Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура службы скорой медицинской помощи





Служба скорой медицинской помощи представлена сетью станций, под­станций, больниц и отделений скорой помощи. Эта структура постоянно со­вершенствуется и специализируется для решения поставленных перед нею за­дач, главными из которых являются своевременность прибытия медицинско­го персонала скорой помощи на место вызова, высокое качество диагности­ки, четкое выполнение экстренных лечебных мероприятий и решение сложных лечебно-тактических задач.

В настоящее время служба скорой и неотложной медицинской помощи включает в себя свыше 4 тыс. станций, подстанций и отделений, а также бо­лее 80 больниц скорой помощи. Она укомплектована опытным персоналом, способным обеспечить оказание всех видов медицинской помощи на до­госпитальном этапе.

Станции и отделения скорой медицинской помощи при ЦРБ могут ра­ботать и как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения, и в составе больниц скорой медицинской помощи или ЦРБ. Они обеспечивают оказание всех видов экстренной помощи на догоспитальном этапе, эвакуи­руют больных и пострадавших в дежурные стационары в соответствии с профилем повреждения или заболевания. От рациональной организации их работы зависит эффективность медицинской помощи в целом.

С увеличением объема работы службы скорой помощи возросло количе­ство санитарного автотранспорта в городах и сельской местности. Созданы единые гаражи для санитарного автотранспорта с авторемонтными мастер­скими. В городах и сельской местности установлена прямая телефонная связь между станциями скорой медицинской помощи и лечебно-профилакти­ческими учреждениями. Улучшилось снабжение станций скорой медицинской помощи аппаратурой, оборудованием и медикаментами, что дало возмож­ность быстро осуществлять диагностику на месте происшествия, несчастного случая или заболевания, своевременно оказывать неотложные лечебные по­собия по жизненным показаниям, транспортировать пострадавших и больных с травмами и острыми заболеваниями в лечебные учреждения, снизить число летальных исходов на догоспитальном этапе.

Объем, качество и своевременность оказания медицинской помощи в значительной степени определяются наличием преемственности в работе между службой скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями. Известно, что недостаточно четкая ор­ганизация работы по обслуживанию больных на дому участковыми врачами и специалистами поликлиник приводит к неоправданному росту числа вызо­вов скорой помощи и, таким образом, к увеличению объема работы, осу­ществляемой медперсоналом станций, подстанций и отделений скорой помо­щи за счет выполнения этими учреждениями несвойственных им функций. Основными требованиями к организации работы станций скорой помощи как основной структурной единицы этой службы являются:

— полная доступность скорой медицинской помощи для населения в любое время суток;

— высокая оперативность и своевременность оказания всех видов меди­цинской помощи на догоспитальном этапе;

— постоянная забота о высокой квалификации медперсонала с целью оказания необходимого объема медицинской помощи всем категориям по­страдавших и больных;

— обеспечение быстрой госпитализации в соответствующие медицин­ские учреждения в зависимости от профиля повреждения или заболевания.

Для выполнения этих основных требований учреждения скорой меди­цинской помощи должны быть соответственно оснащены и укомплектованы кадрами, обладающими опытом практической работы в этой службе. Стан­ции скорой медицинской помощи должны располагать широко разветвлен­ной телефонной сетью для приема вызовов от населения, иметь четко орга­низованную диспетчерскую службу и двустороннюю радиосвязь с сани­тарными автомобилями, работающими на линии.

Для улучшения эффективности оказания экстренной помощи, профилак­тики несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и внезапных заболеваний учреждения службы скорой помощи должны поддерживать самые тесные контакты и взаимодействие в работе с учреждениями и служ­бами (амбулатории и поликлиники, милиция, ГАИ и пожарная охрана).

Основными структурными подразделениями станции скорой медицин­ской помощи в крупных городах с населением 500000 человек и более являются:

— административное руководство станции;

— административно-хозяйственная и инженерно-техническая службы;

— отделы: оперативный, организационно-методический, госпитализа­ции;

— аптека с центральной стерилизационной;

— справочное бюро.

