Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские подходы к объяснению психического





Еще в раннем периоде человечества люди обнаружили тот факт, что их мир представлен как бы двумя видами явлений:
1) окружающая природа, различные предметы, сам человек и другие люди; 2) образы предметов и людей, воспоминания о них, переживания. Первые можно определить как вещественные,
а вторые как невещественные. Эти невещественные явления были всегда более труднообъяснимыми, чем первые, казались, поэтому, таинственными. Но так как люди кое-что знали о вещном (вещественном) мире, то свои знания перенесли на невещественные явления, то есть стали считать невещественные явления, как и вещественные, существующими абсолютно самостоятельно.
И даже вначале существующими отдельно от человека и независимо от последнего (и от окружающего мира в целом).

Так, вероятно, возникли, а затем в разных видоизменениях дошли до нас, понятия «тела» и «души» (позднее «материи» и «психики») как самостоятельных начал.

У одних авторов, как абсолютно независимых друг от друга, действующих параллельно, создающих как бы два параллельных мира, такой взгляд на взаимодействие тела и души получил в философии наименование дуализма.

В середине 19 в. появилось философское течение, названное «вульгарным материализмом». Его представители (Фохт, Бюхнер, Молешот и др.) отрицали специфику «невещного» духа, сознания, отождествляя его с материей. Один из их постулатов звучит так: «мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь».

Большинство же исследователей этой проблемы придерживались монистического взгляда (гр. monos -один), признавали основой всего существующего одно начало. Они выдвигали предположение об обязательной зависимости одного от другого и разделились на два лагеря, хорошо известные и сегодня.

Идеалисты предпочитают говорить о зависимости тела от души. Это идеалистический монизм.

Материалисты, наоборот, подчеркивают зависимость души от тела. Это материалистический монизм.

В крайнем (ортодоксальном) проявлении этих двух направлений отстаивается жесткая, полная зависимость психики от материи, или, наоборот, материи от психики. Мы встретимся с такими подходами, когда будем рассматривать вопрос об абсолютной или относительной свободе воли, или детерминистическом взгляде Фрейда на развитие человека.

Определение психики (по А.Н.Леонтьеву)

Среди советских психологов-материалистов наиболее четко выразил свою позицию в вопросе взаимоотношений между психикой и материей Алексей Николаевич Леонтьев. Ему принадлежит наиболее общее определение психики. « Психика есть свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность » (А.Н.Леонтьев, 1972. – с.18). Далее он подчеркивает, что психика не только «свойство живых материальных тел», но вообще есть свойство материи. Вот, что он пишет: «Психика – свойство материи. И, как всякое свойство, раскрывает себя в определенной форме движения материи, в определенной форме взаимодействия» (Там же, с.25) Монография «Проблемы развития психики», из которой взято это определение, была удостоена Ленинской премии в 1963 году.







Date: 2015-10-19; view: 525; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию