Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура службы скорой медицинской помощи
Служба скорой медицинской помощи представлена сетью станций, подстанций, больниц и отделений скорой помощи. Эта структура постоянно совершенствуется и специализируется для решения поставленных перед нею задач, главными из которых являются своевременность прибытия медицинского персонала скорой помощи на место вызова, высокое качество диагностики, четкое выполнение экстренных лечебных мероприятий и решение сложных лечебно-тактических задач. В настоящее время служба скорой и неотложной медицинской помощи включает в себя свыше 4 тыс. станций, подстанций и отделений, а также более 80 больниц скорой помощи. Она укомплектована опытным персоналом, способным обеспечить оказание всех видов медицинской помощи на догоспитальном этапе. Станции и отделения скорой медицинской помощи при ЦРБ могут работать и как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения, и в составе больниц скорой медицинской помощи или ЦРБ. Они обеспечивают оказание всех видов экстренной помощи на догоспитальном этапе, эвакуируют больных и пострадавших в дежурные стационары в соответствии с профилем повреждения или заболевания. От рациональной организации их работы зависит эффективность медицинской помощи в целом. С увеличением объема работы службы скорой помощи возросло количество санитарного автотранспорта в городах и сельской местности. Созданы единые гаражи для санитарного автотранспорта с авторемонтными мастерскими. В городах и сельской местности установлена прямая телефонная связь между станциями скорой медицинской помощи и лечебно-профилактическими учреждениями. Улучшилось снабжение станций скорой медицинской помощи аппаратурой, оборудованием и медикаментами, что дало возможность быстро осуществлять диагностику на месте происшествия, несчастного случая или заболевания, своевременно оказывать неотложные лечебные пособия по жизненным показаниям, транспортировать пострадавших и больных с травмами и острыми заболеваниями в лечебные учреждения, снизить число летальных исходов на догоспитальном этапе. Объем, качество и своевременность оказания медицинской помощи в значительной степени определяются наличием преемственности в работе между службой скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими и больничными учреждениями. Известно, что недостаточно четкая организация работы по обслуживанию больных на дому участковыми врачами и специалистами поликлиник приводит к неоправданному росту числа вызовов скорой помощи и, таким образом, к увеличению объема работы, осуществляемой медперсоналом станций, подстанций и отделений скорой помощи за счет выполнения этими учреждениями несвойственных им функций. Основными требованиями к организации работы станций скорой помощи как основной структурной единицы этой службы являются: — полная доступность скорой медицинской помощи для населения в любое время суток; — высокая оперативность и своевременность оказания всех видов медицинской помощи на догоспитальном этапе; — постоянная забота о высокой квалификации медперсонала с целью оказания необходимого объема медицинской помощи всем категориям пострадавших и больных; — обеспечение быстрой госпитализации в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля повреждения или заболевания. Для выполнения этих основных требований учреждения скорой медицинской помощи должны быть соответственно оснащены и укомплектованы кадрами, обладающими опытом практической работы в этой службе. Станции скорой медицинской помощи должны располагать широко разветвленной телефонной сетью для приема вызовов от населения, иметь четко организованную диспетчерскую службу и двустороннюю радиосвязь с санитарными автомобилями, работающими на линии. Для улучшения эффективности оказания экстренной помощи, профилактики несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий и внезапных заболеваний учреждения службы скорой помощи должны поддерживать самые тесные контакты и взаимодействие в работе с учреждениями и службами (амбулатории и поликлиники, милиция, ГАИ и пожарная охрана). Основными структурными подразделениями станции скорой медицинской помощи в крупных городах с населением 500000 человек и более являются: — административное руководство станции; — административно-хозяйственная и инженерно-техническая службы; — отделы: оперативный, организационно-методический, госпитализации; — аптека с центральной стерилизационной; — справочное бюро. Работа всего медперсонала станций и выездных бригад круглосуточно контролируется линейно-контрольной службой. Эта служба осуществляет контроль за правильностью маршрута и временем следования бригад на вызовы, объемом оказания помощи пострадавшим и больным на месте происшествия (несчастного случая) и в салоне автомашины при транспортировке в стационар, затратами времени на передачу пострадавших и больных в приемных отделениях больниц, своевременностью возвращения бригад на станцию. Задача линейно-контрольной службы состоит не только в осуществлении контроля за работой медперсонала скорой помощи, но и в оказании ему помощи при решении сложных диагностических и лечебно-тактических задач. Отсюда следует, что на такие дежурства должны назначаться самые опытные врачи скорой помощи, имеющие достаточно широкую и полную специальную и оперативную подготовку по всем вопросам, составляющим содержание работы службы скорой помощи. Деятельность администрации станции, бухгалтерии, административно-хозяйственной и инженерно-технической служб направляется на обеспечение четкой повседневной работы всех подразделений службы скорой помощи. Оперативный отдел. Основной задачей оперативного отдела являются прием вызовов от населения по телефону «03» и передача их на подстанции или по радиотелефонной связи непосредственно выездным бригадам, находящимся в пути. Он обеспечивает своевременность оказания помощи населению. Оперативный отдел включает диспетчерскую по приему вызовов от населения, диспетчерскую по направлению и руководству выездными бригадами, отделение санитарного транспорта, отделение госпитализации и справочное отделение. Оперативный отдел имеет прямую телефонную связь со всеми подстанциями скорой помощи, с поликлиниками и стационарами города, со службами горгаз, пожарной охраны, ГАИ. Работой оперативного отдела руководят старший врач и его помощники — врачи. В подчинении старшего врача находится старший диспетчер, диспетчер направления и руководства выездными бригадами. Диспетчеры приема и направлений — средние медработники, их штатное число зависит от количества пультов вызовов (на 1 пульт 4,75 ед. диспетчера). При поступлении вызова диспетчер приема заполняет карты вызова, которые передаются диспетчерам направлений через старшего диспетчера. При получении карты вызова диспетчер направления по прямой связи передает его на подстанцию в районе вызова. После выполнения вызова врач бригады отчитывается диспетчеру направления, при этом карта заполняется дополнительными сведениями о диагнозе больного и дальнейшей его судьбе. Затем она направляется старшему врачу или его помощнику — врачу для контроля, после чего — в справочный отдел. Старший врач осуществляет контроль за работой всего оперативного отдела, а также отделений санитарного транспорта и справок, решает вопрос о направлении той или иной специализированной бригады. Диспетчеры отдела санитарного транспорта принимают заявки от амбулаторно-поликлинических учреждений на экстренную и плановую перевозку больных, регистрируют отказы от госпитализации по транспорту. Оперативный отдел также поддерживает постоянную связь с приемными отделениями больниц и поликлиниками для того, чтобы быстро решать вопросы госпитализации больных, заблаговременно ставить в известность стационар о необходимости подготовки к приему тяжело пострадавших и больных, контролировать ритмичное поступление больных и заполнение коек, передавать в поликлинику сведения о больных, требующих наблюдения. Оперативный отдел обеспечивает информацией: — население города — о пострадавших и больных, которым была оказана неотложная помощь; — санитарно-эпидемиологические станции — об инфекционных больных, выявленных выездными врачами; — дежурные аварийно-спасательные службы города — об авариях или повреждениях, послуживших причинами несчастных случаев; — органы милиции — о травмах и повреждениях, полученных в результате нападений и драк. Сотрудники отдела принимают непосредственное участие в проведении научных исследований по проблеме организации скорой помощи. Отдел госпитализации. Контролирует правильность использования коечного фонда и обеспечивает планомерность экстренной госпитализации в стационары города в соответствии с наличием свободных мест и профилем учреждения. Диспетчеры направления, обеспечивающие экстренную госпитализацию, и врач-эвакуатор, осуществляющий руководство их работой, обязаны равномерно распределять больных по дежурным стационарам, соблюдая допустимые при этом временные интервалы, чтобы поддерживать четкую и ритмичную работу дежурных бригад приемных отделений по приему и оказанию помощи больным и пострадавшим по экстренным показаниям. Отдел госпитализации является структурным подразделением и связующим звеном между станцией скорой медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Главная особенность этого отдела состоит в том, чтобы осуществлять равномерное распределение и учет всех пострадавших и больных, доставляемых врачами скорой и неотложной медицинской помощи и сантранспортом в стационары города. Оперативная группа отдела имеет схему развернутой стационарной сети города. Ежедневно на основании телефонных донесений стационаров города о движении больных работники отдела составляют сводку свободных мест и перегрузки по каждому отделению стационаров. Отдел госпитализации располагает всей информацией о наличии свободных мест и движении больных в стационарах города, выдает наряды поликлиникам на госпитализацию плановых больных по узким специальностям, осуществляет при необходимости перевозку больных из одного стационара в другой, контролирует- правильность использования коечного фонда. Основными задачами, решаемыми отделом, являются организация госпитализации экстренных больных по соответствующему профилю в кратчайшие сроки, осуществление контроля за показанностью и сроками каждого случая госпитализации. Ведение учета и госпитализация больных в отделении осуществляется централизованно по нарядам бюро госпитализации. В штат отдела госпитализации входят врачи и диспетчеры. Штатное расписание определяется главным врачом станции скорой медицинской помощи. Равномерное и целенаправленное распределение больных по стационарам осуществляет врач-эвакуатор. Все его распоряжения по вопросам, связанным с направлением больных в те или иные стационары, обязательны как для ответственных дежурных по стационарам города, так и для дежурных по сантранспорту, и для ответственного диспетчера. Во всей работе во время дежурства врач-эвакуатор подчинен старшему врачу оперативного отдела. Отделом госпитализации проводится также работа по составлению суточного баланса всей коечной сети города. Его сотрудники принимают непосредственное участие в сортировке, выписке и переводе больных для долечивания в другие стационары города в случае срочного закрытия отделения по эпидемическим показаниям; проводят систематический анализ поступления больных в стационары города по дням недели; ведут ежедневный учет и анализ выписки экстренных и плановых больных из лечебных учреждений, а также больных, отпущенных из приемных отделений; составляют в содружестве с отделом здравоохранения ориентировочный план сроков свертывания коечной сети на ремонт. Организационно-методический отдел. Проводит систематическую работу по изучению вопросов организации оказания скорой медицинской помощи населению, ее объема и содержания. Деятельностью отдела руководит заместитель главного врача по организационно-методической работе. Ему подчинены врачи-специалисты отдела, которые осуществляют статистический учет и анализ деятельности станции, подстанций и бригад скорой помощи по оказанию неотложной помощи при всех формах заболеваний. Для повышения качества работы по оказанию скорой медицинской помощи населению врачи-специалисты отдела разрабатывают методические письма или указания по внедрению в работу подстанций и бригад скорой медицинской помощи новых форм и методов организации работы, современных способов и приемов терапии неотложных состояний и оказания помощи при травмах. Кроме того, сотрудники отдела проводят санитарно-просветительную работу. Они подготавливают и размножают специальные листовки для населения, знакомство с которыми способствует раннему обращению больных за медицинской помощью при появлении болей в сердце, животе, острых отравлениях и т. п. Сотрудники отдела осуществляют статистический учет и анализ деятельности станций, подстанций и бригад скорой помощи по оказанию неотложной помощи по всем нозологическим формам болезни. Особое внимание уделяется изучению причин летальных исходов на догоспитальном этапе. Постоянно проводится исследование организации и содержания работы подстанций и осуществляется оказание им необходимой методической помощи. Подстанции скорой и неотложной медицинской помощи организуются для приближения экстренной помощи к населению определенного района города путем уменьшения радиуса обслуживания, сокращения пробега автомашины и ускорения оборачиваемости бригад скорой и неотложной помощи. Подстанция является структурным подразделением городской станции скорой и неотложной медицинской помощи, имеет присвоенный ей номер и обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи населению в границах установленного района обслуживания. При необходимости любая бригада данной подстанции может быть направлена по распоряжению оперативного отдела городской станции на выполнение вызова за пределы своего района. Границы района обслуживания подстанций устанавливаются главным врачом городской станции и утверждаются городским отделом здравоохранения с учетом численности, плотности и возрастного состава населения, насыщенности района промышленными предприятиями и крупными объектами общегородского значения (вокзалы, стадионы, театры и т. п.), наличия транспортных магистралей и интенсивности движения городского транспорта. Наиболее благоприятным условием обеспечения преемственности в работе подстанции с поликлиниками и больницами является совпадение границ района обслуживания с административными границами соответствующего района города. Радиус действия подстанции не должен превышать 4—5 км, а численность обслуживаемого населения — 300 тыс. человек. Машины скорой помощи распределяются как в городе, так и на селе, исходя из нормативов— 1 машина на 10000 населения. В здании, в котором размещается подстанция, должны быть предусмотрены и оборудованы в соответствии с назначением следующие помещения: — диспетчерская на 2 круглосуточных поста; — сумочная для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских сумок; — помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное охранной сигнализацией; — кабинет для оказания помощи больным и пострадавшим, обратившимся непосредственно на подстанцию; — комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей машин; — помещения для подогрева и приема пищи персоналом; — учебный класс для изучения аппаратуры, инструкций, проведения практических занятий и семинаров; — конференц-зал; — административные и хозяйственные помещения, включая архив. Подстанция должна иметь огороженную площадку с твердым покрытием для стоянки автомашин, а типовые подстанции — крытые стоянки-боксы. Размеры площадки (количество боксов) должны соответствовать максимальному числу автомашин, работающих одновременно. Руководство деятельностью подстанций осуществляет заведующий, а в его отсутствие — старший врач. На подстанциях, в штате которых нет должности старшего врача, он назначается ежедневно из числа дежурных выездных врачей и руководит всем дежурным персоналом подстанции. Функциональные обязанности заведующего подстанцией и старшего врача определяются и утверждаются главным врачом городской станции. Порядок работы диспетчеров подстанции, их взаимодействие с персоналом выездных бригад и должностными лицами оперативного отдела определяются соответствующими инструкциями и перечнем функциональных обязанностей, утвержденными главным врачом городской станции. Типовая подстанция должна располагать выездными бригадами: — бригада скорой помощи (линейная) — врач, фельдшер, водитель; — бригада санитарного транспорта общего назначения — фельдшер, водитель; — бригада санитарного транспорта акушерская — акушерка, водитель; — бригада интенсивной терапии — врач, 2 фельдшера, водитель. Кроме того, в зависимости от количества населения данного города, который обслуживает станция скорой медицинской помощи, в ее состав могут входить следующие специализированные бригады: 1) кардиологическая, 2) педиатрическая; 3) реанимационно-хирургическая; 4) неврологическая; 5) психиатрическая; 6) токсикологическая. Специализированные бригады в небольших городах входят в состав станций или подстанций скорой помощи, а в крупных — объединяются в специализированные подстанции. Порядок работы выездных бригад на линии, их взаимодействие с диспетчерами подстанции, оперативного отдела городской станции и ЛПУ определяются соответствующими инструкциями. Развитию и укреплению службы скорой медицинской помощи в сельских районах уделяется большое внимание. Основной проблемой здравоохранения в сельской местности являются трудности в организации не столько стационарной, сколько амбулаторно-поликлинической, и прежде всего скорой и неотложной, медицинской помощи населению, в том числе лицам пожилого и старческого возраста, детскому контингенту и работникам сельского хозяйства. Причинами этого являются наличие значительного числа мелких населенных пунктов, их отдаленность от основных ЛПУ. Эти трудности особенно возрастают в связи с увеличением продолжительности жизни населения и ростом числа больных с хроническими формами заболеваний, что определяет высокий уровень обращаемости за скорой помощью. В сельской местности оказание скорой и неотложной медицинской помощи возложено на ЦРБ, в составе которых организуются отделения скорой медицинской помощи или самостоятельные станции. Отделения скорой медицинской помощи могут быть и при больницах сельского района другого типа — участковых, межрайонных, ведомственных и т. п. Оперативно все бригады медицинской помощи района на время дежурства подчинены ответственному дежурному врачу отделения при ЦРБ и могут быть использованы по усмотрению дежурного на территории всего района. Такая подчиненность значительно расширяет возможности оперативного использования бригад в сельской местности. В настоящее время станции и отделения скорой медицинской помощи ЦРБ обслуживают население райцентра и зоны приписною участка. Обслуживание вызовов из отдаленных населенных пунктов обычно возлагается на подстанции скорой медицинской помощи, созданные при участковых больницах. Указанные подстанции организуются в том случае, когда радиус обслуживания превышает 25 — 30 км. Вызов из населенных пунктов осуществляется через медработника или непосредственно родственниками. Для правильного и рационального использования коек лечебных учреждений района отделение скорой и неотложной помощи ведет учет свободных мест в стационарах. В отделении круглосуточно имеется дежурный врач, а на станции — старший врач смены, на которых возлагается ответ-сменность за правильность решения сложных вопросов диагностики и оказания экстренной помощи на догоспитальном этапе. Станции скорой и неотложной медицинской помощи в условиях сельской местности, как и городской, подразделяются на категории в зависимости от числа вызовов в год. В основном в сельских районах — это станции третьей и четвертой категории, обслуживающие соответственно от 25 до 50 тыс. и от 10 до 25 тыс. вызовов в год. В крупном районном центре с числом жителей более 100—150 тыс. функционируют станции первой и второй категорий, выполняющие соответственно от 75 до 100 тыс. и 50-75 тыс. вызовов в год. Станции и отделения скорой и неотложной медицинской помощи систематически проводят учет, составляют отчет, анализируют причины несчастных случаев в районах и информируют об этом главного врача района, а через него — соответствующие органы. В результате большой работы, проведенной в последние годы, в районах достигнуты определенные успехи в приближении и повышении качества скорой медицинской помощи населению. Работа учреждений скорой медицинской помощи на селе строится с учетом местных условий Обязательными из них следует считать наличие санитарных автомобилей типа УАЗ, обладающих высокой проходимостью в условиях сельских дорог и хорошо налаженную телефонную связь. Следует постоянно заботиться об улучшении преемственности в работе между отделениями, станциями и пунктами скорой и неотложной медицинской помощи и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, фельдшерско-акушерскими и фельдшерскими пунктами и стационарами. Date: 2015-10-19; view: 1377; Нарушение авторских прав |