Работа всего медперсонала станций и выездных бригад круглосуточно контролируется линейно-контрольной службой. Эта служба осуществляет контроль за правильностью маршрута и временем следования бригад на вы­зовы, объемом оказания помощи пострадавшим и больным на месте проис­шествия (несчастного случая) и в салоне автомашины при транспортировке в стационар, затратами времени на передачу пострадавших и больных в при­емных отделениях больниц, своевременностью возвращения бригад на стан­цию. Задача линейно-контрольной службы состоит не только в осуществле­нии контроля за работой медперсонала скорой помощи, но и в оказании ему помощи при решении сложных диагностических и лечебно-тактических за­дач. Отсюда следует, что на такие дежурства должны назначаться самые опытные врачи скорой помощи, имеющие достаточно широкую и полную специальную и оперативную подготовку по всем вопросам, составляющим содержание работы службы скорой помощи.


Деятельность администрации станции, бухгалтерии, административно-хозяйственной и инженерно-техниче­ской служб направляется на обеспечение четкой повседневной работы всех подразделений службы скорой помощи.

Оперативный отдел. Основной задачей оперативного отдела являются прием вызовов от населения по телефону «03» и передача их на подстанции или по радиотелефонной связи непосредственно выездным бригадам, нахо­дящимся в пути. Он обеспечивает своевременность оказания помощи населе­нию. Оперативный отдел включает диспетчерскую по приему вызовов от на­селения, диспетчерскую по направлению и руководству выездными бригада­ми, отделение санитарного транспорта, отделение госпитализации и справочное отделение. Оперативный отдел имеет прямую телефонную связь со всеми подстанциями скорой помощи, с поликлиниками и стациона­рами города, со службами горгаз, пожарной охраны, ГАИ.

Работой оперативного отдела руководят старший врач и его помощни­ки — врачи. В подчинении старшего врача находится старший диспетчер, диспетчер направления и руководства выездными бригадами.

Диспетчеры приема и направлений — средние медработники, их штатное число зависит от количества пультов вызовов (на 1 пульт 4,75 ед. диспетче­ра). При поступлении вызова диспетчер приема заполняет карты вызова, ко­торые передаются диспетчерам направлений через старшего диспетчера. При получении карты вызова диспетчер направления по прямой связи передает его на подстанцию в районе вызова.

После выполнения вызова врач бригады отчитывается диспетчеру на­правления, при этом карта заполняется дополнительными сведениями о диагнозе больного и дальнейшей его судьбе. Затем она направляется старшему врачу или его помощнику — врачу для контроля, после чего — в спра­вочный отдел.

Старший врач осуществляет контроль за работой всего оперативного отдела, а также отделений санитарного транспорта и справок, решает во­прос о направлении той или иной специализированной бригады. Диспетчеры отдела санитарного транспорта принимают заявки от амбулаторно-поликлинических учреждений на экстренную и плановую перевозку больных, реги­стрируют отказы от госпитализации по транспорту.

Оперативный отдел также поддерживает постоянную связь с приемными отделениями больниц и поликлиниками для того, чтобы быстро решать во­просы госпитализации больных, заблаговременно ставить в известность ста­ционар о необходимости подготовки к приему тяжело пострадавших и больных, контролировать ритмичное поступление больных и заполнение коек, передавать в поликлинику сведения о больных, требующих наблюдения.


Оперативный отдел обеспечивает информацией:

— население города — о пострадавших и больных, которым была оказа­на неотложная помощь;

— санитарно-эпидемиологические станции — об инфекционных больных, выявленных выездными врачами;

— дежурные аварийно-спасательные службы города — об авариях или повреждениях, послуживших причинами несчастных случаев;

— органы милиции — о травмах и повреждениях, полученных в резуль­тате нападений и драк.

Сотрудники отдела принимают непосредственное участие в проведении научных исследований по проблеме организации скорой помощи.

Отдел госпитализации. Контролирует правильность использования коеч­ного фонда и обеспечивает планомерность экстренной госпитализации в ста­ционары города в соответствии с наличием свободных мест и профилем уч­реждения. Диспетчеры направления, обеспечивающие экстренную госпитали­зацию, и врач-эвакуатор, осуществляющий руководство их работой, обязаны равномерно распределять больных по дежурным стационарам, соблюдая до­пустимые при этом временные интервалы, чтобы поддерживать четкую и ритмичную работу дежурных бригад приемных отделений по приему и оказанию помощи больным и пострадавшим по экстренным показаниям.

Отдел госпитализации является структурным подразделением и связую­щим звеном между станцией скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Главная особенность этого отдела со­стоит в том, чтобы осуществлять равномерное распределение и учет всех пострадавших и больных, доставляемых врачами скорой и неотложной ме­дицинской помощи и сантранспортом в стационары города. Оперативная группа отдела имеет схему развернутой стационарной сети города. Ежеднев­но на основании телефонных донесений стационаров города о движении больных работники отдела составляют сводку свободных мест и перегрузки по каждому отделению стационаров. Отдел госпитализации располагает всей информацией о наличии свободных мест и движении больных в стацио­нарах города, выдает наряды поликлиникам на госпитализацию плановых больных по узким специальностям, осуществляет при необходимости пере­возку больных из одного стационара в другой, контролирует- правильность использования коечного фонда.

Основными задачами, решаемыми отделом, являются организация гос­питализации экстренных больных по соответствующему профилю в кратчай­шие сроки, осуществление контроля за показанностью и сроками каждого случая госпитализации. Ведение учета и госпитализация больных в отделе­нии осуществляется централизованно по нарядам бюро госпитализации.

В штат отдела госпитализации входят врачи и диспетчеры. Штатное расписание определяется главным врачом станции скорой медицинской помощи.


Равномерное и целенаправленное распределение больных по стациона­рам осуществляет врач-эвакуатор. Все его распоряжения по вопросам, свя­занным с направлением больных в те или иные стационары, обязательны как для ответственных дежурных по стационарам города, так и для де­журных по сантранспорту, и для ответственного диспетчера. Во всей работе во время дежурства врач-эвакуатор подчинен старшему врачу оперативного отдела.

Отделом госпитализации проводится также работа по составлению су­точного баланса всей коечной сети города. Его сотрудники принимают не­посредственное участие в сортировке, выписке и переводе больных для до­лечивания в другие стационары города в случае срочного закрытия отделения по эпидемическим показаниям; проводят систематический анализ поступления больных в стационары города по дням недели; ведут ежед­невный учет и анализ выписки экстренных и плановых больных из лечебных учреждений, а также больных, отпущенных из приемных отделений; соста­вляют в содружестве с отделом здравоохранения ориентировочный план сроков свертывания коечной сети на ремонт.

Организационно-методический отдел. Проводит систематическую работу по изучению вопросов организации оказания скорой медицинской помощи населению, ее объема и содержания. Деятельностью отдела руководит заме­ститель главного врача по организационно-методической работе. Ему подчи­нены врачи-специалисты отдела, которые осуществляют статистический учет и анализ деятельности станции, подстанций и бригад скорой помощи по ока­занию неотложной помощи при всех формах заболеваний.

