Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика и формы развития ведущих стран
В течение 25 послевоенных лет экономическое развитие стран Западной Европы было стабильным. С 1948 по 1973 гг. общий ВНП этого региона не показывал ни малейших признаков сокращения. Экономисты — современники этого периода— отказались от прежних терминов экономической теории и заменили их новыми. Вместо кризис — рецессия, деловой цикл — цикл экономического роста, кризисная политика — точечное регулирование. Послевоенное развитие экономики стран Запада характеризуется ее бурным ростом в 50 — 60-е годы. Среднегодовые темпы роста экономики Германии и Италии выросли в четыре раза, Франции — более чем вдвое, а Великобритании — почти вдвое. Динамичному развитию стран Запада способствовал не только план Маршалла, но и расширение внутреннего рынка, рост международной торговли, эра дешевой нефти из стран Персидского залива, качественная перестройка промышленности на основе внедрения научных и технических разработок времен войны, политика правительств западных стран, направленная на поддержку экономического роста. Рецессии Первый спад деловой активности в Европе проявился в 1948—1949 гг., но он был незначительным. Более серьезным был спад 1951—1952 гг., охвативший все страны Европы. Эта рецессия была следствием Корейской войны (1950—1953) и опасений, что она может перерасти в мировую. Рецессия 1957—1958 гг. охватила не только страны Европы, но и распространилась на США и Японию. Выходу из рецессии способствовали принятые правительствами меры по сокращению налогов, смягчению условий кредитования и др. Благотворное воздействие на экономическое развитие начал оказывать и новый фактор — создание в 1958 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Рецессия 1966—1967 гг. и последовавшее за нею экономическое оживление были краткосрочными, так как уже к 1971 г. подверглось воздействию денежного кризиса и нефтяного эмбарго 1973 г. — двух факторов, оказавших негативное влияние на цикл экономического роста в Европе. В ходе спада 1974— 1975 гг. физический объем промышленного производства всех индустриально развитых стран, вместе взятых, снизился на 5%, а международного товарооборота — на 4%. Экономический рост прекратился. Возникли перебои в обеспечении стран Запада сырьем и прежде всего нефтью. Повышение цен на нефть привело к вздорожанию всех товаров и услуг. Рост цен, инфляция стали главной экономической проблемой. И как следствие тяжелой экономической ситуации в 80-е годы — приход к власти в большинстве стран Запада неоконсерваторов.
Мировые запасы нефти в 1981 г.
Особенности экономического развития Великобритании Темпы развития Великобритании в 50-е годы были ниже, чем в других европейских странах. К началу 70-х годов от Британской империи остались лишь ряд островов в Мировом океане, а сама она преобразовалась в Британское содружество — межправительственную организацию стран, ранее в нее входивших и признающих связи с бывшей метрополией. Ликвидация империи поставила перед ней вопрос участия в европейской интеграции. Великобритания приняла ряд мер, направленных на стабилизацию экономики. С 1947 г. было объявлено о проведении режима экономии, который включал в себя замораживание зарплаты, доходов, ограничение потребления граждан. Серьезной проблемой для страны стало соглашение об англо-американском займе от 6 декабря 1945 г. (Американское правительство обеспечивало Великобританию долговременными займами при условии конвертации фунта стерлингов, что направляло поток держателей фунтов к доллару). Капиталовложения в промышленность способствовали росту производительности труда, уже в 1948 г. промышленность смогла достигнуть и превзойти довоенный уровень выпуска продукции. Принятая в 1947 г. четырехлетняя программа развития сельскохозяйственного производства способствовала увеличению выпуска продукции. К началу 50-х годов в основном удалось восстановить экономический потенциал страны. В 50-е годы экономическое развитие страны ускорилось. Этому способствовали следующие факторы: влияние научно-технической революции, совершенствование метода управления, крупные капиталовложения государства в производство, структурные изменения в промышленности. Созданной в 1960 г. под руководством Англии Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), объединившей страны, не вошедшие в ЕЭС (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), не удалась создать благоприятные условия для английских товаров, поэтому уже с 1961 г. Англия начинает вести переговоры о вступлении в Общий рынок, которые увенчались успехом лишь в 1973 г. Во второй половине 60—70-х гг. экономика страны находилась в трудном положении. Этому способствовали и мировой энергетический кризис 1973 г., и циклический кризис 1975 г., большие расходы на социальные программы правительства лейбористов. «Тэтчеризм» Этапным явился приход к власти в Англии правительства во главе с М. Тэтчер в 1979 г. Понятие «тэтчеризм», как рейганомика», вошло в мировую экономическую литературу, отражая новые концептуальные видения экономической политики (в рамках неолиберализма*, или «нового консерватизма», отказа от концепций неокейсианского регулирования). * Неолиберализм — направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. К неолиберализму обычно относят три школы: чикагскую (Милтон Фридмен), лондонскую (Фридрих фон Хайек), фрайбургскую (Вальтер Ойкен, Людвиг Эрхард).
Неокейсианцы — последователи Кейнса, дополнившие и конкретизировавшие положения его теории эффективного спроса. Ими была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста) через государственный бюджет. В вопросах политики Рейган и Тэтчер были убежденными консерваторами. Политика поощрения конкуренции, которую сделали реальностью, придала динамизм американской и британской экономике. Рейган объявил о введении в действие широкомасштабной программы сокращения налогов и о проведении монетаристской политики в сфере денежного обращения. Примеру США последовали Великобритания и ФРГ. Последствия монетаристской политики вызвали длительный период стагнации в странах ОЭСР, роста безработицы. Но из-за ослабления импорта и увеличения продажи промышленной продукции в страны, экспортирующие нефть, торговый баланс ОЭСР улучшился. Снижение налогов способствовало росту капиталовложений, оживлению экономической жизни. При Тэтчер были осуществлены структурные изменения экономики Великобритании, модернизация производственного аппарата. Рост валового внутреннего продукта достиг самого высокого показателя в Западной Европе, выросла производительность труда. В начале 80-х годов начался экономический подъем. Развитие экономики Франции Война и четырехлетняя оккупация нанесли значительный ущерб экономике страны. В 1944 г. было сформировано временное правительство во главе с Ш. де Голлем, просуществовавшее до 1946 г. В состав правительства вошли представители различных партий, отражавших интересы отдельных слоев населения. В вопросах финансово-экономической области в правительстве не было единства мнений. Предложенная министром национальной экономики П.М. Франсом денежная реформа, предполагавшая с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот, была отклонена де Голлем. Он высказался за проект реформ, разработанный министром финансов Р. Плевеном, в основе которого был выпуск крупного внутреннего займа. Коммунисты и некоторые представители «левых» в правительстве важнейшими задачами считали проведение национализации и решение социально-экономических проблем. В течение 1945—1947 гг. в стране была национализирована 1/5 французской промышленности. Как и в других развитых капиталистических странах, национализация не коснулась всех основных отраслей промышленности. Несмотря на ограниченный характер проведения национализации, она в известной мере способствовала ограничению господства монополий, с одной стороны, а с другой — увеличению притока капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Осенью 1947 г. новый министр финансов Р. Майер выдвинул план, который порывал с системой фиксированных цен и вводил разнообразные валютные курсы. Его политика увенчалась успехом.
В 1947-1955 гг. создана широкая сеть союзных договоров и соглашений о взаимопомощи. В 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве с США — план Маршалла. К 1958 г. общая помощь США Франции составила 12 млрд. долл. Большая часть этой суммы была предназначена для развития промышленного потенциала страны. В послевоенный период во Франции производство средств производства превалирует над производством предметов потребления. Изменения в структуре промышленности начались с быстрого развития автомобилестроения. К концу 50-х годов в стране складываются три сектора в промышленности: традиционные отрасли (текстиль, металлургия, машиностроение, производство предметов роскоши), новые отрасли (автомобилестроение, авиапромышленность, нефтепереработка) и новейшие (атомная энергетика, электроника, производство пластических масс). Изменения экономической стратегии в 50—60-е годы выразились в переоснащении промышленности новой техникой, увеличении капиталовложений в промышленность и торговлю, милитаризации экономики, связанными с обязательствами перед союзниками по блокам НАТО (1949), СЕАТО (1954), Западноевропейского Союза (1955) военными действиями во Вьетнаме (1946—1954) и в Алжире (1954—1962), а также программировании хозяйственного развития: Первый план (1947 — 1953), Второй план (1954—1957), Третий план (1958-1961) (планы не были обязательными, они носили рекомендательный характер). Активное участие Франции в западноевропейской интеграции и НТР оказали существенное влияние на экономическое развитие страны в области промышленности и сельского хозяйства. За десять лет (1958 — 1968) объем промышленного производства увеличился на 60% при ежегодных темпах роста 5,5% в год, производство продуктов сельского хозяйства на 66%. С 1969 г. с избранием нового президента Ж. Помпиду начались изменения в финансовой политике страны, которые выразились в девальвации франка, блокировании цен с целью повышения конкурентоспособности французских товаров на внешних рынках. Седьмой план (1976—1980) предусматривал промышленную переориентацию, связанную с приспособлением хозяйственной структуры страны к условиям международной экономической интеграции, с разработкой государственных отраслевых программ — по ядерной энергетике, информатике, авиастроению, а также интенсивные методы сельскохозяйственного производства. Несмотря на кризисные потрясения 70-х годов, «нефтяные шоки», снизившие темпы роста промышленного производства более чем вдвое, экономическое положение Франции в мире оставалось стабильным, страна входила в пятерку крупнейших капиталистических стран. В начале 80-х гг. экономике Франции серьезный ущерб нанесла американская валютно-финансовая политика, связанная с искусственным завышением курса доллара. Рост курса доллара привел к резкому ухудшению платежного баланса страны, так как треть французского импорта оплачивалась в американской валюте. Чтобы стимулировать французский экспорт, правительство вынуждено было пойти на девальвацию франка, перестройку производственной и финансовой структуры. В 1982 г. был принят закон о национализации крупнейших промышленных групп, коммерческих и деловых банков. Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%. Эти меры привели к стабилизации экономики, в 1984 г. экономический рост составил 1,75%, в 1985 г. — 2%. В 1986 г. к власти в стране пришла новая администрация, которая начала проводить денационализацию, сокращение налогообложения, дерегламентирование различных сфер хозяйственной деятельности. С 1987 г. предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, регламентировались цены лишь на медикаменты, книги, тарифы на свет, газ и железнодорожный транспорт. Эти меры оказали позитивное влияние на экономику Франции. Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказывает ее участие в Европейском Союзе (ЕС). В рамках ЕС Франция специализируется на экспорте малолитражных автомобилей, женской одежды, обуви, белья. Выравнивание экономической структуры сделало Францию равноправным партнером в ЕС. Особенности экономического развития Западной Германии После Второй мировой войны Германия была разделена на два самостоятельных государства: ФРГ и ГДР. На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав — победительниц в войне 2 августа 1945 г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948 г. при непосредственном участии Л. Эрхарда — архитектора политики экономического возрождения Западной Германии, экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа. Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти. Эрхарда относят к представителям неолиберального направления, но он не был «чистым» неолибералом и широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними. Если в июле 1948 г. объемы производства составляли 57% от показателей 1936 г., то в середине 1949 г. — 85%, в середине 1950 -107 %, в июле 1951 г. — 127 %, т. е. на территории ФРГ в 1951 г. объемы производства на 34% превышали 1936 г., который, как известно, прошел под знаком военного производства. В одном из диспутов 1951 г. Эрхард приводит сведения о том, что в Германии самый высокий в Европе индекс заработной платы: он составлял 123 %, тогда как в Великобритании — 109, Италии — ИЗ, Бельгии — 109, Нидерландах —111, Швеции — 101%. Реформы Эрхарда быстро дали положительный результат. К концу 1949 г. промышленность достигла уровня 1936 г., а к концу 50-х гг. превысила его на 14,4 %. С начала 60-х годов темпы роста экономики замедляются и, как следствие, уменьшается доля ФРГ в мировом капиталистическом промышленном производстве. Накапливаются внутренние противоречия капиталистического воспроизводства, которые вылились в 1966—1967 гг. в первый послевоенный циклический кризис. Наиболее глубокий в истории ФРГ кризис перепроизводства 1974—1975 гг. поразил все отрасли западногерманской экономики, вызвал сокращение валового национального продукта на 5%, промышленного производства — на 12,3%, внутренних частных инвестиций в основной капитал — на 18,6%. Резко возросло число банкротств, подскочили показатели инфляции. Циклический спад производства сопровождался энергетическим кризисом, носившим мировой характер, и структурными кризисами ряда отраслей промышленности. В 1980—1982 гг. экономика ФРГ испытала третий за свою историю циклический кризис перепроизводства. Кризис предопределил приход к власти осенью 1982 г. в ФРГ, как и в некоторых других развитых капиталистических странах, консервативного правительства. В 1982 г. канцлером ФРГ стал христианский демократ Гельмут Коль, отказавшийся от кейнсианских методов регулирования экономики. Специфика западногерманского неоконсерватизма заключалась в «смягченном» варианте консервативной политики при стратегической линии, направленной на обеспечение прибыли крупного капитала. С 1983 г. в ФРГ начался экономический подъем. 3 октября 1990 г. произошло объединение Германии. Территория страны увеличилась на 1/3, население — с 64 до 80 млн. В пяти новых землях начались рыночные преобразования, потребовавшие больших капиталовложений, что привело к бюджетному дефициту, увеличению государственного долга и безработице. Несмотря на имевшие место негативные тенденции в экономике страны после объединения, ФРГ остается одной из ведущих стран ЕС. Основные причины динамичного экономического развития ФРГ: 1) высокий уровень потребительского спроса; 2) увеличение занятости и зарплаты; 3) расширение немецкого внутреннего рынка за счет пяти новых федеральных земель; 4) быстрое развитие научно-технического прогресса; 5) преимущественное развитие отраслей экспортной ориентации.
