобы содействовать укреплению здоро­вья, закаливанию, формированию правильной осанки; способствовать воспита­нию физических качеств; прививать интерес к систематическим занятиям физи­ческими упражнениями.

Профессиональная направленность студентов по физическому воспитанию определяется профилем факультета я контингентом, с которым предстоит рабо­тать будущим педагогам. Так, содержание и формы занятий студентов на факультете начальных классов определяются программой по теории н методике физического воспитания. Учебная работа проводится в виде лекционных, семи­нарских, практических занятий и педагогической практики. Прохождение кур­сов обучения обеспечивается преподавателями факультета физической куль­туры в институтах, где имеется такой факультет. 8 остальных педагогических вузах данные ф>нкцин возлагаются на преподавателей общеинститутской ка­федры физического воспитания.

17* 259


ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основной задачей факультетов физической к$-,<тыуры педагогических ин­ститутов является подготовка высококвалифицированных специалистов для пе­дагогической деятельности в системе народного образования, В соответствии о квалификационной характеристикой учителя физической культуры, специалист должен иметь высокий уровель профессиональной подготовки, обладать высо­кими гражданскими н нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу, сочетать фундаментальную научную и прак­тическую подготовку и т. д.

Физическая подготовка студента является одним из основных компонентов многогранной подготовки учителя физической культуры. Она обеспечивает реа­лизацию педагогических умений в учебно-воспитательном процессе специалиста и его дееспособность на протяжении всей профессиональной деятельности. Физическая подготовка осуществляется а различных формах на всем протяже­нии обучения в вузе: на практических занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам, в группах спортивно-педагогического совершенствования л само­стоятельно в свободное от учебы время.

Спортивко-педагогические дисциплины в учебном плане факультета физи­ческой культуры предстазлены с учетом удельного веса видов физических упражнений в школьной программе.

Формирование двигательных умений и развитие физических способностей в процессе освоения программ спортивно-педагогических дисциплин сопровож­даются у студентов усвоением знаний я формированием профессионально-пе­дагогических умений, необходимых для проведения в общеобразовательной школе практикуемых форм учебно-воспитательной работы. Умение применять полученные знаккя и умения в решении конкретных педагогических задач проверяется на различных этапах педагогической практики а рола организатора, педагога-воспитателя, учителя физической культуры.

Установлено В. В. Шишлаковым, что уровень физической подготовленности учителя физической культуры по мере продолжительности профессиональной деятельности снижается: в первые 5 лет ухудшаются скоростная и скоростно-силовая подготовленность; и период от 6 до 10 лет — силовая подготовленность; в период от 11 до 16 лет — вновь скоростная и скоростно-силовая; после 16 лет заметно снижаются уровни всех качеств. Это требует формирования у студентов умения компенсировать возрастное снижение физической подготов­ленности методическими приемами, а также умения самостоятельно поддер­живать необходимый уровень физической подготовленности.

Сакостоягелыше занятия со студентам» факультета физической культу­ры организуются по заданию преподавателя с учетом индивидуальных осо­бенностей и спортивной специализации. Как правило, они носят тренировоч­ный характер на протяжении всего периода обучения.

Date: 2015-10-18; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию