Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торговля





 

Внутренняя торговля. Формы ее организации

Внутренняя торговля в первой половине XIX в. развивалась медленно. Складывание рынка тормозилось низкой товарностью крестьянского хозяйства (даже в середине XIX в. доля крестьянского хлеба, поступающего на рынок, не превышала 10%); медленным формированием торгового класса (в середине века купцы составляли лишь около 1% населения, в конце века — 3,8%); национальной психологией (расчетливость, бережливость и умение сделать прибыль на торговых операциях не считались большой добродетелью). Необходимо также учесть и громадные просторы империи, плохое состояние дорог, а часто и полное их отсутствие. Тем не менее рост внутреннего рынка, хотя и медленный и преимущественно экстенсивный, имел место, и уже в середине XIX в. внутренняя торговля становится более важной для России, чем торговля внешняя: обороты внутренней торговли превышали обороты внешней торговли более чем в три раза.

В первой половине века внутренняя торговля осуществлялась преимущественно в виде ярмарок, которые имелись в каждом сколь-нибудь крупном экономическом районе страны. Большинство ярмарок (около 4 тысяч) были мелкими; обороты 60 крупных ярмарок превышали миллионы рублей. Самой крупной была Нижегородская ярмарка, обороты которой были свыше 100 млн. руб. в год. У ярмарочной торговли, характерной для феодального способа производства, имелись существенные недостатки: частая порча товаров из-за невозможности обеспечить правильное хранение, потери времени продавца и покупателя, резкие колебания цен на одни и те же товары на разных ярмарках.

В течение XIX в. шло развитие другой, более прогрессивной формы торговли — магазинной. Значение ярмарочной торговли снижалось, шел перенос ярмарок на окраинные районы страны. Однако абсолютное число ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце — 18 тыс.

Довольно интенсивно — по российским меркам — развивались и биржи, число которых к началу XX в. достигло 90. Руководство биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности, за исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи — он находился в ведении Министерства финансов.

Это свидетельствовало о том, что состояние внутреннего рынка менялось, хотя и медленно. В середине века в количественном отношении в стране продолжали господствовать натуральные отношения. Торговые связи между отдельными частями страны по-прежнему не были достаточно крепкими, что проявлялось прежде всего в значительных колебаниях хлебных цен в различных регионах империи: разница в ценах на хлеб в местах его производства и потребления была огромна и могла составлять 10 и более раз. В первой половине столетия на рынок ориентировались преимущественно помещики, в пореформенный период — фермеры.

Внешняя торговля. Торговая политика

В области внешней торговли государственная политика в XIX в. характеризовалась попеременной сменой протекционизма и фритредерства. Смена курса происходила раз в пять— десять лет. В целом в середине века исходили преимущественно из принципов фритредерства, а в начале и конце века — протекционизма. Преобладание политики протекционизма объяснялось не столько желанием защитить, оказать покровительство отечественному производителю, сколько соображениями фискального характера: устанавливая высокие ввозные тарифы, правительство желало увеличить доходность казны.

Соответственно официальному курсу менялись, таким образом, ввозные пошлины — от 15 до 200% и более.

Ведущим партнером по масштабам торговли с Россией традиционно была Англия. В первой половине XIX в. в структуре российского экспорта и импорта на ее долю приходилось 37 и 30% соответственно. Торговые отношения России с Англией не прерывались даже на время Крымской войны (1853 — 1856). Объявив российским товарам строгую блокаду, Англия, нуждаясь в них, тем не менее их ввозила на германских судах. На втором месте по объему торговли с Россией стояла Германия, на третьем — Франция, четвертое место занимал Китай.

 

Здание городской биржи в Нижнем Новгороде

 

Импорт России выглядел следующим образом. В первой половине XIX в. страна активно ввозила красители, сахар, вино. Важнейшей статьей ввоза были хлопок-сырец и чай (из Китая). Из Китая же везли жемчуг, шелк и хлопчатобумажные ткани; с середины века, однако, ткани ввозить перестали. В целом с Востока в Россию шли сырье и разнообразные предметы потребления, в том числе и предметы роскоши. С Запада также везли предметы потребления и, кроме того, машины и оборудование — на протяжении всего XIX в, эта статья ввоза все время возрастала.


Российский экспорт был ориентирован почти исключительно на западные страны и составлял 90% общей суммы экспорта. Доля российского экспорта на Восток была значительно скромнее — около 10%; везли сырье и промышленные изделия, стоимость которых давала 60 % общей стоимости экспорта..

На Запад шли корабельный лес, канаты, парусные полотна, лен, сало, кожи, пенька, щетина, меха, продукция животноводства, хлеб. Объемы хлебного экспорта увеличивались с каждым десятилетием: если в начале века хлеб составлял 5% от стоимости всего экспорта, то в середине века — уже 35%, а в конце века — 80%. В начале века Россия вывозила 1% от собранного урожая, в середине века — 5%, в конце — 20%.

Конкурентами России на мировом хлебном рынке в конце XIX в. были США, Австралия и Канада, но сколь-нибудь серьезно потеснить Россию они не смогли. Гораздо более негативно складывались отношения России с Германией. С 80-х годов XIX в. немцы стали защищать себя от русского хлеба, повышая ввозные пошлины: с 1880 по 1890 гг. они увеличились в пять раз. В ответ на это Россия ввела почти запретительные пошлины на ввозимые из Германии промышленные товары. В первой половине 90-х годов таможенная война между этими странами становится особенно напряженной.

В целом в структуре российского экспорта доля сельскохозяйственной продукции и промышленного сырья составляла 95% стоимости всего российского экспорта, а готовые изделия — около 5%. Степень участия России в мировой торговле на протяжении всего XIX в. оставалась практически неизменной: страна обеспечивала 4% мирового товарооборота.

 







Date: 2015-10-19; view: 337; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию