Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разгуляй: пермский алтарь





И наконец: где же у Перми сердце? На что замыкается городская система кровообращения? Покажите точку, «откуда есть пошла» Пермская земля?

Эту точку не надо выдумывать. Она давно уже существует как священный, сакральный центр города. Хотя выявлена очень слабо. Слабо – в архитектуре и городской планировке, но вовсе не в истории.

Речь, конечно же, идёт о Разгуляе. За 250 лет чего здесь только не было. Кабаки и рынок (торговые заведения). Трамвайное депо (промышленное предприятие). Управление губернией (административное учреждение). Ничего не удержалось, всё рассыпалось. Потому что Разгуляй – пермский алтарь, и кабаку или депо в алтаре не место. Нынешним жилым домам тоже не место. Поскольку они построены не там, где надо (как шашлычные на набережной), они превратились в трущобы.

За 250 лет на Разгуляе уцелело только одно здание, которое и соответствует священному смыслу территории: храм. Петропавловская церковь, старейшее здание нашего города. Что ж, современные хибары и притоны и без всяких смыслов уродуют город, их надо убирать в любом случае. Но планировать что-либо на их месте лучше, конечно, с учётом особенностей места. С учётом его «священности».

Очень удачное решение – мемориал Татищеву. Памятник плохой, а вот место угадано точно, и потому мемориал жизнеспособен, хотя и путей-то к нему нет, он выключен из инфраструктуры.

Решение перенести мэрию в Разгуляй тоже неплохое. Власть у нас тоже священная, потому что соответствует смыслу территории. В овраге – «пермь подземная», и власть у нас «подземная», точнее – «подковёрная», живущая своей тайной жизнью закулисных договорённостей и оглашающая лишь итог, мотивированный задним числом как попало, лишь бы электорат считал, что он «в курсе». Мэрия в Разгуляе «приживётся», как и храм. Но ситуация с мэрией – будто из анекдота: «Можно ли построить коммунизм во Франции? - Можно. Но жалко».

Жалко Разгуляя для мэрии, потому что «под мэрией» он утратит репрезентативный смысл для гостей города. Да и в виде трамвайного депо судьба преподнесла Перми ценнейший подарок. Здесь-то как раз и стоит разместить музей современного искусства, убив сразу многих зайцев. Во-первых, сохраним памятник истории. Во-вторых, «Депо» - исключительно стильное, точное, ёмкое, «хай-тековское» название для музея современного искусства (в Париже такой музей организован в здании железнодорожного вокзала). Депо сразу образует арт-комплекс со старинным трамвайным мостом через овраг – вернисажем под открытым небом. Такому ансамблю позавидуют европейские столицы. И в третьих, искусство – вещь мистическая, священная, и оно вполне органично уживётся со священностью Разгуляя, «пермского алтаря».

Пермский «лук»

Комплекс Разгуляя смыкается с комплексом набережной, а набережную можно соединить с эспланадой. Получится «культурная дуга» Перми: непрерывная полоса парков, музеев, театров, ресторанов и торговых заведений. «Культурная дуга» практически полностью совпадёт с «культовой» - линией храмов. Уцелевшие храмы – очень важные индикаторные точки, указывающие, где же в теле города должна находиться силовая линия смысловой опоры.

Эта дуга на концах стянута осью улицы Ленина (или Покровской) – будто лук тетивой. Получается уникальная градостроительная схема. Такую схему для плана новой Москвы в 1932 году разработал выдающийся советский архитектор Н.Ладовский. Потом эта схема применялась в строительстве Копенгагена и Токио. Высший образец подобной планировки – город Бразилиа, спланированный великими архитекторами Ла Костой и Нимейером. В Перми же эта схема сложилась сама собой, надо только выявить её.

Внутри этого «лука» окажется «приёмный зал» Перми со зданиями власти. За «тетивой» - «детская» и «спальня». Такая планировка без напряжения поглощает планировку Ивана Лема XVIII века, которой так гордятся краеведы (хотя чего в ней особенного?). Эта планировка позволяет вести застройку (перестройку) и точечно, и комплексами, и целыми районами. Перми есть, куда развиваться и по линиям, обозначенным концами «лука», и вдаль от Камы вдоль Главной магистрали и Сибирского тракта.

Если соединить железнодорожный вокзал с Красавинским мостом, если полноценно включить среднюю дамбу в городскую инфраструктуру и через улицы Островского и Орджоникидзе вывести на коммунальный мост, можно решить транспортную проблему без масштабных сносов. Это транспортные решения не только не противоречат схеме «лука», но и усиливают её.

У Перми нет причин считать свои проблемы неразрешимыми.

Пермские «стрелы»

И ещё одна замечательная особенность городской схемы типа «лук». В лук должны быть заряжены стрелы. Они в Перми есть – и уже заряжены. Надо только сделать так, чтобы они не улетели «в белый свет как в копеечку».

Эти «стрелы» - улицы, перпендикулярные Каме. Значимых улиц четыре: Островского, Сибирская, Компрос и Попова. Пермь устроена так, что именно они позволяют городу «дышать». Съезд с дамб Егошихинского оврага на магистраль Островского-Орджоникидзе (сейчас улицы не соединяются) разгрузит центр города от пробок.

Эти четыре улицы интуитивно воспринимаются пермяками именно как главные «стрелы». Чтобы они не «вылетели» в Каму, их как засовами запирали вертикалями. Островского – вертикалью колокольни Петропавловского собора (колокольня снесена). Сибирскую – вертикалями обелисков Сибирской заставы и ротонды (снесены). Компрос – вертикалью колокольни кафедрального собора. Попова – особняком женского училища, который, стоя на горе, создавал ощущение вертикали (особняк перестроен и полуразрушен).

Город и сейчас ощущает потребность в этих вертикалях, структурирующих внутреннее пространство. Но масштаб у города уже иной, и прежних вертикалей (даже если их восстановить) недостаточно. Однако, учитывая то, что Пермь нуждается в новом музее и новой галерее, разумнее строить их там, где им место, - на набережной, и так, как требует характер города: с «опорными» вертикалями. Набережная просто напрашивается заполучить эти арт-объекты, а в образе города зияют дыры именно там, где и стоит поместить новостройки.

Правоту подобного планировочного решения подтверждает новый двойной небоскрёб у коммунального моста (на месте вертикали женского училища). Он так точно и органично вписался в среду, что без всяких усилий пиара замещает собою символ новой Перми на въезде в город. Интуиция строителей просто поражает (с отвычки, видимо). Улица Попова – единственная «стрела», которая «вылетает» из пермского «лука» и уносится на правый берег Камы линией моста. И здесь «запорная вертикаль» сделана двойной, с прозором, – чтобы одновременно подчеркнуть ритм города и чтобы не мешать «стреле» лететь.

Конечно, обыватель центра, вышедший из своего подъезда в ближайшую булочную, не «прочтёт» в своём путешествии структуры города. Но ведь не это важно. Важно, что структура «лука» соберёт в систему хаотически разбегающиеся потоки городской энергии и тем самым сделает город чище, красивее и удобнее. Покорив и преобразив древние смыслы, город-лук, город-стрелец запустит их в полёт с высокого берега Камы прямо в Европу. Нам будет, что сказать и показать.

Date: 2015-10-19; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию