Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Черты воспитания как общественного явления ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Лекция 5 Тема: Воспитание в условиях Целостного педагогического процесса План Воспитание как общественное явление. Культура общества и воспитание. Сущность процесса воспитания. Цель воспитания и ее иерархия. Задачи воспитания. 5. Роль культуры общества в воспитании подрастающего поколения. 1. Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый процесс. Это процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, иначе говоря, процесс социализации личности. Сложность этого процесса определяет его многофункциональность. Это и усвоение культуры общества, и развитие себя, и дальнейшее совершенствование социального опыта. Воспитание обеспечивает социальный прогресс. Что же характеризует воспитание как общественное явление? Черты воспитания как общественного явления 1. Воспитание возникло из потребности общества как необходимое условие передачи социального опыта. 2. Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития меняется, так как изменяется, совершенствуется социальный опыт. И на каждом этапе развития общества воспитание носит конкретный характер — уточняются его цель, содержание, методы и формы, которые соответствуют уровню развития общества, его опыту. 3. Воспитание осуществляется путем усвоения общественного опыта. А он усваивается в общественной деятельности и в общественных отношениях. Весьма существенное влияние на воспитание оказывают общественные отношения людей. Взрослое поколение только в процессе общения и деятельности передает опыт подрастающему поколению. Понимание воспитания как общественного явления приводит к осознанию взрослым того факта, что: • воспитание выступает как целенаправленный процесс усвоения и развития социального опыта; • воспитание обеспечивает жизнь человека в обществе; • происходит сознательное общение взрослых и детей с целью передачи опыта от поколения к поколению; • основной критерий воспитания — степень соответствия развития личности требованиям жизни. Человек не может быть свободным от общества. Свободен он лишь в том смысле, что в процессе социализации выбирает лишь одно из направлений культуры общества, которое близко ему по природе, усваивает этот опыт и развивает его. В этом и проявляется взаимосвязь культуры общества и личности. 2. Обратимся к процессу воспитания как к процессуальной стороне. Посмотрим, как можно организовать передачу социального опыта. Общество продолжает существовать и развиваться только тогда, когда старшее поколение готовит себе смену, передает подрастающему поколению накопленный человеческий опыт — трудовой, познавательной, культурной, эстетической деятельности, фонд знаний, обычаи, традиции и др. Воспитание — это неотъемлемая функция существования общества. Это вечная категория общества. Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. 3. Осмыслим саму суть воспитательного процесса. Что же происходит в процессе воспитания? Видимая часть — это то, что учитель общается с учеником. А то, что скрыто и находится за пределами видимого, — это тот факт, что в общении происходит усвоение личностью человеческого опыта. Чтобы человек (ребенок) присвоил себе какой-либо опыт, он должен в своей жизни сам проделать этот опыт. Только тогда он становится достоянием личности. Значит, воспитатель в процессе воспитания (организуя процесс передачи опыта) должен организовать деятельность. Иначе опыт передать нельзя. Итак, главное предназначение воспитания — найти способ, чтобы включить ребенка в деятельность, где он повторит это действие, его составляющие операции, то есть воспроизведет этот опыт для себя и разовьет свои способности, повторяя действия. Поэтому сущность процесса воспитания состоит в том, чтобы включить ребенка в разнообразные виды деятельности, чтобы он овладел опытом. Воспитание же путем разговоров, нотаций, наставлений, бесед не позволяет усвоить опыт. Поэтому можно сказать, что процесс воспитания — это процесс организации разнообразных видов деятельности. Но в педагогике как науке о воспитании важен характер участия ребенка в этой деятельности (избирательность, самостоятельность, активность, творчество) и отношение к этой деятельности (интерес, желание, участие, потребность, мотив и т.д.). Вот почему в процессе воспитания (когда идет овладение опытом) предъявляются определенные требования к учителю, педагогу, который организует этот процесс. Он должен стимулировать интерес, активность детей, развивать положительное отношение к деятельности и т.д. Это и есть требования, предъявляемые к организации процесса воспитания. Итак, процесс воспитания определяет его цель (целенаправленность процесса) и организацию. Процесс воспитания — целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности, по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность. В теории воспитания сложился сегодня ряд подходов. Один из них — личностно-деятельностный. Для него характерно то, что ребенок избирает из всего социального опыта одно из направлений, которое ему ближе по природе, более интересно, и усваивает этот опыт в деятельности. Деятельностный подход уточняет и сам критерий эффективности воспитания. Сегодня социальные изменения в экономике, политике и других сферах приводят к тому, что дети наши будут жить в другом мире и то место, которое они в нем займут, будет зависеть не от того, какие знания они накопили, а от того, что они могут делать, насколько они самостоятельны в жизни, насколько у них творческий подход к решению любой проблемы. Поэтому сегодня остро ставится вопрос о том, что дети усваивают в школе, но главное — как они это усваивают. В этом случае речь идет о стиле, характере воспитания. Есть еще понятие отношенческого подхода к воспитанию. В самом деле, в деятельности складываются и отношение ребенка к труду, людям, себе, окружающим событиям, детям. Из отношенческого подхода вытекает и критерий воспитания. Воспитанный ребенок — тот, кто правильно относится к себе. Поэтому смысл отношенческого подхода состоит в налаживании учителем в процессе воспитания ведущих видов отношений. Учитель должен видеть, как в повседневной жизни ребенка складываются эти отношения. Отношение учащихся к классной комнате приводит к развитию отношений к школе, отношение к домашним заданиям воспитывает отношение к труду, отношение к поручению развивает отношение к обязанностям и др. В умении учителя строить такие отношения видится культура педагогического труда. Сегодня в практике воспитания достаточно примеров, когда в перспективном плане воспитательной работы учитель планирует развитие у учащихся отношений. Основная задача развития личности требует того, чтобы в школьные годы ребенок “проиграл” все возможные отношения, которые предстоят ему в будущем. Постепенно в школе в процессе деятельности и формирования отношений дети приобретают опыт нравственного поведения, овладевают культурой взаимоотношений. Мы говорим о гуманных отношениях. Это отношения, при которых люди уважают друг друга и ценят друг друга за то, что в каждом из них есть что-то свое, необычное, свойственное только ему — индивидуальное. Деятелъностный, личностно-деятелъностный и отношенческий подходы к воспитанию вытекают из самой закономерности процесса воспитания — развития личности в деятельности и общении. Деятельностный подход к воспитанию лежит в основе воспитательного процесса. · В деятельности складывается общение школьника с людьми, с которыми он вступает в многообразие межличностных отношений (это важнейшая форма его социальной жизни и основа нравственного становления), · Деятельность позволяет успешно руководить процессом развития личности. · В деятельности происходит развитие и социализация личности ребенка. · Через деятельность возможно эффективно управлять процессом воспитания. Теперь проследим за руководящей деятельностью педагога в процессе воспитания, так как воспитание происходит в деятельности: • учитель может моделировать деятельность, в которой возможно запрограммировать различные отношения детей; • деятельность должна соответствовать индивидуальным особенностям и склонностям детей; • возможно большое разнообразие деятельности; • деятельность можно усложнять; • необходимо поддерживать интерес к деятельности, вызывать активность ребят к ней; • поддержать положительное отношение к делу; • организовать общение детей; • создавать ценные воспитывающие ситуации при воспитании; • воспитывать самостоятельность. 4. Рассмотрим вопрос о цели воспитания. Это важнейшая проблема в педагогике. Цель — это то, к чему стремятся, то, что надо осуществить. Заданная цель воспитания позволяет педагогу четко представить, какого человека надо формировать, а также придает педагогу направленность его деятельности. Проблема цели воспитания в педагогике разрабатывалась с давних времен. На всех этапах развития общества цель воспитания определялась исходя из потребности общества. В первобытном обществе цель воспитания предполагала прежде всего выживание подрастающего поколения. В рабовладельческом обществе цель носила классовый характер. В античные времена в странах, развитых в экономическом отношении, складывались свои системы воспитания (спартанская, афинская) и решался вопрос о гармоничном развитии личности, что составляет единство духовной и телесной красоты. В эпоху раннего средневековья в воспитании господствующее положение принадлежало церкви. Она определяла цель, содержание воспитания и смысл земной жизни человека. Зато в период расцвета общества — в эпоху Ренессанса — провозглашается и решается проблема гуманного воспитания человека, развития его способностей, природных задатков. Школа служит идее всестороннего развития личности. Краткий ретроспективный анализ цели воспитания убеждает нас в ее историческом характере. В отечественной педагогике тоже ставился вопрос о всестороннем развитии личности. Однако А.С. Макаренко в 30-х годах писал, что так цель воспитания ставить нельзя. Во-первых, она слепо заимствована у Запада, а во-вторых, такая постановка цели носит абстрактный характер, так как ее невозможно практически задать и конкретно проверить результат. Цель, писал А.С. Макаренко, должна быть практически выполнима и выражаться в реальных качествах личности (А.С. Макаренко. О воспитании. — М., 1988). Цель воспитания предполагает организацию педагогически целесообразной деятельности детей по усвоению социального опыта. Вместе с тем этот опыт усваивается ребенком в силу своих индивидуальных особенностей и обеспечивает ему гражданственность. Индивидуальная корректировка усвоения социального опыта происходит в силу психических особенностей личности. Эти положения приводят к мысли об иерархии цели воспитания. В самом деле, если определить цель воспитания как идеальный результат, то речь идет об идеале воспитания в обществе. Определение идеала воспитания — это первый уровень определения цели — всестороннее развитие. Это образец. Это желаемый результат воспитания в необозримом будущем. К такому идеалу общество стремилось всегда. Второй уровень постановки цели — это образец социальной подготовки личности, это образец человека-профессионала, способного выполнить определенный вид деятельности в обществе (врач, юрист, артист, военный, учитель и т. д.). Здесь просматривается социальный заказ на воспитание человека — воспитать человека, полезного данному обществу. В этом случае цель возможно описать в виде конкретных качеств в соответствии со структурой профессиональной деятельности и теми функциями, которые выполняет специалист в данной области деятельности. В каждой специальности есть профессиограммы, элементы которой могут выражать требования к качествам специалиста. Однако следует отличать и личную цель воспитания. Эта цель представляется как смысл жизни человека. Это его потребность в самореализации, развитии природных особенностей и свойств, данных ему по наследству. Вспомним фильм “Доживем до понедельника”, где одна из десятиклассниц в сочинении выразила цель своей жизни: иметь хорошего, любящего мужа, большую семью, где много детей. Вспомните реакцию учителя литературы на высказывание личной цели ученицы! А ведь это реальная жизнь, где каждый из нас видит себя по-своему. Содержание личной цели у каждого свое, так как каждый человек находит свое место в жизни. Вот это и есть образец социализации с учетом индивидуальных особенностей личности. Какова же сегодня цель воспитания, как она формулируется? В Конвенции о правах ребенка (1989) определены цель и задачи образования и воспитания. Цель воспитания — способствовать разностороннему развитию личности школьника, то есть создать все условия для самореализации личности в обществе. Цель воспитания конкретизирована в задачах воспитания: • способствовать развитию личности, ее талантов, умственных способностей и физических сил ребенка в полном объеме; • воспитывать уважение к правам человека и его свободе; • воспитывать уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает; • подготовить ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами; • воспитывать уважение к окружающей природе. 5. Поскольку воспитание и культура общества тесно связаны между собой, важно показать роль культуры общества в процессе воспитания, развития личности. Жизнь общества отражает две его стороны: общественное бытие и общественное сознание. Общественное бытие — это экономическая жизнь общества, материальная жизнь людей, производство материальных благ. Это материальная жизнь общества. Общественное сознание — это духовная, идеологическая жизнь общества. Культура общества — это результат жизнедеятельности общества. Это совокупность материальных и духовных богатств общества. Содержание материальной культуры общества составляют материальные блага людей в обществе, средства производства, технологические процессы, профессиональный опыт и др. Духовная культура представляет идеалы, отношения людей, искусство, все виды знаний, формы мышления, воспитание, всю сферу мировоззрения, философию, право, религию, художественные и нравственные ценности, политику, потребности людей, моду, технологии обучения, воспитания и др. В основе развития духовной культуры лежит материальная культура общества. Смену же способов производства составляют не только производительные силы и производственные отношения, но и переход культуры с одного уровня на другой. Вот почему в период кризисного состояния культуры общества мы не можем дать четкой формулировки существующего в нашей стране способа производства (уровня развития общества). Общество, где все определяют мафия, коррупция, подкуп, взятки и происходит деградация культуры, не имеет себе аналогов в истории. Девиз Н.К. Рериха — “мир через культуру” — убедительное свидетельство того, что культура составляет суть самого общества. Чтобы на земле был мир, писал Н.К. Рерих, не нужны конференции и договоры по разоружению. Надо идти совсем другим путем — путем утверждения и созидания культуры общества. И тот факт, что воспитание само по себе различно в разные эпохи, как раз ярко свидетельствует о его связи с разнообразными уровнями культуры и общества. Культура общества — это важнейшее условие совершенствования и развития личности. Она должна быть настолько многообразной, богатой, интересной и многогранной, чтобы каждый человек мог проявить себя в одном из ее направлений. Культура общества должна удовлетворять духовные запросы личности. Вот почему культурные традиции, преемственность поколений, мастеров культуры, преемственность промыслов, ремесла — это важнейшие условия развития культуры личности и воспитания. Развитие культуры личности опосредовано социокультурной средой общества. Основная литература 1. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. — М., 1991. 2. Бордовская Н.В., РеанАА. Педагогика. — М., 2000. 3. Демакова И.Д. С верою в ученика. —М., 1989. 4. Лихачев Д. Раздумья. — М., 1991. 5. Макаренко А.С. О воспитании. — М., 1988. 6. Психология формирования и развития личности. — М., 1981. 7. Рудзитис Р.Н. Рерих — водитель культуры. — Рига, 1990. 8. Столяренко Е.Д., Сатыгин С.И. Педагогика и психология в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 1999. 9. Харчев А.Г. Социология воспитания. — М., 1990. Date: 2015-10-18; view: 3092; Нарушение авторских прав |