Что надо и чего не надо делать при решении проблемы
Надо: - обращать внимание на ключевые вопросы: что, где и кто? - обеспечить сбор возможно полной информации, относящейся к предмету исследования; - определить точную природу проблемы; - сохранять данные, которые Вы собрали для возможного пересмотра проблемы.
Не надо: - забывать ключевые подходы от противного: что не…?, почему нет…?, где нет…?, кто не…? - отбрасывать испытания возможных случаев из собранных данных; - прыгать к случайным "очевидным" решениям без сбора соответствующих доказательств; - быстро оценивать идеи без их тщательной проверки.
Принятие рациональных решений
(Making Rational Decisions)
Решение представляет собой выбор из ряда альтернатив. Ключевым элементом этого процесса является генерация такого ряда, а затем формулирование правил отбора.
Достоинства модели: - обеспечивает очевидные решения и поддерживает уверенность в их правильности; - удобна при сложных и нечетко сформулированных решений; - обоснована и систематизирована; - требует эффективного сбора информации, а не предвзятых идей.
Недостатки: - методика может потребовать много времени и ресурсов, особенно в быстро меняющихся ситуациях; - требует сбора большого объема информации - выбранные таким образом рациональные решения не дают полную гарантию правильности выбора.
Список действий. 1. Определение: какие решения требуются. Пример: какой компьютер купить? 2. Определение цели. Стадия включает консультации, поиск и выбор информации. Пример цели: компьютер должен работать в сети, позволять использовать CD-ROM, Word - обработку, оболочки и графики, но не требует быстрого удаления записи на винчестере. Цена должна быть доступной. Отсюда заключение: компьютер должен иметь модем, расширитель памяти, драйвер CD-ROM, большой винчестер, стандартный пакет программного обеспечения, а цена должна отвечать требованиям бюджета. 3. Классификация целей. Определение разницы между существенным требованием («должен») и желательным («желательно»). Пример. Должен: Предел по цене, минимум способностей по процессору, минимум емкости винчестера; «желательно»: модем, CD-ROM, устройство внешней памяти, пакета программного обеспечения. 4. Определение требований «должен». Цели должны иметь численное выражение или стандартные значения. Предположим максимум цены $ 1500, предельная частота - 200 мГц, емкость винчестера - 2 гигабайта. Если эти требования не выполняются, вариант отклоняется. 5. Определение требований «желательно». Они могут быть взвешены по баллам (например 0-10). Пример:
Характеристика
| Баллы
| Быстрый модем
|
| Полный пакет ПО
|
| Встроенный CD-ROM
|
| Внешняя память
|
| 6. Генерация альтернатив. 7. Проверка альтернатив на соответствие требованиям. 8. Тест альтернатив на требование «должен». 9. Привязка оставшихся альтернатив к требованиям «желательно».
Пример:
Характеристика
| Баллы
| Более медленный модем
| 6 (6х10=60)
| 2-4 элемента ПО отсутствуют
| 5 (5х10=50)
| Нет драйвера CD-ROM
| 0 (9х0=0)
| Два блока внешней памяти
| 8 (8х8=64)
|
| S=174
| 10. Переход к условному решению.
Пример: - альтернатива А - явно лучше, - альтернативы D, E - не существенно хуже, - между альтернативами B и C малое различие. 11. Финальное решение.
Что надо и чего не надо делать при принятии рациональных решений.
Надо: - иметь достаточную информацию для выбора между альтернативами; - быть уверенным, что цели отвечают Вашим нуждам; - иметь время для работы над критериями «должен»; - не менять цели в процессе принятия решений; - пересматривать процесс после условного решения (с целью уточнения аспектов).
Не надо: - быстро определять «очевидные» решения; - сохранять «ранее сделанные» заключения в процессе оценок; - «срезать углы», особенно если решение имеет долговременное значение; - включать персональные приоритеты в процесс; - рассматривать условные решения как финальные; - использовать этот подход для исследования проблем (!).
Успешное делегирование (Successful Delegation)
Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Достоинства делегирования:
- освобождение времени менеджера; - возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями); - возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных; - мотивация тех, кому осуществляется делегирование; - средство развития искусств и навыков сотрудников; - работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования. - организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера; - имеется определенный риск; - в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
Список действий при делегировании: 1. Выделить существенное во всем многообразии активностей. 2. Определить активности, подлежащие делегированию. 3. Оценить выгоды делегирования. 4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования. 5. Обсудить передаваемые активности. 6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования. 7. Определить уровни ответственности при делегировании. 8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
Надо: - планировать делегирование; - обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; - обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.
Не надо: - оставлять людей в состоянии сомнения; - включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; - делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; - применять методы кредитования при делегировании («потом – посмотрим»).
6.8. Контрольные вопросы по разделу 6
6.0. Бинарные вопросы. Если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначьте ответ как «да». В противном случае – «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор. 6.0.1. В одном цикле процесса управления решение принимается только один раз. 6.0.2. ЛПР может влиять на процесс обслуживания и принятия решения выбором методов их организации. 6.0.3. Решения под стрессом и при давлении сроков относятся к решениям средней сложности. 6.0.4. Четко структурированное решение может быть получено путом расчета. 6.0.5. При принятии слабо структурированного решения интуиция ЛПР не играет особой роли. 6.0.6. Решения об инвестициях в кризисной ситуации следует делегировать подчиненным. 6.0.7. Делегирование подчиненным полномочий на принятие решений может им не понравиться. 6.0.8. Делегирование полномочий способствует росту компетенции подчиненных. 6.0.9. Любое решение в реальной экономической системе связано с риском. 6.0.10. Использование ЭМММ при принятии решений может снизить затраты на этот процесс, но не гарантировать успешность реализации решения.
Date: 2015-10-19; view: 426; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|