Для повышения качества работы по оказанию скорой медицинской по­мощи населению врачи-специалисты отдела разрабатывают методические письма или указания по внедрению в работу подстанций и бригад скорой медицинской помощи новых форм и методов организации работы, совре­менных способов и приемов терапии неотложных состояний и оказания по­мощи при травмах. Кроме того, сотрудники отдела проводят санитарно-просветительную работу. Они подготавливают и размножают специальные листовки для населения, знакомство с которыми способствует раннему обра­щению больных за медицинской помощью при появлении болей в сердце, животе, острых отравлениях и т. п. Сотрудники отдела осуществляют стати­стический учет и анализ деятельности станций, подстанций и бригад скорой помощи по оказанию неотложной помощи по всем нозологическим формам болезни. Особое внимание уделяется изучению причин летальных исходов на догоспитальном этапе. Постоянно проводится исследование организации и содержания работы подстанций и осуществляется оказание им необходи­мой методической помощи.

Подстанции скорой и неотложной медицинской помощи организуются для приближения экстренной помощи к населению определенного района города путем уменьшения радиуса обслуживания, сокращения пробега автомашины и ускорения оборачиваемости бригад скорой и неотложной помощи.

Подстанция является структурным подразделением городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, имеет присвоенный ей номер и обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи населению в гра­ницах установленного района обслуживания. При необходимости любая бригада данной подстанции может быть направлена по распоряжению опе­ративного отдела городской станции на выполнение вызова за пределы свое­го района.

Границы района обслуживания подстанций устанавливаются главным врачом городской станции и утверждаются городским отделом здравоохра­нения с учетом численности, плотности и возрастного состава населения, на­сыщенности района промышленными предприятиями и крупными объекта­ми общегородского значения (вокзалы, стадионы, театры и т. п.), наличия транспортных магистралей и интенсивности движения городского транспор­та. Наиболее благоприятным условием обеспечения преемственности в рабо­те подстанции с поликлиниками и больницами является совпадение границ района обслуживания с административными границами соответствующего района города. Радиус действия подстанции не должен превышать 4—5 км, а численность обслуживаемого населения — 300 тыс. человек.

Машины скорой помощи распределяются как в городе, так и на селе, исходя из нормативов— 1 машина на 10000 населения.

В здании, в котором размещается подстанция, должны быть предусмо­трены и оборудованы в соответствии с назначением следующие помещения:

— диспетчерская на 2 круглосуточных поста;

— сумочная для хранения медицинского оснащения бригад и подготов­ки к работе медицинских сумок;

— помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное охран­ной сигнализацией;

— кабинет для оказания помощи больным и пострадавшим, обратив­шимся непосредственно на подстанцию;

— комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей машин;

— помещения для подогрева и приема пищи персоналом;

— учебный класс для изучения аппаратуры, инструкций, проведения практических занятий и семинаров;

— конференц-зал;

— административные и хозяйственные помещения, включая архив.

Подстанция должна иметь огороженную площадку с твердым покры­тием для стоянки автомашин, а типовые подстанции — крытые стоянки-боксы. Размеры площадки (количество боксов) должны соответствовать максимальному числу автомашин, работающих одновременно.

Руководство деятельностью подстанций осуществляет заведующий, а в его отсутствие — старший врач. На подстанциях, в штате которых нет дол­жности старшего врача, он назначается ежедневно из числа дежурных вы­ездных врачей и руководит всем дежурным персоналом подстанции. Функ­циональные обязанности заведующего подстанцией и старшего врача определяются и утверждаются главным врачом городской станции. Порядок работы диспетчеров подстанции, их взаимодействие с персоналом выездных бригад и должностными лицами оперативного отдела определяются со­ответствующими инструкциями и перечнем функциональных обязанностей, утвержденными главным врачом городской станции.

Типовая подстанция должна располагать выездными бригадами:

— бригада скорой помощи (линейная) — врач, фельдшер, водитель;

— бригада санитарного транспорта общего назначения — фельдшер, водитель;

— бригада санитарного транспорта акушерская — акушерка, водитель;

— бригада интенсивной терапии — врач, 2 фельдшера, водитель.

Кроме того, в зависимости от количества населения данного города, ко­торый обслуживает станция скорой медицинской помощи, в ее состав могут входить следующие специализированные бригады: 1) кардиологическая, 2) педиатрическая; 3) реанимационно-хирургическая; 4) неврологическая; 5) психиатрическая; 6) токсикологическая.

Специализированные бригады в небольших городах входят в состав станций или подстанций скорой помощи, а в крупных — объединяются в спе­циализированные подстанции. Порядок работы выездных бригад на линии, их взаимодействие с диспетчерами подстанции, оперативного отдела город­ской станции и ЛПУ определяются соответствующими инструкциями.

Развитию и укреплению службы скорой медицинской помощи в сель­ских районах уделяется большое внимание. Основной пробле­мой здравоохранения в сельской местности являются трудности в организа­ции не столько стационарной, сколько амбулаторно-поликлинической, и прежде всего скорой и неотложной, медицинской помощи населению, в том числе лицам пожилого и старческого возраста, детскому контингенту и работникам сельского хозяйства. Причинами этого являются наличие зна­чительного числа мелких населенных пунктов, их отдаленность от основных ЛПУ. Эти трудности особенно возрастают в связи с увеличением продолжи­тельности жизни населения и ростом числа больных с хроническими форма­ми заболеваний, что определяет высокий уровень обращаемости за скорой помощью.

В сельской местности оказание скорой и неотложной медицинской по­мощи возложено на ЦРБ, в составе которых организуются отделения скорой медицинской помощи или самостоятельные станции. Отделения скорой ме­дицинской помощи могут быть и при больницах сельского района другого типа — участковых, межрайонных, ведомственных и т. п. Оперативно все бригады медицинской помощи района на время дежурства подчинены ответ­ственному дежурному врачу отделения при ЦРБ и могут быть использованы по усмотрению дежурного на территории всего района. Такая подчинен­ность значительно расширяет возможности оперативного использования бригад в сельской местности.

В настоящее время станции и отделения скорой медицинской помощи ЦРБ обслуживают население райцентра и зоны приписною участка. Обслу­живание вызовов из отдаленных населенных пунктов обычно возлагается на подстанции скорой медицинской помощи, созданные при участковых боль­ницах. Указанные подстанции организуются в том случае, когда радиус об­служивания превышает 25 — 30 км. Вызов из населенных пунктов осущест­вляется через медработника или непосредственно родственниками.

Для правильного и рационального использования коек лечебных учре­ждений района отделение скорой и неотложной помощи ведет учет сво­бодных мест в стационарах. В отделении круглосуточно имеется дежурный врач, а на станции — старший врач смены, на которых возлагается ответ-сменность за правильность решения сложных вопросов диагностики и ока­зания экстренной помощи на догоспитальном этапе.

Станции скорой и неотложной медицинской помощи в условиях сель­ской местности, как и городской, подразделяются на категории в зависимо­сти от числа вызовов в год. В основном в сельских районах — это станции третьей и четвертой категории, обслуживающие соответственно от 25 до 50 тыс. и от 10 до 25 тыс. вызовов в год. В крупном районном центре с числом жителей более 100—150 тыс. функционируют станции первой и второй кате­горий, выполняющие соответственно от 75 до 100 тыс. и 50-75 тыс. вызо­вов в год.

Станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи систе­матически проводят учет, составляют отчет, анализируют причины не­счастных случаев в районах и информируют об этом главного врача района, а через него — соответствующие органы.

В результате большой работы, проведенной в последние годы, в райо­нах достигнуты определенные успехи в приближении и повышении качества скорой медицинской помощи населению. Работа учреждений скорой меди­цинской помощи на селе строится с учетом местных условий Обязательны­ми из них следует считать наличие санитарных автомобилей типа УАЗ, обладающих высокой проходимостью в условиях сельских дорог и хорошо налаженную телефонную связь. Следует постоянно заботиться об улучшении преемственности в работе между отделениями, станциями и пунктами ско­рой и неотложной медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, фельдшерско-акушерскими и фельдшерскими пунктами и стационарами.







Date: 2015-10-19; view: 1377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию