Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Удк376:811. 161. 1 ббк 74. 3Стр 1 из 5Следующая ⇒
Парамонова Л.Г. П 18 Стихи для развития речи. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, БИНОМ, 2004. — 208 с: ил. — (Коррекционная педагогика) ISBN 5-89815-435-3 Занимательное путешествие в мир слов значительно расширит словарный запас ребенка и научит правильно строить речь.
УДК376:811.161.1 ББК 74.3 © ДЕЛЬТА, 2004 Светлой памяти Парамонова Павла Михайловича, подавшего мне идею изложить правила русского языка в стихах Автор Предисловие Одна из важнейших задач, стоящих перед ребёнком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно спешное обучение в школе. А это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно больной словарный запас, научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в навык высказывания. Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям. Многие из них по тем или иным причинам отстают в своём речевом развитии и приходят в школу с недостаточно сформировавшейся устной речью, что существенно осложняет весь процесс их окольного обучения. Частой причиной задержки речевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическая запущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимости как-то специально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же и не умеют этого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленным самому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, то и останется при нём. К сожалению, чаще вcero он усваивает далеко не то, что ему надлежало усвоить, и не в том объёме. Предлагаемая вниманию читателей книга призвана убедить их втом, что о полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальную и, главное, своевременную заботу. Именно своевременный «толчок» способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи. Содержание книги нацелено на обогащение словарного запася детей и развитие грамматического строя речи. (Вопросу формирования правильного звукопроизношения уделено внимание в нашем пособии «Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи». СПб., «Дельта», 1996). Представленный в книге речевой материал поможет решить обе названные выше задачи в ненавязчивой и доступной для детей дошкольного возраста форме. Этот материал, снабжённый необходимыми пояснениями и иллюстрациями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которых преследует вполне конкретные цели. В первом разделе, рассчитанном на обогащение словарного запаса детей, целенаправленно подобраны имена существительные, глаголы имена прилагательные, наречия, которые ребёнок постепенно и непроизвольно усвоит. Второй раздел предусматривает практическое ознакомление ребенка с правилами изменения слов, что позволит ему научиться согласовывать слова между собой, употреблять их при построении предложений в правильной грамматической форме. В третьем разделе дан речевой материал на словообразование благодаря чему ребёнок сможет в практике речевого общения познакомиться с правилами образования новых слов от уже имеющихся Овладение этим умением очень важно как для обогащения словарного запаса ребёнка, так и для овладения им правилами правописания слов. Выделение названных трёх разделов условно. Оно предпринята лишь для обеспечения большей ясности изложения, а также с целью более чёткого обозначения основных направлений работы. В действительности же процессы овладения словарным запасом и грамматическим строем речи протекают у ребёнка в неразрывном единстве, что важно постоянно учитывать в ходе занятий. Хочется обратить внимание читателей ещё на два обстоятельства: 1. Многие дети даже в школьном возрасте не понимают выражений, состоящих из хорошо знакомых, но расположенных в несколько необычном порядке слов. Одну из причин этого мы видим в следующем. Даже в школе в качестве образца для подражания детям обычно даются только предложения с прямым порядком слов (кто из нас не ИЗО ЛЬДА строят дом ЛЕДЯНОЙ, А ИЗ СНЕГА, конечно, СНЕЖНЫЙ. Жить в домах этих можно зимой, Пока солнышко греет нежно. Нам представляется, что таким путём дети дошкольного возраста постепенно приучатся свободно понимать любые и к тому же довольно часто встречающиеся в нашей речи выражения с «нестандартным» порядком слов. 2. Нередко дети с трудом овладевают пониманием очень широко используемого в русском языке переносного значения слов, что затрудняет для них и понимание смысла многих высказываний. Приведённый в книге речевой материал неодинаков по своей сложности, что позволит использовать его для детей с разным уровнем речевого развития: родителям предоставляется возможность подбирать в пределах каждого раздела доступные для того или иного конкретного ребёнка задания. Не следует ограничивать лишь самыми элементарными упражнениями тех детей, которые имеют достаточно высокий уровень развития речи. Детей же с более низким уровнем речевого развития нужно постепенно и целенаправленно «приподнимать» в процессе проводимой с ними работы. Доброго Вам пути! Раздел 1 ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать. Представленный в этом разделе книги речевой материал систематизирован по частям речи, что даёт возможность избежать «однобокости» в обогащении словаря и пополнить его всеми основными частями речи. В отношении каждой из них в дальнейшем будут даны необходимые пояснения. Имеющиеся в этом разделе (равно как и в других) иллюстрации не только помогут сделать предстоящую работу интересной для ребёнка, нои обеспечат более точное понимание им всех усваиваемых слов (дети нередко изображённого на картинке ВОЛКА называют ЛИСОЙ, не замечая отсутствия у него столь характерного для лисы пышного хвоста, а КУРИЦУ считают ПЕТУХОМ, опять-таки не обращая внимания на её«бедный» хвост и небольшой гребешок). Вот почему при работе с картинками нужно обязательно обращать внимание ребёнка на наиболеетипичные для данного животного (или предмета, действия, признака) черты. Вэтом случае у ребёнка за каждым употребляемым им словом будет стоять достаточно отчётливое представление об обозначаемом этим словом предмете или явлении, что сделает его речь более осознанной.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В процессе речевого общения мм обычно говорим о тех или иных одушевлённых и неодушевлённых предметах — о людях, животных растениях, продуктах питания, одежде, мебели, игрушках, книгах театрах, картинах, городах, странах, явлениях природы и т.п. Такой «предмет» обычно присутствует и в любом задаваемом нами вопросе, поскольку мы всегда спрашиваем человека О ЧЁМ-ТО. Уже из одного этого должно быть ясно, сколь необходимо наличие в речи каждого человека достаточно большого запаса имён существительных, а и постепенное накопление этого запаса начинается с детства. И чем правильнее будет помощь, оказываемая взрослыми на первом этапе овладения «предметным словарём», тем успешнее сможет ребёнок в дальнейшем самостоятельно пополнять этот словарь. Весь употребляемый нами в речи «предметный словарь» объединяется в определённые логические группы (ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕ НИЯ, МЕБЕЛЬ, ФРУКТЫ и т.д.), что позволяет нам достаточно успешно ориентироваться в бесконечном «море предметов». Но этой причине очень важно помочь ребёнку как можно раньше почувствовать эту систему и воспользоваться ею, а не обогащать его словарь хаотично. Именно на это и ориентирован весь раздел, посвященный именам существительным. Сначала ребёнку предлагаются три задания, рассчитанные на то, чтобы заставить его задуматься, насколько разные предметы «подходят» друг другу. После этого можно будет перейти к работе над остальными логическими группами существительных, что окажется для ребёнка уже более понятным. Особое внимание уделено названия ям детёнышей животных и птиц, которых дети также должны уметь называть правильно. Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: КАРТОФЕЛЬ, ПИЛА, ОГУРЕЦ, ПОМИДОР... Три из картинок подружатся с ПИЩЕЮ, А для четвёртой подходит ТОПОР.
Решим и другую задачу на «лишнее»: КЛУБНИКА, МАЛИНА, ЧЕРНИКА и КОТ... Какие картинки подружатся с ВИШНЕЮ? Какая с ЖИВОТНЫМИ в дружбе живёт?
А дальше найдём мы хороших друзей Для КРЕСЛА, ЖУКА и столовых НОЖЕЙ. Каких же ты знаешь ПТИЦ? Галок, скворцов, уток, синиц Дятлов, дроздов, сорок и ворон - Птицы летят к нам с разных сторон
Я знаю кукушек, грачей, голубей, И сов, и орлов, и ещё журавлей. Известны мне чайки, стрижи, воробьи, Прекрасные лебеди и соловьи. К птицам относятся гуси, павлины, Аисты, ласточки, но не дельфины! МЕБЕЛЬ давай перечислим мы вместе: Сервант и тумбочка, мягкое кресло, Шкаф и диван, стол и кровать... Что ты ещё можешь назвать?
Давай-ка с тобой мастерить. Какие возьмём ИНСТРУМЕНТЫ? Нам важно топор не забыть, Лежит он в чехле из брезента. Найди молоток и щипцы, Да клещи, пилу и рубанок. Отвёртку и дрель поищи. Работать начнём спозаранок. На ТРАНСПОРТЕ ездим мы все постоянно. Автобусы возят нас всех непрестанно, Трамваи, троллейбусы... Есть и метро, Которое спряталось очень хитро.
Вот в небе над нами летят самолёты, И в них за штурвалом, конечно, пилоты. По морю большие плывут корабли, С бортов их давно уж не видно земли. Мы знаем ещё мотоциклы, мопеды И очень удобные велосипеды. Конечно, есть лодки и есть катера, Но нам на картинки взглянуть уж пора! Ты знаешь, какая бывает ПОСУДА И как без неё нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи. Проверь хорошенько, мы всё ли назвали, Что наши художники нарисовали?
К ОДЕЖДЕ относятся брюки, жилеты, Платья, костюмы, пальто и жакеты. Тёплые шубки мы носим зимой, А на плащи переходим весной.
ИЗ ОБУВИ знаем мы валенки, Тапочки, туфли, ботинки, Сапожки для деточек маленьких... Что видишь ещё на картинке?
Какие ты любишь ИГРУШКИ? Вот кубики, кукла, юла, А вот надувная лягушка Лежит на полу у стола.
Мне нравятся плюшевый мишка И серый задумчивый слон, Ещё — длинноухий зайчишка, Хотя и трусливенький он.
ОВОЩИ — это капуста, Свёкла, морковь, помидоры, Укроп, что растёт очень густо. Поспеют все они скоро. Вспомним ещё про салат, Про лук, огурцы и чеснок, Про редьку, редиску, шпинат И про картофель, дружок.
К ФРУКТАМ относятся сливы, Яблоки, груши, бананы, Лимоны и апельсины (Любят их есть обезьяны).
Мне нравятся очень ЦВЕТЫ — Тюльпаны, ромашки и лилии. Надеюсь, их любишь и ты, Они очень нежные, милые. А вспомни-ка ландыш, жасмин, Сирень и черёмуху белую. В траве колокольчик один Вдруг поднял головку несмелую... Любые цветы хороши И даже простые подснежники. Их рвать никогда не спеши — Они очень хрупкие, нежные!
ЯГОДЫ — это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Ёлочка колючая, Стройная рябинка, Ивушка плакучая, Тонкая осинка, Липа бледнолистая, Дуб большой, могучий И сосна смолистая, Что растёт над кручей, Лиственница нежная И красавец-клён, Берёзка белоснежная... В ДЕРЕВЬЯ я влюблён!
Стрекозы и бабочки, всем нам знакомые, -Это всё разные НАСЕКОМЫЕ. Сюда подойдут ещё пчёлы, жуки, И мухи, и осы, и все пауки. К ДИКИМ ЖИВОТНЫМ относятся волки, И зорко лисят от врагов стерегут, Мишка лохматый, что спит всё в берлоге, Белки игривые — ах, недотроги! Тигры храбрейшие, сплошь полосатые, Львы, у которых есть гривы косматые, И обезьяны, такие проказницы, Вечно смеются и весело дразнятся, Здесь же слоны величавые, важные, Да быстроногие барсы отважные.
Теперь постарайся узнать, ДЕТЁНЫШЕЙ как называть. Запомни названия эти, Должны их усвоить все дети! Запомни котят и мышат, Ежат, лягушат, медвежат, Утят, и гусят, и цыплят, И маленьких ласковых львят. Посмотри на картинки внимательно, Малышей всех найди обязательно. У КОРОВЫ есть славный ТЕЛЁНОК, Он безрогий и очень смешной. Встал на ножки он прямо «с пелёнок», Сам находит дорогу домой.
У КОЗЫ игривые КОЗЛЯТА, Они скачут весело бочком, Ростом они меньше, чем телята, Мама кормит деток молочком. У СВИНЬИ ПОРОСЯТА пищат, Нет щетинки у тех поросят, Носики у них пятачком, Хвостики загнулись крючком. Деток ОВЦЫ называют ЯГНЯТАМИ, Они очень милы и шустры И охотно играют с ребятами. У ягняток копытца остры. У КРОЛЬЧИХИ множество КРОЛЬЧАТ, Все поближе к маме сесть хотят. Очень уж пугливы эти детки, А живут они обычно в клетке.
ДЕТЁНЫШ ОСЛА - ОСЛЁНОК, Он любит ослицу-мать. Крупнее он, чем козлёнок. Приятно с ним поиграть. Появилась КОШКА на пороге, А КОТЯТА всё ещё в дороге, На ходу все весело играют, Потихоньку маму догоняют. Родились У СОБАКИ ЩЕНКИ. Они с мамой живут в конуре. Им пока не нужны поводки — Они время проводят в игре.
У СЛОНИХИ родился СЛОНЁНОК, Длинный хобот его ещё тонок. Мать-слониха сынка бережёт И от хищных зверей стережёт.
У МЕДВЕДИЦЫ игривый МЕДВЕЖОНОК. Стал шалить он чуть ли не «с пелёнок». Мама в речке иногда его купает, То нашлёпает, то нежно приласкает.
ДЕТИ ЛЬВОВ — это милые ЛЬВЯТА, У них нет ещё гривы пока. Жмутся к маме они, как котята. Любят вволю поесть молока. ЛЯГУШАТА живут на болоте, Скачут около мамы-ЛЯГУШКИ, Привыкают с детства к охоте — Комары им нужны и мушки. У ЩУКИ - зубастый ЩУРЁНОК. Родился он прямо в воде. Он очень проворен и тонок И плавает вольно везде. УТЯТА — детёныши УТКИ, Сами вслед за мамой идут: Потеряются если малютки, Где потом они маму найдут? Из яиц показались ГУСЯТА (Их родители — пара ГУСЕЙ.) Покрупнее они, чем цыплята, И немножечко их посильней.
У ВОРОНЫ в гнезде ВОРОНЯТА, А У ГАЛКИ ГАЛЧАТА сидят, Так прожорливы эти ребята, Есть они постоянно хотят! У АИСТОВ родился АИСТЁНОК -Прекрасный, но беспомощный птенец. По виду он крупнее, чем утёнок. Как нежно смотрит на него отец!
У КУРИЦЫ много ЦЫПЛЯТ, Все жёлтенькие, пушистые. Они очень тонко пищат. Головки у них — золотистые. У ОРЛИЦЫ - ОРЛЁНОК в гнезде, То гнездо — на вершине горной. И парит тот орлёнок везде — Он растёт таким непокорным! Date: 2015-10-19; view: 620; Нарушение авторских прав |