Анализ японской модели развития Послевоенная история Японии весьма примечательна в том отношении, что стране, практически разрушенной, удалось разработать и последовательно осуществить стратегический план превращения в мощную экономическую державу в кратчайший срок. Доктрина первого послевоенного японского премьера Иосида Сигэру и всех последующих кабинетов либерально-демократической партии содержала в себе ставку на наращивание невоенных факторов силы и на этой основе утверждение Японии в роли одного из лидеров мирового сообщества, т. е. того, чего не удалось добиться военным путем. В Японии программа экономической стабилизации была разработана под руководством Доджа, финансового советника Верховного командования союзнических сил. Главные составляющие этой программы — установление бюджетного равновесия, повышение налогов, ограничение на выплату заработной платы и банковский кредит, а также девальвация йены. Эта программа, осуществлявшаяся с 1948 г., сыграла главную роль в экономическом возрождении Японии. Она получила название «Линия Доджа». Японская модель развития включала не только экономические, но и политические, и этнокультурные, и социопсихологические факторы в их диалектическом взаимовлиянии. Экономический аспект японской модели может быть описан по трем параметрам: количественному — экономико-статистические характеристики, качественному — оценка эффективности экономической модели, прогностическому — оценка ее развития в перспективе. С 1950 по 1990 гг. страна развивалась ускоренными темпами: реальный доход на душу населения повысился (в ценах 1990 г.) с 1230 до 23970 долл., т. е. темпы роста составили 7,7% в год. За тот же период США смогли добиться роста доходов всего на 1,9% в год. По объему ВНП на душу населения Япония в 1991 г. обогнала США и заняла второе место в мире после Швейцарии. Резко усилились позиции Японии в системе мирового капиталистического хозяйства. На ее долю приходится более 10% мирового ВНП. Общая сумма зарубежных активов Японии составила в 1988 г. 1 трлн. долл. и достигла американского уровня. Качественный рост японской экономики обеспечивается: крупными структурными сдвигами и становлением интенсивной модели экономического роста при последовательном увеличении доли наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсе- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и ее внедрением во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных системах и переходом к модели информационного общества. Все эти задачи решались на базе активного использования достижений НТР, зарубежного опыта и перехода на форсирование собственных научных исследований и опытных конструкторских разработок (НИОКР). По расходам на НИОКР Япония занимает второе место в мире после США. Удельный вес расходов на фундаментальную науку в 1988 г. сопоставим: 12,2 % в США, 12,9% - в Японии. Если попытаться сформулировать наиболее общую, «синтезированную» характеристику качества японской экономики, то следует назвать ее адаптивность к меняющимся внутренним и особенно внешним условиям. Высокое качество японской экономики хорошо видно на примере сравнительных данных по энергопотреблению. В 1985 г. в Японии потреблялось 2,6 т условного топлива на душу населения, а в США — 6,7 т, т. е. в 2,6 раза больше, притом что ВНП на душу населения в Японии выше, чем в США. В Японии разрабатывается концепция новой энергетической культуры, суть которой — обеспечение энергетических потребностей страны за счет углубления структурной перестройки, развития альтернативных источников энергии с целью получения неисчерпаемых и экологически чистых источников энергии. В 90-е годы Япония заняла первое место в мире по количеству роботов на одного рабочего. Из 610 тыс. существующих в мире приспособлений, которые выполняют производственные программы, большая половина (385 тыс.) сконструирована в Японии. Япония прочно занимает первое место в мире по стабильности цен и уровню заработной платы среди ведущих капиталистических стран.
Date: 2015-10-19; view: 356; Нарушение авторских прав |